Большой национальный проект

 
 


АНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА.



Антология будет состоять из отдельных блоков, которые будут делиться по темам:

1) Поэты.
2) Композиторы.
3) Писатели.
4) Актеры. Певцы
5) Научные деятели. Академики.
6) Герои разных времен.
7) Профессора, доктора медицины.
8) Государственные деятели. Меценаты.
9) Историки, философы.
10) Зодчество.
11) Интересные люди.
12) Спортсмены.


Проект заключается в том, что в пяти – семи минутный видео - ролик, видео – сюжет, включить самые знаменитые факты из биографии персонажа.
Например:
Блок, - Поэты.

Низами Гяндживи, Хагани Ширвани, - идет музыка, за кадром, актер читает наиболее актуальные строки из поэмы автора, идут виды, города, района Азербайджана, где родился поэт, виды города Баку, скверы, парки города, где есть памятники поэта, улица названная в честь поэта. Данные имеющиеся в музеях Азербайджана.

Или.
Блок, - Композиторы.
Здесь уже идет музыка самого композитора, наиболее известная, сценки из балета,
Опять же виды родины данного персонажа, улицы, где он жил, улицы названной в честь него.

Работая над каждым блоком, над каждым персонажем будет тщательно подбираться материал, биографические данные, музыка, режиссура, сценарий.

Это очень познавательный видео – ролик, дает не только знание подрастающему поколению, но и то, чтобы мы помнили и гордились богатством культуры Азербайджана.


Данный проект охватывает огромный материал, работа над ним продлится не один год.
К работе над осуществлением проекта будут привлекаться специалисты разных направлений.
 Поскольку ведутся изыскания из пластов культуры, искусства, науки, спорта и истории Азербайджана, то каждый видеосюжет, видеоролик к отдельному персонажу будет называться: - « ПЛАСТ » « PLAST ».
Что символизирует мощь национальной культуры, которая, как и другие богатства природы состоят из пластов.
Это определенно новый, хроникально - документальный жанр в направлении киноискусства.



 БЛОК - ПОЭТЫ.
 К проекту - Антология культурного наследия Азербайджана.

1) Низами Гяндживи
Низами Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141 - ок. 1209) - азербайджанский поэт и мыслитель. Основное сочинение - "Пятерица" ("Хамсе"), состоит из 5 поэм: "Сокровищница тайн" (между 1173 и 1180), "Хосров и Ширин" (1181), "Лейли и Меджнун" (1188), "Семь красавиц" (1197) и "Искандер-наме" (ок. 1203), в которой создана своего рода социальная утопия и дан образ идеального правителя. Сохранилась также часть лирического дивана. Поэзия Низами Гянджеви оказала влияние на литературы Ближнего и Ср. Востока.


2) Хагани Ширвани Афзаладдин
Хагани Ширвани Афзаладдин Ибрагим Али оглы (1120, Шемаха, — 1199, Тебриз), азербайджанский поэт-мыслитель. Поэтическому искусству обучался у Абу-ль-Ала Ганджеви. Литературную славу приобрёл в ранней молодости и был приглашен ко двору ширваншаха. Писал панегирические касыды под псевдонимом Хагани, что означает «принадлежащий царю», но по сути ему претила роль панегириста. В 1156 по пути в Мекку совершил путешествие по Ближнему Востоку. По возвращении в Ширван написал философскую касыду о развалинах древней столицы сасанидских шахов — Медаин (Ктесифон). При попытке тайно покинуть Ширван был схвачен и брошен по приказу шаха Ахсатана в каземат Шабран (1159). Выйдя из тюрьмы, поэт снова отправился в путешествие; по возвращении на родину переехал в Тебриз, где провёл остаток жизни. Х. Ш. оставил богатое литературное наследие на персидском и арабских языках. Наиболее ярко он выразил себя в области лирической поэзии. Основная тема его лирики — любовь, исполненная нравственной красоты; поэт выражает стремление к свободе, радости. Он развил и усовершенствовал жанры газели и касыды. Новаторство Х. Ш. — в создании произведений социально-философского звучания, в тематическом расширении границ традиционной поэзии, в развитии техники стиха. В диване, поэта значительное место занимают касыды, в которых Х. Ш. обличает феодальных правителей, протестует против социальной несправедливости и произвола. С особой силой выражен мятежный дух поэта-мыслителя в «Тюремных» касыдах, созданных в заключении. Протест против имущественного неравенства звучит и в поэме «Подарок двух Ираков» (завершенной в 1157), навеянной впечатлениями Х. Ш. от жизни народов ближневосточных стран, — одном из лучших образцов эпической поэзии Ближнего Востока. Поэма во многом носит автобиографический характер, отражает некоторые особенности социально-политической обстановки эпохи. Исследователи начиная с 13 в. отзываются о Х. Ш. как о великом поэте, отмечают большое влияние его творчества на поэзию Ближнего и Среднего Востока.





