Модная кража

 ТУРИЦЫНА НИНА
 
 МОДНАЯ КРАЖА
 Ч. 1

К соседке с первого этажа, чья квартира находится напротив моей, я последнее время заходила из простой учтивости. Ну, согласитесь, нельзя быть подругами, имея разницу в возрасте 40 лет! А Вере Васильевне – уже 75. Познакомились мы с ней 10 лет назад, когда я с мужем и маленькой дочерью переехали из коммуналки в отдельную квартиру. Дочь была еще слишком мала, чтобы отдавать ее в детский сад, и Веру Васильевну, что называется, «бог послал»: она была еще не старой, бодрой, деятельной и изнывала без дела и без семьи, незадолго перед нашим переездом похоронив мужа и только раз в году видя сына, приезжавшего в отпуск из Москвы. К тому же Вера Васильевна была по профессии педагогом и даже нашим с мужем собратом по специальности: тоже окончила в свое время филологический факультет, только она – в пединституте, а мы с мужем – в университете. И проработала она всю жизнь в детском саду, сначала воспитателем, и даже первое время в той группе, которую посещал ее сын, затем, когда в детских садах придумали новую должность – педагогом. А мы с мужем – редакторы, он – в журнале, я – в издательстве.
В тот первый год Вера Васильевна очень нам помогла. Дочь до сих пор относится к ней с большой теплотой, как и к первой своей учительнице. Да они и похожи в чем-то: строгие в одежде и манерах, а глаза – добрые, даже с лукавинкой. Никогда, как ее сверстницы-старушки, не сидит она на скамейке перед подъездом, обсуждая прохожих, бесконечно жалуясь на жизнь. Нет! Даже когда осенью в квартиру над ней въехали новые жильцы и вскоре, чуть не через месяц, умудрились Веру Васильевну затопить, она, не обращаясь за помощью ни в ЖЭУ, ни в милицию, сумела так с ними поговорить, что они, первоначально настроенные на скандал («Пусть идет хоть в суд – ничего не докажет: коммуникации старые, их просто от ветхости прорвало!»), затем добровольно побелили в обеих ее комнатах потолки, и на этом дело закончилось.
Она и постарела-то совсем немного за эти 10 лет: прибавилось седых волос, но прическа все такая же аккуратная. И ходит пока еще бодро, сама посмеиваясь над собой:
- Сзади – пионер, спереди – пенсионер!
И вдруг – это неожиданное, ужасное.
Несколько дней к ней не заходила: все некогда. Но на работе выдалась свободная минутка – дай, думаю, ей позвоню, как она там. Никто трубку не берет. Странно. В обеденный перерыв еще позвонила – не отвечает. Даже, помню, волнение какое-то почувствовала. Но потом столько дел навалилось – забыла о ней.
А вечером вышла из дверей издательства – и прелестный весенний вечер окутал теплотой и покоем. По времени – поздно, а светло еще как днем. Решила хоть одну остановку пешком пройти, прогуляться. Потом, возле дома, зашла в магазин. И только проходя под ее окнами, вспомнила о соседке. Нужно бы зайти узнать, почему телефон не отвечал. В окнах света нет. Это понятно: она бережлива, а зачем зажигать, если и так еще не темно? Позвонила в дверь – молчок. Неужели где-то до сих пор гуляет? Хотя почему бы и нет – погода прекрасная.
Дома поужинали, проверила дочкины уроки, отпустила ее ненадолго с подружкой погулять.
Дочь вернулась через час. Спросила ее, не горит ли у Веры Васильевны свет.
- Нет.
- А ты смотрела?
- Могу еще раз посмотреть.
Вышла, посмотрела:
- Нет!
Помню, мне стало тревожно. Не заболела ли? Но тогда – обязательно бы позвонила, сообщила, мы - так уж получилось – у нее теперь самые близкие люди. Вышла и спросила старушек на лавочке, не выходила ли сегодня Вера Васильевна?
- Нет, не выходила.
Уж они-то всех замечают! А в окнах у нее по-прежнему темно. И на улице темно уже, пора бы зажигать.
- Сережа! Катя! Что делать будем?
- Мама, вызови милицию для успокоения души, а то ведь не уснешь!
 Приехала милиция, молодой симпатичный лейтенант показал свое удостоверение:
- Гаврилов. Давно вы ее потеряли?
- Сегодня – весь день ее нет. А вчера… Когда я ей звонила, вчера или позавчера? Не помню… Мы с ней говорили, она ни на что не жаловалась.
- Будем дверь вскрывать. Зовите еще соседей.
Позвали из средней квартиры на нашей площадке
- Так ведь у вас с ней стена общая. Никаких звуков подозрительных не слыхали?
- Мы целый день на работе. Оба работаем. А вечером – не слышали ничего.
Лейтенант позвонил нашему участковому:
- Подойди.
И назвал адрес.
- А можно не ломая двери? Как она потом ее чинить будет?
Катя свои услуги предложила:
- Может, через форточку?
Лейтенант посмотрел на нее:
- Пригласи лучше какого – нибудь знакомого мальчишку.
- Да, в соседнем подъезде мой одноклассник живет. И он худенький.
Сбегали за одноклассником.
Он с готовностью полез выполнять просьбу, но тут же отрапортовал, стоя на карнизе:
- Форточка заперта изнутри.
Его подсадили к следующему окну, потом к третьему – всё заперто.
- Придется вскрывать. Соседи, ломик одолжите.
