Суть бытия

   

  Суть бытия


             (слова, родственные… по смыслу)

Одиноко догорает свеча,
Я на пламя потихоньку смотрю.
А душой моею правит печаль,
Скоро я наверно так - догорю…
        Андрей Д.Б.


Гордей Гордеевич пошел в лес по грибы да заблудился маленько, что-то заволновался, заметался отчаянно по зелёному, напугался, взмолился, и вот - нелёгкая вынесла грибника на самый край деревенского кладбища. С одной стороны грибник очень обрадовался, что из лесу вышел, а с другой скис и сник головой, стал отвлекаться на сторону мыслями, очутившись на кладбище.

- Вообще-то, если по сути,  вся наша жизнь это случай, где нужно обязательно сделать так, чтобы оказаться в нужное время и в нужном месте, а куда меня занесло, эти оказались в ненужном месте и скорее всего раньше времени - тоскливым взглядом окинул он покосившиеся могилы. - А что такое собственно - жизнь? Жизнь - это закономерность с элементами дикой случайности. Когда случайность переваливает за 50%, она превращается в закономерность! Но и в закономерности случай тоже имеет место. И что меня старого стало закидывать  в философию? - удивился пенсионер, поудобней присаживаясь на возвышение из земли, чтобы слегка отдохнуть.

Осенний денёк тем временем разошелся, но тут солнышко закатилось за тучку и на кладбище пахнуло вдруг пропастиной. Вдали, густой пеленой заколыхались стены дождя, порыв налетевшего ветра стал срывать с деревьев листочки, что кружились по воздуху и накрывали собой матушку землю.

- Господииии… Ведь падающему листочку так мало времени нужно, что бы коснуться земли. А ведь, сколько событий за это малое время произойдёт, сколько людей родится и сколько умрёт? Сколько женятся и разведутся, поругаются и помирятся и еще, сколько будет всего этого - сколько…? - продолжал копаться грибник в глубине своих мыслей, где капнул так глубоко, что дыханье перехватило.
Его ноги гудели, он сел отдохнуть, прислонился спиною к сосне и незаметно для себя задремал. В темноте полетел куда-то вниз головой, но проснулся, оттого, что воздух рванул нижней частью своего грузного тела. Инстинкт, заложенный в нём воспитанием, четко сработал, и Гордею Гордеевичу только осталось, как досадно махать перед собой руками в разные стороны, разгоняя испорченную среду.
- Да что же я делаю в священном-то месте, конь трипедальный – разводил руками пожилой человек.
Ещё чуть посидев, он принялся ходить между могилами, представляя себе безвестные облики, что с давностью лет канули в лету, которые представлял до тех пор, пока его представления не нарушил мотоциклист.

- Ды-р-р-р-ррр!!! - скоростным истребителем мимо кладбища пронёсся вдруг пьяный мотоциклист, своим рычанием резко оборвав мысли Гордея Гордеевича, от чего нутро у последнего вздрогнуло, а после и вовсе оборвалось.
- Фу ты! Окаянный! Перепугал всего насмерть – выругался  пенсионер, но успокоился и дальше продолжил экскурсию между могил.

- Да, постарался тут архитектор вселенной - ковырялся в мыслях старый Гордей. - Здесь всё очень серьёзно и бодаться со временем совершенно  бессмысленно и бесполезно, можно только осознавать и думать, почему приходит осень и почему так устроена жизнь? И если об этом думать и думать, то можно или стать дураком, или, в конце концов, докопаться до смысла жизни и сути самого бытия - у одной из могил задумчиво остановился грибник, где с гробницы сурово смотрел пожухший портрет в овальненькой рамке. - Да, этот, наверное, при жизни сначала наступил на пробку, а только потом подорвался в стакане, сделал  выводы аналитик - сравнив даты рождения и смерти покойного, пытаясь таким образом воссоздать по портрету образ не так давно здравствующего. - А этот - повернулся он к противоположной могиле. - Судя по образу, жил неглубоко, много фальшивил, скорее всего, по причине собственной лености, ломался в стремлении довести себя до жизненного апогея, в отличие от соседа по погосту, который хоть пил, но в жизни был аккуратный, и помер царствие ему небесное, наверное, тоже так - аккуратненько... - А тот, наверное, так хотел жить, так хотел, но у него ничего из этого не получилось. Итог: теперь все заведуют временем…

- Глу-хо-пер-дия – по слогам вывел фамилию на очередном памятнике грибник, с чтением даты продолжая всё больше и больше погружаться в глубину бытия.
Ему стало вдруг интересно, он всегда пытался наполнить свою жизнь свежими впечатлениями. На вопрос: - "Что ты можешь делать?" покойный, наверное, всегда отвечал: - "Магу капать траншею, магу ны капат!".
- Да, генацвали тоже здесь оказался, горделивая это нация - продолжил осмотр погоста Гордей.
Устав рассматривать даты по ту сторону жизни,  грибник своим взглядом  окинул ещё один памятник.
- Да, эту красивую женщину Господь прибрал, наверное,  раньше, чем та совершила ошибку… А этот мордатый сосед, скорее всего когда-то держал в руках рычаги власти, ишь с портрета как гневные стрелы метает - наспех разглядывал он фотографии. - А тот молодой, наверное, только инстинктом и думал, а этот, что приютился за молодым, возможно, был одинокий, вон, даже памятник у него застыл в виде банкомата, наверное, специально себе такой заказал, что бы после смерти к нему хоть кто-нибудь приходил.

