Прекрасные лебеди

По мотивам:

"Трудно быть Горлумом", Звирьмаллирион, Саратов, 1995
"Гадкие лебеди", А.Б.Сругацкие

- Может быть, конечно, и орки, - сказал Фродо, - только в мое время никакой хоббит не стал бы связываться с орком, запустить в него камнем - еще куда ни шло, но хватать, тащить, и вообще прикасаться... мы их всех боялись, как заразы.
- Я же говорю вам: это генетическая болезнь или, если хотите, вмешательство Сарумана, - сказал Гэндальф. - Это не заразное, Саруман, сами знаете, далеко не дурак.
- Как же не заразное, - возразил Фродо. - А бородавки? Как от жабы, это все знают.
- Еще бы! - подтвердил Сэммиум.
- От жаб не бывает бородавок, от орков тоже, - благодушно сказал Гэндальф. - В свое время я отговорил Илуватара, стыдно, мой дорогой хоббит, впрочем, хоббиты - серый народ, как гномы, эльфы, люди, тролли и все остальные. Я бы на вашем месте не огорчался.
- Народ сер, но мудр, и если хоббиты утверждают, что от жаб и орков бывают бородавки ...
- А вот приближается наш любимый назгул, - сказал Гэндальф.
- Какой назгул? - испугался Сэммиум, чуть не уронив стакан.
- Ну и юмор у вас, - Фродо подлил себе из кувшинчика. - Достопочтенный маг.
К их столику подошел Горлум.
- Добрый вечер, весссь промок, хочу выпить.
- Опять от него тиной воняет, - с негодованием произнес наследный принц Б. Оромир, пробудившись от алкогольного транса. - Вечно от него воняет тиной, как в Брендиди ... деуме... брдмедуме.
- А что вы пьете? - спросил Горлум.
- Кто зто - мы? - осведомился Гэндальф. - Я, например, как всегда, пью "Старый Кэрдан", Фродо пьет гондорскую очищенную, Сэммиум - имладриское красное, а наследный принц Б.Оромир - все поочередно.
- Срам! - рявкнул наследный принц Б.Оромир. - Бренддудадум!
- Наркиссс! - крикнул Горлум в сторону стойки. - Двойную мордорссскую! - Лицо его было мокрое, волосы, как всегда, слиплись, по щекам стекали струйки. "Проклятое кольцо", - подумал Фродо, - "Лучше я хлопну стаканчик имладрисского".
- Галадриелеман, - неожиданно внятно произнес наследный принц Б.Оромир.- Эльфоман. И Белое Дерево.
- Заткнитесссь, принц, - рявкнул Горлум, вытер лицо пачкой салфеток и бросил их на пол.
- И с кем же это вы, Горлум, подралисссь? - спросил Фродо. - Такой синяк! Под левым глазом, правда, ну сссовершенно синий, а, Горлум?
- Изнасссилован урукхайем, - удивительно внятно произнес наследный принц Б.Оромир, мучительно стараясь развести по местам глаза, которые сьезжались у него к переносице.
- Это, пожалуй, впереди, - Горлум пристально посмотрел на наследного принца, но тот вновь замкнулся в себе.
Наркис принес выпивку. Горлум медленно выцедил кружку.
- Пойду-ка умоюсь, - Горлум ушел, опрокинув стул.
- Что-то, что-то такое с ним происходит, - сказал Гэндальф, задвигая салфетки ногой под стол . - Что-то явно с мордорским оттенком. Что вы об этом думаете, Фродо?
- Вам лучше знать, - сказал Фродо. - Вы думаете, он меня пасет, а на самом деле вас, и потом, это же вам полагается все знать, вы же Маг, Валар, вы же все знаете, кстати, откуда вы все знаете, а, Гэндальф?
- Никто ничего не знает, - возразил Гэндальф. - Может быть, кое-кто догадывается, но судите сами, откуда?
- Откуда догадываются? - переспросил Фродо. - Это насилие над языком. Откуда идет дождь? Или гном? Кого догадывается Манве Сулимо? Вы простили бы D.R.R.T., если бы он ляпнул что-нибудь в этом роде?
