Новый мир, 2, 2006

«Новый мир», № 2 (970), 2006

Ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли. Стр. 1.

Главный редактор А. В. Василевский.
Общественный совет: А. Г. Битов, С. Г. Бочаров, А. Г. Волос, Д. А. Гранин, Б. П. Екимов, Ф. А. Искандер, Ю. М. Каграманов, А. А. Ким, А. С. Кушнер, А. Н. Латынина,
Б. Н. Любимов, А. М. Марченко, В. С. Непомнящий, П. А. Николаев, О. А. Славникова,
М. О. Чудаков.
Редакционная коллегия: М. В. Бутов, В. А. Губайловский, Р. Т. Киреев, С. П. Костырко,
П. М. Крючков, Ю. М. Кублановский, О. И. Новикова, И. Б. Роднянская, О. Г. Чухонцев.

Н. Н. Замятина, Н. Г. Усольцева, И. Н. Колесникова, А. И. Фрумкин, Т. В. Дорофеева.
Стр. 238.

Поэзия
Евгений Рейн. Батум. Стр. 3 – 10.
1) «А дождь все хлещет, он стоит стеной и размывает мелкую щебенку». Непонятно «дождь» «хлещет» и «размывает» или «дождь» «стоит стеной»?
2) «На шее у него висела фотокамера известной японской фирмы». Проза.
3) «Внезапно дождь проклятый прекратился». Это умозаключение ставит в тупик. Читателя не подготовили к тому, что дождь «проклятый».
4)«Лайнер бросил якорь, и яхта скрылась, только гидроплан из местного досАафа пролЕтел».
5)А пиесой было б лучше!

Анна Цветкова. Зимние вещи. Стр. 65 – 68.
№ 1 Так хотелось куда-то вверх…
№ 2 Прибьет куда-нибудь, прибьет…
№ 3 Никогда не жалела…
№ 4 Оказалось, всерьез все это – домики серые, безобразные…
№ 5 Окликнешь, рукой махнешь…
№ 6 Никому не завидую. Будет - как Бог подаст…
№ 7 Говорят, в человеке есть тонкая вязь времен…

№ 1
1)Утомительное чтение.

№ 2
1)Фальшь.

№ 3
1)Усыпительное. Монотонное. Нет сил читать. Пролистываю.

Евгений Чигрин. Нетрезвое солнце. Стр. 103 – 107.
№ 1 Погулять бы еще, как вчера говорил Броневой…
№ 2 В провинцию.
№ 3 Дурак. Улица Достоевского.
№ 4 Как намечалось много…
№ 5 Из литературной жизни…
№ 6 С московского (с какого – все равно)…
№ 7 Никакого мне счастья не надо…
№ 8 Poste restante.

№ 1
1)Это что-то сугубо мужское, не понять.

№ 2
1)Нет сил читать, утомительно.

Владимир Губайловский. Голоса кораблей. Стр. 114 – 116.
№ 1 Я думаю о постороннем…
№ 2 Голоса кораблей.
№ 3 Лермонтовские юбилеи.
№ 4 Цирк.
№ 5 Когда мы были молодыми…
№ 6 Жизнь моя происходит шагом шаг…
№ 7 Ничего не хочу. Почти. Или слишком много…

№ 1
1)Чему-то учат.

№ 2
1)Мораль сей басни не ясна.

№ 3
1)Утомительное чтение. Пролистываю.

Проза
Светлана Шенбрунн. Пилюли счастья. Стр. 11 – 64.
1)«Домик крошечка, он на всех глядит в три окошечка…» Это-то тут зачем?
2)Очень утомительное чтение.
3)Чему-то учат. Усыпительно. Монотонно. Очень утомительное чтение. Пролистываю.

Валерий Липневич. В кресле под яблоней. Стр. 69 – 102.
1)«На голубой клеенке неба – пролитое молоко облаков». Это ужасно.
2) «Родина – там, где рождаются дети.» Учат чему-то.
3) Ничего не понять.
4)Гадость. Пролистываю.

Александр Карасев. Два рассказа. Стр. 108 – 113.
№ 1 Марш Преображенского полка.
№ 2 Маргинал.

№ 1
1)Гадость. Мерзость. Дрянь.

