Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба -

От составителя:
это продолжение 1,2 и 3 частей II главы "Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба"
Начало смотреть "ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА".
*********************************************

Часть 4

Несмотря на большую занятость по своей работе в Дебальцево, я однажды вырвался в Чернухино к матери и пошел навестить своего друга Сашку Аксёнова. Он, после занятия села нашими, был назначен Председателем Чернухинского Ревкома.

Недолго мы беседовали с ним, как стали свидетелями бегства наших отступающих по селу солдат, так называемых «Богучарских капелюшников», которые были призваны в Красную Армию без желания, в своей одежде и капелюхах, и воевали очень плохо. Скоро начался артобстрел села с бронепоезда. Видя неустойчивость наших богучарцев и угрозу оставления ими села, мы взяли в руки винтовки и решили с Сашкой влиться в их ряды, поднять их настроение, приостановить отход, увлечь в наступление и спасти положение.

Расчёты наши оправдались. Мы обошли всю отходящую цепь, пристыдили их. От кого бежите?! Остановили отход и первыми бросились в контратаку против реденькой наступающей цепи белых, прорвали их цепь, продвинулись вперёд, и белые начали откатываться назад. И теперь пошли в атаку и богучарцы. Мы отогнали белых за полотно ж.д. возле Тришкиной будки. Я первый выскочил на ж.д. полотно и видел, как белые подхватывались с обратной стороны полотна и бежали по всему фронту по направлению к своему бронепоезду, стоявшему у мостиков, где теперь разъезд Редкодуб, а затем ушли в сторону ст. Рассыпная.

Дело сделано, теперь можно и возвращаться в село. Когда я возвращался, мне показалось странным, что нигде не вижу Сашки, и даже подумал, не убит ли он. В это время со мной повстречался один богучанец и нёс кожаную тужурку, похожую на Сашкину. Хотел спросить, но не решился. Иду дальше, встречаю своих партизан земляков. Спрашиваю: Не видели ли они Сашку Аксёнова? Они сказали: он убит, показали, где лежал его труп, который недавно увезли на подводе в Ревком. Я опешил, меня просто поразила эта новость. Бегу в Ревком, не застаю, его увезли домой на Лемешовку. Туда идти мне не по пути, и я решаю идти на станцию, ехать в Дебальцево и организовать оркестр на похороны Сашки.

Так нелепо в расцвете своих сил погиб мой самый близкий и самый любимый друг Александр Кузьмич Аксёнов, подававший большие надежды на крупного советского работника. В этом же бою погибли ещё два наших партизана: Филька Царёнок и тов. Устин, фамилию я его не знал и позже не узнал. Знал, что он был одинокий, без родных, жил рядом с Касьяном Чаплыкиным по шляху вверх.

Поскольку речь зашла о погибших, я должен добавить, что самым первым из бойцов нашего первого отряда погиб дядя Вася Шапуненков, затем Ерёменко Степан «Мишин», Баранов Захар Максимович, Аксёнов Охрем «Лупанов» на ст. Мануиловка при ж.д. аварии погиб Афонин Михаил «сын писаря», в Алчевске на митинге от шальной пули погиб Бахарев Иван. Погиб где-то за Ворошиловградом, ставший командиром полка наш первый командир отряда тов. Петров Иван Ефимович «Буцков». В боях под Чистяково погиб командир повстанческого полка тов. Резниченко Михаил, бывший комендант ст. Дебальцево при украинцах. Он перешел к нам ещё в Алчевском и похоронен в братской могиле Дебальцево с почестями. Мне ещё пришлось держать надгробную речь над своим доброжелателем в период подполья.

Вечная им память и Слава.

За себя говорить неприлично, но я не могу умолчать. Во всех сражениях я лично принимал участие, не зная страха. Очень часто был на волоске от смерти и остался невредим. Так же как и герой наш и мой друг Пастухов Владимир Николаевич.

Не могу забыть, как однажды около водокачки 8 км, когда мы часто наступали из Мануиловки и отступали, я по своей инициативе прорвался далеко вперёд от своей цепи. И когда стал спускаться по обратному скату косогора к балке Чернушке, я попал на мушку пулемётчика-снайпера белых, стрелявшего с окраины с. Чернухино по мне. Пули всё время свистели вокруг меня, так близко, что я поневоле струсил. Хотя цепь наша давно отошла назад к Софиевке, а я не могу двинуться с места, т.к. всё время снайпер не прекращает стрелять по мне, и очень метко. Я прилёг за небольшим бугорком и долго ждал удобного момента, чтобы бежать назад, но как только пошевельнусь, он зорко следил и начинал стрелять ещё ближе и опаснее. Вижу, что не будет этому конца. Подхватился и побежал, что есть мочи в лесок к водокачке, хотя делаю крюк, обстрел по мне усилился очередями. Пули буквально между ног шлёпают в грязь. Когда выскочил в кустарник – обстрел прекратился. Я передохнул и пошел по берегу к зданию водокачки и зашел к своему хорошему приятелю Решетняку. Он посмотрел на меня и спрашивает, почему я такой бледный? Я показал ему свою чумарку и шапку, изрешеченные пулями, и он поразился, как я мог остаться живым.

