Деньги из Стабфонда в инфраструктуру
Деньги из Стабфонда — в инфраструктуру
В России появились проекты, которым Кудрин не вправе отказать
Восьмилетний цикл президентского правления Владимира Путина близится к завершению. Аналитики предполагают, что уже к осени имя преемника будет озвучено и он в должности главы Правительства приступит к подготовке нового собственного проекта под названием «Россия».
«Хозяйство» ему достанется в хорошем состоянии: бюджетная копилка доверху набита деньгами. Вот только все эти средства с «нефтегазовым налетом». Перенаправить потоки в экономике и хотя бы частично избавиться от этого налета — в мечтах нынешнего главного менеджера России. Правда, при огромной сырьевой составляющей, которая приносит в казну огромные деньги, встать на инновационные рельсы — дело очень трудное. В Кремле давно поняли, как сказку сделать былью. Однако на пути достижения этой цели преградой стала «голландская болезнь», методы лечения которой еще тщательно подбираются. Суть ее в том, что огромный избыток денег, скопившихся в экономике от притока нефтедолларов, нельзя никак пустить в инвестиции (социальные, производственные и прочие), дабы не вызвать финансовой бури — крупномасштабной инфляции.
С одной стороны, Центробанк России пытается сдерживать укрепление рубля, вызванное большим притоком экспортных долларов (высокие цены на нефть) и их обменом на рубли. Ослабление иностранной валюты открывает новые возможности для импорта в Россию подешевевшей зарубежной продукции и может привести к усилению конкуренции для российских компаний обрабатывающей промышленности, а затем и к спаду производства на них. В качестве основного инструмента противодействия этому используется скупка избытка иностранной валюты (долларов), что увеличивает рублевую массу в обращении и ускоряет инфляцию, с другой стороны. Чтобы этого не случилось, необходимо уменьшить денежный объем. Российское Правительство снижает его с помощью ограничения расходов бюджета (в том числе на соцнужды, промышленное развитие) и создает профицит (превышение расходов над доходами). Этот избыток госсредств используется для погашения внешнего долга и уменьшает денежное предложение и величину золотовалютных резервов. Остальное идет на пополнение Стабилизационного фонда. В результате огромного изъятия денег (с валютного рынка более двух с лишним триллионов рублей) банки и предприятия, в том числе контролируемые государством, вынуждены увеличивать свои внешние заимствования. Даже само государство одной рукой откладывает деньги в Стабфонд (на 1 января 2007 года его величина составила 2,347 триллиона рублей), а другой занимает на внутреннем рынке (в 2007 году Минфин РФ планирует выпустить государственных ценных бумаг на 300 миллиардов рублей, а к концу года размер внутреннего госдолга составит 1,363 триллиона рублей). Средства Стабфонда размещены в иностранной валюте (долларах, евро и фунтах стерлингов), что представляет собой низкодоходное для России кредитование экономики США, Великобритании и стран ЕС.
Действия финансовых властей по сдерживанию укрепления рубля и инфляции, по мнению экономистов, приводят к сокращению темпов экономического роста и потерям доходов граждан и государства. В шахматах такое положение называется цунгцвангом, когда любой ход ведет заведомо к ухудшению позиции.
В поисках рецепта чудодейственного исцеления от этой болезни российские власти решили по минимуму тратить деньги на различные проекты. На стороне такой позиции стояли Минфин и Минэкономразвития России. Однако в 2006 году их тандем перестал существовать. Итогом этого события стало создание Инвестфонда (плюс венчурный фонд, особые экономические зоны и др.), против которого выступало главное финансовое ведомство страны. Изменение вектора экономического развития: от финансовой стабилизации к инвестициям в инновационные проекты — стало настоящим прорывом. Федеральный центр постепенно стал обращать внимание на развитие субъектов РФ и изъявил желание участвовать в финансировании межрегиональных проектов. О существенном сдвиге в региональном развитии говорят два события: создание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока (ее возглавит Премьер-министр Правительства РФ Михаил Фрадков) и появление у главы МЭРТ пятого заместителя, который будет координировать программу развития города-курорта Сочи.
Во властных коридорах осознали, что создание инфраструктуры — это ядро не только для внедрения инноваций, но и поддержания непрерывного процесса производства. К таким инвестпроектам относится «Урал промышленный — Урал Полярный», суть которого сводится к созданию транспортного и энергетического коридора (его стоимость 190 — 250 миллиардов рублей). Он позволит на 100 процентов обеспечить промышленность России хромом, в значительной степени — марганцем, железом, фосфоритами. Общая стоимость запасов Полярного и Приполярного Урала оценивается в 40 триллионов рублей.