Далекое близкое
Владимир Глоцер. Вот какой Хармс! Стр. 117 – 118.
№ 1 «Вот какой Хармс!..»
№ 2 Эмма Мельникова «Вполне прилично».
№ 3 Ирина Рысс «Я в бардаках не читаю!»
№ 4 Соломон Гершов «Быт у нас был жалкий…»
№ 5 Клавдия Пугачева «Я понимала десятым чувством, что я ему нравлюсь…»
№ 6 Илья Фейнберг «Я не понимал его значение».
№ 7 Сусанна Георгиевская «Чрезвычайно светский человек».
№ 8 Василий Власов «У нас был общий с ним следователь…»
№ 9 Наталия Шанько «Припишите, что это хлеб Киршона…»
№ 10 Борис Семенов «Его томили предчувствия».

№ 1
1)«Все мемуаристы сходятся в том, что Даниил Иванович Хармс был человек необыкновенный.» Стр. 117.
2)«Но вот незадача,- чувствуя, понимая, никто из них не озаботился в свое время что-то записать, с ним связанное (исключение – Корней Чуковский)…» Там же.
3)«Не забудем, однако, что это было время (20-е, 30-е годы), не благоприятное для дневников.» Там же.
4) «(И удивительно, в частности, что в силу врожденной привычки дневники все же вели и Даниил Хармс, и его отец, Иван Павлович Ювачев.)» Там же.
5) «Даниил Хармс (1905 – 1942), поэт, прозаик, драматург, детский писатель…» Там же.
6) Пьеса «Елизавета Бам» (1927). Стр. 118.
7) Нет последовательности: то есть датировка, то она отсутствует, то появляется. Автор «прыгает». Это утомительно.
8)Непонятно, какова цель автора - напомнить, что был на свете Даниил Хармс? Для этого достаточно вышеприведенных мною цитат. Рассказать о творчестве этого человека? Для этого мало информации. И т. д.

№ 2
1)«Эмма Эдуардовна Мельникова, в девичестве Изигкейт (1901 – 1987), топограф.» Стр. 118.
2) «Я училась в английской школе. Она называлась Энглишуле… Помещалась в Максимилиановском переулке, дом 7. Теперь он называется переулок Пирогова. Но Даня учился в Петершуле. Это Невский, дом 22 – 24… Мы жили в Конюшенном переулке, дом 1. И еще был один товарищ, Лёня Воронин…» Там же.
3) «Всем им хотелось во флот поступить.» Стр. 119.
4) «Вот их было трое: Виктор, Лёня и Даня. Они все псевдонимы взяли для самих себя… В то время еще было модно писать стихи в альбом на память…» Стр. 119.
5)Сноски. Стихотворения: «Иван Иваныч Самовар», «Еж», № 1, 1928; «Иван Топорышкин», там же, № 2; «Медная» (1922), «Русская литература», № 3, 1992 (А. А, Александров. «О превых литературных опытах Даниила Хармса»). Стр. 120.

№ 2
1)«Ирина Филлиповна Рысс (1907 – 1994), детский библиотекарь.» Стр. 120.
2) «В 1926 году мы учились в мятлевском особняке, на первом курсе Высших государственных курсов при Институте истории искусств. Сам институт был в Зубовском особняке, это красное здание… Были Хармс, Бахтерев, Шура Введенский… Секретарем наших курсов… был тогда Лев Успенский…» Там же.

№ 3
1)Соломон Моисеевич Гершов (1906 – 1989), живописец, график, иллюстратор детских книг.» Стр. 121.
2) «Я с ним знаком был в те годы, когда я работал в издательстве «Детская книга. Одновременно с ним в те годы работали, скажем, Заболоцкий, Введенский, не считая Маршака… А изобразительной частью ведал Владимир Васильевич Лебедев…» Там же.
3) «Все продолжалось хорошо до 32-го года. В том году вышло постановление о роспуске художественных организаций… И вот как раз накануне этого постановления были репрессированы я, Хармс Даниил Иванович, Саша Введенский, Андроников. Эрбштейн, Елена Васильевна Сафонова. Нас продержали шесть месяцев, после чего предложили высылку в город Курск…» Там же.
4)«…Колоссальное количество ссыльных было в этом Курске. Трудно было достать уголок, хоть койку…» Там же.
5) «Весь гарнитур состоял из коек железных, матрацами служили сенники, - мы набивали мешки сеном. Подушки, кажется, были только у двоих, у остальных их не было. Подкладывалось что-то мягкое – пиджак, пальто, что-то из носильных вещей… Быт у нас был жалкий. Сплошное безденежье…» Стр. 122.
6) «Елена Васильевна до ссылки проживала в большой коммунальной квартире профессора – химика Лихачева на Литейном проспекте…» Там же.
7) «Когда мне и Эрбштейну предложили оборудовать в бывшем соборе на главной площади в Курске художественный музей…» «После этого Борис Михайлович (Эрбштейн) получил приглашение в театр оперетты в Борисоглебске.» «У меня были сделаны три или четыре наброска с Даниила Ивановича… они все пропали.» Там же.

