Рецензия на книгу О. Г. Никулина Нам три, четыре, п
Известно, что в речи детей встречаются ошибки словоупотребления, имеющие весьма живописный характер. Замечательную книгу «От двух до пяти», состоящую из высказываний такого рода, написал в прошлом веке Корней Чуковский. Николай Носов тоже оставил свои интересные записи наблюдений за внуком. Часто в газетах и журналах встречаются попытки дать новую подборку таких «жемчужин». Но для того, чтобы материал, собранный у детей, стал предметом эстетического отражения, нужно не только внимательно следить за детворой и коллекционировать речевые ошибки. Необходима серьезная духовная работа, необходим отбор, в результате которого в зарисовках помимо бытовых семейных мелочей виделся бы весь процесс постижения ребенком современного мира. Тогда перед читателем окажется произведение искусства, а не плод регистрации младенческого сюсюсканья.
Именно такая удача выпала на долю Олега Никулина. Около 150 веселых ситуаций с мальчиками и девочками дошкольного возраста, собранные в одной книжке, радуют надеждой на лучшее в наше непростое время.
Вечной поэзией веет от примеров детской пытливой наблюдательности, от неукротимого желания своего и общего счастья, которое есть еще в жизни и требует непременного сиюминутного воплощения в Слове.
— Смотрите, вода в озере сморщилась, — говорит ребенок и не замечает, что случайно высказал фразу, метафорическое значение которой подхватил и развил бы не один талантливый автор.
А вот радостный «ляпсус» другого ребенка:
Утром отключили воду в квартире. Днём из крана потекла вода.
— О, появилась вода! А кто её появил?
Ребенок произносит случайное слово, и в языке рождается удивительная, новая связь житейского процесса водоснабжения с его таинственной причиной: ремонтом ли? волшебством ли? а может быть, круговоротом воды в природе? а может быть, осуществлением каких-то иных древних и мудрых законов?
Дети в миниатюрах Олега Гавриловича неповторимы, как сама жизнь. Он чрезвычайно скупо и чётко рисует моменты возникновения детских речений. Элементы описания как бы сливаются с высказываниями детей, их ничего не стоит перечесть много раз, чтобы за умолчаниями угадать никулинское, такое же, как у юных «авторов», трепетное, свежее восприятие бытия. Кажется, невольные словесные новообразования ребятишек создаются прямо на глазах:
— Мама, мы с тобой — два грипповика!
Каким удивительным бывает детский взгляд на связь вещей! Насколько прекрасен их фантастический мир, в котором возможно невозможное и обязательно необязательное.
Рассматривают фото лета.
Алиса:
— Хочу сейчас же там быть, хочу во всех городах жить.
Игра в войну:
— Вона идёт, вона идёт. Тисе, не ходите здесь.
По этим забавным ошибкам, как по недоразвившимся органам зародыша, можно проследить узловые точки растущего человеческого разума — самого ценного из всего, что только есть в природе.
«Устами младенца глаголет истина. Дети мудрее нас», — скажет кто-то, прочтя новую книгу Никулина, и будет прав. «Язык мудрее нас», — скажет кто-то другой и тоже будет прав. Невольно улыбаясь, читатель, наверняка, заметит, что становится чище душой и доброжелательнее к людям, а это свидетельствует о прикосновении к Искусству.
Сайт Олега Никулина на Народ.ру
http://www.surgutlito.narod.ru/onikul.htm
Свидетельство о публикации №207021600301
С ув.
И.
Иван Боровский 09.03.2007 12:18 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 09.03.2007 16:57 Заявить о нарушении
С уважением
Сергей Сметанин 09.03.2007 21:52 Заявить о нарушении