На звук вскрываемой двери никто не вышел, и мне стало страшно. Что же с Верой Васильевной? В прихожей – никого, в комнатах – пусто. Мы прошли на кухню. За кухонным столом сидела Вера Васильевна, как-то странно прислонившись к стене. На столе перед ней стояла… пустая бутылка из-под водки, лежал хлеб и еще что-то из еды. Я была несказанно удивлена: так это было на нее не похоже.
Лейтенант потрогал ее за плечо.
- Она мертва.
Мое удивление сменилось ужасом:
- Мертва? Да она еще вчера или позавчера ни на что не жаловалась… Я с ней говорила по телефону…
- Столько водки засосать! Тут и здоровенного мужика бы не откачали!
Я не могла поверить своим глазам. Мы с мужем пытались сказать, что она никогда не пила, но милиционеры нам не верили, соседи тактично молчали – дескать, сами видите.
- Вы не представляете, сколько одиноких старух пьют, и никто до поры до времени не знает. Они умеют скрывать свой порок,- у молодого лейтенанта был вид « инженера человеческих душ».- Составляем протокол. Подпишетесь потом.
- Может, « скорую» вызвать? – робко предложила я.
- «Скорая» на трупы не выезжает!- отрезал лейтенант.
Они сейчас напишут ужасный протокол: « Умерла в состоянии острой алкогольной интоксикации». Какой позор! И я должна буду это подписывать? Ни за что!
- Может, кто-то ее угощал?
Неожиданно лейтенант согласился:
- Давайте проверим квартиру. С первого взгляда всё в порядке, но оглядите поподробнее.
Мы прошли в первую, большую комнату. Диван, два кресла, старый полированный сервант с посудой, телевизор, большой фикус в углу, стол по - старомодному посередине. В спальне – застеленная кровать, шифоньер, стеллаж с книгами, тумбочка с настольной лампой, на ней очки, какой-то детектив в яркой обложке, с закладкой. Никаких лекарств, кроме йода. Всё как обычно.
- Она ничего не принимала?
- Принимала от давления что-то простое типа дибазола, папазола… Но хранила, кажется, на кухне в ящике стола, чтобы сразу запить. Она была очень аккуратной.
Лейтенант промолчал. Участковый хмыкнул недоверчиво, явно в угоду лейтенанту.
- К ней приходили из поликлиники в течение месяца?
Я кивнула.
- Тогда завтра вызовите врача составить акт о смерти. Приготовьте ее паспорт, полис, карточку из поликлиники, если найдете, конечно. И надо родственникам сообщить. Знаете кого-нибудь?
- Сын в Москве. И внук. Но телефон - не знаю. Разрешите поискать?
Я огляделась беспомощно. Где всё это может быть?
- Поищите в серванте, в выдвижных ящиках…
Да, правильно! В первом же ящике отыскался паспорт, пенсионная книжка, медицинский полис, какие-то квитанции. Но записной книжки с адресами не было. Лейтенант опять подсказал:
- Где у нее телефон? Поищите возле него.
Телефон у Веры Васильевны был в прихожей, туда и прошли. Точно! На маленькой тумбочке возле него лежала адресно-телефонная книжка. Я перелистала несколько страниц. Вот и московский телефон сына.
- А можно прямо сейчас позвонить?
- Нужно!
- Прямо отсюда? ( Кто платить будет?)
- Да звоните же!
Я набрала номер. Только после седьмого сигнала услышала недовольный мужской голос:
- Да!
- А сына Веры Васильевны можно услышать? Это из Уфы звонят.
- Он за границей, в отпуске.
- Подождите, - испугалась я,- не кладите трубку!
Лейтенант перехватил:
- С Вами говорит старший лейтенант Гаврилов. Мы в ее квартире. Она обнаружена мертвой. Дверь пришлось взломать.
На том конце провода что-то говорили, а потом лейтенант заявил:
- По-моему, он тоже пьян. Впрочем, он меня понял.
- Приедет?
- Должен. А квартиру мы пока опечатаем.
- А её? Оставим?
- А Вы хотите к себе забрать?
Они составили протокол. Никаких следов насилия. Ограбления нет. Старуха умерла от огромного количества выпитой водки.
Мы пошли к себе. Муж удрученно молчал, как будто его обманули. Я его понимала. Я тоже чувствовала себя обманутой.

 Ч. 2

Я немного опоздала на службу после почти бессонной ночи. Возле двери моего кабинета уже сидел наш местный Честертон. Он поднялся с недовольным видом:
- Жду Вас.
Неожиданно я почувствовала к нему неприязнь. Пишут, сочиняют невесть что, а вот разгадать самый простой случай вроде вчерашнего – пожалуй, не под силу?
- Извините, у нас в подъезде вчера ночью – неожиданная смерть.
Он заинтересовался. Я рассказала ему вкратце, и он обратил внимание на ту же несообразность. Приличная интеллигентная женщина, а умирает с таким диагнозом. Как завзятый алкоголик! Я не могу смириться с таким позором для нее, ведь смерть – еще не конец. Остается память о человеке. Она честно прожила свою жизнь, воспитала и дала хорошее образование сыну. Что он должен думать? Что его мать была тайной алкоголичкой? Неужели такое возможно? Я поверю, быть может, но когда получу доказательства.
- А какие доказательства?- спросил он.
- « Преступник – творец, сыщик – критик».- процитировала я.
- А Вы все-таки считаете, что был и преступник?
- Я пока ничего не считаю. Я просто не могу поверить. Я к ней заходила и неожиданно, и поздно вечером. Я бы заметила, что она пьёт. Женщина быстро опускается, а она была такой же аккуратной, как и десять лет назад, даже педантичной. И в квартире у нее порядок…
- Ничего не пропало?