3)Физули
1494 - 1556
Физули, Фузули Мухаммед Сулейман оглы (1494, г. Кербела, Ирак, – 1556, там же), азербайджанский поэт. Писал на азерб., перс., араб. языках. Получил всестороннее образование. Занимался преподаванием, служил хранителем святых мест. Большую часть жизни провёл в Багдаде. Наиболее полная рукопись сочинений (куллият) Ф. датируется 1522. Полное научно-критическое издание сочинений на основе старых рукописей осуществлено в 1958–61 в Баку Г. Араслы.

В поэтическом наследии Ф. большое место занимает лирика – преимущественно газели и касыды. Необычайная художественная сила поэзии Ф. – в близости к внутреннему миру человека. «Возвышенный восторг» любви, которую Ф. считал основой мироздания, восхищение красотой возлюбленной, страдания и печаль, связанные с извечной недостижимостью совершенства в любви, составляют основное содержание его лирики. Утверждая право человека на земную любовь, поэт шёл вразрез с мусульманскими религиозными запретами и канонами. Он сообщил новое направление газели, сделав её доступной по содержанию и форме. Поэзия Ф. гуманистична, выражает ненависть ко всякому насилию, призывает правителей к справедливости и заботе о благе подданных. Долг религии и государства – защита униженных от посягательств сильных мира сего.

В творчестве и мировоззрении Ф. сказалось влияние суфизма, хотя он не принадлежал ни к одному суфийскому ордену. Ф. призывал отречься от соблазнов «бренного мира», вести простой и скромный образ жизни. Одним из высоких образцов философской лирики Ф. является касыда «Друг сердца». Написанная как бы в продолжение традиций Хагани Ширвани, Амира Хосрова Дехлеви и Джами, она отличается социальной остротой, антифеодальной направленностью.

Сочинение Ф. «Жалоба», считавшееся одним из ранних и лучших образцов азерб. художественной прозы, – своеобразная политическая сатира, в которой жалобы на свою судьбу переплетаются с обличением произвола, взяточничества, царивших при дворе тур. султана Сулеймана I Кануни. В творчестве поэта значительное место занимает социально-философская (аллегория, поэмы «Гашиш и вино», «Спор плодов») и философско-этическая тематика (соч. «Гуляка и отшельник» и «Здоровье и недуг»). Известны трактат Ф. по истории философии «Исход веры», стихотворный перевод на азерб. язык сорока хадисов, сочинения Хусейна Ваиза Кашеви (16 в.), названного Ф. «Сад счастливцев».

Вершина творчества Ф. – лиро-эпическая поэма «Лейли и Меджнун» (1536–37). Продолжая и обновляя традиции своих предшественников, особенно Низами Гянджеви, Ф. создал оригинальную поэму, тесно связанную с азерб. устно-поэтическим творчеством. Герой поэмы – поэт Меджнун (Кейс) ищет смысл и счастье своей жизни в романтической любви. Однако феодально-религиозные традиции и обычаи враждебны его идеалам. В глазах окружающей Кейса среды он – «меджнун» (одержимый). Его любовь к прекрасной Лейли находит суровое осуждение общественного круга, к которому он принадлежит. Это один из источников трагического конфликта. Несмотря на усиление в конце поэмы мистических мотивов, Ф. показал в ней истинно человеческую любовь. Романтическая и вместе с тем жизненно правдивая поэзия Ф. составляет целую эпоху в развитии азерб. литературы и азерб. языка, лексику и стилистику которого поэт значительно обогатил. Многие строки Ф. стали афоризмами; его творчество оказало влияние на дальнейшее развитие не только азерб., тур., но и др. литератур народов Ближнего Востока. В 1958 отмечалось 400-летие со дня рождения Ф., в том же году в Баку ему был открыт памятник.







4). Насими

около 1369 - 1417,
азербайджанский поэт. Писал также на арабском и персидском языках. В философских газелях воспевал земные радости, разум человека.
Один из основателей религиозного течения хуруфизм. Догматики считали, что его учение противоречит основным устоям ислама, фанатично настроенное духовенство стало пособником его жестокой казни: с него, живого, содрали кожу. Тем не менее, в произведениях тюркских поэтов его имя фигурирует как символ мужества и твердости духа, а в центре Баку ему возведен памятник.