№ 4
1)«Клавдия Васильевна Пугачева (1906 – 1996), актриса.». Стр. 124.
2) «Впервые я его увидела на наших «четвергах», которые устраивал Маршак в ТЮЗе, - он (Д. Хармс) читал свои стихи. Маршак был у нас зав. литчастью и устраивал эти вечера. Приходили Житков, Евгений Шварц, Александра Бруштейн… В ТЮЗе Брянцева я была с 24-го года и уже в 24-м была актрисой…» Там же.
3) «А потом сорвала себе голос в Нарвском Доме культуры. Я пела частушки и сорвала себе голос» Стр. 126.
4) Это утомительно. Пролистываю.

№ 5
1)Илья Львович Фейнберг (1905 – 1979), литературовед, пушкинист. Стр. 129.
2) «Иван Павлович Ювачев, псевдоним И. П. Миролюбов (1860 – 1940), народоволец, ученый, мемуарист, церковный писатель.» Там же.
3) «Я не понимал его значение.» Там же.

№ 6
1)«Сусанна Михайловна Георгиевская (1910 – 1974), писательница, прозаик, писала и для детей и для взрослых.» Стр. 130.
2) «Хармс был другом Савельева, моего учителя и друга…» Стр. 130.
3) «Мы пошли в «Европейскую», которая была напротив Детиздата…» Там же.
4) Копание в личной жизни. Очень утомительное чтение. Пролистываю.

Опыты
Михаил Горелик. Детское чтение. Стр. 145 – 153.
№ 1 Альтернативная версия.
№ 2 Седьмой лепесток.
№ 3 Дерево фусан.

№ 1
1)Для кого это написано? Читатель вам что идиот? Пролистываю.

Мир искусства
Татьяна Касаткина. После знакомства с подлинником. Стр. 154 – 168.
1)Читатель не знает термина – «характерология».
2) «Оперативная поэтика – в отличие от собственно поэтики, формирующий автономный универсум произведения искусства, художественный мир, все элементы которого замкнуты на себя и создают «вторичную реальность», - ответственна за некие структуры произведения, остающиеся разомкнутыми и соответственно выходящими за пределы «вторичной реальности» в «реальность первичную». Стр. 154.
«Учёностью меня не обморочишь».
3)Пролистываю.

Комментарии
Алла Латынина. Трикстер как спаситель России. Стр. 169 – 176.
1)Упоминание порно журнала даёт основание пролистать данную статью. Скука. Где же, где же писатели? Когда же будет чтение?

Рецензии. Обзоры
Евгения Вежлян. Модернистское исчезновение автора: след и сад. Стр. 177 – 180.
1)Усыпляет. Текст монотонный. Штиль. Очень медленно разворачивается. Читателю уже мысль ясна, а автор всё ещё объясняет. Топтание на одном месте. Какие-то всплески должны быть. Очень утомительное чтение. Послушайте классическую музыку.

Данила Давыдов. « И страсть печальная скользит…» Стр. 180 – 182.
1)Ологи и Тры. Завуалированная гадость. Пролистываю.