- Да вроде нет…
И сама задумалась. Я ведь смотрела вчера, думая о другом: где искать документы, записную книжку. А так – квартиру оглядела мельком, больше полагаясь на милицию – они люди опытные, профессионалы. В серванте беспорядка я не заметила… В спальне? На кухне? Я мысленно обозрела ее квартиру. Вроде нет… Но ведь я всё смотрела как бы по низу, перед собой.
- Вы заинтересовались? Ведь это же Ваш хлеб, Вы пишете детективы. Должен приехать ее внук. Мы еще сможем к ней попасть. Придете?
И я назвала адрес. Он обещал. И не обманул! В 4 часа раздался звонок:
- Лиля Ильинична?
- Да! Черкавин? Я узнала Ваш голос.
Оказалось, что он ждет уже у выхода. Я быстро спустилась.
- Вы свободны?
- Да, пойдемте прямо сейчас.
До моего дома три остановки, можно и пешком пройтись. Он согласился.
- Черкавин…А свою собственную фамилию Вы не пытались разгадать?
- Да это легко. Достаточно правильно поставить ударение: на первый слог.
- И …
- Ц чередуется с Ч. Цудо – чудо. Галиция – Галичина. Церквин. Церковин. О поменялось на А. Вспомните бояр Сабакиных.
Я, признаться, была покорена. Хорошее начало!
В нашем подъезде у двери Веры Васильевны какой-то неопрятный парень возился с ее замком. Слесаря, что ли, из домоуправления прислали.
- Здравствуйте! Я соседка Веры Васильевны из 16 квартиры.
- А я – ее внук. Прилетел первым рейсом.
- О, так это я с Вами вчера по телефону разговаривала. Чините?
- А то как же, ведь разворуют всё.
- А на Ваш взгляд - ничего не пропало?
- Больно я знаю. Я тут десять лет не был.
- А я – всего дня два- три.
- Значит, Вы лучше должны определить.
- А Вы позволите взглянуть?
- Валяйте.
Мы с Черкавиным переглянулись, но обрадовались даже такому приглашению. Мой детектив почему-то сразу пошел на кухню.
- Где ее нашли?
Я указала на стул возле кухонного стола. Бутылка всё еще занимала свое место.
- А вот ее бы нам надо прибрать и отправить на экспертизу.
- Вы подозреваете отравление?
- Да просто нужны отпечатки пальцев.
Я согласилась. Он просунул палец внутрь бутылки, осторожно поставил ее в мою сумку. Потом мы прошли в большую комнату. Он внимательно огляделся.
- Чисто, ничего не скажешь.
- Я Вам говорила: она аккуратная женщина.
- Склерозом еще не страдала?
- Вы знаете, я не замечала. Может быть, она записывала себе для памяти.
Мы прошли в спальню. Здесь мне стало не по себе. На кровати лежало мертвое тело. Я взглянула только мельком и больше не смотрела в ту сторону. Черкавин с видом сыщика рассматривал комнату.
- Обои новые. А что это за гвоздь у нее был? Для чего?
И правда! Как я вчера не заметила. Напротив кровати над стеллажом с книгами в стену был вбит гвоздь, но на нем ничего не висело. Что же у нее здесь было? Я пыталась вспомнить, но не могла: в спальню я к ней, кажется, заходила только раз, когда она приболела и не могла встать. А так – что бы мне там делать?
- Пригласим внука и спросим.
- Он тут редкий гость.
Впрочем, можно попытаться. Внук вошел, стараясь не глядеть на кровать. Про гвоздь буркнул недовольно, что такими пустяками не занимается. У него – похороны впереди. Хлопот много, а помочь некому. Да и денег нет, даже на дорогу наскреб кое-как. Намек? Я пообещала помочь. Он хмуро посмотрел, промямлил что-то вроде:
- Спасибо. Батя Вам потом отдаст.
- И с похоронами, и с поминками мы поможем.
Он, кажется, изумился:
- Еще и поминки? Это что? Стряпать?
- Мы поможем, я живу в квартире напротив. Закончите с замком – заходите.
 Мы с Черкавиным пошли ко мне. Мужа еще не было, а Катю я отправила в магазин.
- Как Ваши впечатления?
- О внуке? По-моему, пьющий. Живет до сих пор с родителями? Но они его с собой отдыхать не берут? И правильно делают! В её квартире воровать особо нечего. Кто на эту старую мебель польстится? А как она одевалась? Украшения?
- Обручальное кольцо, это всё.
- Но квартира в наше время – главное богатство. Ему достанется? У родителей, как я понял, квартира в Москве есть?
- Конечно. Сын там давно живет. Он окончил Институт имени Мориса Тореза, насколько я знаю. Переводчик.
- А внук – бездельник?
- Она про него мало говорила. А я его здесь за 10 лет ни разу не видела.
Мне стало интересно, что он предпримет для расследования, и я спросила, какой метод он предпочитает: аналогии или дедукции? Но он только улыбнулся в ответ. Загадочно. Как настоящий сыщик.
Из магазина вернулась Катя . Я представила ее гостю. А Черкавин представился как мой коллега. Ну, пусть будет так. Может, ему для конспирации нужно.
- Можно к вам?
Ба, это внук! Я уж и забыла, что приглашала его полчаса назад, просто из вежливости.
- Да, заходите…
Катя накрывала на стол: стелила скатерть, расставляла приборы. Поставила и ему. Он благодарно посмотрел на нее – не ел, наверное, весь день. Неприятно, должно быть, хозяйничать в доме, где лежит покойник, да и денег у него, как я вспомнила, почти нет. Пришел и Сережа с работы. Я ему шепнула про « коллегу» Черкавина: он-то его прекрасно знает по публикациям в журнале и книгам. Муж не возражал против маленькой конспирации. Сели за стол.