5) Натаван
2.10.1887
Натаван Хуршудбану Мехтикулихан кызы (прозвище — Хан кызы, т. е. Ханская дочь) (август 1832, г. Шуша, — 2.10.1897, там же), азербайджанская поэтесса. Получила домашнее образование. Возглавляла в Шуше литературный кружок «Меджлис-и унс» («Собрание друзей»), имевший творческие связи с аналогичными кружками в др. городах Азербайджана. Автор лирических стихов, в большинстве навеянных грустью по рано умершему сыну («Я плачу», «Ушёл» и др.), в которых, однако, проскальзывают и социальные мотивы, — главным образом жалобы на бесправие женщин в обществе.



6) Сабир
19.5.1862 - 12.7.1911
Сабир (псевдоним; настоящее имя Мирза Алекпер Таирзаде) [19(31).5.1862, г. Шемаха, — 12(25).7.1911, там же], азербайджанский поэт. Учился в медресе, затем в новометодной школе (см. Джадидизм) поэта Сеида Азима Ширвани. В ранние годы писал лирические газели. Революция 1905—07 породила гражданские мотивы в поэзии С. Выступал в сатирическом журнале «Молла Насреддин» под псевдонимом Хоп-хоп (Удод), который затем часто менял, чтобы скрыть своё авторство от преследовавших его реакционеров. В сатирических образах правоверного фанатика, патриархального отца семейства, оторвавшегося от народа интеллигента или лицемерного моллы он бичевал всё, что препятствовало прогрессу, призывал к просвещению и свободе. В социальных сатирах С. впервые в азербайджанской литературе ставился вопрос о классовом угнетении; люди труда слышали в них призыв к борьбе за свои права. В политических сатирах нашли отражение разгон Государственной думы в России, интриги самодержавия против освободительного движения в странах Ближнего Востока, деспотизм турецкого султана, происки международной реакции. Вместе с Дж. Мамедкулизаде и другими передовыми писателями С. создал новую сатирическую школу в азербайджанской литературе реалистического направления. Его стихи наряду с лучшими произведениями других молланасреддиновцев явились первыми образцами пролетарской литературы на азербайджанском языке и подготовили почву, на которой выросла затем азербайджанская советская литература.


7) Вургун Самед
12.5.1906 - 27.5.1956
Вургун Самед (псевдоним; настоящие имя и фамилия Самед Юсиф оглы Векилов) (12.5.1906, с. Юхары-Салахлы, — 27.5.1956, Баку), азербайджанский советский писатель, общественный деятель. Народный поэт, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943). Академик АН Азербайджанской ССР (1945). Член КПСС с 1940. Основоположник новой поэтической школы в Азербайджане. Родился в семье крестьянина. Работал учителем. С 1929 учился во 2-м МГУ и в аспирантуре в Баку. Печатался с 1924. Тема сборников стихов «Клятва поэта» (1930), «Фонарь» (1932) — революция и строительство новой жизни. Выступал как непримиримый противник «чистого искусства» и формализма в литературе. С первых лет творчества сила воздействия поэтического слова В. определяется гармоническим слиянием идей с новаторской формой стиха и глубиной выраженных в нём чувств. «Комсомольская поэма» (1-я ч., 1933, не закончена), «26» (1935), «Басти» (1937) и др. Художественная форма, стилистические средства в этих произведениях говорят об их народной основе. Героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937; Государственная премия СССР, 1941) посвящена поэту 18 в.; историческая драма в стихах «Ханлар» (1939) — революционеру-большевику; любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941, Государственная премия СССР, 1942) написана на сюжет поэмы Низами «Хосров и Ширин»; драма в стихах «Человек» (1945) разоблачает идеологию насилия, утверждая творчество социалистического гуманизма. В годы Великой Отечественной войны В. писал о патриотизме, дружбе народов, вере в победу: «Слово матери» (1941), «Партизаны Украины» (1942), «Мне так рассказывали» (1943). В. создал образы героев современности: поэмы «Мугань» (1949), «Айгюн» (1951). Поэмы «Негр говорит» (1948), «Читая Ленина» (1950), «Знаменосец века» (1954) и цикл стихов «Сожжённые книги» (1947) воспевают Коммунистическую партию, В. И. Ленина. Лаконичный и сдержанный стиль В. оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов.

В. автор статей о Низами, А. С. Пушкине, В. В. Маяковском, М. Горьком и др. Перевёл на азербайджанский язык «Евгения Онегина» Пушкина, часть поэмы Ш. Руставели «Витязь в барсовой шкуре», поэмы «Лейли и Меджнун» Низами, «Девушка и смерть» М. Горького, «Порченая» («Катерина») Т. Шевченко, рубаи Хагани, стихи И. Чавчавадзе, Джамбула и др. Сочинения В. переведены на многие языки. Депутат Верховного Совета СССР 1—4-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями


8). Вагиф
1717 - 1797
Вагиф Молла Панах (около 1717, деревня Салахлы, ныне Казахский район, — 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться её поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого В. был убит вместе с сыном — молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен. Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов В. был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов В. усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 (русский перевод 1949). Своим поэтическим творчеством В. открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив её к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире — любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, В. поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц («Фиалка», «Двух красавиц я славлю», «Грудь упругая прекрасна»). В поздние годы в стихах В. крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив «превратности судьбы»: бессилие человека перед лицом рока, провидения («Видади, ты на чёрствые эти сердца погляди»). Философская лирика проникается горечью («Кто совершенен, того постигают напасти судьбы») и ироническим отношением к миру обмана и зла («Я правду искал, но правды снова и снова нет»). В. вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи В. поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: «Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом». Жизнь В. нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургуна «Вагиф».



9) Мушфик
1908 - 12.3.1939
Мюшфик, Мушфик (псевдоним; настоящее имя и фамилия Микаил Кадыр оглы Исмаилзаде) (август 1908 — 12.3.1939), азербайджанский советский поэт. Родился в Баку в семье учителя. В 1931 окончил педагогический институт в Баку. Был преподавателем азербайджанского языка и литературы. Печатался с 1926. Первый сборник лирических стихов «Ветры» опубликован в 1930, затем вышли сборники «Голоса дня» (1932), «Среди буровых» (1932), «Стихи» (1934), «Шенгюль, Шюнгюль и Менгюль» (1934) и др. Романтика революции, героика борьбы за социализм — основное содержание поэзии М. («Клятва», «Революция», «28 апреля» и др.). Поэт воспевал обновление азербайджанской деревни (поэмы «Афшан», 1933, «Шойла», 1934, и др.), рождение новых городов («Ожидание Мингечаура», «Песнь о Тертергэсе» и др.), дружбу народов («Песня о вечности», «Севан» и др.). Лирика М. эмоционально насыщена, музыкальна. М. впервые в азербайджанской поэзии средствами классической формы (метрики аруза, символики и т. п.) выразил современное содержание. Поэзия М. оказала большое влияние на развитие азербайджанской советской лирики. М. переводил на азербайджанский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Я. Маршака, Омара Хайяма и др.



10) Расул Рза
5.6.1910
Расул Рза (псевдоним; настоящее имя и фамилия Расул Ибрагим оглы Рзаев) [р. 6(19).5.1910, г. Геокчай], советский писатель, народный поэт Азербайджана (1960), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1944). Член КПСС с 1939. Учился во ВГИКе (1935—37). В 1945—1949 министр кинематографии Азербайджанской ССР. С 1965 главный редактор Азербайджанской советской энциклопедии. Печатается с 1927. В конце 20—30-х гг. Р. Р. много писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 опубликовал сборники стихов и рассказов «Бессмертные герои» (1942), «Ярость и любовь» (1943) и др. В 1950 создал поэму «Ленин» (Государственная премия СССР, 1951). В 50—60-е гг. в творчестве Р. Р. усиливаются философские мотивы. По-прежнему остро звучит интернациональная тема. Автор пьес «Вэфа» (пост. 1943) — о Великой Отечественной войне, «Братья» (пост. 1956) — о борьбе за Советскую власть, «Закон» (1963) — о простых людях Америки. Переводит на азербайджанский язык сочинения Эсхила, Лопе де Вега, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. Произведения Р. Р. переведены на многие языки. Председатель СП Азербайджанской ССР (1938—39). Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 1-го и 3—7-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.




11) Сулейман Рустам
14.11.1906
Сулейман Рустам (псевдоним; настоящее имя — Сулейман Али-Аббас оглы Рустамзаде) [р. 14(27).11.1906, Баку], азербайджанский советский поэт и драматург, общественный деятель, заслуженный деятель искусств (1943), народный поэт Азербайджана (1960). Член КПСС с 1940. Председатель Верховного Совета Азербайджанской ССР (с 1971). Учился в Азербайджанском университете (с 1927), МГУ (с 1929). Печатается с 1923. Стихи в сборниках «От печали к радости» (1927), «Звезда» (1934), «Чапаев» (1936), «Романтика ночи» (1938), посвященные комсомолу, героике Гражданской войны, социалистическому строительству. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 написаны широко известные стихи «Клятва», «Душа Кавказа говорит», «Мать и почтальон» и др. В 1941 созданы стихи, посвящённые Южному (Иранскому) Азербайджану («Тебризские стихи»); тема тяжёлой жизни азербайджанских бедняков в Иране продолжена в сборнике «Два берега» (1949; Государственная премия СССР, 1950). После войны опубликовал сборники стихов о борьбе народов за мир, о послевоенном строительстве. В поэме «Слово о русском брате» (1960) отображен путь Азербайджана в революции. Автор пьесы в стихах о народном герое «Гачак Наби» (1940, 2-я редакция 1948), комедии о современной азербайджанской деревне «Дурна» (1948) и др. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.