Станислав Айдинян. Второй городской альманах. Стр. 182 – 186.
1)«Невещественные культурные ценности» присущи и «прагматическому» поколению. Что значит – «поколение»? В любом поколении, и «прагматическом» и «непрагматическом» есть представители духовности и бездуховности. Кто здесь имеется ввиду? Непонятно. Часть населения, от мала до велика, с преобладающим духовным началом? Пенсионеры? Второй абзац страницы 182 некорректен. Сталкивание лбами. Какое поколение с остервенением разрушало храмы, построенные народными руками. Не вельможи и цари на себе таскали камень и брёвна. Это страшно себе представить – какой приложен был труд, сколько жил надорвано, сколько жизней загублено, а потом то самое поколение, как говорится, одной левой всё это разрушило. Те самые здания, ради которых народ живот свой надрывал, жилы тянул, со своих мест был сорван и сам существовал в нечеловеческих условиях. А теперь цинично рассуждают: дворец – не дворец, музей – не музей, парк – не парк, дом не дом, канал – не канал и тому подобное. Бессовестно всё это. Хороший пример для молодого поколения. То поколение, в котором сидит тот самый ген предков, - это понимает, неважно из какого он поколения сам.
 2)Нет цитат.
3)Замечательный обзор альманаха.

Дмитрий Харитонович. Индивид на все времена. Стр. 186 – 182.
1)Дрянь. Пролистываю.

Книжная полка Михаила Эдельштейна. Стр. 192 – 200.
№ 1 +9
№ 2 –1

№ 1
1)Нет цитат.
2)Гадость. Пролистываю.

Звучащая литература. CD-обозрение Павла Крючкова. (I. Мария Петровых).
Стр. 200 – 205.
1)Сноска 1, стр. 201. Пример протежекства. Больше таких примеров. Это даст картину истинного положения дел.
2)Интересный обзор.

Кинообозрение Игоря Манцова. «Неудачник». Стр. 206 – 210.
1)Утомительное чтение. Пролистываю.

WWW-обозрение Владимира Губайловского. «Великая огненная стена». Стр. 211 – 213.
1)Контроль Интернета необходим. Грязь, мерзость – вон от глаз наших. Некоторым вещам даже не подобрать наименования, насколько они гадки. ВЗРОСЛЫЕ, РОДИТЕЛИ, неужели вам всё равно?? Неужели вы можете молчать, видя весь этот шабаш в сети? Неужели вас, старшие, эта мерзость не трогает? Почему писатели – совесть народа – об этом молчат? О какой свободе тут говорят? Какая это вам свобода? Кому вы «рассказываете», а мы вас «слушаем» и «киваем»: да, если запретить мерзость – это уже несвобода. Общество, вообще, в своём уме? Ребёнок – чистая душа, что –то ищет в сети для школы и видит и читает такое… Это геноцид. Это убийство души. Всегда думаешь о том, что у этих самых деятелей, которые всё это внедряют в головах? ведь есть у них родители – отец, мать, есть у них семьи… Куда же всё это человеческое девается? Откуда всё это берётся? Если представить себе этих людей – какое же нутро у них? Задумываются ли они хоть над чем-нибудь? И прихожу только к одному выводу: у таких особей что-то невпорядке с психикой. Их обязательно, самым тщательным образом должны проверить специалисты медицины. Пропаганда животных инстинктов. Народ эти «деятели» до чего низводят? И даже понятно – для чего: народ – низкое существо – соответствующие его низостям и подачки будут. Потому что понятно, что если народ высокодуховный, у него соответствующие и требования будут.
2)Вобщем, эта публикация… аморальна.

Библиографические листки
Книги
1)Завуалированная гадость.

Периодика
1)Субъктивизм. Завуалированная гадость.

ВЫВОДЫ
Журнал очень утомил. Содержание журнала не соответствует заявленному названию. В журнале тенденция хаоса и растерянности. Журнал субъективен и не отражает истинного положения дел ни в литературе, ни в обществе. Журнал установил рекорд непрофессионализма – выявлено только три профессиональных автора. Таким образом, напрашивается вопрос: понимают ли господа, указанные на 238 странице, что они творят?

Герои
Владимир Пучков, «Новый мир», № 2, 2006, стр. 185.
Станслав Айдинян, «Новый мир», № 2, 2006, стр. 182 – 186.
Павел Крючков, «Новый мир», № 2, 2006, стр. 200 – 205.

В следующую субботу 17. 02. «Москва», август, № 8, 2006, «Москва», сентябрь, № 9, 2006.


Рецензии