Очерки жизни в Германии - Школа
Так вот, Андрей наш неожиданно вспомнил про это собрание как раз за час до его начала. Пришлось резко менять все запланированные на вечер дела и мчаться в школу. В этой суматохе я и заскочил в класс вместе с женой. Сидел там, слушая рассказы про учебную жизнь, и думал, что уже давно собирался рассказать про систему обучения в Германии, да всё никак не мог подобраться к этой теме. А система эта, на мой взгляд, сильно отличается от русской, причем, отличается далеко не в лучшую сторону. Хотя, есть, конечно же, много и общего.
Самое, пожалуй, главное, что ощущается первое время, когда ты отдал ребенка в школу, - это то, что как он там учится – личное дело твое и твоего ребенка. Мы у себя в России как-то привыкли, что школьное образование даем в тесной смычке с учителем и государством. Они следят за работой, успеваемостью школьников, заставляя ребенка и, если надо, родителей активно участвовать в учебном процессе, требуя от них, чтобы дети накапливали какие-то знания. Тут же это все возложено на ученика, он должен понимать, что знания нужны только ему и самому нужно заботиться об уроках, об оценках, о своих выпускных баллах.
Можешь просто посещать школу и тихонько сидеть на своем месте и никому не мешать – это всё твоё дело. И всё равно, сколько тебе лет – десять или двадцать, если ты не хочешь получать образование, то это только твои проблемы и, конечно же, родителей. Но родители при той свободе у молодежи, которая предоставлена им тут, не всегда могут повлиять на своего ребенка. Потому что если ребенку надоедят твои наставления и нравоучения, он всегда может уйти из дома и поселиться в детских, предназначенных специально для обиженных детей, общежитиях. И если ты учишься в приличной школе, а у тебя пропало желание напрягаться на уроках, то придется перейти в другую, где требования к ученику сильно занижены, и где уже известно, что, окончив её, ты всю жизнь будешь специалистом по черновым работам.
Надо сказать, что эта система весьма жесткая и жестокая. Ты легко можешь спуститься до низшей ступени обучения, а подняться потом, если вдруг осознание необходимости образования вдруг, наконец, настигнет тебя, невероятно трудно. Это возможно, но для этого уже потребуется в несколько раз больше времени и сил.
А начинают дети учиться, как и везде, с семи или шести лет и идут абсолютно все в одинаковую школу - Grundschule, и учатся в ней четыре года. Надо сказать, что это самое лучшее время для детей. Там с ними в игровой форме проводят обучение и не сильно напрягают домашними заданиями.
Наш младший сын тоже пару лет учился в такой школе, и для нас, наверное, это был период, как и для него, самым лучшим из всех его школьных приключений. В России Андрей учился с шести лет, и с шести лет его приходилось уговаривать вставать рано и идти на занятия, делать домашние задания, и убеждать, что учиться нужно не нам, а ему. Он ненавидел школу и, как и у большинства школьников, каникулы были самым лучшим школьным периодом в его жизни. А тут, уже в Германии, если и температура была у ребенка, то приходилось уговаривать его не ходить в школу, отлежаться. Но куда там – нужно идти и все! Там интересно и вдруг что пройдет без него!
Для меня же самым большим впечатлением того периода было, когда они в третьем классе начали работать над «Проектом». В начале его во всех классах раздаются темы, из которых ученики должны выбрать то, что их заинтересует, а потом на три недели классы рассыпаются и объединяются в проектные группы, где и работают, изучая выбранную область. Андрей тогда выбрал тему, которая называлась «Жизнь Американских индейцев». Три недели мы только и слышали дома его рассказы о том, какие индейцы умные и серьезные люди, были в курсе индейской жизни, способах их общения на охоте, знали их песни и сказания. Они строили вигвам в школе, учили шить индейскую одежду, изучали язык жестов. В этот период мы были счастливы вместе с нашим ребенком.
Ну, а после начальной школы дети могут идти уже в разные категории школ, в зависимости от своих способностей, - Haupschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtchzle, где учатся до девятого, десятого или до тринадцатого классов. Всё это, на первый взгляд, сложновато, но, наверное, и русское образование для иностранного взора будет сложным, да к тому же, оно уже тоже стало более зависимым от материального состояния родителей.
Кстати, профессия учителя в Германии по престижности котируется довольно-таки высоко, хотя они получают не так уж и много, как в других престижных профессиях. Но учитель тут считается государственным служащим, а это значит, что его не могут без его согласия уволить с работы до пенсии и он со своей зарплаты не платит, как все госслужащие, налогов.
О школьной системе образования, конечно же, можно было бы рассказать очень много интересного, но и о недостатках тоже можно было бы рассказать немало. Все понимают и видят эти недостатки, ощущая их последствия, но изменить в этой системе что-либо очень трудно, но, конечно же, эта работа делается. Особенно этим стали заниматься больше, когда были обнародованы ЮНЕСКО показатели уровня мирового образования, где Германия оказалась на семнадцатом месте.
Ну, а собрание, с которого я начал свой очерк, было посвящено трехнедельной практике наших детей. Все восьмиклассники выбирали себе места, где они хотели бы в будущем работать, и три недели должны были ходить на эти предприятия наравне с работниками, работая там без каких-либо поблажек, а потом ещё написать обширный отчет об этом.
Мой старший сын тоже проходил подобную практику в большой книжной фирме, и написал он в своем отчете, что работа эта очень скучная и неинтересная. И мы были этому рады, потому что благодаря той практике, он и доучился сейчас до тринадцатого класса. А то уж было собрался после десятого класса идти учиться рабочей специальности.
Классный руководитель нам рассказала, в каком режиме будут работать дети, какие бумаги они должны оформлять в итоге, и про разные другие мелочи. После часа такого разговора, мы разошлись по домам. Лично у меня от этого общения осталось хорошее впечатление.
Вот только все время, пока я там был, вызывал недоумение один вопрос – в классе нашего сына учатся всего двадцать три человека. А на собрании вместе с учителем и меня с женой было только семь человек... И при этом какой-то озабоченности в глазах классной руководительницы я и не заметил. Ну да образование – это твое личное дело. Я уже писал об этом выше...
5.10.02
Bielefeld
© Copyright: Чешенов, 2002
Свидетельство о публикации №2210150039
Свидетельство о публикации №207020800152
Ирина Шевкуненко 22.10.2008 21:17 Заявить о нарушении
Хотя, может быть, сейчас это по-другому уже.
Василий Чешенов 23.10.2008 01:06 Заявить о нарушении