2007 г. На северо-запад от Мурманска

 Позвонили из филиала одного столичного вуза и предложили принять экзамены по информационным технологиям… в г. Заполярном. Поездка меня заинтересовала, но не дополнительным заработком, а возможностью посмотреть новый город, самой поездкой, сменой обстановки. Я сказал, что могу в субботу или воскресенье, и мы остановились на 4-м февраля.
 Попасть в Заполярный оказалось непросто: требовалось заранее оформить пропуск в погранзону (где Заполярный – а где граница!? Но на всякий случай сделали погранзоной). При покупке билета на автобус требуют: пропуск, паспорт и командировочное удостоверение (жуть!).
 Автобус отправляется утром в 6.50. Я ожидал хорошего автобуса для междугороднего сообщения: например, Икарус, списанный финский или шведский автобус, но подали ЛИАЗ. Я сидел на втором ряду и в лобовое стекло видел дорогу. На одном из участков трассы бросилась в глаза пустынность местности, по которой мы проезжали. Некую подобную пустынную безжизненность приходилось видеть ночью лишь в море, когда плыл на пароходе, и в казахской степи. Увиденное на заполярной трассе навеяло зарисовку.

 Раннее морозное утро. Автобус «Мурманск-Никель», монотонно подвывая двигателем, плыл навстречу оранжевому лику полной луны, слегка приподнятому над горизонтом. На небе не было видно звезд – лишь серо-желтое белесое покрывало. Вокруг было разлито освещенное луной «белое безмолвие»: вдалеке громоздились покатые заснеженные горы, в глубоком снегу утопали низенькие деревца и кустики, казавшиеся засохшим бурьяном. Нигде не было видно признаков жизни: ни огней, ни строений, ни транспорта на пустынной дороге. На протяжении длительного времени пейзаж, практически, не менялся. Ощущение было одновременно и приподнятости и тревоги. С одной стороны, пейзаж притягивал взгляд, и не хотелось, чтобы его что-то нарушило, например, встречный автомобиль или строения. С другой – жизненный опыт цивилизованного человека рисовал потенциально возможные аварийные или другие чрезвычайные ситуации. Непроизвольно появлялась мысль: случись что-либо – и неоткуда ждать помощи.

 К действительности возвращал холод. На улице было около 30 гр. мороза, а бедный отечественный ЛИАЗ фактически не был предназначен для длительных поездок, да еще и в большие морозы. Начали мерзнуть ноги, несмотря на теплые носки и ботинки. Хорошо, что я предусмотрительно дополнительно приоделся – это спасало от холода остальные части тела.

 Я читал на карманном компьютере «Приключения майора Звягинцева» М. Веллера, два раза засыпал и просыпался, и чуть не проехал нужный мне Заполярный. Я по ошибке ориентировался на приезд автобусы в 11.30, а оказалось, что это прибытие в конечный пункт – Никель. И вот в 10.30 автобус останавливается в каком-то населенном пункте, выходит очень много народу – чуть ли не весь автобус. А я, ориентируясь на неверно понятое расписание, не тороплюсь выходить. Однако закралось некое тревожное чувство, которое заставило спросить у водителя, далеко ли Заполярный? Оказалось, что я у цели.