12) Наби Хазри (Наби Алекбер оглу Бабаев). 1924 - 2007

Наби Хазри родился 10 декабря 1924 года в селе Хырдалан близ города Баку. Начав трудовую деятельность по окончании средней школы, Наби Хазри в 1942-1943 годах участвовал во Второй мировой войне, а после демобилизации из армии в 1943-1945 годах работал корректором в редакции газеты «Коммунист» и диктором на Азербайджанском радио. В 1945-1947 годах он получал высшее образование в Азербайджанском государственном университете, в 1947-1949 годах - в Ленинградском государственном университете, в 1949-1952 годах - в Литературном институте имени Максима Горького
Творчество Наби Хазри составляет одну из ярких страниц современной азербайджанской поэзии. Произведения поэта, служившего нашей литературе более шестидесяти лет, характеризуются широтой и разнообразием тематики. Поэзия Наби Хазри, с высокой художественностью отражающая духовный мир, мысли и искания человека, органично сочетающая общечеловеческие и национальные ценности, благодаря философским размышлениям о мире, человеке и природе, высокому гуманизму, твердой гражданской позиции и национальному колориту снискала любовь широкой массы читателей. Богатые лирико-эпическими картинами поэмы Наби Хазри, повествующие о жизни наших современников, а также исторических личностей, отличаются глубоким лиризмом, эмоциональностью, оригинальным стилем и образностью.

13) Азероглы
11.11.1921
Азероглы (псевдоним; настоящее имя Балаш Аллахбагыш оглы Абизаде) (р. 11.11. 1921, Баку), азербайджанский поэт. Родился в семье рабочего. В 1938 семья А. выехала в Иранский Азербайджан (Иран). Член Азербайджанской демократической партии (с 1945). В 1941—45 участвовал в национально-освободительном движении Иранского Азербайджана. В 1947 эмигрировал в Советский Азербайджан. Окончил филологический факультет Азербайджанского университета. Печатается с 1937. Первый сборник «Стихи» вышел в 1944. А. писал о любви к родине, революционном настроении иранского народа, разоблачал фашизм. В его стихах, посвященных Советскому Азербайджану, преобладают темы созидательного труда, дружбы народов, борьбы за мир. Стихи А. отмечены глубоким лиризмом.







 БЛОК – КОМПОЗИТОРЫ.
 К проекту - Антология культурного наследия Азербайджана.

1) Гаджибеков Узеир
5.9.1885 - 23.11.1948
Гаджибеков Узеир Абдул Гусейн оглы [5(17).9.1885, с. Агджабеды, близ Шуши, — 23.11.1948, Баку], советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР (1938), академик Азербайджанской АН (1945). Член КПСС с 1938. Основоположник современной профессиональной музыки Азербайджана. Учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе и в Петербургской консерватории (1914). Первая опера Г. «Лейли и Меджнун» (1908) открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки. Это произведение положило начало жанру мугамной оперы, сочетающей нотную запись музыки с сольной вокальной импровизацией (мугамом) на основе указанного композитором текста. Г. написал ещё пять мугамных опер: «Асли и Керем» (1912), «Шах Аббас и Хуршид бану» (1912) и др. Протестом против патриархально-феодальных обычаев прозвучали музыкальные комедии Г. «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910) и получившая широкую популярность «Аршин мал алан» (соч. 1913; за одноимённый фильм Государственная премия СССР, 1946). После Октябрьской революции Г. способствовал развитию в республике музыкального образования: создал музыкальную школу, в 1938—48 профессор и директор Азербайджанской консерватории (с 1949 имени Г.). В 1931 Г. организовал оркестр народных инструментов, в 1936 Государственный хор, с 1945 возглавлял Научно-исследовательский институт азербайджанского искусства АН Азербайджанской ССР.

Г. создал первые азербайджанские массовые песни, камерные инструментальные произведения, 2 фантазии для оркестра народных инструментов, кантаты. Вершиной творчества композитора явилась опера «Кёр-оглы» (1937; Государственная премия СССР, 1941) — героико-эпическое произведение о крестьянском восстании на рубеже 17—18 вв. Опера отличается единством народного образно-интонационного строя и классических средств выражения. Основу музыкальной драматургии оперы составляют монументальные хоровые сцены. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 композитор создал патриотические произведения: песни, кантату «Родина и фронт», а также романсы-газеллы «Сэн-сиз» («Без тебя») и «Севгили джанан» («Возлюбленная») на стихи Низами, завершил многолетнюю работу над теоретическим исследованием о народных ладах. Автор музыки гимна Азербайджанской ССР (1945), литературных сочинений. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.