- Да, теперь никто не изменит назад ход истории и не повернёт её вспять. Никто их оттуда не высвистает, не вытащит и не выворожит. И  как бы кто-то сюда не попал, кто-то по старости, кто-то по дурости - всем им пришло своё время… - тяжело выдохнул аналитик, совсем позабыв про своё грибное лукошко. - Человек сам себе судьбу выбирает и сам делает выбор, в конце концов, сам решает, что ему делать. Идти гулять на бульвар, или же не идти…? Жениться, или же разводиться…? Стреляться или жить дальше, таким образом, человек сам собирает цепочку событий в пространстве и времени. Но как бы он её не собирал, и не выстраивал, для него всё закончится именно - здесь! Здесь всё всегда в прошлом, всё осталось на берегу давнего времени, на том свете, а это даже, не на окраине жизни. Всё у этих товарищей как-то прошло, и плохое и очень хорошее, и чтобы не делали,  всё у них получилось, или не получилось, теперь разницы никакой. Может быть, кто-то из них не дожил или не долюбил, но это уже, как говорится - судьба… Для них всё равно всё закончилось, перемололось в муку и всех  приютило деревенское кладбище, отождествляя собой, зеркало прошлого - вытирал пот со лба случайно забрёдший грибник. - И курящие и некурящие, и пьющие и непьющие, и ревнивые и не очень – теперь все покоятся  здесь. Всех уровняло в правах его величество время, и все получили по два квадратных метра - посмертно. А может земля, это рай какой-то планеты? - задал он вопрос. Но ответить ему было некому, и вопрос так и завис без ответа.

- Ды-р-р-р-ррр!!! - снова пронёсся на скорости мотоциклист без глушителя, опять оборвав  мысли Гордея Гордеевича. - Ды-р-р-р-ррр!!! - через минуту пролетел он в обратную сторону.
- Опять ненормальный носится здесь, не ровён час, захлестнётся где-нибудь насмерть.


После сгоревшего порохом лета осенний день играл желтыми красками. Бродяга ветер срывал с деревьев и кружил в воздухе опавшие листья, всё это взятое подчинялось лишь одному, его величеству – жизни.

А планета летела вперёд, неслась в космической бездне по своей бесконечной орбите, крутилась, представляя собой, неодушевлённое тело и ей было до одури безразлично, кто на её борту родился и умер. От подобных мыслей и размышлений у грибника стало тяжело захватывать дух и совсем помутнелось сознание.
- И как же это должно быть, наверное, страшно. Огромный черный космос, а в нём такая маленькая, затерянная в звёздах  голубая планетка, с таким тонюсеньким атмосферным слоем, и всё на ней хрупкое, нежное. Прижился на ней человече, а жизнь-то его по космическим меркам лишь доля мгновения, жить бы да радоваться на своём веку, что на свет появился, что повезло ему мир посмотреть. Так ведь  не радуется чего-то, как-то всё криво выходит - зарылся грибник   где-то в сознании. - А тут ещё время давит и давит, и чем старше становишься, тем быстрее бежит, уже до седых бровей дотянул и не заметил, как напрочь состарился - прочесывая в памяти прежние годы, качал головой аналитик. - То самое время, что молодых делает стариками, и что бежит намного быстрее, чем думаем. Которым наказывают заключенных, ведь их наказывают самым страшным - нет, не лишением  свободы, их наказывают временем, которое отнимают у вольной  жизни.