По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ Кирилла Андросова, к грандиозным инфраструктурным проектам относятся Нижнее Приангарье (строительство автомобильной и железнодорожной трасс, моста через реку, возведение энергетической инфраструктуры в Красноярском крае), строительство железнодорожной магистрали в Читинской области и другие. Развитие Нижнего Приангарья дает мощный импульс промышленному освоению территории (доступ к 13 процентам общероссийских запасов золота, трети — свинца, шести процентам нефти и газа) и автоматически делает проект коммерчески, социально, экономически привлекательным. Планируют железнодорожные и автомобильные ветки к сырьевым ресурсам протянуть в Тыве (к запасам коксующегося угля, ртутным, литиевым и свинцово-цинковым месторождениям), в Корякском автономном округе (к запасам нефти, газа и золота в Корякии и на Чукотке), Иркутской области (для освоения западных и центральных районов Якутии).
В Нижегородской, Ростовской, Свердловской и Ярославской областях было принято решение о создании транспортных кластеров (Нижний Новгород и ярославский аэропорт Туношна станут крупными логистическими центрами по перевозке грузов, Екатеринбург — важным железнодорожным и авиационным узлом). В ряде регионов в проектах уже изъявили желание участвовать национальные компании — холдинг «Базовый элемент», ОАО «Российские железные дороги», Объединенная промышленная корпорация, группа «Мечел», Уральская горно-металлургическая компания, СУАЛ-холдинг, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и другие.
Реализация этих проектов идет в одной обойме с воплощением транспортной стратегии России (до 2020 года), которая призвана улучшить качество дорог и построить новые, тем самым ускоряя развитие как регионов, так и целых экономических районов.
В настоящее время лишь 37 процентов федеральных и 24 процента региональных дорог соответствуют нормам. В целом же, по оценке Минтранса России, наша страна из-за плохих шоссе теряет ежегодно около шести процентов ВВП. Уровень бюджетной обеспеченности одного километра территориальной дорожной сети различается в регионах в 74 раза. На этом фоне выигрышно выглядит Башкортостан. Республика входит в семерку регионов, имеющих более 10 тысяч километров заасфальтированных дорог. В целом дорожная сеть Башкортостана составляет около 25 тысяч километров, в том числе 500 километров — дороги федерального значения. Все города и райцентры соединены между собой и с Уфой асфальтированными дорогами.
В нынешнем году в Башкортостане предстоит выполнить большой объем работ по реконструкции автодорог, путепроводов и мостов. Планируется завершить работы по обустройству южного подъезда к Уфе со стороны федеральной автомагистрали Самара — Уфа — Челябинск (включая строительство моста через реку Уфа в районе Каменной переправы), на северном обходе микрорайона Затон, а также на трассах Уфа — Аэропорт и Уфа — Шакша.
На улучшение транспортной инфраструктуры, системы энергообеспечения направлен крупнейший в истории Башкортостана инвестпроект «Инфраструктурное обеспечение комплексного развития городского округа г. Уфа». На его реализацию планируется потратить 135 миллиардов 500 миллионов рублей, в том числе 22 миллиарда 800 миллионов рублей из Инвестфонда (всего в Инвестфонде на финансирование проектов предусмотрено 197 миллиардов рублей). Эта программа с помощью строительства автодорог, соединяющих две трассы федерального значения Москва — Челябинск (М5) и Москва — Уфа (М7), позволит уменьшить поток транзитного транспорта, проходящего через столицу республики. Реализация проекта начнется после его утверждения в МЭРТ РФ.
Намерение распечатать Стабфонд и направить его средств на развитие инфраструктуры свидетельствует об изменении подхода к развитию территорий. Брошенные на произвол судьбы в 90-е годы прошлого столетия регионы оказались нужными для обеспечения непрерывного производственного процесса крупных промышленных групп. Это стало возможным только после объединения предприятий в единую хозяйственную структуру с единым технологическим циклом. В президентское правление Владимира Путина они закрепили за собой статус национальных игроков (национальных чемпионов), а некоторые из них — РАО «Газпром», «Юкос» и другие, вернувшись в лоно государства, — претендуют на роль локомотивов в освоении природных ресурсов. Национальные игроки, изъяв часть природной ренты и нарастив финансовые мускулы, при поддержке государства постепенно приступают к тому, чем они должны были заниматься раньше (организацией полного цикла — от разведки новых месторождений до доставки сырья переработчикам). На паритетных началах в реализацию таких проектов вступило государство, финансируя создание транспортных путей, энергообеспечение территории. От поддержки сильных регионов и политики выравнивания федеральный центр перешел к финансированию конкретных проектов, укрепляющих экономическую мощь субъектов Федерации.
Время снимать сливки прошло, производственные и финансовые компании-временщики ушли. Пришло время работать: вкладывать деньги в социальные и инфраструктурные проекты. А значит, несмотря ни на что, деньги из регионов, аккумулируемые в Стабфонде через централизацию налоговых платежей, снова вернутся на места. Правда, уже повод для возврата будет другой: не латание дыр в региональных бюджетах, а реальные программы развития территорий.
Именно в таком направлении, скорее всего, будет работать преемник нынешнего Президента России. Вектор развития уже задан.
Владимир ШАКИЕВ, обозреватель газеты "Республика Башкортостан" № 25
Свидетельство о публикации №207020700134