Красота как хрупкость, хрупкость как смерть. Ч. 1

***

Все персоналии и события – реальны.
Все аллегории – необходимы.
Все реминисценции – запланированы.
Все подтексты – оправданы.

***

Экспресс нес графа, безупречного одетого человека средних лет, к мегаполису, где его ждала масса неотложных дел.
Граф – профессор и известный искусствовед - был востребован как в академических, так и более широких кругах, и, памятуя о большом количестве встреч в столице, которую только что посетил, наслаждался каждой секундой покоя. Устроившись на кожаном сиденье просторного купе, граф читал известную книгу издания 1913 года. Строгая холодность манер графа и выдержанная отточенность его жестов составляли противоположность его энергичной погруженности в работу - граф записывал свои комментарии к тексту в дорожном кожаном блокноте. В пути графа не пробирало ни одиночество, которое, вероятно, должно было следовать за ним по пятам, ни даже само время – он жил в этот момент глубоко, жил полностью погрузившись в прекрасное.
Пейзаж последних дней золотой осени за окном поезда, остановившегося на перроне небольшого городка, привлек его внимание. Повинуясь необходимости, граф выглянул из вагона, дабы насладиться видом и, как это бывает у людей, достигших возможности распоряжаться собственной жизнью, решил выйти на перрон. Что-то в городе притягивало его к себе – может, спокойствие пейзажа, или ощущение, что в нем находится то, что он давно искал и не находил ранее.
И вот, граф стоял у здания вокзала небольшого, доселе ему незнакомого города. Поезд, покинувший небольшую станцию через несколько минут по прибытии, напомнил о себе лишь дымом на фоне безоблачного неба, неба, которое только-только тронула прозрачная холодность осени.
Граф слушал тишину, слушал так, как слушают тишину, когда некуда, некуда торопиться.
Найдя хрупкость последних дней золотой осени, застывшей в ветвях тополей, -пробуждающей ностальгические чувства, граф направился на привокзальную площадь, где обычно ожидают прибывших привокзальные экипажи. Ожидание чего-то давно ожидаемого не отпускало графа и, смакуя это чувство, граф наслаждался безмятежностью.
Чеканный и размеренный стук трости в пустынном здании вокзала сообщал графу желаемое им спокойствие. Обернувшись, граф взглядом окинул здание вокзала. Его внимание привлек гербовый флаг на центральной башенке здания. Флаг изображал солнце, разделенное линией горизонта на две равные части. Направление лучей указывало, что верхнее из воображаемых «солнц» – это восходящее солнце утра, нижнее – заходящее солнце вечера. Найдя герб вполне обычным для небольшого провинциального городка, при том – весьма интересным, граф решил уделить некоторое время ознакомлению с архивом местного муниципалитета.
Граф остановился в единственной, но, при том, комфортабельной гостинице.
В гостиничном номере с видом на центральную улицу города, оканчивающуюся замкнутой домами площадью, он смог тщательно разложить свои бумаги. Последние несколько месяцев граф трудился над составлением культурно-философского искусствоведческого справочника по объектам культурного наследия Юнеско. Рабочий стол графа занимали сотни фотографий замечательных, имеющих несомненную культурную ценность, произведений искусства и архитектуры. В городке граф надеялся продолжить свою работу, завершив ряд статей. Покой городка способствовал качеству работы, ибо большого количества собеседников здесь у графа бы не нашлось, а, погруженный в себя, он всегда занимал свое время творческой работой, созерцательными прогулками или полезным, таким полезным чтением.
Город произвел не графа самое благоприятное и теплое впечатление.
