Деньги. ii

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Деньги – это одна из двух форм власти, существующих в отдельных государствах. Вторая форма – это структура управления (короли (президенты) – министры, губернаторы и т.п.). Современные «демократии» покончив (во всяком случае, официально) с волюнтаризмом и наследственностью управленческой власти не замечают таких же свойств денег. Поскольку никто не скрывает, что успех кандидатов на «демократических» выборах обеспечивают деньги, «демократы» фактически поклоняются тому волюнтаризму и наследственности всех форм власти, которые обеспечивают в «денежных» государствах деньги. В то же время демократией естественно называть власть в интересах каждого отдельного жителя государства. Поскольку эти интересы противоречивы, то – в интересах большинства жителей (при разумном, максимально возможном, учёте и других интересов). Современные «демократии» никак не соответсвуют этому естественному определению.

С тех пор, как я попытался ответить на вопрос: «Что такое деньги?» - утекло много воды. Я вернулся в Россию и, по крайней мере в Москве, жизнь увидел роскошную. Я не думал, что российская пресса, интернет и телевидение настолько сильно искажают действительность и нагнетают слухи. Жизнь в Москве выглядит прекрасной.
И всё это как будто бы за счёт действия рынка на экономику. Как в кошмарном сне вспоминаются километровые очереди за водкой, да и за молоком тоже. За хлебом, правда, всерьёз очереди были только года до 1950-го. После того хлеба хватало. И хлеб хватали мешками, - на корм свиньям. Сейчас – всё прекрасно. Все гоняются за деньгами. Знаменитые доллары, правда, быстро обесцениваются по отношению к рублю, но всё ещё знамениты. А я по-прежнему продолжаю думать, что же это такое. И вроде – додумался. Не только про то, что деньги – основной экономический инструмент капитализма, но и про связь их с демократией. А связь очень простая. Все государства нашей планеты (не надо уточнять, что такое государство?) с помощью силовых структур насильно поддерживают две формы власти: (1) власть персонализированную, заключающуюся в иерархии должностей (с должностными правами и обязанностями), и (2) власть обезличенную, нарезанную на мелкие кусочки. Эти кусочки власти называются денежными единицами. А деньги, - это совокупности этих денежных единиц. Каждое государство обладает своими собственными формами власти, которые лишь весьма приблизительно соответствуют формам власти в других государствах. Во всяком случае, так было раньше. Да и сейчас всё достаточно сильно различается. В одних странах короли, которые наследуют власть, ей как будто бы не обладая. В других странах добровольно избирают президентами детей президентов, обеспечивая наследование власти, которого формально нет. То же и с деньгами. Деньги в каждом отдельном государстве свои и выполняют они в разных государствах разные функции. Крайний пример: деньги в бывшем СССР и современных ему США. Очевидно, что разные функции были у тех форм власти в тех государствах. По этой причине, обмен денег, сколько-нибудь справедливый, был невозможен. Отсюда – множество разных обменных курсов.
Итак, деньги – это власть, но деперсонализированная и – в розницу. Эта форма власти поддерживается силовыми структурами в каждом отдельно взятом государстве. Но, как и другая, персонализированная форма власти, деньги поддерживаются психологической обработкой населения. В прошлом году даже Нобелевскую премию по экономике дали человеку только за то, что он «открыл» одно из следствий этого принципа. (Премию дали за то, что лауреат доказал, что если газегы кричат, что будет высокая инфляция, она действительно будет. До сих пор все считали, что инфляция связана с чем-то абстрактным и совершенно объективным, так называемым уровнем экономики). Да, психологической обработкой все занимаюся. Все обрабатывают друг друга, точнее, - тех, кого могут. Но некоторым удаётся добраться до рычагов массовой психологической обработки. В частности, средств массовой информации... Интересно, конечно, проследить пути к этим рычагам и механизмы их действия.
В индивидуальных психологических сражениях обычно выигрывает одна из сторон. Вторая либо покоряется, либо убегает, ищет других партнёров. Впрочем, возможны симбиозы. При них отдельные группы особей делят всё, что их окружает, так чтобы не было внутренних споров, а с внешним миром – воюют. Взаимная борьба состоит из силовой и психологической компонент. Силовая – это когда прямо отнимают. Кто крепче ухватился, тот и победил. Второй с этим мирится. Примирение – это уже психология. Примирившийся не делает новых попыток овладеть желаемым предметом, подозревая, что результат борьбы будет таким же, как и в прошедшей схватке. На самом деле, это никому не известно: соперник мог истратить все силы в предыдущей схватке и легко уступит в следующей. Но, проигравший не делает новых попыток … То-есть психологически принимает поражение. Чаще, однако, до схватки дело вообще не доходит. Одна из сторон принимает поражение психологически… Так и живём.
Нужна ли «истиная демократия», - исходящая из равномерного учёта интересов всех людей, и как её строить – это вопрос интересный. Но ответа на него пока нет. Видимо, - не стоит торопиться с выводами и действиями в этом направлении. Надо дождаться того часа, когда созреет соответветствующая наука и подскажет наиболее разумное решение. Можно, конечно, и заняться этой наукой. И, в частности, анализом и конструированием денег и денежных отношений. Вполне интересный предмет занятий.


Рецензии