 От автобуса ускоренным шагом пошел к площади. Хотя еще не было и 11 часов, но очень хотелось есть. Справа на площади была гостиница с рестораном, который закрылся в 10 часов, а открывался на обед в 12.00, когда мне уже надо было принимать экзамены.
 Пока я решил добраться до гостиницы, которая представляла собой однокомнатную квартиру в 9-ти этажном доме. По дороге забрел в домовую кухню (еще сохранилась с советских времен!), купил там в пластиковые коробочки плов и «салат под шубой». «Салат под шубой» не предполагал наличие селедки, как вам бы показалось – это была «шуба» без селедки.
 В гостинице я съел купленную в кулинарии пищу и запил кофе из термоса, который взял из дома. Прилег на 20 минут на кровать, чтобы немного расслабить спину после почти 4-х часового сидения в автобусе.
 В полдвенадцатого пошел искать школу № 9. Заполярный – небольшой городок, состоящий из современных зданий. У него, как и всех заполярных городов, практически, нет окраины в привычном для нас виде: частные дома, склады и прочие не очень опрятные строения. Здесь город обрывался современными девятиэтажными домами, а далее – горная тундра. Я не стал идти по улицам, а пошел напрямик, по наитию, не зная совершенно города. Я брел по каким-то тропам, которые то круто обходили дома, то резко спускались вниз. Вокруг не было того, что называется дворами – было пространство между домами, порой первобытно дикое.
 Довольно быстро я нашел школу, Наши экзамены должны были проходить в классе, закрепленном за третьеклассниками – с соответствующего размера мебелью! Экзамен должны были сдавать 38 студентов, а в классе было не более 30 стульев. Но вначале это не замечалось, поскольку присутствовало около 20 человек. В последствии подъезжали студенты из Никеля и других городков и поселков.
 Я раздал билеты и наивно начал спрашивать публично ответ на первый, второй и т. д. билет, планируя дополнить ответ, объяснить непонятное. Учащиеся были почти на полном нуле. Компьютер большинство из них видело, даже кто-то работал на нем, но теоретические знания… У них был экстернат, т. е. полностью самостоятельная работа без единой лекции преподавателя. Я спросил о книгах, по которых они готовились. Им рекомендовали какую-то книгу по информационным системам в административном управлении и то такая книга была одна на 8 учащихся – полная профанация обучения. Пришлось поменять тактику приема экзамена: я за 4 часа рассказал им … Что можно рассказать за 4 часа по информационным технологиям?! Я рассказывал как домохозяйкам – образно, популярно и то, что им может пригодиться. Но поскольку ложилось это все на неподготовленную почву, то мои усилия были почти напрасны. Единственное, что мне удалось, так это расширить их кругозор, но никак не дать профессиональные знания (в рамках высшего образования, заметьте!).
 Что мне оставалось делать? Хоть так помочь людям. Но надо было ставить оценки за экзамены… Какие у меня были альтернативы:
 а) всем 2;
 б) всем 3;
 в) всем 4;
 г) всем 5.
Что бы ты выбрал, дорогой читатель? Двойки ставить неудобно, не они же, в конце концов, виноваты, а система. Пятерки ставить тоже нельзя – это полная профанация. Остались тройки и четверки…
 Раздумывать мне было особенно некогда. Дело в том, что мой автобус в Мурманск отходил в 2 часа ночи. Я с ужасом думал, как буду стоять на пустынной дороге, на морозе и ждать автобус, который не обязательно придет по расписанию. Перспектива, знаете ли! А тут еще меня напугали, что ожидается штормовое предупреждение, мороз до 50 гр. и закрытие автомобильных трасс. За несколько дней до моего приезда автобус «Никель-Мурманск» застрял почти на сутки в снежном заносе. Так что меня ждала еще та перспектива!!! А на следующее утро у меня была лекция в 10 часов.
 Мне предложили вариант: ехать в Мурманск на легковой машине с зам. главы администрации одного их районов. Но она уезжает не позже 5 вечера. Ваши действия? Конечно, надо было «делать ноги» из этого Заполярного и поскорее. И я взял на себя моральную ответственность поставить всем четверки. Наверное, если бы я их подробно поспрашивал (38 человек по 0,5 часа на каждого, как положено), то, наверное, к утру я бы смог немного дифференцировать их знания: от 3 до 4. На пять никто даже порывался претендовать. Ну что ж – что сделал, то сделал. Особых моральных терзаний не испытываю, хотя, честно говоря, немного в душе дискомфортно – обман есть обман, как его не оправдывай.
 Конечно, можно донкихотствовать, идти на амбразуру. И…? Если система построена на лжи: от детского сада до пенсии, могу ли я ее переломить? Даже если бросить эту работу, то в другой опять столкнешься с ложью в другой форме. Но нельзя и смириться. Остается по капле выдавливать из системы ложь. Похоже на сизифов труд, но так вроде продолжаешь себя уважать.
 С комфортом на форде я прибыл к вечеру домой и с содроганием представлял, как садился бы морозной ночью в автобус, который мог быть и отменен...


Рецензии
Спасибо, уважаемый Вадим, за Мурманские воспоминания!
Меня они заинтересовали тем, что сам я на заре своей туманной юности,
попал с молодой женой тоже на Север, по распределению, под тот же
Мурманск и приобрел первый рабочий опыт:

http://proza.ru/2015/03/06/1118

А затем пришлось послужить Родине на срочной службе, в таком же
пресловутом стройотряде (т.н."стройбате": см. знаменитую вещь того
же Каледина "Стройбат"). Если заинтересует - найдите у меня вещь
под названием "Кораблик" - многое станет понятным.
Спасибо, что "задержались" на моих страницах. Желаю приятного
чтения - мы с Вами люди одного поколения.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   18.11.2021 03:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий, за внимание к моим записям!
С уважением, Вадим

Вадим Качала   18.11.2021 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.