Музыка И. С. Баха как выражение смысла жизни

{Алексею Бруни}

/Рахманиновский зал Московской консерватории, пятница, 9 Февраля 2007 г./

Слышите? Музыка – есть сама жизнь. Музыка звучит как само движение жизни, как постоянная, нескончаемая смена картин материального мира.

Слышите? Музыка Баха звучит так, как будто она есть само движение всех планет вселенной. Я как будто вижу ее соответствие всему тому, что происходит вокруг.

И вот - первая загадка. Музыка – эта чистая форма – будто та же материя, из которой «сделаны» все мы, но - сколько духа, сколько содержания скрыто за ней! Но, при попытке прикоснуться к ее скрытому содержанию я каждый раз терплю поражение. Неужели, аналогично, я не смогу схватить содержание, скрытое за материей нашего мира?

Слышите, как хрупка эта музыка, как мимолетно, но как властно над каждой из этих великолепных нот время! Эта музыка – как тело человека, как вся материя нашей планеты, как само Солнце – она существует только для того, чтобы жить в ужасное и великолепное «Сейчас» – жить для того, чтобы – не жить. Но я знаю, я ощущаю это всей душой, что в этой смертности нот, в этой преходящей красоте гармонии, в этой неуловимой текучести заключается тот самый Единый закон вечной гармонии, - что рядом с бытием нот живет и божественный замысел – суть, душа, дух Музыки.

И вот, я ощущаю музыку как движение жизни, как постоянную, нескончаемую смену картин мира – о, как хрупок мир! Что может быть проще, чем остановить эту бесплотную, совершенно эфемерную, бессмысленную музыку! Но разве что-то может остановить ее? Ведь она существует не в исполнителе, а за пределами его, даже за пределами законов гармонии! Она не перестанет играть даже есть исполнитель бросит смычок на пол! Конечно, тогда все умрет. Но будет жить. Не может умереть то, что вечно. Первая загадка мною не разгадана.

И вот - вторая загадка. Пытаться ухватить это изящное, тонкое, ежесекундное движение нот или искать бесконечный, застывший в вечности скрытый смысл? Определить основы благозвучия, проникающего в глубины моей души – то исходное, вечное, которое живет в этой музыке или слушать, как рождается и умирает каждая отдельная нота – со своим настроением, со своими случайностями – удачами и промахами исполнителя? Я пытаюсь схватить эту двойственность, неоднородность музыки, закрепить умом, схватить душой, запечатлеть как стройную философскую концепцию – но не могу… Красота словно утекает у меня сквозь пальцы, - ощущая ее завершенность, очевидность, я, при этом, утверждаю ее бесконечность и непознаваемость.

Так я проигрываю Музыке – и начинаю искать соответствия. Я начинаю видеть уже исполнителя как материальный мир, лишь выражающий божественную волю, волю - скрытую за нотами, находящуюся в таких далях, в которые я не могу проникнуть.

И вот - третья загадка, за которой - разгадка предыдущих двух.

Пытаясь проникнуть одновременно вглубь музыки, связав эту глубину с тем, что лежит на поверхности материи – я неожиданно наталкиваюсь на Смысл жизни. Как просто - Смысл жизни заключен в равенстве: 1 = -1. Я понимаю его не умом, но сердцем. Я как будто мечусь между абсолютным утверждением всего материального, сущего и абсолютным его отрицанием как божественного, бесплотного замысла. Я ощущаю себя объектом, но, одновременно и его отсутствием, явлением – и отсутствием явления. Вечной душой, и душой – которая вечна лишь в рамках, границах, законах умирающего, распадающегося материального мира. И музыка, ее гармония – это собственность моей души, бесплотная (что еще может чувствовать эту музыку, кроме моей души?), но музыка, которая не живет вне материи… 1=-1.

И следовательно, Смысл жизни в том, чтобы жить, учитывая то, что жизни – на самом деле – нет. Смысл – метаться между вечностью и – одновременно – мгновением, между желаемым, определяемым тобой, и допустимым, дозволенным тебе. А ты всего лишь одинокий смотрящий на мир, при всем том - не кто иной, как совокупность всех миров всех людей, которые так же как и ты оценивают этот мир, создавая бесчисленное количество разнообразных и таких одинаковых миров. Вот и целостность, которая, конечно же, иллюзорна. 1=-1.

Смысл жизни. И что делать мне теперь? Конечно, жить с этой эйфорией ощущения вечности, гармоничной красоты, которое живет только в мгновении…


-----------------
Рахманиновский зал
Пятница, 9 Февраля 2007 г.

Начало в 19:00

Абонемент № 29
«Игры составов»

«Бах и французская инструментальная музыка»

Заслуженный артист России
Лауреат международных конкурсов
Алексей Бруни (скрипка)

Дипломант международного конкурса
Евгения Кривицкая (орган)

В программе:

И. С. Бах Соната соль мажор для скрипки и клавесина
И. С. Бах Партита ми-мажор для скрипки соло
Леклер-старший Соната ре мажор для скрипки и клавесина
Вьетан Баллада и Рондо для скрипки и фортепиано
Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Транскрипция для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера.
Сен-Санс Хаванез для скрипки и фортепиано
 
 


Рецензии