- Знаете, Фродо, у меня есть идея, - сказал Гэндальф. - Я допиваю "Кэрдана", вы - свою кружку, потом кликнем Наркиса, или вы уже готовы?
- А мне? - с обидой спросил Сэммиум.
- Гэндальф, - сказал Фродо, - Вы же знаете, я - железный хоббит.
- Я догадываюсь. Как гномский топор.
- А знаете, что из этого следует?
- Что вы боитесь заржаветь.
- Это кольца не ржавеют, но я вас поздравляю, или вы ничего не поняли, или удачно сделали вид, что ничего не поняли, на самом деле я имею в виду, что могу пить гондорскую очищенную много и долго, как эти деревянные энты пресную водичку из фангорнских ручейков и при этом, что характерно, я не теряю душевное равновесие.
- Ах вот оно что - фангорнские источники! - с показным равнодушием воскликнул Гэндальф, наливая себе из кувшинчика. - Изумительно интересная тема, надеюсь, скоро вернемся, а вы, Сэммиум, что об этом думаете? Неужели не пробовали?
- Я? - изумленно переспросил Сэммиум. - Послушайте, уважаемый Гэндальф, ну почему, почему вы так агрессивны?
- Господа! - вновь очнулся наследный принц Б.Оромир, - Господа, я вам представлялся? Б.Оромир, наследный принц всея Гондора, будь проклят этот бич Арагорн, чтоб ему ... А тебя я знаю, - сказал он Фродо доверительным тоном, - Мы с тобой .. э-э, когда-то там в этой, ... э-э, в "Мории", что-ли?
- Ну о-очень замечательные эльфийские блондиночки, - скучным голосом подтвердил Фродо.
- А вы что? - голова наследного принца Б.Оромира качнулась в сторону Гэндальфа.
- Меня зовут Гэндальф, - веско сказал Гэндальф.
- Оч-чень, очень рад. Вы назгул?
- Я маг. Великий Маг.
- Валар?
- Я Главный Маг Средиземья.
- Ах, да! - Голова наследного принца Б.Оромира моталась, как ведро, прицепленное к гномской телеге на полном ходу. - А что это вы помалкиваете? Какой вы маг! Вы же разводите орков!
- Это Саруман разводит орков, а вам, Ваше Высочество, не помешало бы ...
- А Саурон?
- А Саурон их плодит, как гномы топоры. Или хоббиты репу.
- Вы серьезно? Не может быть ... Ладно, я сейчас, - наследный принц Б.Оромир поднялся, к нему немедленно подскочил из-за стойки Наркис, и они вдвоем, опрокидывая стулья, поплелись к выходу.
- После нас хоть в Мордор, - сказал Гэндальф, провожая их взглядом.
Если бы не синие мешки под глазами, если бы не этот валарский великолепный нос не был похож на топографическую карту Хоббитании ... если припомнить, все маги были и есть пьяницы, уж очень тоскливо: ты все знаешь, а тебе никто не верит и все посылают ... самое ближнее, в Мордор.
- За систематический эльфинизм, - Фродо поднял стакан. - Ведущий к укреплению веры в не менее светлое будущее . . . приказываю Великого Мага и пророка Гэндальфа подвергнуть остракизму и бросить в Ородруин вместо кольца.
Гэндальф хмыкнул. Сэммиум хихикнул.
- Я всего лишь Великий Маг, - Гэндальф наклонился к Фродо. - Какие пророки, Фродо? Предвидеть будущее - это насилие над самым здравым, самым хоббитским смыслом во всем Средиземье! Что бы вы сказали, прочитав у D.R.R.T. - предвидеть настоящее? А? Кстати, вот возвращается наш любимый назгул! Как вы теперь себя чувствуете?
К их столику подошел Горлум. Он был переодет, сух, совершенно трезв и демонстративно проигнорировал реплику Гэндальфа.
- Прекрасссно, - сказал Горлум. - Наркиссс! Двойную мордорссскую! - Гордум развалился в кресле напротив Гэндальфа. - О чем это вы тут толковали?
