Прощание с эпохой

                Эта статья была опубликована в газете «Советская Россия» № 4
                (13076) за 17 января 2008 г., стр.6.

 Культура в целом и музыка в частности немыслимы без многообразия жанров, стилей, направлений. Каждый должен иметь право на выбор – что именно ему слушать и петь. Вопреки расхожему ныне мнению, в Советское время выбор этот был весьма богатым. По радио, на телевидении, на грампластинках государственной фирмы «Мелодия» можно было услышать практически всё: и классику, и народную музыку, и широчайший диапазон авторской песни – от декадентских романсов Вертинского до героических военных баллад Высоцкого, и песни знаменитой плеяды советских композиторов, и джаз, и рок («Наутилус-Помпилиус», «Машина времени») и т.д. Сейчас, пожалуй, и не припомнишь, какая вообще музыка в то время не звучала в эфире, не считая разве что самой оголтелой и пошлой антисоветчины. Кстати, весьма низкого пошиба в художественном отношении. Даже на острые политические намёки в песнях озорных интеллигентных бородачей – так называемых бардов – тогда, в 1970-е и 1980-е годы, благодушно смотрели сквозь пальцы. Сейчас принято считать, якобы советские люди были оторваны от современной популярной музыки, сидели за каким-то пресловутым «железным занавесом». Этот тезис особенно упорно навязывается нам новоявленными историками. Он повторяется настолько часто, что скоро войдёт и в школьные учебники. И, кажется – нет уже сил спорить с ними, с этими лукавыми историками, выполняющими очередной заказ. Хочется махнуть на всё рукой и отойти в сторону – дескать, пишите, что хотите о нашем прошлом! Каждый ведь, в конце концов, зарабатывает себе на хлеб как умеет. Но спорить всё равно надо. И напоминать чересчур забывчивым, что в Советском Союзе в своё время перебывал на гастролях весь цвет мировой эстрады – и «АББА», и «Бони М», и Джо Дассен, и вообще кто угодно. И что грампластинки с их записями в те годы выпускались не в каком-то глухом подполье свободолюбивыми меломанами, а вполне официальным Апрелевским заводом.
 К чему я всё это говорю? Да к тому, что за последние полтора десятилетия у нас произошло невиданное доселе оскудение музыкального эфира. Исчезли не отдельные произведения и не отдельные имена – исчезли целые направления в современной музыке. Вымерли как мамонты. Где теперь замечательные песни отечественной эстрады шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов? Кто их ещё помнит? Это же был настоящий кладезь, целый пласт нашей музыкальной культуры. И почему в наши дни почти никто не пишет по-настоящему мелодичных песен? Не могла же великолепная когорта блестящих композиторов-песенников в одночасье уйти в небытие, не оставив после себя ни учеников, ни традиций? Ведь прошло всего-то лет двадцать – не больше. Что, разве не модно теперь сочинять и исполнять песни в традиционном стиле? Кто-то, видите ли, желает слышать только металлический лязг и дёргаться под него в конвульсиях? Пусть дёргается, кто хочет – у нас, как известно, свобода. Но есть ведь и другие слушатели! Кто изучал, кто исследовал – что именно хотят слушать люди?
 Прошёл уже почти год, как из эфира исчезла одна замечательная передача. В субботу, 13 января, я случайно включил радиоприёмник. Начиналась передача «Чего старенького?» о советской эстраде прошлых лет. Как жаль, что раньше я не знал о её существовании! И вот, грустный голос ведущего сообщает: сегодня мы в последний раз выходим в эфир. Передача закрывается. Сегодня будут только песни о расставании. Зазвучал знакомый с раннего детства, с разбитой когда-то граммофонной пластинки голос Вадима Козина. «Прощай, мой табор». И ещё, ещё – до боли знакомые песни и романсы. Изабелла Юрьева: «Мы странно встретились, и странно разойдёмся»…
 Ведущий поясняет: редакторы радиовещания сочли нашу передачу немодной. Поэтому она закрывается. Сегодня мы пришли к Вам в последний раз.
Звучит голос Ружены Сикоры: «Не грусти». Ведущий сообщает: Ружена Владимировна, народная артистка России, умерла три недели назад, в конце декабря. На её похороны пришло всего ТРОЕ. А на днях, оказывается, скончалась ещё одна народная артистка России – Капитолина Лазаренко. Старые мастера эстрады уходят. Уходит целая эпоха, прощается с нами.
 Где, в какой газете, по какому каналу телевидения нам сообщали о смерти этих кумиров советской эстрады? Кто вообще об этом слышал? Где-то там, в редакциях, решили, что нам всем это совершенно неинтересно. Вот случись сейчас несчастье с каким-нибудь далёким заокеанским поп-идолом, орущим что-то бессвязное под откровенную какофонию вместо музыки, но! непременно на английском языке, началась бы форменная истерия. Газеты пестрели бы аршинными заголовками, дикторы и комментаторы бились бы в слёзном экстазе. Потому что: СЧИТАЕТСЯ, что нам всем это безумно интересно – кто из зарубежных звёзд где выступил, кто с кем сошёлся или разошёлся. Мы все должны быть без ума от рок-н-ролла, от джаза, рэпа, стиля техно и Бог знает от чего ещё. Это решили за нас с вами.
 В эфире тихо прощается такая прекрасная передача, которую я никогда прежде не слушал. Звучит незабвенный Пётр Лещенко: «Скажите, почему нас с Вами разлучили?».
 Комок в горле. Уходит передача, уходит эпоха. Навсегда…


Рецензии
Действительно грустно....
Я как-то наткнулась на старые песни Эдиты Пьехи 70-х. Мало того, что она вообще красиво поет (и умеет это делать, кстати, в отличие от современных исполнителей!), так еще был текст поэта-классика, со смыслом, душой. Задумчивая такая песня, заставляющая слушателя углубиться в свои нежные переживания. Разве можно такое сравнить хоть с какой-нибудь "Дюной"?
И еще. Когда я работала на своей прежней работе, нам начальство сделало как-то подарок - оплатило запись диска (каждый сотрудник фирмы пел там по одной песне) на профессиональной студии (где все эти безголосые "Дюны" пишутся!). Так вот, на мое смущение по поводу своих скромных вокальных данных, мне ответили, что это не играет никаой роли абсолютно, мне даже в ноты не надо попадать! Они все что нужно сделают на аппаратуре (даже ноты подгонят под мой кричащий хрип в припеве!). Тут при всем желании даже голос Рыбина можно под Хворостовского "сделать", был бы, как говориться, спрос. И "Дюна", кстати, их постоянные клиенты. Один напряг для наших певчих - попадать потом под свою же фанеру.
Вот такие пироги.
Так что, теперь у меня свой диск есть!
Не отстаю от попсни, так сказать!

Наталья Петербургская   22.01.2008 22:15     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше внимание! Да, уровень прежней эстрады был гораздо, несоизмеримо выше, нежели нынешней. Однако и сейчас есть по-настоящему талантливые ансамбли, рок-группы и отдельные исполнители. В современной музыке тоже подчас встречаются блестящие песни, настоящие шедевры, причём во всех жанрах - на мой непрофессиональный взгляд. Просто в целом их стало меньше, слишком много мусора. Эта моя статья опубликована в газете "Советская Россия" № 4 (13076) за 17 января 2008 г., стр.6.

Феофан Прадедов   22.01.2008 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.