Мартин Лютер и Катарина

"Любовь - это единственная сила, способная превратить любого врага в друга.
Я решил пройти по жизни с любовью. Ненависть - слишком тяжелое бремя.
Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы.
Любовь - самая стойкая сила в мире. Это творящая сила - самый могущественный инструмент, доступный человечеству в его стремлении к миру и безопасности.
Силы ненависти мы должны встретить силой любви.
Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастье, забывают,что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других."
Мартин Лютер.

Она происходила из старого мейсенского дворянского рода. Когда ее отец женился вторично и в дом пришла мачеха, девочка была отдана в монастырь. В 16 лет она постриглась в монахини монастыря Нимач близ Гримма.
Здесь Катарина познакомилась с учением Лютера и вместе с другими монахинями обратилась к нему, прося освободить их из монастыря.

 Лютер поручил это Леонарду Коппе, и тот ночью вывез всех двенадцать монахинь в бочках из-под рыбы в Торгау, а оттуда в Виттенберг Через два дня девять монахинь (три других отправились к родителям) стояли у порога Мартина Лютера, и теперь ему предстояло каким-то образом устроить их работать или же выдать замуж. Найти им работу было сложно. Монахини не разбирались в домашнем хозяйстве. Один историк писал: «Все, что они умели — это молиться и петь».
Постепенно Лютеру удалось найти мужей нескольким монахиням, а другие были приняты семействами виттенбергских граждан , но одна из них была главной его проблемой. Это была Катарина фон Бора, нашедшая временную поденную работу в доме Лукаса Кранаха, соседа Лютера. У Кранаха было большое хозяйство, и он нуждался во множестве помощников.
 Лютер начал ей сватать одного из своих друзей, доктора Каспара Глац, но девушка не была согласна с его выбором. Она написала в письме, кого она может представить своим мужем, указав на его друга Никласа Амсдорфа и на самого Мартина Лютера. Амсдорф был упомянут для отвода глаз, девушка призналась в своей симпатии к Мартину Лютеру.
 В апреле 1525 года, вскоре после получения письма, Мартин поехал навестить своих пожилых родителей. Его отец, который всегда был против того, чтобы Мартин стал монахом, был рад тому, что сын ушел из монастыря. Теперь, чтобы окончательно порвать с прошлым, тому оставалось сделать только одно — жениться, вырастить детей и оставить им свое имя.
В течение многих лет Лютер говорил, что брак — это божественное установление. Считать, что безбрачие более возвышенно, — значит противоречить Библии, утверждал он. И вот настало время ему самому осуществить на практике то, о чем он говорил. Для монаха, которому исполнился сорок один год, это был непростой шаг. Он не советовался ни с кем, кроме своих родителей.
 Свадьба состоялась 13 июня 1525 года неожиданно для всех.
Ее праздновали в здании бывшего Черного августинского монастыря, которое стало резиденцией, а позже, с 1532 года, владением Лютера. На свадьбе присутствовал лишь тесный круг друзей Лютера.
 Характеры и убеждения супругов не во всем оказались сходными, и женился Мартин Лютер не по любви, но она пришла позже. Об этом свидетельствую теплые, нежные слова его писем и застольных речей. Лютер со свойственной ему откровенностью часто рассказывал как о радостях, так и о неприятностях своей супружеской жизни. «На первом году брака приходится ко многому привыкать, — как-то заметил он. — Однажды просыпаешься и видишь на подушке две косы. А ведь их там раньше никогда не было». Десятки священников обращались к Лютеру с вопросами, откровенными и наивными до бестактности. Дни и ночи протекали под знаком этих вопросов».
«В домашних делах я уступаю Кати. Во всем прочем меня ведет Святой Дух». Так в шутку говорил о своей жене Мартин Лютер.
Катарина, жизнерадостная, сметливая, деловитая натура, внесла в его жизнь порядок, чистоту, уют. Мартин писал: «Пока я не женился, никто не прибирал мою постель целый год. От моего пота солома в матрасе начала гнить. За день я так выматывался, что падал на кровать, ни о чем не думая».
Катарина взяла на себя финансовые расходы. Ее бережливость позволила их семье «накопить значительное состояние, вопреки беспримерной щедрости и гостеприимству ее мужа». Иногда она просто прятала деньги, чтобы Мартин не раздал их. Он любил приглашать в дом студентов, но Катарина настояла на том, чтобы те платили за стол и за жилье, если собирались остаться надолго. Ей нелегко было привыкнуть к вспыльчивости, резким переменам настроения, порождаемой внутренней борьбой. Но она терпеливо сносила все это, будучи единомышленницей и сподвижницей своего мужа. Она родила ему трех сыновей и трех дочерей.
Семья Лютера занимала несколько комнат; остальные помещения бывшего августинского монастыря безвозмездно сдавались студентам. Многие из них еще и столовались у профессора Лютера. За трапезой собиралось много народа. Лютеры жили открытым, хлебосольным домом. Каждый гость Виттенберга хотел лично видеть Лютера и беседовать с ним. Разговор, которым обычно руководил хозяин дома, внимательно выслушивался студентами-квартирантами. В 1929 году речи и реплики Лютера стали записываться от случая к случаю, а с 1531 года это сделалось правилом. К концу жизни образовалось огромное собрание лютеровских высказываний, объединенных под названием «Застольные речи». - «Tischreden». Опубликованы они были уже после смерти Лютера и рассказывают не только о биографии реформатора, но и обо всей современной ему жизни, передавая сам стиль лютеровского мышления, свойственное ему чувство юмора.
 Как знать, быть может, в немалой степени именно Катарине фон Бора мы обязаны появлению «Застольных речей».


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.