"Пожалуй, я еще ни разу не видел его сухим" - подумал Фродо. - "Даже тиной не несет".
- Мы говорили о будущем, - сказал Гэндальф.
- Мне почему-то подумалось, Гэндальф, что вы врете.
- Ну что вы, Горлум, не тот случай.
- Тогда какой смысл говорить о будущем? О том, чего нет?
- Просто вы не знакомы с философией, - сказал Гэндальф. - В частности, с предикторскими воззрениями Келеберна.
- Я не люблю говорить о философии, - заявил Горлум. - Все это праздные выдумки якобы всемогущих Валаров, или бездельников эльфов, которые только и умеют распевать всякие пустяки и пустячочки про Элберет Гилтониель a la Nickitin Couple - как, например, Гэндальф умеет пить. Будущее - это тщательно эльфинизированное настоящее. А что по поводу упомянутого вами Келеберна ...
- Горлум, pardon me, но вы выходите за рамки, - мрачно изрек Гэндальф.
- Восхитительно! - А кто, интересно, эти рамки обозначил? - невинным голосом поинтересовался Фродо. - Давайте, Гэндальф, лучше мы с вами выпьем за преодоление всех и всяческих рамок.
- А за что будем пить мы-ы? - простонал наследный принц Б.Оромир, не отрывая голову от стола.
Фродо немедленно налил ему имладриского.
- У меня всегда возникает странное ощущение, - сказал Гэндальф. - Когда хоббиты рассуждают, как спившиеся эльфы.
- Какой же я хоббит? - возмутился Горлум.
- Да уж,- буркнул себе под нос Сэммиум.
- Знаете, Гэндальф, - сказал Фродо, - Иногда мне очень хочется треснуть вас по кумполу чем-нибудь очень тяжелым.
- Мне тоже, - мгновенно отреагировал Гэндальф.
- Мне нравится наш разговор, - сказал Горлум. - О-о! Изнасссилован урукхайем!
В дверях "Гарцующего Пони" показался наследный принц Б.Оромир, с почтением сопровождаемый Наркисом. Несколько секунд он стоял, обозревая столики, затем лицо его прояснилось и он устремился к своему месту.
- Никогда со мной такого не бывало! - наследный принц Б.Оромир рухнул в кресло. - Куда ни ткнусь - сплошные окна, а в окнах - орки! Со мной, знаете ли, произошла удивительная история ... меня всего чем-то облили, похоже, пивом!
Гэндальф немедленно налил ему полный стакан "Старого Кэрдана". Наследный принц Б.Оромир со скворчанием всосал в себя содержимое стакана, совершенно как кухонная раковина всасывает остатки воды после мытья посуды.
- Господа! - неожиданно для самого себя сказал Фродо. - Внимание! Предлагаю тост за эльфинизм!
- Что это вы такое городите? - Горлум приподнял брови.
- Фродо, я вас о-очень уважаю, но есть же рамки приличия! - сказал Гэндальф. - Мы недавно эту тему затрагивали!
- Я, как истинный хоббит, всегда и во всем за все старое доброе. - Да! Именно за эльфинизм! - Фродо встал с кресла и налил себе полный стакан. - Люди, яркий пример тому - наш Наследный принц, не говоря даже об Арагорне и прочих, обожают превозносить прогресс.
Горлум со кружкой наготове смотрел на него с подчеркнутым вниманием, Гэндальф зажевывал путлибом очередной стакан "Старого Кэрдана", наследный принц Б.Оромир тщетно пытался оторвать голову от стола.
- Новое! - Фродо как следует отхлебнул. - Всему Средиземью следует молить Эру Илуватара за то, чтобы он и впредь даровал Средиземью повсеместно самые косные, самые заскорузлые и самые эльфинизированные правительства.
- Аплодирую! - Горлум приветственно поднял кружку. - И присоединяюсь! С великим удовольствием! Все эти верховные во все эпохи - уже более шести тысяч лет! - считали главной задачей сохранение статус-кво. Сейчас это еще более необходимо - в связи с тем, что происходит в зоне и Мордоре.
- В какой-такой зоне? - спросил Гэндальф.