- А это внук Веры Васильевны…
- Игорь. – подсказал внук с готовностью.
А Катя-то наша! Ведет себя уже как девушка! И Игорь, смотрю, ею заинтересовался.
- Так Вы в Москве живете? А в каком районе? А я хочу после школы в московский ВУЗ поступать.
- А в какой?
- Пока не решила. А Вы какой посоветуете? Вы какой окончили, например?
- Да никакой. Пока…
А самому уж лет 25, не меньше. Впрочем, при такой несвежей физиономии трудно точнее возраст определить. А что никакой не окончил – об этом мы и сами догадались. Нам-то виднее, чем Кате .А Катя не унимается:
- А я Вашу бабушку так любила! ( это она не соврала). Мы с ней целый год вместе провели, когда я маленькая была. Она и мне была как бабушка!
- Да, она была хорошая. Справедливая.
- Вот, вот! А Вы можете мне на память ее фотографию, например, отдать?
- Да, пожалуйста. Выбирайте все, что Вам понравится. Прямо после ужина можете зайти.
Отпустить ее одну к этому? Ну уж нет! Но Черкавин оказался хитрей:
- Как мы Вам благодарны! ( А я-то сдуру хотела отказаться!) Но юной девушке, согласитесь, неудобно одной…
Игорь « разрулил» ситуацию:
- Пусть не одной. Тоже заходите…
Вот так-то лучше! Мы с удовольствием присоединимся. Я, кажется, тоже начала понимать, что хочет выяснить наш добровольный сыщик.
5 минут спустя мы сидели и рассматривали фотоальбом покойной. Здесь тоже был неукоснительный порядок. Сначала шли её последние фото. Вот она в своем нарядно-деловом костюме возле нашего подъезда. Вот – дома. И выбрала самое интеллигентское место: возле стеллажа с книгами. Стоит, глядя в объектив непривычно – строгим взглядом. А что это виднеется над стеллажом? – Низ какой-то картины в раме. Можно разглядеть ряд деревьев, пруд с кувшинками, край плетня.
Так вот для чего там был вбит гвоздь! Черкавин тоже отметил эту фотографию и незаметно прижал мой локоть. Я сказала:
- Такую Веру Васильевну мы знаем. А какой она была в молодости?
Игорь нерешительно встал с дивана, следом за ним вскочила Катя:
- Там же, в серванте, посмотрите.
А мой детектив тем временем совершенно незаметным, естественным движением сунул фото себе во внутренний карман пиджака.
Нашелся еще один альбом, в старомодной плисовой обложке. Его открывала чинная семейная фотография: Вера Васильевна, её муж, а посередине – маленький мальчик, восторженно и наивно глядящий в объектив.
- Ваш папа?- спросила Катя.
- Да, - почему-то со вздохом ответил Игорь.
Грусть была во вздохе.
- Непривычно видеть его таким?
- Я, честно говоря, за всю жизнь его таким не видел…
Игорь замолчал. Мы тоже молчали.
- А родные знают, что бабушка умерла?
- А куда я им позвоню? У них – турпутёвка.
- А они Вам звонили?
- Да нет… О чем говорить-то?
М…да. Мы опять замолчали.
- А Вы тогда в гости приезжали, десять лет назад?
- Да, я как раз 8 классов кончил.
Стали смотреть дальше. Вот отец Игоря, уже юноша, с какой-то высохшей старомодной дамой, а сзади - арка с надписью «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО ».
- Это мой отец с бабушкой.
- Поездка в Москву?
- Нет, она там жила. Да они все когда-то там жили. Это двоюродная бабушка: родная сестра папиного деда.
- Отца Веры Васильевны?
- Ну да. У неё отец и остановился, когда поступал в институт в 1967 году. Она была уже старенькой, за 80 лет. Когда отец был на 3-ем курсе, она умерла, но успела оформить его опекуном, и её комната в коммуналке перешла отцу. Так он и остался в Москве. Я эту комнату помню с раннего детства. Огромная, метров 30, два окна. А в 1980, после заграничной командировки, отцу дали двухкомнатную квартиру, тоже 30 метров.
- В ней и живете?
- Да, уже 20 лет. Только теперь на расширение – никаких надежд. Такие цены!
А вот и фотография деда. Высокий благообразный старик в ермолке – такую шапочку любили носить старые художники. Чем-то похожий на отца Чехова. Этот человеческий тип просто вымер, исчез, как и жизнь, его породившая. Закончил ли он жизнь в своей постели или где- нибудь на Колыме? Хотела спросить Игоря, но не посмела: и так мы слишком влезли в чужую семью.
Я предложила попрощаться до утра. Черкавин невинно попросил меня об услуге:
- Вы не покажете мне, где остановка?
Я вышла его проводить:
- Ваши впечатления?
- Семейные раздоры. Сын не получился таким, как им хотелось бы…Впрочем, это – другое поколение. И это – потерянное поколение. Помните, у Пелевина « Поколение П»? Они пришли, когда страну развалили, и все лучшие «куски пирога» разобрали «старшие товарищи». Обратите внимание – он даже не сказал, где работает. Боюсь, что похвастать ему нечем. Зато проговорился, что с квартирой теперь – безнадёга. Единственная перспектива – жилплощадь бабушки. А она, как Вы говорили, была бодра и умирать не собиралась.
- Вы его подозреваете?
- Я просто рассуждаю.