2) Магомаев Абдул Муслим
6.9.1885 - 28.7.1937
Магомаев Абдул Муслим Магометович [6(18).9.1885, Грозный, — 28.7.1937, Нальчик], советский композитор, дирижёр и музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1935). Один из создателей азербайджанского музыкального театра. В 20—30-е годах заведующий отделом искусств Наркомпроса Азербайджана, руководитель музыкальной редакции Бакинского радиовещания, директор и главный дирижёр Театра оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Один из первых азербайджанских композиторов, выступивший за сочетание европейских музыкальных форм с народно-песенным искусством. М. принадлежат произведения различных жанров, в том числе мугамная опера «Шах Исмаил» (1919, Баку), симфонические пьесы «Танец освобожденной азербайджанки», «На полях Азербайджана», «Марш, посвященный XVII партсъезду», «Марш РВ-8»; песни, музыка к драматическим спектаклям, фильмам. Вершина творчества М. — опера «Нэргиз» (1935, Баку) о борьбе азербайджанских крестьян за Советскую власть.
и др.
 
3) Караев Кара
5.2.1918 - 1982
КАРАЕВ Кара Абульфаз оглы (1918-82)

Выдающийся азербайджанский композитор, народный артист СССР (1959), академик АН Азербайджана (1959), Герой Социалистического Труда (1978). Опера "Вэтэн" ("Родина"; с Дж. Гаджиевым, 1945), балеты "Семь красавиц" (1952), "Тропою грома" (1958), мюзикл "Неистовый гасконец" (1978), симфоническая поэма "Лейли и Меджнун" (1947) и др. Профессор Азербайджанской консерватории (с 1959; в 1950-53 дирижер). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1946, 1948).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Вторая премия для композитора" за 1958 год
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за работу композитора" за 1959 год

4) Амиров Фикрет
22.11.1922 - 1984
АМИРОВ Фикрет Мешади Джамиль оглы (1922 - 84), композитор, автор первой азербайджанской лирико-психологической оперы "Севиль" (1953). Симфонические мугамы "Шур", "Кюрд-овшары" (оба 1948), "Гюлистан Баяты-Шираз" (1971) повлияли на развитие симфонической музыки в странах Ближнего Востока. Баллада "Тысяча и одна ночь" (1979), концерты для фортепьяно с оркестром и др.
 

5) Ниязи
7.8.1912 - 1984
НИЯЗИ (настоящие фамилия и имя Таги-заде-Гаджибеков Ниязи Зульфугарович) (1912 - 84), дирижер, композитор. С 1937 дирижер, в 1951 - 65 (с перерывом) главный дирижер азербайджанского театра оперы и балета, художественный руководитель азербайджанского симфонического оркестра (с 1938, с перерывами). Репертуар включал главным образом произведения азербайджанских и русских композиторов. Автор оперы "Хосров и Ширин" (1942), балета "Читра" (1960), симфонического мугама "Раст" (1949) и др
6) Гаджиев Рауф
15.5.1922
Гаджиев Рауф Солтан оглы (р. 15.5.1922, Баку), советский композитор, народный артист СССР (1978). Член КПСС с 1958. В 1948—49 учился в Московский консерватории у Н. П. Ракова. В 1953 окончил Азербайджанскую консерваторию по классу композиции у К. А. Караева. Организатор и художественный руководитель Государственного эстрадного оркестра Азербайджана (с 1955). В 1965—1971 министр культуры Азербайджанской ССР. Автор музыкальных комедий, в том числе «Ромео — мой сосед» (1960), «Куба — любовь моя!» (1963), «Не прячь улыбку» (1969), «Четвёртый позвонок» (1974), «Мама, я женюсь» (1976), 2 балетов, ораторий, «Молодёжной симфонии» (1953), концерта для скрипки с оркестром (1952), произведения для камерного и эстрадного оркестров, музыки к драматическим спектаклям и фильмам. Им написано свыше 80 песен. Награжден 2 орденами, а также медалями.

7) Меликов Ариф.
8) Гаджиев Тельман.
9) Бадалбейли Афросиаб
10) Вайнштейн Леонид.
11) Кулиев Тофик.
12) Адыгезалов Васиф.
13) Мустафаев Рамиз.







 БЛОК – ПИСАТЕЛИ.
 К проекту - Антология культурного наследия Азербайджана.

