Прощание

 
 Кладбище Пасси, скрытое от площади Трокадеро богатой листвой только что расцветших каштанов, Мария нашла без труда. Яркое полуденное солнце, бирюзовое небо, радостные трели птиц – всё говорило о начале нового витка жизни.… Казалось в это время всеобщего возрождения невозможно, неестественно, непозволительно, умереть.
 Она стояла в толпе у гроба и не решалась подойти ближе. Хотя именно она имела право подойти к гробу ближе всех.
 - Но надо ли это делать? – думала Мария. - Хочется оставить его в памяти таким, каким он был ДЛЯ НЕЁ.
Даже издали её поражало его необыкновенно спокойное, застывшее лицо. А она-то хорошо знала это лицо, главной притягательной силой которого были глаза! Глаза завораживали бесконечной сменой настроений, искрились юмором и иронией. Из них шло какое-то излучение, свойственное всей его натуре, его энергичному, оптимистическому характеру. А губы! Да, его губы тоже постоянно меняли форму, не уступая по выразительности глазам!
Сколько Мария помнила – лицо всегда было с улыбкой.
Особенно ей нравились его крупный, волевой подбородок, который она (в соответствующей ситуации) любила слегка покусывать и его манера, увлекшись каким-либо делом, старательно, по-детски, высовывать кончик языка…
 А теперь лицо не выражало НИЧЕГО!
И это НИЧЕГО больше всего шокировало её и не укладывалось в сознании.
Начались речи. Такие, которые обычно звучат на кладбищах. Было сказано много хорошего и многое на самом деле было правдой. Но ТОЛЬКО ОНА действительно знала и понимала этого человека.
 Сколько бы ОНИ ни расхваливали его образованность, культуру, деликатность, силу воли и жизненную уверенность, ей была известна ещё масса его замечательных качеств, о которых они не имели ни малейшего представления, потому что им НЕ ДАНО было это понять и оценить.
Мария знала его как Женщина. Знала глубинные движения его души, стремления и переживания не доступные более никому.
 За прошедшие годы после того, как они расстались (конечно, расстались не потому, что поссорились, надоели друг другу или не поделили что-то, а потому что реальная жизнь имеет свои законы) она не раз вспоминала его фразу: «Запомни! Никто в твоей жизни не будет тебя любить больше, чем я! Никто не будет лучше меня!». Уже тогда ей неприятно было слышать это – видимо ПОДСОЗНАНИЕ знало, что это правда. А впоследствии, встретившись с десятками мужчин и в конце-концов выйдя замуж, Мария окончательно убедилась в справедливости этого, казалось бы, самолюбивого утверждения.
 Ей вспомнились их ОГРОМНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Многочисленные поездки, его неожиданные «сюрпризы», шутки, и бесконечная, бесконечная энергия и жажда новых ощущений. Почему-то она вспомнила их последнюю поездку в замок Ланжэ, его немного смешные парусиновые брюки с соломенной шляпой и… непроизвольно улыбнулась.
Стоящая рядом женщина с осуждением сверкнула на неё глазами.
А ОНА знала, что Он бы обрадовался её улыбке….

Вечер 27.12.1936


Рецензии