Дрессированные леопарды
Воскресенье. Погода мерзопакостная. Дождь с самого утра. И вдруг вспоминаю, что цирк Московский на гастроли приехал. Сто лет не была. Надо бы сходить. Да и сынишке не помешает для общего развития. Билеты в первый ряд, попкорн, всевозможные дуделки и светилки, в общем, всё необходимое для выражения детского восторга на публике. Торжественно играет цирковой оркестр, медленно гаснет свет. Тишина… Начинает звучать приятная медленная музыка. Я так и знала. Воздушные гимнасты. Точнее гимнастка. Неплохой костюм, яркий макияж. Вот, пожалуй, и всё, что стоило оценки. По крайней мере, взрослого человека. Не тот это цирк, что приковывал мой взгляд к арене в детские годы. Но люди – это часть, и не всегда главная часть представления.
Второй номер. Дрессированные леопарды. Две пятнистых необычайной красоты кошки… Но это лишь первое впечатление. Через мгновение щелчок… Хлопок… Рождается мысль: «Что может быть ничтожнее, чем запуганный, скомканный, пресмыкающийся хищник?» И понеслось… Мысль нашла своё продолжение во взгляде, полном слёз. Комок в горле. Глупо, да? Слёзы в цирке. Просто невыносимым стало осознание того, что даже такое сильное, быстрое, от природы свободное и независимое создание было сломлено, побеждено и обесчещено человеком ради осознания собственного превосходства над всем живым на земле… Нет, я не принадлежу к обществу защиты диких животных, я не вегетарианка. Спокойно могу наблюдать за умными мишками, вертящими блестящие валики задними лапами, смеюсь, глядя, как обезьянки выступают в роли лихих наездников. Но Леопард – это другое. Хищник – этим всё сказано. Может, в ряду пятом это не так заметно, или незаметно совсем, но с ближайшего к арене места потухшие отчаявшиеся глаза, полные обиды и непонимания происходящего видны слишком хорошо, чтобы оставаться к ним равнодушными.
Жестокий мир. Я всё понимаю. Понимаю головой, могу логически объяснить, но не чувствую… Ну вот. Теперь полезли мысли на тему врождённого права человека на свободу: свободу слова, свободу выбора, свободную и независимую точку зрения. Но сколько же взглядов «дрессированных леопардов» я различаю в толпе! Страшно становится, когда понимаешь, что сам принадлежишь к их числу, к числу этих перевоспитанных людей, а если попытка перевоспитания не увенчалась успехом, ты просто становишься искусственным, ненастоящим, приспособленным к обстоятельствам, фальшивым и зависимым, неискренним, скрытным, боязливым и спрятанным в самом себе, как эти обреченные на соответствие требованиям животные. А за этим перевоплощением следует разочарование в себе, осознание собственной никчемности и безвольности, тошнота от спектаклей и цирковых представлений, которые устраиваешь сначала изредка, чтобы «подогнать» себя под ситуацию, а потом просто живёшь ими. Вот только поощрением для тебя становится не аппетитное лакомство, а только временный покой, сглаживание некоторых острых углов, хрупкие мостики через бурную реку жизни, в которую уже очень давно боишься входить, а уж о полноценном искусном и мастерском прыжке в её волны и речи быть не может. Иногда даже кажется, что обжигающий хлыст дрессировщика – ничто в сравнении с ударами жизни, которые предназначены тем, кто наивно верит в то, что может пользоваться и наслаждаться всем изобилием благ, которые она развесила на цветных атласных ленточках перед нашими нуждающимися в яркости глазами.
И ещё: меня сначала удивило то, что мой четырёхлетний сынишка не испытал никаких эмоций при созерцании этого номера. А потом, поразмыслив, я поняла: он тоже посмотрел в их глаза, он тоже увидел там то, чего пока не понимает. Остаётся надеяться на то, что этот маленький белобрысый зверёк никогда не обзаведётся таким взглядом, что его чёрные бусинки останутся такими же озорными, любопытными и полными протеста, как сейчас.
Ну что ж. Слёзы высохли, цирк уехал, думать начинаю на бытовые темы, а на душе всё равно время от времени скребут кошки, скребут и смотрят пристально влажными глазами, как будто надеясь своим примером показать, во что могу превратиться однажды я сама. И от этого хочется купаться в жизни хотя бы для того, чтобы избежать «дрессированности»…
Свидетельство о публикации №207020100154