1) Бакиханов Аббас-Кули-ага
21.6.1794 - 1847
Бакиханов Аббас-Кули-ага (псевдоним — Гудеи) (21.6.1794, с. Амираджаны, близ Баку, — 1847, г. Куба, Азербайджан), азербайджанский учёный и писатель. Родился в семье бакинских ханов. С 1819 служил переводчиком восточных языков при губернаторе в Тифлисе. В 1826—1829 участвовал в войнах России с Ираном и Турцией, в русско-иранских переговорах в Туркманчае. Был широко образованным человеком, знал несколько языков, восточную литературу и философию. Горячий поборник культурного сближения Азербайджана с Россией, был близок с А. С. Грибоедовым, А. А. Бестужевым (Марлинским), В. К. Кюхельбекером, М. Ф. Ахундовым, Х. Абовяном, А. Чавчавадзе и др.; в Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным. Б. выступал в защиту привилегий феодалов, но наряду с этим осуждал карательные действия царских властей против восставших крестьян Кубинской провинции в 1837. В 1841 закончил труд по истории Северного Азербайджана с древнейших времён до 1813 («Райский цветник», опубл. 1926). В освещении исторического процесса Б. был идеалистом. Б. принадлежат научные труды по педагогике и философии, по фонетике, морфологии и синтаксису языка фарси, по астрономии и географии. В сочинении «Тайна ангелов» Б. познакомил мусульманский мир с основами учения Коперника.

Б. — автор произведений в стихах и прозе. В сатире «Обращение к тавризцам» он обличал иранских правителей и духовенство. В рассказе «Книга об Аскере» говорил о свободе любви и выступал против предрассудков. В «Книге наставлений» и этическом трактате «Улучшение нравов» критиковал отсталость и суеверия, пропагандировал просвещение. Б. — один из зачинателей новых жанров (новелла, реалистическая бытовая поэма). Он ввёл в литературу образ «маленького человека».



2) Ахундов Фатали
30.6.1812 - 26.2.1878
Ахундов Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).

Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье «Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР


.3) Ордубады Мамед
24.3.1872 - 1.5.1950
Ордубады Мамед Саид (псевдоним; настоящее имя Мамед Гаджи-ага оглы) (24.3.1872, Ордубад, — 1.5.1950, Баку), азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1938). Член КПСС с 1918. Печатался с 1903. Уже в первых сборниках стихов «Беспечность» (1906) и «Родина и свобода» (1907) определяются такие черты его поэзии, как призыв к свободе, критика невежества и фанатизма. Революция 1905—07, сотрудничество в журнале «Молла Насреддин» способствовали формированию революционного миропонимания писателя. В романах «Путешествие двух мальчиков в Европу» (1908), «Несчастный миллионер» (1914) высказаны просветительские идеи, дана критика деспотического режима в феодальном Иране. После установления Советской власти в Азербайджане О. вёл общественно-политическую и журналистскую работу. Основное содержание романов «Тавриз Туманный» (1933—48), «Борющийся город» (1938), «Подпольный Баку» (1940) — освободительное движение в Азербайджане, революционная борьба бакинского пролетариата. Роман «Меч и перо» (ч. 1—2, 1946—48), действие которого происходит в средневековом Азербайджане, посвящен поэту Низами. Написал также ряд драматургических произведений, либретто опер и оперетт; перевёл на азербайджанский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Акопяна и др. Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.



4) Шаик
12.2.1881 - 24.7.1959
Шаик (псевдоним; настоящая фамилия — Талыбзаде) Абдулла Мустафа оглы [12(24).2.1881, Тбилиси, — 24.7.1959, Баку], азербайджанский советский писатель и педагог, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1941). В 1898—1900 учился в Мешхеде (Иран). С 1901 жил в Баку, учительствовал. После установления в Азербайджане Советской власти активно включился в строительство социалистической культуры. Для дореволюционного творчества Ш. характерно сочетание черт реализма и романтизма; пафос его прозы — в критике социальной несправедливости и угнетения: роман «Герои нашего века» (1909), повесть «Несчастная семья» (1912), рассказ о жизни нефтяников «Письмо не дошло» (1908) и др.

Поэзия Ш. советского времени проникнута патриотизмом и революционным оптимизмом («Все наше», «Восстань!» и др.); рассказы посвящены новой жизни, разоблачению пережитков прошлого. Наиболее значительные прозаические произведения Ш. — историко-революционный роман «Араз» (1938) — о жизни и борьбе бакинского пролетариата за свободу.

Ш. — автор поэм-сказок, первых азербайджанских пьес для детей, а также ряда учебников, методических пособий и литературно-критических очерков. Перевёл на азербайджанский язык сочинения Низами, Фирдоуси, У. Шекспира, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Дж. Свифта, Д. Дефо и др. Произв. Ш. переведены на многие языки народов СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.