- Перестаньте, Гэндальф, - Горлум пристально посмотрел на мага. - В зоне Изенгарда, и нечего строить невинные глазки a la Galadrielle.
- Galadrielle! - возник из алкогольного небытия наследный принц Б.Оромир. - Портрет на фоне меллорна! Созревшие амфоры "Фангорнского Выдержанного"! Спецзаказ, но недорого.
- Заткнитесь, принц, - перебил Фродо. - Все-таки, позвольте, господа, я закончу тост. - Итак, прежде всего - на высшие государственные посты назначать старцев не моложе ста пятидесяти, чтобы спали на всех Белых, Зеленых, Красных и прочих Советах, преподавание в лицеях вести исключительно на древнеэльфийском, все новинки и в особенности гномские и оркские штучки и железки - немедленно в Ородруин!
Фродо допил стакан и сел.
- Послушайте, Фродо, какая муха вас укусила? - спросил Горлум.
- Отчего же, - сказал Гэндальф. - Необычайно приятно слышать умеренные и лойяльные речи. Я согласен с вами, Фродо, а то у нас нынче все радикалы, даже назгулы!
Позвали Наркиса, выпили еще раз за эльфинизм, в зале "Гарцующего Пони" появилась известная пара - молодой эльф в зеленом и приземистый гном в кафтане до колен и с топором из нержавейки за поясом. Наркис немедленно грохнул им на столик вина, пива и жареной дичи. "Адское какое-то несоответствие, - подумал Фродо. - Один вроде в фокусе, другой расплывается и наоборот, полнейшая несовместимость и совершенно непонятно, можно ли говорить с Гимли об эльфинизме, или, черт побери, о консерватизме в присутствии Леголаса. Впрочем, с Леголасом о "Мории" тоже под вопросом.
- Так что вы абсолютно правы, Фродо, - сказал Гэндальф. - Эльфинизм - это наше спасение.
- Все эти дураки еще и верят в прогресс, а что это такое? Действующая модель гнома в натуральную величину с топором и пивным приводом? Гарцующий железный пони? Что скажете, Горлум?
- Знаете, Гэндальф? - попробовал съехидничать Горлум. - Может быть, сорокаканальный цветной палантир с экраном Toshiba?
- Daewoo арнорской сборки, - хмыкнул Сэммиум.
- Сэммиум, перестаньте бренчать, - рякнул Гэндальф.
- Так вот, господа - как же вы меня утомили - должен вам доложить, оказывается - прогресс, в конце концов, возможность делать поменьше, а закусывать - побольше, кто-нибудь хочет возразить?
- Знаете, Фродо, иногда с вами совершенно не хочется спорить, - сказал Горлум.
- Вот и хорошо, не надо, в спорах рождается истина ... будь она неладна. Впрочем, это не от невежества, все хоббиты немного эльфофилы, а я всего-навсего небезызвестный бывший Хранитель.
- Да уж, - хмыкнул Горлум, - Вы удачно рассспорядились.
- Вы что, Горлум, на что-то намекаете? - небрежно спросил Гэндальф.
- Я имею в виду, уважаемый Маг, что таких лицемеров, как вы - ни все Средиземье, ни весссь белый свет еще не видели.
- Рисccкуете, уважаемый Горлум, - Гэндальф потрогал посох, прислоненный к торшеру у стола, и щелкнул пальцами в сторону Наркиса.
- Хранитель, - Горлум кивнул в сторону Фродо. - Вас спросил, а вы что? Приятно ссслушать лояльные речи?
Наркисс поставил на стол очередной кувшинчик.
- В самом деле, Гэндальф, вы более-менее ловко уклоняетесь от вопросов, - подхватил Фродо. - Что вы там творите в Зоне? В Изенгарде? В том смысле, что вы мне подсунули бросить в Ородруин?
- Ор-родруин! Арагорн! - рявкнул наследный принц Б.Оромир. - В Морию! В Мордор!
Эльф за соседним столиком негромко затянул известную мелодию. Гном, мечтательно полузакрыв глаза, кивал головой в такт.
