Что есть пост?! Размышления после прочтения книги Владимира Соро

Почему из всей массы, что написал этот автор, мне приглянулись именно эта книга? Да все просто – кроме них я читал только «Голубое сало», «Лёд» а также пьесы и сценарии. Честно говоря, читать Сорокина трудно. И трудно не потому, что в его рассказах и романах очень много тем так называемого «телесного низа» и всевозможные вариации на тему человеческой сексуальности и, собственно, секса, а также постоянно пульсирующая человеческая физиология. Например в рассказе «Возможности», он «извращенно» «полемизирует» на тему: что может человек?: «Бродить по нешироким улицам, полным тумана и водяной пыли? Поддевать тонким кончиком зонта грязные листья…» Вроде и романтично, и веет здесь чем-то таким тургеневским, мелодичным и спокойным. Но после нескольких таких предложений начинается нечто другое, никак не связанное с романтикой: «Выпускать газы, хохотом приветствуя пробулькивание? Тужась и гримасничая, выдавить из себя порцию кала? Помочь ей выпутаться из складок пальто и всплыть? Вынуть из кармана размокшие спички? Воткнуть одну из них в коричневую этикетку?». Самое интересное здесь, это то что поэтической интонацией описывается как принятые обществом элементы отчаяния и грусти, в виде: «Когда день клонится к закату ,когда хмурое сентябрьское небо дышит холодом и равнодушием, а черные подвалы подпоротое – скукой и тоской, …» так и депрессивное отторжение явно творческой личности кинувшейся в ванную и впихивающей в экскременты промокшие спички.
Возвращаясь к трудности прочтения текстов Сорокина, хочется еще и сказать о его демонстративной нескладности текста и демонстративной «нечитаемости» их. И опять же я не имею в виду сцены «телесного низа». Думается мне, что читатель, который видит в них только лишь тошное, не предназначен для чтения этих текстов. Ведь все что им написано, это своего рода реакция на ту литературы, что предшествовала постмодернистской, а именно – соцреализм. Чтобы просто понять это, можно представить соцреализм как компьютерную программу, где все четко и слажено и работает без сбоев. Но, в один прекрасный (а может, и нет) момент, каким-нибудь хакерским умом в эту литературы был занесен вирус, после которого программа стала давать сбои, и получилась совсем иная, «глючная» литература, которую критики назвали постмодернизм. Здесь можно усмотреть и сатиру на нее, а можно…
В рассказе «Свободный урок» завуч Зинаида Михайловна вызывает к себе в кабинет (на ковер) хулигана Чернышева. Так, назидательным тоном, она читает ему обычные нотации, которые читает обычный педагог провинившемуся ученику. Но потом ,когда (оказывается) дело доходит до самой сути, она упрекает, но так по-свойски, его за то, что он задрал юбку одной девочке. После она, выяснив его интерес к женским гениталиям, показывает свои и заставляет трогать свои ,а сконфуженный мальчик делает это, кажется ,не испытывая от этого процесса никаких эмоций, которые, в принципе, должен испытывать. В этом можно и усмотреть, то что Сорокин высмеивает школу советского типа, или то, что просто пишет об «этом».
Кто знает?
Комментариев по поводу употребления в текстах Сорокина мата, либо нецензурной лексики, либо обсценной, равно как похабной, так и табуированной, я делать не буду. Во первых, еще не дорос. Во вторых, судить, а особенно жестко судить, может только человек с чистой биографией, а т.к. таковые либо умерли, либо и вовсе не существуют, - я оставлю это право тем, кто себя таковыми считает, либо действительно в это веря, либо позволяя своему ханжеству вылезать наружу. Одно могу сказать точно, когда «бля» или «***» лезут в текст автора как постоянно присутствующие связующие звенья, между подобными словами, то такой текст не может быть хорошим, иметь какой-либо смысл. А если употребление мата является неотъемлемой частью авторской стратегии построения текста, может собой заменять, скажем, междометия (что в практике многих авторов, - не редкость), либо для выражения экспрессия в диалогах, - список можно употреблять до бесконечности.
Возвращаясь к Сорокину (думаю, что я к нему еще ни раз вернусь) скажу последнее, ощущение после прочтения его книг достаточно специфическое, его нельзя и назвать негативным, и уж тем более позитивным. Оно именно «специфическое».
Похоже на галлюцинацию?!

09.02.07.


Рецензии