А психоаналитиком Гордей Гордеевич стал неспроста. С людьми он тоже что-то не уживался… А сколько женился и разводился, а сколько раз его выгоняли с работы, да и прочие неприятности не обходили его стороной. И вот он остановился, оглянулся назад и задумался, почему всё именно так происходит…? Так он стал психоаналитиком. А у психоаналитиков намного всё проще, ведь все люди разные. Один думает так, другой так, а третий считает себя умнее двух первых,  на каком-то моменте их мнения перекрестились… Итог: все покоятся здесь, так жены становятся вдовами.
- А то  гонятся люди при жизни за квадратными метрами,  вечно  им места нигде не хватает. А тут места всегда - есть…! Всегда свободные, по два квадратных на брата - каким родился таким  и ушел, и ещё никто ничего с собой в землю не прихватил, и мой черед, наверное, тоже скоро настанет -  схватился за сердце Гордей Гордеевич, вдруг задышав частой отдышкой. Он когда-то курил, а потом бросил. - Стало быть, помру некурящим, а впрочем, какая мне разница – задумался старче и стал не спеша спускаться к дороге.
Но помирать Гордей Гордеевич всё-таки очень боялся, хотя  слышал, что это вовсе не больно, просто вроде  уснёшь, а потом не проснёшься, поэтому и боялся всегда засыпать, всё думал и думал, - А вдруг не проснусь…?
Он на минуту представил себе этих людей всех живыми, как они жили, как радовались и огорчались и как-то не думали о своей смерти, просто жили и всё. Душа грибника потерялась, ему вдруг захотелось стать невидимым как радиоволна и пронзить толщину времени, что бы всё представленное увидеть воочию своими глазами, и он уже это представил, как тут:
- Ды-р-р-р-ррр!!! - снова пронёсся без каски пьяный мотоциклист, обдав обочину выхлопом старого двигателя.
- Ведь по самому краешку пролетел окаянный, по самому краю дороги, ан как руль не удержит, что тогда будет…? - про себя домысливал  пенсионер самое худшее. - Герой! Он, наверное, и в аду таким же останется и покоя не даст никому. А кто его знает, может  и там есть герои? - снова задумался аналитик, смотря на мир через призму того же пресловутого времени.

Кладбище, что прижилось на пригорке, выглядело уныло и утомительно. Те места, что были повыше, теперь в основном уже заняты, людей хоронить старались ближе к дороге, где Гордей Гордеевич и увидел пару свежевыкопанных могил. Одна из могильных ям была расположена как-то совсем несуразно, она была, как бы подкопана под обратную сторону огромной гранитной плиты с надписью:  "Суть бытия", что говорило совсем ни о чём.
- Да, кому-то местечко уже приготовили… - тяжко вздохнул отдохнувший грибник,  собравшись с мыслями выйти скорей на дорогу.
- Ды-р-р-р-ррр!!! - снова вылетел из-за поворота  мотоциклист по самому-самому краю обочины. Переднее колесо мотоцикла наскочило на камень и подпрыгнуло в воздухе,  мотоциклист потерял контроль управления, двухколёсного сорвало с дороги, и он врезался в кучу песка, лежащую бруствером возле той, свежевырытой ямы. Инерционной силой пьяного мотоциклиста перебросило через руль, и он, сделав в воздухе сальто,  упал на дно новой могилы.
- Чу! Батюшки! - перекрестился старый Гордей, вжав голову в плечи. - Надо бы вызволять оттуда его окаянного - продолжал он креститься. - Это же надо, прямо в могилу попал… - удивился свидетель настоящего времени.
Грибник подошел к могиле, где на самом краю лежал мотоцикл, не торопясь в неё тихо спустился. Мотоциклист оказался живой, Гордей Гордеевич попытался помочь ему выбраться, но тот был очень уж пьян, его рука ухватилась за ручку тяжелого мотоцикла, от чего двухколёсный монстр, перевалившись через бруствер, зацепил гранитную плиту, и та рухнула тонную массой, насмерть придавив их обоих…

А жизнь, тем временем шла своим чередом. Меняла день вечерняя заря, менялся на стене листок календаря, продвигая жизнь всё дальше и дальше в светлое будущее. Огромная плита так и осталась лежать немым монументом с надписью «Суть бытия».

Гордею Гордеевичу раньше казалось, что слова "судьба" и "суть бытия" - родственные по смыслу. Как знать, может быть, он был и прав,  и что зря ему так  раньше казалось…

Андрей Днепровский – Безбашенный.

(A.DNEPR)                2 сентября 2005г


Рецензии
Чрезвычайно трагичный рассказ, тоска, изредка прорывавшаяся сквозь Ваш юмор, тут вышла гноем наружу. А ну честно, Андрей, бывает Новый Год без гостей и "пустые" выходные?:))
Классный рассказ, размышления написаны хорошим языком, мне было читать не скучно - интересно, так же, как и предыдущие, юморные Ваши рассказы. Больше всего понравилось: "А может быть, земля – это просто ад какой-нибудь другой планеты?" - сами додумались? Мне один знакомый как-то сказал: "А, может, Второе Пришествие уже было и мы живём после него?" Я ответила: "Тогда это многое объясняет."
Как всегда, ударная неожиданная концовка. Мне показались лишними последними 2 предложения - снижается эффект. Покойника уже лучше не трогать,а последнее предложение выстроено так хитро, что я не въехала, что Вы хотели им сказать. Может, там какая-то ошибочка закралась?
с уважением,

Элина Савва   20.10.2007 12:00     Заявить о нарушении
От нашего стола - Вашему
http://www.proza.ru/2007/10/02/119

Элина Савва   20.10.2007 12:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте Элина. Как всегда рад видеть Вас снова. У меня такие вот неприятности... Похороны... А сюжет этого рассказы был задуман давно и основан именно на этих последних двух предложениях. В слове сутьба и суть бытия - суть - корень один, что и отображает суть этого рассказа. С Уважением к Вам. Живите долго. Я обязательно загляну.

Андрей Днепровский-Безбашенный   21.10.2007 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.