5) Джабарлы Джафар
22.3.1899 - 31.12.1934
Джабарлы Джафар (22.3.1899, с. Хизы, близ Баку, — 31.12.1934, Баку), азербайджанский советский писатель, зачинатель социалистического реализма в азербайджанской драматургии, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1933). Родился в крестьянской семье. Окончил Азербайджанский университет (1929). Начал печататься в 1915. Ранние сатирические стихи, рассказы («Мансур и Ситара», 1916), драмы «Верная Сария» (1915) и «Увядшие цветы» (1917) направлены против социального неравенства, женского бесправия и отсталости. Феодальную деспотию в Иране обличает историческая драма «Насреддин-шах» (1916). В пьесах «Айдын» и «Октай Эль-оглы» (постновка 1922—23) Д. в суровой реалистической манере разоблачал реакционную сущность местной буржуазии. В основе поэмы «Девичья башня» (1923—24) лежит легенда о трагической судьбе женщины феодального Востока. Историко-романтическая драма «Невеста огня» (постановка 1928) направлена против религии ислама и феодального гнёта. Пьеса «Севиль» (постановка 1928) связана с раскрепощением женщины после революции. Тему дружбы закавказских народов Д. раскрыл в пьесе «В 1905 году» (постановка 1931).

В творчестве Д. главное место занимают тема современности, вопросы социалистического строительства. Им созданы первые реалистические образы положительных героев, созидателей новой жизни. В пьесах «Алмас» (постановка 1931) и «Яшар» (постановка 1932) показана напряжённая классовая борьба в деревне в период коллективизации. Вопросы социалистического искусства затронуты в пьесе «Поворот» (постановка 1932). Д. способствовал развитию азербайджанского советского театра, в творческой работе которого принимал участие и как режиссёр. Критические статьи Д. помогали утверждению социалистического реализма в азербайджанской драматургии и театре. Д. — автор либретто оперы Р. М. Глиэра «Шахсенем» и многих киносценариев. Перевёл на азербайджанский язык произведения Л. Н. Толстого, М. Горького, У. Шекспира, Ф. Шиллера и др.



6) Мир Джалал
13.4.1908
Мир Джалал (псевдоним; настоящее имя Мир Джалал Али оглы Пашаев) [р. 13(26).4.1908, Ардебиль, ныне в Иране], азербайджанский советский писатель и литературовед, заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР, доктор филологических наук (1947). Член КПСС с 1944. Родился в крестьянской семье. Окончил в 1935 филологический факультет педагогического института в Баку. Печатается с 1928. Автор исторических романов «Воскресший человек» (1935, рус. пер. 1938), «Манифест молодого человека» (1937—39, рус. пер. 1946, премия Ленинского комсомола Азербайджана, 1968), «Куда ведут дороги?» (1957, рус. пер. 1966), социальных романов «Открытая книга» (1944), «Ровесники» (1948), «Новый город» (1951), новелл, сатирических и юмористических рассказов (сборники «Рост», 1935; «Раны Родины», 1943; «Слово о человечности», 1961, и др.) и литературоведческих работ «Поэтические особенности Физули» (1940), «Мастерство Физули» (1958), «Реализм Мамедкулизаде» (1970) и др. Награжден 3 орденами, а также медалями.


7) Мехти Гусейн
4.4.1909 - 10.3.1965
Гусейн Мехти (псевдоним; настоящее имя и фамилия Мехти Али оглы Гусейнов) [4(17).4.1909, с. Шыхлы, ныне Казахского района, — 10.3.1965, Баку], азербайджанский советский писатель и критик. Член КПСС с 1941. Родился в семье народного учителя. Первый рассказ «Стрижка овец» опубликован в 1927. Ранние рассказы рисуют азербаджанскую деревню первых послереволюционных лет, борьбу против патриархально-феодальных отношений. Роман «Половодье» (1933—36) — о событиях Гражданской войны. В повести «Тарлан» (1940, в рус. пер. «Схватка», 1956) Г. развивает тему социалистического переустройства азерб. деревни. Автор первой азерб. исторической повести «Комиссар» (1942, рус. пер. 1949) о Мешади Азизбекове. В годы Великой Отечественной войны написал повесть “Зов” и историческую пьесу «Джаваншир». В романе «Апшерон» (1947, рус. пер. 1949, продолжение — «Чёрные скалы», 1957) нарисована широкая картина жизни и труда нефтяников. Исторический роман «Утро» (ч. 1—2, 1950—53, рус. пер. 1954) посвящен становлению личности. В 1966 издан посмертно роман «Подземные воды текут в океан». Написал пьесы «Слава» (1938—39) из жизни пограничной азербайджанской деревни, «Низами» (1940), «Ожидание» (1944, совместно с И. Эфендиевым) о верности гражданскому долгу. Был председателем СП Азербаджанской ССР, секретарём СП СССР. Член ЦК КП Азербайджана (1958—65). Депутат Верховного Совета Азербаджанской ССР 5-го созыва и депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Награжден 2 орденами.


Рецензии