При контратаке с Сашкой Аксёновым я первым выбежал на ж.д. полотно – пули свистели, а я кричал ура! За полотном лежали белые и на моих глазах поднимались и убегали буквально из-под моих ног, и опять ни одна пуля не зацепила. Таких случаев необыкновенной удачи для меня было много. И теперь, когда я вспоминаю эту партизанскую эпопею, длившуюся с 18 ноября 1918 года по 9 марта 1919 года, я нахожу это время самым ценным и счастливым, что остался жив и невредим. Да, это лучшие боевые дни во всей моей жизни. Часто находились на волоске от смерти, хлебали горюшко вдоволь. И голодали, и холодали, и чего только не испытали, но всё это пережито с энтузиазмом и гордостью, и теперь забыто. Кануло в вечность. Пролетело как чудесный сон. Сохранилось лишь в памяти чувство редчайшей дружбы боевых товарищей и чувство гордости за наши славные дела, за наше землячество. На всю жизнь сохраняю в сердце своём самое лучшее чувство безграничной любви и благодарности ко всем моим землякам партизанам. За эти славные дела. Они были настоящими героями, они нигде и ни разу не пошатнулись и не подвели нас, а всегда и всюду держали себя и наш партизанский отряд достойно, как положено сынам великого советского народа.

Погибшим вечный покой и слава! Живым – вечная благодарность от потомства.

Большинство погибших похоронены в братской могиле в центре села Чернухино, где благодаря нашим заботам с Терентием Харитоновичем Спиридоновым поставлен памятник героям партизанам.

Когда бы я не проходил мимо этой могилы и памятника, я всегда остановлюсь, сниму головной убор и отдаю честно свой священный долг перед ними.

Вспоминая своих земляков и товарищей по борьбе, я иногда невольно сам себе задаю вопросы: Откуда у меня, простого деревенского парня с середняцкой психологией, к тому же по профессии чиновника-служащего, бралась воля и энергия безропотно переносить все эти тягости и лишения в борьбе за Диктатуру пролетариата? За Коммунизм? Ведь я лично никогда не был пролетарием, а всю почти свою жизнь прожил среди крестьян и служащих. И далее: Откуда бралась железная воля и энергия у моих земляков-чернухан, боровшихся с таким героизмом и самопожертвованием за Диктатуру пролетариата? За коммунизм? Ведь большинство из них - зажиточные крестьяне-середняки, не имеющие понятия, что такое диктатура пролетариата.

На этот вопрос я отвечал так:

За себя: Потому, что я с молоком матери впитал страшную ненависть к царскому строю. За то, что царские сатрапы замучили моего деда Кирюшку – Кирила Стефановича Афонина, отца моей матери, который, по рассказам матери и других, был выдающимся по тому времени грамотеем и умницей, и даже революционером-бунтарём. Он был хорошо грамотным, знал на память почти всю огромную книгу – библию. Выписывал журналы. Не признавал ни светской, ни духовной власти. Попов обычно называл подлецами и бездельниками. Повесился, не выдержав издевательских вопросов и истязаний полиции. Вся его вина заключалась в том, что он как-то на улице возле магазина смело заявил: «Если бы вместо этого фонаря повесить белого царя, мужикам бы стало куда светлее». Это изречение им было вычитано из народнической литературы. Наша мать всю жизнь оплакивала отца и голосила особенно жалостно, что отец сам наложил на себя руки. Она всегда ставила нам его в пример. Я никогда не забуду тех раздирающих душу сцен, когда она, сидя за прялкой, проливала горячие слёзы, а мы, пять детей её, становились рядом с прялкой и плакали такими слезами, каких невозможно видеть. И эти сцены повторялись очень часто и доводили нас до исступления.