Первые несколько дней граф без устали совершал прогулки, осматривая местные достопримечательности, беседуя с местными жителями, которых на центральных улицах, которые вызывали у него наибольший интерес, можно было встретить не так часто. Утра в центре городка отличались тишиной и спокойным одиночеством – жители в ранние часы еще не появлялись на площади, к которой вела уже поддающаяся наступлению осени желто-красная аллея. Излюбленным местом прогулок он избрал эту замечательную центральную улицу. В шорохе листвы под ногами граф находил много прелестного, близкого себе. Порой ему казалось, что время в городке остановилось. Такая жизнь стала для графа необычным благом – он постоянно находился в состоянии эйфории, упоении жизнью. Не чувствуя больше течения времени, граф остановил свою работу по подготовке художественных описаний объектов культурного наследия ЮНЕСКО и отдался захватывающему ощущению полноты и герметичности жизни. Привезенные им сборники сотен фотографий, необходимые для работы, лежали у в номере и медленно покрывались пылью.
Страсть к созерцанию естественным образом привела графа в единственный музей городка. При первом же посещении музея графа удивило, что местные художники, в особенности, жившие несколько веков назад, оставили интересное творческое наследство. Местные картины привлекли графа элегантностью цветовых решений, необычным сформированным для того периода распределением светотени, выразительностью главных мотивов. Современных картин в музее практически не было. Много часов он простоял в просторных залах галереи, в полной тишине, одиночестве.
Созерцание поглощало графа.
Впервые он уделил столько времени любованию живописью, как того желал всегда. Это было для него таким необычным – всегда, отходя от очередной замечательной, талантливой картины граф испытывал ощущение, что еще, еще хочет насладиться красотой, хотя бы несколько, несколько минут, несколько секунд. Он желал жить в произведениях искусства чуть больше, чем позволял себе, и каждый раз обещал вернуться, посвятить красоте еще своего времени, но, конечно, возвращался далеко не всегда. Здесь же, он позволил себе насладиться красотой полностью, исследуя малейшие детали, испив ощущения до дна.
Совершив ряд прогулок, граф решил, что город элегантен.
Центральная улица представляла собой, как это часто бывает в провинциальных городах, образец поступательного развития староевропейского искусства. Рядом можно было найти и позднеготические постройки с их загадочной строгостью изысканных форм, и барочные особняки, и примечательную городскую ратушу с характерной башенкой.
Венчала центр города замкнутая площадь и каменная церковь, по видимому, построенная много веков назад. Так, в городе граф нашел, пожалуй, архитектурные композиции всех стилей, которые он любил и не встретил ничего, что ему было бы остро неприятно. Задавая вопросом о том, как сложилось это столь привлекательное архитектурное единство, граф обратился к местному архиву, располагавшемуся в здании ратуши.
В зале архива ратуши графа встретил смотритель библиотеки – коренастый человек, архивариус, по видимому, интересный и глубокий, судя по одежде – церковник - со следами страстей на широком лице. Записав фамилию графа в книгу посещений, он предоставил ему возможность работать с обширным материалом.
- Что Вы хотели бы знать, граф?
- Скажите, преподобный, как сложился этот город? Почему в нем так много дисгармоничных по своему стилю архитектурных, будто наносных пластов, которые, в целом, сходны с развитием искусства разных периодов всей Европы в целом?
- Вам не кажется, граф, что это только лишь Ваше представление о городе? Что его целостность – это целостность, которую видите Вы, только Вы.
- Безусловно, любое представление о городе, которое делаю «я» может быть только моим.
- Мне кое-кто и до Вас задавал подобный вопрос. Собственно, его часто задают приезжие. Но, каждый из них видит в городской архитектуре кое-что иное, по крайней мере, частично, свое.
- И все же, если Вы знаете, что вопрос задается часто, Вы не сможете утверждать, что моя постановка вопроса не имеет под собой никакой ценности и основы.
- Если Вам будет угодно, .. граф, - архивариус откашлялся, - и ежели Вы не согласны, что в Вашей ситуации видение определяет понимание, а не наоборот, - преподобный улыбнулся, - город ранее был культурным центром области, и много раз перестраивался. Около ста лет назад его столичные функции были переданы теперешней столице. А любой хорошо сохранившийся культурный центр несет отпечаток всех культур, которые когда-либо приживались в нем. Вы можете подробнее изучить историю города, рассмотрев записи муниципалитета в архиве.
 
***


Рецензии