- Но как бы он это осуществил? Прилетел на один день незамеченным? Но билеты теперь продают по паспорту. Неужели по чужому? Хотя Агата Кристи и говорит: ВЫБИРАЙТЕ ЛИЧНОСТЬ, МЕНЕЕ ВСЕГО ПОДОЗРЕВАЕМУЮ В ПРЕСТУПЛЕНИИ, И В ДЕВЯТИ СЛУЧАЯХ ИЗ ДЕСЯТИ ВЫ СПРАВИТЕСЬ С ЗАДАЧЕЙ. Но, согласитесь, что для внука – это уж слишком!
Черкавин посмотрел на меня задумчиво и согласился:
- Меня тоже это смущает. В таком случае должен быть уж очень смелый хладнокровный убийца. А он – все-таки родной внук, да и относится, судя по всему, к бабушке с теплотой. Неужели уж настолько меркантильность может перетянуть? Еще может - страстная любовь, если некуда привести невесту, а невесты нынче – с такими запросами!
- Но на влюбленного он тоже не похож!
- Вот именно! Как он сразу за Катей потянулся – красивая, юная. А Ромео бывают слепы и глухи. И последнее: Вы говорили, что все форточки были закрыты, дверь входная - заперта. Значит, никто не мог проникнуть в квартиру?
- У нее замок был захлопывающийся. Хлопнул дверью и закрыл. Я сама так делала, когда уходила от нее поздно, чтобы ей лишний раз не утруждаться.
- Но открывать-то она должна была сама?
- Сама.
- Значит, кому-то знакомому?
- Что же, всё-таки он получается?
- Пока ничего не получается. Внук – не единственный её знакомый. Вот над книжным шкафом у нее висела картина. Зачем бы внуку её красть? Ему и так всё достанется. Вот еще что: завтра – последний день перед похоронами. Если Вы будете её переодевать – а больше некому - посмотрите на нее повнимательнее, ведь врачи из поликлиники, писавшие заключение о смерти, наверняка не раздевали её догола.
- Вы хотите, чтоб я ?!
- А Вы – брезгуете или боитесь? Но внуку тем более неудобно.
- Нет, я не брезгую и не боюсь… Но…
- Вот и хорошо.
Мы распрощались.

 Ч. 3

Утром я позвонила на работу, что занята похоронами одинокой соседки. Директор не возражал: свою работу я все равно сделаю потом.
Игорь поехал в похоронное бюро, а мне оставил ключ.
И странно – у меня действительно не было ни брезгливости, ни страха. Я к ней относилась почти как к родственнице.
На обеих её руках, чуть повыше локтей, я увидела небольшие вдавления – синяки, почти незаметные. Я переодела покойную в чистое платье. Потом позвонила в её детский сад, но со мной начали говорить настолько нелюбезно, что мне не захотелось даже продолжать разговор. Может, там и вправду все новые, ведь она не работала больше 15 лет. Тогда я позвонила Черкавину. Он велел немедленно звонить в милицию. А милиция вызвала из прокуратуры дежурного следователя. Следователь и Черкавин прибыли почти одновременно. Следователь Михайлов был чем-то похож на Черкавина: среднего роста, средних лет, с такими же умными внимательными глазами. Мы объяснили ему, почему снова обратились в милицию. А Черкавин выложил свой главный козырь:
- На бутылке водки эксперты не обнаружили отпечатков. Вообще! Никаких!
- Значит, их кто-то стер, - сказал следователь.
А я стояла с улыбкой на лице. Я понимала, что она неуместна, но ничего не могла с собой поделать. Следователь посмотрел на меня с подозрением, а Черкавин понял её причину:
- Значит, Вера Васильевна не пила! Не была пьяницей!
- А кто говорит, что была?- спросил Михайлов.
- Лейтенант Гаврилов и участковый.
- Значит, кто-то держал её за руки и вливал водку… Но какой резон её убивать? Все на месте, да и красть особенно нечего.
Вмешалась я:
 - Украдена картина, как мы установили по старой фотографии. А вот - гвоздь, на котором она висела. Внук Игорь не помнит её совсем, а я…
 - Не помнит – это с его слов! Давайте последовательность событий.
 - В среду я звонила ей с работы. Вечером, обеспокоившись, вызвали милицию. В четверг утром прилетел внук. Мы его увидели в первый раз часов в 16.30 – 16.40. Весь вечер провели вместе, но спал он здесь, у себя. Сегодня, обряжая её, я обнаружила эти синяки.
 - Как Вы их заметили, ведь почти не видно?
 - Меня нацелил товарищ, вот он перед Вами.
 Следователь посмотрел на Черкавина.
 - А кто еще к ней ходил? В доме есть женщины её возраста, с кем она общалась?
 - В нашем подъезде две. На втором этаже в квартире19 – Мария Михайловна, а на третьем в квартире 22 – Мария Семеновна. Они приходили к ней и в ближайшем сквере совершали свой, как они называли, «вечерний моцион». Нагуливали хороший сон. Не каждый вечер, конечно, но раза два-три в неделю.
 - Они знали про картину?
 - Думаю, что нет. Она в спальню никогда не приглашала, считая это неэтичным.
 - А кто она была?
 - Воспитательница в детском саду.
 Следователь скептически улыбнулся. Я заступилась за покойную:
 - Она была интеллигентная женщина, много читала…
 - Да, я вижу, - он кивнул на детектив на прикроватной тумбочке,- Так кто же бывал у нее в спальне? И что за ценность в этой картине?