- О, Дивный Народ, - вздохнул Сэммиум. - Знаете, господа, о чем я думаю, когда вижу эльфа? Нечасто, ох как нечасто ... Один раз, один единственный раз в году над моим домом в Хоббитании пролетают белые лебеди. Прекрасные белые-белые лебеди. Они прилетают ближе к вечеру и останавливаются на озере за лесом - отдохнуть, наверное. А на закате улетают, и почему-то всегда на запад .
- Лебеди? - произнес Горлум. - Весьма образно! А вы, Гэндальф, что думаете об эльфах? - Только не надо мне петь о пристрастии Galadrielle к фангорнскому выдержанному.
- Мне пора, - сказал Гэндальф, резко поднялся, налил себе из кувшинчика, опрокинул стакан и приподнял руку в приветственном жесте. - Прощаюсь в расчете на скорую встречу.
- Как же так, уважаемый маг? - Ехидно спросил Горлум. - На самом интересном месте? Куда это вы так заторопились?
- Куда? Где меня еще нет, дорогой мой Горлум.
Фродо проводил глазами Гэндальфа, который не оборачиваясь быстро покинул зал. Горлум молча вертел в длинных пальцах пустой стакан.
- Ну и что вы об этом думаете, Горлум? - спросил Фродо после длинной паузы.
- Много чего.
- А все-таки?
- Вы, уважаемый Фродо, наивны, как все хоббиты. Эльфинизм! Консерватизм! Ну надо же!
- А что вы, собственно, имеете против эльфов?
- Я? Ничего. Вы, полагаю, тоже ничего, Сэммиум - тем более.
- Да, эт-точно, - гордо подтвердил Сэммиум.
- И вы туда же, Горлум, - с горечью вздохнул Фродо. - Что вы, что Гэндальф ...
- Я удивляюсь, Фродо, неужели вы до сих пор так и не раскусили этого - Великого Мага?
- ?
- С какой готовностью он поддержал тост за эльфинизм, а, Фродо?
- Ну и что?
- Да то, что таких лицемеров ...
- Вы что, с ума сошли?
- Зависть, замаскированная вульгарность и хорошо скрытая злоба - вот что такое Гэндальф, уважаемый Фродо, и на этих трех камнях - безудержная жажда власти, и если вы это не видите или не понимаете, то тем хуже для вас. Я-то думал, вы хоть что-то поняли, когда узнали, что на самом деле было брошено в Ородруин.
- Знаете, Горлум, мне казалось, что вы сильно изменились после ... после нашего путешествия в Мордор, и мне сейчас очень неприятно ощущать, что я ошибся.
- Вот вы, Фродо, пили за эльфов, - Горлум наполнил стаканы. - Неужели вы никогда всерьез не задумывались, почему это все меньше эльфов в Средиземье, а? Почему они уходят?
- Это же очевидно, Горлум, еще у D.R.R.T все описано!
- Именно что описано.
- А что вы имеете в виду?
- Фродо, протрите глаза, Кольцо осталось у него - ну что он делает в Изенгарде? С Саруманом, чтоб ему ...
- Что?
- Дудочку!
- Какую дудочку?
- Фродо, прошу вас, перестаньте казаться глупее, чем вы есть на самом деле, ну вспомните, мы все были детьми, про Лапитупского Мышехвата!
- Так они же все утонули!
- Правильно, утонули, а эти - на Запад, ну а с чьей подачи - вам еще что-нибудь надо обьяснять?
- Не может быть, - сказал Фродо.
- Хозяин, что с вами? - робко спросил Сэммиум.
В зал трактира вошел Гэндальф, взял у Наркиса со стойки большую бутыль "Старого Кэрдана", подошел к их столику, развалился в кресле и сделал хороший глоток из горлышка.
- За что пьем?
- За дудочку, - сказал Сэммиум. - Индивидуальную. Для вас лично.
- Дудочка! - рявкнул наследный принц Б.Оромир. - Поясной портрет Феанора с саксофоном!
- Ну что ж, валяйте, - добродушно кивнул Гэндальф, приподняв стакан. - Ваше здоровье.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.