Далее от себя и от имени моих земляков я отвечал: Потому, что революционерами нас сделал 1905 год. В нашем селе в 1905 г. был учитель Иван Петрович Редькин. Он был прекрасный педагог, отличный регент церковного хора и яростный революционер, и пользовался огромным авторитетом у всех селян. Он проводил в селе митинги очень горячо и привлекательно выступал с речами. Поднял всех почти мужиков против помещиков и добился захвата их земли. Он возил наших селян в Горловку на баррикады. Мы молодёжь, мне было 13 лет, тоже были в Горловке и видели, как казаки жестоко рубили и кололи пиками рабочих-дружинников. И пели революционные песни: про Луганского токаря героя Ворошилова и про Авдеевского учителя Дейнеко, руководителя Горловского восстания.

В селе существовала подпольная революционная организация куда входили:
Спиридонов Т.Х., Моисеев Андрей Степанович, «дед Солопей» с сыном Трофимом, Боранов Нифонт, Журуев Михаил Денисович, Змиёв Фёдор Архипович, Ключков Сергей, Афонин Иван Пантелеевич «Иван Косой» и др.

Неизгладимую память оставил в сердцах многих чернухан полевой суд 1905 г. в г. Екатеринославе, присудивший И.П. Редькина к расстрелу, а фельдшера Багровского, деда Солопея, Ивана Косого и др. - на вечное поселение в Сибирь. И многие селяне горячо оплакивали судьбу любимого учителя Редькина.

Эту свирепую царскую расправу над любимцем села наш народ не забыл, отсюда и начинаются, и идут те революционные искры, которые теперь отразились в героической борьбе наших партизан в 1918-1919 годах.


***********************************************

От составителя:
продолжение следует по мере набора текста...

Дальше будет продолжение последней части II главы: "Немецкая оккупация 1918 г. и партизанская борьба"


Рецензии
Вы знаете, уважаемый, я могу только еще раз повторить свое позитивное отношение и уважение к таким трудам, и считаю, что их просто необходимо экранизировать. Такое народ знать просто обязан!!!

С уважением

Василий Морозов   17.04.2007 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Василий, за Ваше внимание к этим воспоминаниям того, кто стоял у истоков рожедния новой общности - "советский народ"...

Все главы уже перенесены мной на эту страничку Ивана Змиёва. Теперь дело за читателями, для которых и было это всё сделано.

Что же до экранизации, то, как я Вам уже писал под предыдущей Вашей рецензией, дело за теми, кто знает, что сейчас "рынку" нужно. Сомневаюсь, что кто-то захочет вложить в "прошлое Донбасса" деньги и показать миру картину, как всё начиналось тогда, в те далёкие времена. Это перевёрнутая страница и к ней "деньги" не возвращаются (ситуация не та, миром теперь правит Золотой телец - это не в его интересах). Были бы читатели - и на том спасибо!.. А там, как знать...:))

Всего Вам Доброго и Светлого в Жизни!

С уважением,
Геннадий

Иван Змиёв   22.04.2007 16:19   Заявить о нарушении
А была и другая жизнь в Чернухино в те годы...