 - Кто бывал… Да я заходила как-то во время болезни. Получается, что никто…
 И вдруг мне стало не по себе. Следователь как-то странно посмотрел на меня. Я поняла, что и я на подозрении теперь: следователя велел вызвать Черкавин, я утверждала, что никто в спальню не ходил, а проговорилась об обратном, и я же сказала, что дверь я часто просто захлопывала, уходя от соседки, и меня она могла впустить к себе как знакомую. Здесь верят фактам. А факты выстроились против меня.
 Следователь, однако, больше ничего не сказал и пошел на второй и на третий этажи. А я как потерянная сидела теперь с Черкавиным у нас дома. Он понял мое состояние:
 - Лиля!- неожиданно он назвал меня по имени,- ну вспомните какую-нибудь деталь! Это важно.
 - Не могу! – я чувствовала приближение головной боли.
 Следователь вернулся, но тут мы в окно увидели приехавшего с гробом Игоря. Тогда Михайлов попрощался и пошел в квартиру напротив. От Игоря он ушел только через час.
 - Ну что? Разрешили хоронить?
 - Нет! На вскрытие в морг. А я обещал быть в понедельник на работе! Да и родичи могут позвонить. Я, правда, оставил ключ соседу, он мой хороший приятель. Но у него другой график работы, он уходит на сутки, а мать, если надумает, будет звонить мне вечером и решит, что я опять шляюсь.
 Я посмотрела на Игоря. Что-то по – детски незащищенное промелькивало сегодня в нем. А он мог бы быть по-настоящему красивым: брюнет с голубыми глазами, если бы не его неухоженность . Не элегантная небрежность, а какая-то заброшенность, как будто он махнул на себя рукой вслед за своими родителями.
 - Придется звонить в Москву соседу, что задерживаюсь. И зачем опять следователь, вскрытие? Они что-то подозревают?
 - Да, подозревают.
 - Что или кого?
 - Боюсь, что всех нас. Кто знал Веру Васильевну, кто к ней ходил.
 Игорь оторопело глядел на меня. Один этот взгляд убедил бы меня в его невиновности. Но в протокол не напишешь: « Невинный взгляд не может принадлежать преступнику. Ergo, «невиновен.». А какой у меня взгляд? Я ведь теперь – тоже на подозрении! Я умоляюще посмотрела на Черкавина.
 - Лиля Ильинична, я позвоню. До свидания.
 Дома я легла на диван и хотела отрешиться от этого кошмара, но вскоре раздался звонок в дверь. Пришла соседка Мария Михайловна:
 - Я Вас не отвлекаю от дел? Ко мне приходил следователь, я так взволнована! Я мало что поняла. Только то, что это неспроста, ведь они даже похороны приостановили! Я была бухгалтером в РОНО, так в одной школе был дикий случай! Возможно, Вы читали. Умерла одинокая учительница, школа послала ее родственникам сообщение о смерти, а тем временем навещавшие покойную коллеги брали себе на память сувениры: кто колечко, кто шаль, а кто и швейную машину. И к приезду деревенской родни оставили квартиру почти голой. До суда дело не дошло, всё вернули, но статья в газете появилась, и с подлинными фамилиями! И у нас что-то подобное?
 _- У нас страшнее. Подозревают убийство.
 - Да что Вы говорите! А мне он так прямо не сказал. Что же делать?
 - Вспомнить. Какую-то важную деталь.
 Мария Михайловна посмотрела на меня как на больную.
 - Там гвоздь в стене. А на нем висело что-то ценное.
 Мария Михайловна уверилась, что я брежу.
 - Да что у нее ценное было? Старая мебель? Туймазинский фаянс? Пудовый телевизор?
 - 4х- пудовый. 65 килограммов.
 - Ну, если ценности считать по весу…
 Мария Михайловна, главный бухгалтер РОНО, явно не чета детсадовской воспитательнице.

 Ч. 4

 
Игорь сидел как на иголках, повторяя:
 - Меня уволят! Столько на похороны не дают!
И вдруг в понедельник приехали его родители. Я увидела их вечером, когда вернулась с работы. Элегантный седеющий господин и почти молодая на вид дама, яркая брюнетка с холодными стального цвета глазами. У них был вид людей, которые вышли из дома, не решив, куда идти. Я поздоровалась, представилась:
 - Соседка из квартиры напротив.
 Они обрадовались мне как родной. Мать Игоря начала уверять (меня или себя):
 - А я Вас помню. Вас нельзя не запомнить!
Только забыла – как выяснилось – мое имя. Я представилась:
 - Лиля Ильинична.
 - Наталья Романовна. Борис Иванович. Может быть, Вы зайдете к нам. Объясните, что всё это значит. Московский сосед нам ответил на наш звонок, что Игоря не отпускают, что идет следствие.
Я рассказала что знала.
 - Но ведь она не болела? Была бодрой? Даже ремонт сделала.
 - Ах да, ремонт… Нет, это делала не она, её соседи затопили и …
 И я замолчала как громом пораженная. Вот она, деталь! Вот кто подробно осматривал всю её квартиру! Как я про них забыла! Просто они не входили в круг друзей или знакомых Веры Васильевны. А следователь спрашивал именно о друзьях и знакомых. Я извинилась и побежала к себе звонить Черкавину:
 - Я вспомнила деталь! Ей делали ремонт соседи сверху!
 Он всё понял и обещал приехать. И просил не отпускать никуда родителей Игоря. Я побежала обратно с просьбой не уходить. Разумеется, они обещали.
 Черкавин подъехал через 25 минут. Мы пошли к соседям. Наталья Романовна хотела быть церемонной, но моя взволнованность заразила её и сделала более сердечной. Черкавин сразу приступил к делу. Он сказал, что Вера Васильевна была фактически убита, но убийство замаскировали под бытовое пьянство. И всё, как теперь выясняется, для того, чтоб украсть у нее ценную картину. Так что это была за картина? На фото – только ее низ, да и то снимок черно-белый.
