Мастер

 Осип Недоделка – признанный мастер фотографии международного масштаба. Непосвященный в черно-белый мир фото может подумать многое, но только не то, о чем думает и снимает Осип. А Осип Недоделка снимает исключительно грязную посуду, только грязную посуду и более ничего.
 Правда, в молодые годы он прославился тем, что снимал темпераментных хозяек грязной посуды, эдаких посудомоек. Женщин с большими руками, на лицах которых было написано одно и то же: когда же это кончится? То ли посуда, то ли съёмка… Но не важно.
 Постепенно женские лица, потные шеи и крупные обнаженные руки ушли из кадра навсегда. Осталась только грязная посуда. Горы грязной посуды, объедки, подтёки, осклизскости…Кипы контрольных отпечатков заполняли мастерскую Недоделки в Праге, снискавшую заслуженную славу в истории фотографии.
 До «пражской весны» имя Недоделки не было широко известно, хотя он и участвовал во многих фотовыставках. Кого, собственно, может привлечь грязная посуда? Ну, колоритные посудомойки ещё куда ни шло. Работницы соцтруда. Они даже были опубликованы в одном из номеров «Советского Фото». Грязную посуду Недоделки упорно не замечали, в упор не видели критики. А если и скользили взглядом, то ничего в ней не усматривали. Но вот когда после пражской «весны», сразу же наступила «зима» вопреки всем законам природы, критики высмотрели в грязной посуде Недоделки какие-то намёки на окружающую действительность, недосказанность какую-то, в смысле протеста. К тому времени Осип уже перебрался в новую мастерскую в городе Париже. Стал гонимым и мыслящим инако. Его грязную посуду стали выдавать за попытку увидеть в недоразвитом социализме человеческое лицо. Хотя он продолжал теперь снимать грязную посуду по всей Франции, но тем не менее.
 На этой мутной волне популярности он вознёсся на вершину мировой славы и обосновался в Нью-Йорке, где, как известно, грязной посуды не меряно. Тут уж он оттянулся по-полной, даже стал экспериментировать с цветом, что для мастера его уровня вещь не мыслимая. Моветон. Но для Америки сойдёт. Продавалось хорошо, а исследователи различают целых четыре периода его творчества в этом направлении. Естественные для великих мастеров, голубой и розовый периоды, затем коричневый (не минула чаша сия) и совершенно недавний – оранжевый период. Тут мы забежали немного вперёд.
 Прежде всего, произошли мировые события, обозначенные одним русским словом PERESTROYKA. Которая, кстати, не чуть не повлияла на творческий почерк мастера. Он по-прежнему снимает грязную посуду во всех уголках Земли. Вот и на Украине побывал, и на родину пригласили открыть мемориальную доску самому себе на бывшей мастерской. Так и написано, мол, здесь жил и работал с такого-то по такое-то великий Осип Недоделка. Его работы – на почетных местах престижных биенале. И что характерно, на последней серии фотографий, отснятой в родной Праге, грязная посуда выглядит не такой ужасающе грязной, как прежде, а с налётом эдакой ностальгии, понятной человеческой грусти о пережитом.
 Ведь недаром говаривал как-то Андрей Тарковский устами героя своего фильма: «Если каждый день постоянно и настойчиво делать благое дело, то мир изменится…»Так и Осип, мастер своего дела, делает его, и мир изменился.
 Ростов-на-Дону 2006г.


Рецензии