Черненький жеребенок

 Недалеко от моего родного города Гузара, что в Кашкадарьинской области Узбекистана, есть кишлак Баташ. Народ в нём проживает своеобразный. Разговаривают жители исключительно вежливо, подчёркнуто заботливы друг к другу. Последний случай воровства случился там в двадцатых годах прошлого века. Тогда поймали «с поличным» двух заезжих воров. Привели их к старейшинам, спокойно допросили об обстоятельствах происшествия. А потом, несмотря на такую обходительность, закопали, расслабившихся уже было бедолаг, в землю заживо. Те говорят до последнего момента не подозревали к чему дело идёт.
А всё потому что говорят баташцы, подтекстами, намёками, иносказательными, замысловатыми не сразу понятными стороннему человеку фразами.
 
 Так вот году может быть в одна тысяча девятьсот семидесятом, райком партии направил в Баташ уполномоченного, с целью осуществления контроля за прополкой хлопчатника. Уполномоченный был вполне невзрачный: росту небольшого, картав и чрезмерно тёмен кожей. Да к тому же ещё и чужак, из других совсем мест. Короче, мягко говоря, особых симпатий он у местных жителей не вызвал.
 
 Ну а как вы думаете может вести себя важный уполномоченный из района одетый в легкий, летний костюм, с галстуком на шее, в шляпе, и с красной папкой в руке среди незнакомых ему подчинённых занятых настоящей работой?

 Весь день он метался на председательском УАЗике от одной бригады к другой. Поучал, распекал, журил, отчитывал. Всем своим видом демонстрируя крайнюю озабоченность и свою особую недоступную простым дехканам компетентность. Баташцы по своему обыкновению не возражали и молча следовали распоряжениям шального уполномоченного.

 А вечером тот конечно собрал всех бригадиров во главе с председателем колхоза в конторе для подведения итогов прошедшего дня и раздачи указаний на завтра.
Грозно поднявшись над столом президиума, уполномоченный, отхлебнул воды, из предусмотрительно поставленного перед ним стакана, начал свою разгромную речь.
Сперва досталось дехканам, потом бригадирам помладше и вот, наконец, дошла очередь до всеми уважаемого пожилого и опытного бригадира Бердивай-ака.

 А контролёр совсем распалился: топал ногами, то и дело стучал кулаком по столу и уже едва ли не кричал.
Совсем измучил не привыкших к подобному тону баташцев. Да только где ж ему это понять. Благо председатель – мудрый человек, решил разрядить как-то обстановку.
- Не ожидал я такого от Вас Бердивай-ака – как будто сокрушённо обратился он к своему лучшему бригадиру – а сам, улучив момент подмигнул ему и тихо улыбнулся в усы – как же это Вас так угораздило?

 Районный гость весь обращённый к публике, ничего этого, разумеется, не заметил, да не так то публика: шепоток прошёл среди бригадиров в предвкушении того, что скажет Бердивай-ака. А уж тот сказать может! Это каждому жителю кишлака известно.

 Пригладил седую бороду опытный бригадир и сказал: -Не спрашивайте уважаемый председатель, с утра в бригаде всё хорошо было, все были заняты работой, да вдруг появился "маленький черный жеребенок" (здесь Бердивай-ака, едва заметно скосил глаз на уполномоченного). Туда скакал – ржал, сюда скакал – ржал. Совсем людей с толку сбил. Потому и не успели сделать что запланировали, ну да завтра наверстаем обязательно.
В бригадирских рядах к шепотку и хохоток прибавился. Оживились, совсем было расстроенные сельчане.
 
 И только один человек в зале не понял, что произошло – наш горе-контролёр. Как будто переменилось что-то, а что и почему неясно. Потому, на всякий случай построже, он спросил: Что, за жеребенок, откуда взялся?!
-Не знаю, - лукаво ответил бригадир, - наверное, из райцентра, что-то я раньше его не видел.

 Теперь кое-кто из бригадиров вовсе «в голос» рассмеялся.

 Ещё добавив металла, ничего не подозревающий и всё же слегка растерянный уполномоченный строго распорядился: Завтра же поймать жеребца, зарезать и сдать на мясокомбинат. Устроили тут скачки в рабочее время!

 Зал грянул добрым взрывом хохота.
 Председатель, правда, поспешил людей своих успокоить: «Всё товарищи! Хватит». Потом посмотрел испытующе на своего гостя и прибавил: «Резать мы жеребёнка конечно не будем, а лучше попросим хозяина (тут он ткнул пальцем вверх, намекая само-собой на секретаря райкома) – привязать неразумного жеребца».
На том собрание и закончили.


 


Рецензии
Весело живётся Вашим подопечным в рассказе.
Спасибо за улыбку.
Хорошего и светлого Вам.
С теплом,
Илана

Илана Арад   27.01.2009 08:59     Заявить о нарушении
Спасибо Илана!
За добрые слова!
И вам всего доброго и светлого!
С уважением!

Анвар Шукуров   03.02.2009 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.