Борис Иванович слушал внимательно, но при взгляде на фото, которое достал Черкавин, засмеялся:
 - Ну, если считать ценностью картину, написанную учеником…
 - Каким учеником?
 - Да моим дедом.
 - А кто он был? Вы его знали?
 - Я не мог его знать. Он родился в 1870 году. Моя мать была его единственным и поздним ребенком, ведь когда она родилась, ему было уже 55 лет. Но она мне рассказывала о нем, а потом, в Москве, я жил у его родной сестры. Это была большая семья, простые мещане. Имели лавочку, чем-то торговали. А он, Василий, не хотел торговать, рисовал целыми днями. Отец его даже порол за это, а потом смирился, особенно когда сын заработал за свои картинки первые деньги: продал торговцу лубками на Ильинке свои рисунки, и за хорошую цену! В 13 лет он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, что было тогда на Мясницкой. Там преподавал « бог русского пейзажа» - Алексей Кондратьевич Саврасов. Правда, дед его не застал уже: его уволили в 1882м году. Он учился у Льва Львовича Каменева, академика. Но - у каждого свой предел. Свой потолок в искусстве. У деда была эта трагедия. Сначала прочили блестящую будущность, а потом – таланта не хватило. Он был простым учителем рисования в гимназии. Но школа – была! Была у него выучка, этого не отнять. Это сразу видно. Но ценности мировой, чтоб идти на убийство за такую картинку – это надо быть идиотом, профаном, ничего в этом не понимать!
 - Но, может быть, у него была какая-то необыкновенная судьба? Он жил в Москве, возможно, дружил со знаменитостями…
 - Да, мама мне рассказывала о нем. У него был товарищ, впоследствии очень знаменитый художник. Аркадий Александрович Рылов, для деда просто Аркаша. Помните его прекрасную картину « В голубом просторе»? Высоко в небе летят гуси, и написана она так, как будто сам художник - среди этих птиц. С очень высокой точки написана. Советские искусствоведы тех времен объявили её… «символом Октябрьской революции»! Так дед однажды в кругу художников посмеялся:
 - Гуси-то как преобразовались! Из подручных Бабы Яги – прямиком в символы революции!
 - Его репрессировали за это?
 - Да люди-то были порядочные, и мнение это разделяли. Никто не пошел с доносом. Что уж вам такие страсти мерещатся про те времена. Вот теперь – теперь скорее побегут.
 Мама про него часто рассказывала, очень его любила, а он – он просто обожал свою «тюську», так он ее называл. Он был очень предан семье. Впрочем, как все люди того времени и того круга. И у мамы это было. Хоть и с квартирой: обменяться на однокомнатную, потратить на себя всю доплату, а как же внук? А расстаться с картиной она посчитала бы святотатством, какую бы цену ей ни предложили - ведь это память об отце. Хотя никакой художественной ценности, повторяю, она не представляет.
 Мы откланялись и ушли. А что еще нам оставалось делать?
 Но у себя дома я высказала свои предположения Черкавину:
 - А может быть, Борис Иванович специально преуменьшает её стоимость, дабы увести нас от истины? Или, может быть, в раме картины были спрятаны какие-то ценности? Старушки боятся воров и делают тайники, тем более она жила одна, на первом этаже.
 -Лиля, Вы явно начитались…
 - Ваших книг!
 Он улыбнулся:
 - Я вынужден подстраиваться под вкусы публики и конкурировать с фантазиями собратьев по жанру. Преступления в основе своей просты, а Вам мерещатся уж такие сложности, доходящие до извращений! Не забывайте, Борис Иванович – родной сын! Впрочем, даже извращенцы часто действуют по шаблону. Один раз удалось – можно и другой. Особенно вдохновляет, если и изобличён, а наказание – минимальное. Бывает, за убийство – 7-10 лет колонии. Разве сопоставимо – за всю человеческую жизнь получить всего 7 лет! Да ведь преступнику не укорачивают его жизнь на 7 лет. Он их живет! И порой в колонии живет лучше, чем на воле. Кормят и спать кладут. И суды не подталкивают к покаянию. Отрицай, всё отрицай! Меняй показания – это не запрещено. Вы мне тогда процитировали Честертона: « Преступник – творец, сыщик – критик». То есть, моральная сторона не рассматривается. Один загадал, другой – разгадывает. Всё!
 Я молчала, удрученная собственной глупостью.
 - Подождите, Лиля, а ведь я наткнулся на одну мысль. Шаблон. Когда крадут произведение искусства – ЧТО именно крадут, часто диктует мода.
 - Но их родственник - отнюдь не модный художник! Про него, по-моему, вообще все давно забыли.
 Он задумался. Но через несколько минут вскочил, взволнованный:
 - И еще я говорил о деталях, а главную деталь не заметил! Почему в теплый весенний вечер – помните, мы с вами были тогда легко одеты - у нее были заперты все окна и даже форточки? А ведь она следила за своим здоровьем, гуляла на свежем воздухе! Ах, надо было и там взять отпечатки! Теперь уже поздно, всё захватано. Еще и родители приехали. Пожалуй, эта мадам всё уже протерла.
 Я тоже взволновалась:
 - Как обидно! Ведь мы практически вычислили преступников.
 - Вычислить – полдела. Главное – предъявить неопровержимые доказательства.
 Мы замолчали, подавленные. И в это время зазвонил телефон.
 - Алё!
 -Это следователь Михайлов.
