Оценка знаний или двойная мораль?

Грядущие люди!
Кто вы?
В.В. Маяковский

После подведения итогов выпускных экзаменов в городских школах в этом году, большинство чиновников образования, а вместе с ними представителей средств массовой информации охватила эйфория по поводу небывалых успехов наших выпускников. Еще бы - количество медалистов побило все предшествующие рекорды. «Значит «есть еще порох в пороховницах», значит может еще обнищавшая, сводящая еле-еле концы с концами российская школа показать высокие достижения!» – раздавались восторженные возгласы. А все ли так благополучно? Является ли количество медалей и общий процент успеваемости учеников отражением реального качества полученных знаний?
Прежде всего хочется обратиться к Вам, дорогие Учителя и директора школ! Не кажется ли Вам, что в последнее время «борьба за успеваемость» превратилась в слепую гонку за показателями, когда «лишняя», хотя и заслуженная «двойка», производит эффект разорвавшейся бомбы?
Создаётся впечатление, что в современной школе главное место занимает не ученик, и не знания, которые он приобретает и даже не учебный процесс и тем более не учитель, а «её величество ОЦЕНКА».
«Оцениваем» заняты многочисленные инстанции образования, поглощенные бесконечными сертификациями, аттестациями и прочими акциями. Погоней за показателями и «положительной» статистикой увлечены и простые методисты районного отдела образования, и высокопоставленные чиновники соответствующего министерства.
Редкий родитель, перелистывая школьный дневник любимого чада, не посетует на «предвзятость педагогов» и на недостаточно высокие баллы. И сделав необходимые выводы (а как известно, народ у нас во всех науках специалист, и поэтому «как учить и как лечить» знает сам), «поможет» учителю повысить уровень успеваемости посредством подручных средств (например: ремня), не утруждая себя анализом реальных возможностей собственного ребенка.
Да и в самой школе «оценка» приобрела поистине культовое значение.
Учитель, зажатый в жуткие рамки трехбалльной оценочной системы (ведь по существу используется только три оценки: «5», «4» и «3») с трудом лавирует между желаемой успеваемостью и объективной необходимостью.
Теряется и ценность «тройки». Прилежный ученик-трудяга, справляющийся с заданиями «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»(!!!), оказывается в равной ситуации с разгильдяем-двоечником, уверенным в «гарантированности» «тройки». В результате подобной «уравнительности» у первого неизбежно пропадает интерес к занятиям. Что же делать в этой ситуации учителю? Завысить и поставить «4» (нет, не «ХОРОШО», а «четверочку»). А как быть тогда с «хорошистами»? Неужели замкнутый круг?…
Ежедневно мы пытаемся научить наших детей быть честными и правдивыми. Ну почему же мы сами не искренны? Движимые благими намерениями (а как известно, именно «благими намерениями вымощена дорога в ад»), мы, растроганные их мольбами, выставляем вожделенную оценку, надеясь, что в следующий раз ученик «усилит и улучшит». Но этого не происходит, и мы опять «жалеем». Появились даже «профессиональные просители», кочующие от одного учителя к другому, специализируясь на «убалтывании» (так называют процесс попрошайничества «оценок» сами ученики, посмеиваясь над сердобольными учителями). Ими разработаны целые «методики» получения необходимых оценок. И надо сказать, учителя охотно (а иногда и вынуждено – под давлением администрации) принимают участие в этом обмане и самообмане.
Так какими мы хотим увидеть сегодняшних учеников повзрослевшими? Безответственными потребителями и приспособленцами или добросовестными гражданами, знающими цену своему труду?

Как много зависит в жизни от правильной оценки событий, фактов и простых человеческих поступков. Не приведет ли оценочное лукавство к тяжёлым разочарованиям и обманутым надеждам наших учеников. Не придётся ли всем нам уповать впоследствии на глупость «мудрецов» и бездарность правителей? Ведь большие амбиции маленького человека иногда начинаются с простой школьной оценки, поставленной из жалости.
А может честнее оценивать по заслугам, смело признавая собственные просчеты, и уважая «Оценку» и конкретного Человека (хотя еще маленького, но уже ЛИЧНОСТЬ), а не «цифру в дневнике». А он – Человек - сам найдет свое место в жизни по своим способностям и возможностям. Ведь и А.С.Пушкин не стал менее Великим, имея едва ли не самые худшие показатели успеваемости (24-й из 29-ти) среди лицеистов своего выпуска…

1999 год.


Рецензии
Да-да, коллега,- все так. Интересное кино получается, - одни и те же ситуации на разных частях - одной шестой части суши.

Успехов Вам!

Лейла.

Лейла Сабзали   31.03.2007 13:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лейла.
Да не только на 1/6 - везде, где есть человек, возникают похожие проблемы, вот только решают их везде по-разному...

С благодарностью,

Паша Диггер   05.04.2007 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.