СЕМЕЙНАЯ ДИНАСТИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
http://www.eparhia.dp.ua/index.php?page=3&id_position=62&id_catalog=52
"Супруги Крамаренко многим помогали не только по долгу службы, а и по велению души и сердца. Матушка Евдокия учила своих воспитанниц языкам и музыке, шитью и таким житейским важным вещам как смирению, любви, доброте и милосердию. И все это не эпизодически, а регулярно, изо дня в день, год за годом. В семье Крамаренко постоянно воспитывались чужие дети, в основном девочки. За это их очень уважали в селе, так как всегда считалось, что помочь бедным, нищим и сиротам угодно Богу, а таковых хватало, а особенно после революции. Воспитанницы жили, росли и учились вместе с остальными детьми. После достижения зрелого возраста, девочек выдавали замуж. Каждая воспитанница получала, хоть и небольшое, но приданое, то, что ей могло пригодиться на первых порах самостоятельной жизни. Думаю, что много раз уже в своей взрослой жизни, они добрым словом вспоминали тех, кто удержал их на краю бездны, помог в тяжелые минуты их жизни. Видно поэтому в самые тяжелые годы за них и заступались жители села.
В исторических документах, характеризующих культурно-просветительское состояние Чернухинской волости в начале ХХ века, говорится следующее: "...Еще в дореформенное время Чернухино представляло собой волостное село, в котором славилась на всю округу Николаевская церковь. Часть сельских детей посещали церковно-приходскую школу при церкви. В школе обучались дети не только самых зажиточных прихожан..." Эта высокая оценка общественно-полезной деятельности отца Валериана и матушки Евдокии свидетельствуют о том, что они пользовались большим уважением и авторитетом у прихожан и односельчан.
Чернухинскую жизнь отца Валериана и матушки Евдокии можно разделить на три основных периода: – первый (1904–1917) – время становления и расцвета; – второй (1918–1923) – время трудностей и испытаний; – третий (1924–1937) – годы забвения, преследований и репрессий.
Обобщая анализ сохранившихся исторических документов, воспоминаний трех сестер Крамаренко и очевидцев, характеризующих первый период жизни Валериана Феофиловича и Евдокии Алексеевны в Чернухино, можно сказать, что этот период был лучшими годами их жизни, так как их энергичная разноплановая работа была полезна обществу и способствовала повышению общеобразовательного и культурного уровня населения региона.
Второй период жизни супругов Крамаренко в Чернухино, включающий 1917–1923 годы – это время Гражданской войны и небольшой период после нее. Во время Гражданской войны развернулась ожесточенная борьба за Донбасс между большевиками и контрреволюционными силами, финансируемыми Антантой. За время с 1918 по 1920 годы в Чернухино побывали австро-немецкие войска, Донская армия генерала Краснова, Добровольческая армия генерала Деникина. И только в январе 1920 года Донбасс был полностью освобожден Ударной группы войск под командованием Буденного. С 1920 по 1923 год обстановка в регионе оставалась крайне напряженной, так как в нем продолжали активно действовать многочисленные банды. Положение было настолько сложным, что для защиты граждан в населенных пунктах были расквартированы специальные воинские гарнизоны, а местные власти Чернухино неоднократно объявляли военное положение и вводили специальные пропуска для хождения после 9-ти часов вечера.
Этот период в жизни семьи священника Крамаренко был очень трудным и опасным и стал временем серьезных испытаний. Первыми, кто пострадал при перемене власти, были семьи священнослужителей. А кто же еще? По мнению новых властей, они были самыми богатыми и закоренелыми врагами. Особенно для "красной" власти, да еще когда была объявлена эра атеизма.
Из воспоминаний дочерей известно, что за это время большевики неоднократно арестовывали супругов Крамаренко и пытались их расстрелять. Но благодаря участию и ходатайству прихожан, расстрелов удалось избежать. В период разгула бандитизма, регулярные грабежи сильно подорвали материальное состояние семьи. Жизнь в режиме постоянных нервных потрясений, угроз, грабежей, переживаний за жизнь дочерей сильно подорвали состояние здоровья матушки Евдокии и особенно ее нервной системы.
По свидетельству очевидца, Григория Ефимовича, отца Валериана и его жену не менее трех раз выводили на расстрел. Но в селе не нашлось ни одного человека, который мог бы сказать хоть одно плохое слово об этой семье. И их в очередной раз отпускали. Отец Валериан как-то справлялся с этим, а у матушки Евдокии после очередного несостоявшегося расстрела помутился рассудок и она, не выдержав тяжелых жизненных испытаний, закончила свои дни в специальном заведении, предположительно в 1927 году в Луганске.
Начинается коллективизация, церковная земля конфискуется, священнослужители и члены их семей преследуются. Благодаря хорошему отношению местных властей к отцу Валериану, церковь в Чернухино не закрывается и продолжает работать ЦПШ. Одной из главных задач отца Валериана, а точнее, целью его дальнейшей жизни, становится сохранение церкви от разрушения. И видно Господь ему в этом помог. Так, несмотря на то, что большинство церквей в округе в течение 1927–1935 годов были полностью уничтожены, Чернухинская церковь сохранилась. Видно те добрые дела, которые сделали отец Валериан и матушка Евдокия, не пропали даром, и у местного руководства не поднялась рука на сотворение такого зла, как уничтожение церкви. Благодаря этому церковь сохранилась до наших дней.
Чтобы выжить в этих условиях, необходимо было скрывать свое происхождение, а старших дочерей выдать замуж за рабочих или шахтеров и раствориться в общей серой массе. Елена выходит замуж в 1926 году и уезжает с мужем в Луганск, где продолжает преподавать в начальных классах. Антонина в 1927 году также выходит замуж и переезжает в Горловку к мужу. Жизнь продолжается напряженными буднями, матушка Евдокия часто болеет, но, несмотря на это, ведет хозяйство и занимается воспитанием младшей дочери. В 1934 году Надежда переезжает в Луганск к старшей сестре Елене, поступает на курсы бухгалтеров, которые оканчивает в 1935 году и начинает работать бухгалтером в системе торговли г. Луганска. В 1937 году отец Валериан покидает Чернухино и переезжает на постоянное место жительства к своим дочерям в г. Луганск. В 1939 году Надежда выходит замуж, а в ноябре 1940 года у нее рождается сын. Радости отца Валериана не было границ, наконец, в его роду появился первый долгожданный мужчина – продолжатель рода."

Иван Змиёв   28.11.2009 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.