 - Мы только что Вас вспоминали. И как жалели об одной вещи! Вот тут со мной рядом и Черкавин (шепотом ему: Следователь).
Черкавин взял у меня трубку:
 - Добрый вечер.
 - Добрый. А о какой вещи шла речь?
 - Жалеем, что отпечатки пальцев сняли только с бутылки. А надо бы было еще и с форточек. Впрочем, сам я это делать не мог, а тот лейтенант и наш участковый тогда не усмотрели криминала, а мы не настаивали.
 - А вы думаете, я не снял? Я тогда целый час у него пробыл. И могу вам сказать, что на кухне и в комнате он уже открыл форточки, а в комнату бабушки не ходил, только переложил ее на кровать и, как он мне сказал, избегал туда заглядывать. Там отпечатки на форточке сохранились!
 - И чьи же?
 - При встрече. Это не телефонный разговор.
 И Михайлов положил трубку.
 - А он мне сразу показался умным и знающим. Я даже подумала, что вы похожи.
 - Но он оказался умнее!
 - Просто он – профессионал.
 - Вы захотели меня утешить? И на том спасибо.
 М…да. Неловкое получилось утешение. Профессионал – и любитель, дилетант.
 
 Ч. 5
 
 Похороны разрешили, и родственники занялись этой проблемой. Я им помогала.
Следствие шло своим чередом. Соседей вызывали, допрашивали, нет! – просто разговаривали с ними. Сначала подозревали всех, теперь - как будто никого. Только Черкавин ходил загадочный, с видом человека, посвященного в тайну. Со всех взяли пока подписку о невыезде: это де – простая формальность. Мне надоела эта таинственность, и я прямо спросила Черкавина:
 - Что нового?
Он ответил мне вопросом на вопрос:
 - Вы давно смотрели фильм « Как украсть миллион»?
 - Где Одри Хепбёрн?
 - Где современный художник - пройдоха пишет в манере старых мастеров и Ван Гога. И очень скоро становится нуворишем. Ведь за известное имя выкладываются суммы больше в сто, в тысячу раз!
 Эти мистификации в истории искусства – иногда невинные, но чаще далеко не бескорыстные – случались не раз. Вспомните хоть ван Меегерена! Но и противоположная сторона полагается не только на интуицию и опыт искусствоведов. Наука тоже не стоит на месте. Рентген просвечивает краску слой за слоем, делают химический анализ красок… Меегерен покупал и счищал старые холсты и писал заново, полностью усвоив манеру старых мастеров…
Кстати, Вы не знаете этих соседей из квартиры 21?
 - Представьте, нет. Они здесь живут всего полгода. Видела мельком. А что, они – местный аналог знаменитого голландца?
 - Нет, Лилечка, они намного бездарнее. И настолько же хитрее. Знаете, до чего додумались? Берётся старая картина – ну вот как наша: 80- е годы уже позапрошлого века. И холст старый, и краски. Добавляются кое-какие мелкие, но характерные детали - и все это выдается за вновь найденное полотно какого – нибудь талантливого, но не очень известного художника 19 века. А 19 век – это золотой век русского искусства! Художников, в том числе незаслуженно забытых, множество! И теперь им – только « пропиарить», сделать хорошее publicity – и успех обеспечен! И ценность картины повышается – от просто хорошей, профессиональной работы никому не известного папы Веры Васильевны – до найденного ( случайно, а еще лучше – в результате кропотливых поисков), пусть раннего, почти ученического, но обещающего будущий расцвет таланта, полотна незаслуженно задвинутого на второй план прекрасного русского художника! Самых известных и великих лучше не брать: они слишком хорошо изучены, а на менее известных можно, как оказалось, неплохо заработать.
 Ну, их Вы еще увидите на суде. Не знаю, сколько им дадут. Боюсь, что от пожизненного они откосят. Они ведь плетут свою версию: Мы и не думали убивать. Зашли поговорить, хотели купить, а водку принесли просто для угощения. И никакие мы не злодеи – просто любители прекрасного. Как увидели этот пруд с кувшинками, этот плетень – так и глаз не могли отвести: Родина! Россия! Вот такие патриоты.
 - Какой кошмар!
 - Да, Лиля! Наглые, абсолютно безжалостные и бессовестные. И знаете, для чего они позакрывали все форточки?
 - Могу предположить. Боялись, что она закричит, станет звать на помощь. А первый этаж – так хорошо слышно!
 - Верно! Вообще, скажу Вам, наблюдать их непробиваемо-наглые физиономии - неприятное зрелище! Я даже думаю, что такой чувствительной женщине, как Вы, на суд лучше не ходить. Даже я, старый детективщик, посмотрев на этот, в сущности, мусор человеческий, хоть и в модных стильных одежках, боюсь утратить остатки веры в человечество. Ведь они не только убили, обокрали , они еще хотели и опозорить её, чтобы после смерти у нее не осталось доброго имени, чтобы все считали ее тайной алкоголичкой.
 Я взглянула на него с глубоким сочувствием:
 - Неужели даже так? Вера в человечество. Как грустно!
 Тогда он улыбнулся:
 - Я согласен - пусть будет не убийство, а новое ограбление, лишь бы опять с Вами его разгадывать.
 Мой ответ ему мне бы не хотелось обнародовать.


Рецензии
Нечаянно зацепилась взглядом. Зачиталась. Профессионально написано. На прозе ру таких единицы. Обязательно отвечаю всем, кто заходит ко мне на страницу. Спасибо.

Елена Конста   04.04.2024 00:15     Заявить о нарушении
спасибо, тронута

Нина Тур   04.04.2024 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.