Осознание

 
 Еженедельник TYDEN не ошибся, вынеся на обложку номера 11/2002 крупный заголовок на русском языке: «МЫ ЗДЕСЬ». Журнал купили очень многие и чехи и русские. Тема эта периодически возникала и возникает на телевидении, в прессе, но данная публикация для меня интересна новой тональностью изложения. А тон статьи задают первые строчки, сообщающие читателю, что 7,5 млн. крон в фонд общественного сбора средств на ремонт Карлова моста внесла русская фирма Marie Group.
 В журнале сделана попытка объективно, без истерики, разобраться и осветить многочисленные вопросы, связанные с проживанием и работой в Чехии русскоговорящих.
 Работая в Праге в 1981-1986 годах, я прекрасно помню в целом хорошее отношение чехов к моим соотечественникам, хотя события 68-го года были ближе к этим датам, чем скажем к 1999 году, когда, по моему мнению был пик антирусской кампании. В том, что такая компания и такие настроения были, подтверждают и опубликованные в еженедельнике данные, отражающие изменение отношения к русским за последние шесть лет и сегодняшнее снижение неприязненных отношений к нашим соотечественникам.
 Хорошо помню информацию, распространённую телевидением «NOVA», а затем подхваченную другими средствами массовой информации, о наличии в Чехии 5000 русских мафиан, занимающихся кражей людей и ограблением банков. Уже тогда для меня было неясно, где в Чехии взять столько банков, чтобы обеспечить работой такое количество мафиан?
 В сегодняшнем журнале уже говорится лишь о десяти группировках, хотя тоже не ясно: если они известны как преступные группировки, почему они не ликвидируются? А если их члены до сих пор не арестованы, значит нет доказательств их преступной деятельности и никто не может быть объявлен преступником, кроме как по решению суда.
 Ко всякой статистике надо подходить критически. Мои чешские друзья не различают национальность русскоговорящих по акценту: для них все русские, включая украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван и т.д.
 Конечно, преступность среди иностранцев существует. Тем не менее в цитируемой статье подход мне показался достаточно разумным и объективным.

 Попытки свалить неудачи в экономике на «чужих» не новы.
 Распад СССР и превращение советских республик в независимые государства, нередко воспринималось населением как избавление от «гнёта Москвы». Однако очень скоро выяснилось, что самостоятельно заработать на хлеб ещё труднее, а обретённая независимость обернулась перебоями в подаче электричества, воды и просто отсутствием работы. Здесь уместно напомнить, что экономика Чехословакии во многом была ориентирована на советский рынок, насчитывавший около 270 миллионов потребителей. Сегодня уже наступает некоторое прозрение и понимание, что даже 147 миллионов населения России было бы вполне достаточно для обеспечения работой 10 миллионного населения Чехии… Косвенно это подтверждает восстановление интереса среди чехов к изучению русского языка.

 Те, кто бывали в Карловых Варах лет десять тому назад, помнят его крайне плачевное состояние. Сегодня это фантастически красивый город, восстановленный в основном, за счёт «русских денег». И это справедливо отмечается в статье. Кроме того, в городе-курорте практически нет преступности – люди вложившие десятки миллионов долларов в восстановление санаториев и ожидающие клиентов, просто не могут этого допустить…
Жители Карловых Вар поняли, что вновь восстановленные санатории предоставляют им возможность работы, а кроме того убедились, что здания, хоть и принадлежат «русским», тем не менее остаются стоять на своих местах и из Карловых Вар в Россию не переезжают.
 Мне кажется, в чешском народе начинается осознание того, что для рыночной экономики нормально, когда владельцем завода, ресторана, отеля – становится в конечном счёте тот, кто лучше всех умеет организовать прибыльную работу этого предприятия: будь то немец, чех, француз или русский.

 В статье справедливо подмечено, что со временем меняется и облик русских, находящихся по делам бизнеса в Чехии. Имеется ввиду переоблачение из тренировочных в дорогие, со вкусом сшитые костюмы с галстуками.
 И здесь мне хочется добавить одно своё наблюдение: как правило психологическое отторжение между русскими и чехами происходит из за взаимного незнания традиций, непонимания особенностей истории наших народов, принятых норм поведения (я прекрасно понимаю, что нормы поведения должны приниматься и соблюдаться гостями).
Однако все мои знакомые чехи, жившие, учившиеся или работавшие ранее в СССР, а затем в России, с удовольствием общаются на русском, любят русские традиции, русскую кухню, русскую музыку, песни, фильмы, литературу и живопись…
 И то, что в статье отмечена тяга русских в Чехии к образованию, не грешит против истины.
 
 Конечно, на обложке есть и сенсационный заголовок на ч
ешском «Русские захватывают Чехию», но прочитав саму статью, понимаешь, что это лишь рекламный трюк журнала для придания сенсационности номеру.
Прага 16.03.02


Рецензии