Хроника предстоящего референдума

Необходимое предисловие:


После ряда блестяще проведенных объединений регионов, так называемая, территориальная реформа в 2006 году дала не большие сбои. Первыми «заартачились» в Адыгее. Там националистические организации выступили резко против объединения с Краснодарским краем. После массовых выступлений национальных черкесских организаций и их обращения в Европарламент с просьбой признать геноцид адыгов, процесс объединения сошел на нет. Стоит вспомнить, что Адыгея это все-таки Северный Кавказ – болевая точка на карте России, а тут еще забрезжила возможность проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Упорствовать центру стало себе дороже. Экономические факторы перевесили факторы политические.
В конце года «встали на дыбы» два алтайских региона. Сначала горноалтайцы воспротивились, а затем уже и Край Алтайский. Несмотря на все увещевания центра, на уговоры полномочного представителя Президента в Сибирском Федеральном округе Анатолия Квашнина и этот референдум пошел прахом. Объединительный процесс активно забуксовал. В данном случае, возобладала политика – алтайские регионы не захотели терять прямой выход на Москву и, как следствие, потерять подпитку из федерального бюджета. Резкое неприятие алтайскими регионами лишний раз доказало их полную экономическую несостоятельность. Боятся алтайцы остаться без весомой бюджетной поддержки.
По данным Министерства по региональному развитию доля дотаций в бюджете Алтайского края составляет более 50%. Аналогичные показатели для Республики Горный Алтай еще выше. Позиция алтайских регионов вполне объяснима – гораздо легче жить на подаяния из центра. С голода все равно не дадут умереть.
Вариант другой - Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ. Как отмечали некоторые эксперты, возник он от безысходности – Кремлю срочно нужно было латать брешь в корабле своих реформ. Процесс объединения этих территорий неизбежен и, в конце концов, он состоялся бы даже без участия Кремля или любых других внешних сил. Стоит взглянуть на карту Российской Федерации, что бы понять – регион сам по себе неделим и пятнадцать лет назад был «распилен» искусственно. Вспомните знаменитое: Берите суверенитета столько, сколько унесете! В данном конкретном случае, регионам лишь предложили ускорить процесс объединения двух и без того, неразлучных регионов. Вопрос возникает в этом случае лишь один – а стоит ли это делать вот так ускоренными, «стахановскими», методами, в угоду лишь политическим интересам центральной власти? Спешка она ведь нужна лишь в двух случаях. Объединение регионов в перечень этих случаев не входит. Стоит еще напомнить как в 1940 году Сталин поспешил присоединить Прибалтийские республики. Выжди он тогда паузу – Прибалтика сама бы попросилась в состав СССР.
 Факторы экономические.
Тезис: Объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа выгодно, прежде всего, по экономическим причинам.
 Возникает вполне логичный вопрос: Кто будет пожинать плоды экономической выгоды?
Вполне разумный ответ: Оба региона получат после объединительного процесса весьма ощутимые экономические выгоды.
Цитата:
«Главный федеральный инспектор по Читинской области Валерий Попов сообщил, что правительство Российской Федерации направит на развитие Забайкальского края 700 миллиардов рублей в течение 10 лет.(700 млрд. руб. это 10% всего российского бюджета за 2006 год – прим. авт.) Основная часть инвестиций в новый субъект РФ пойдут после объединения Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом. По словам г-на Попова, Забайкальский край станет самым богатым субъектом РФ в Сибири, а его экономическое развитие – крупнейшим проектом в стране. По линии инвестиционного фонда, отметил чиновник, правительство намерено перечислить в край 100 миллиардов, а остальные деньги в размере 600 миллиардов станут взносом крупных государственных компаний – РАО «ЕЭС России», «РЖД» и других инвесторов».
Перспектива более чем приятная. В будущий край потекут инвестиции. Пусть даже и растянется этот процесс на 10 лет, но, тем не менее, это ни много ни мало каждый год около 70 миллиардов рублей. Единственное о чем умолчал господин федеральный инспектор, так это то, что эти деньги и без будущего объединения должны были поступить в бюджеты двух забайкальских регионов. Для сравнения, последний крупный инвестиционный проект на юго-востоке области потянул «всего лишь» на 47 млрд. руб. И это только инвестиции Правительства. Инвестиции «Норникеля» составят около 20 млрд. рублей, еще около 80 млрд. рублей компания вложит в строительство ГОКов. В соответствии с проектом предполагается, что «Норникель» уже в 2008 году приступит к геологоразведке и освоению пяти месторождений в Читинской области. Один этот проект гарантирует как минимум 70 тысяч рабочих мест. И это, не считая налогов, которые поступят в краевой уже (!) бюджет и четыре градообразующих горно-обогатительных предприятия. Масштаб поражает. Опять же при одном но. Все проекты были запланированы достаточно давно и тогда объединения не предполагалось и не предвиделось. А тут оказывается, что деньги пойдут в регионы только при известных условиях.
 
«Министерство регионального развития Российской Федерации опубликовало рейтинг дотационных регионов страны. Как сообщают эксперты министерства, общий объем финансовой помощи 87 субъектам РФ из федерального бюджета в январе-октябре 2006 года достиг почти 440 миллиардов рублей.
По прогнозам аналитиков министерства, в ближайшее время уйти от федеральных дотаций смогут только 16 регионов. В низкодотационные регионы из Сибири вошел только один - Агинский Бурятский автономный округ. Так, если в 2006 году доля дотаций в собственном бюджете Агинского составляла всего 6,43%, то у будущего «поглотителя» округа - Читинской области - доля федеральной помощи достигла 45%. Такие данные позволили Чите занять почетное 70-ое место рейтинга из 87».
При всех этих показателях не стоит забывать, что Агинский округ является оффшорной зоной, где максимально минимизированы налоги. Более года назад Правительством Российской Федерации было принято решение о ликвидации подобных зон. При всех своих прелестях для местных бюджетов, оффшоры не дают аналогичной отдачи в бюджет федеральный. По мнению правительственных экспертов, в оффшорах превалируют «серые» схемы прохождения денежных средств. Да, часть денег оседает в местном бюджете в виде налогов, но их большая часть уходит в неизвестном направлении. Эту порочную практику и решили прекратить в Правительстве. Поскольку, если в экономике превалируют так называемые «серые», непрозрачные схемы, то хорошего от этого мало. Теряется значительная часть средств, да и зарубежный инвестор, на которого так Правительство рассчитывает, вряд ли согласится доверить свои деньги «темным» схемам. Конечно, в этом случае, агинчане теряют львиную долю всех своих налоговых поступлений, за счет которых округ так хорошо жил на протяжении нескольких последних лет.
 «70% жителей Агинского Бурятского автономного округа уже сегодня готовы прийти на референдум по объединению Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. Более 50% из них намерены проголосовать за объединение. Эту информацию озвучил глава Агинского округа Баир Жамсуев на совещании с активом округа по проблемам планирования социально-экономического развития региона 24 января с участием полпреда президента России в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, сообщает пресс-центр референдума.
Однако, по словам главы АБАО, этого мало, так как обеспечит только 35% проголосовавших за объединение Агинского округа и Читинской области из общего числа взрослого населения.
Как отметил руководитель региона, достижение показателя в 65-70% проголосовавших «за» вполне возможно при выполнении до референдума ряда условий. Это, прежде всего, гарантирование территориальной целостности Агинского округа в составе нового края в существующих сегодня границах, наличии у округа единого консолидированного бюджета, выделяемого в составе бюджета края отдельной строкой и обеспечении прав по обязательному участию представителей округа в государственном управлении объединенным регионом.

Кроме того, по мнению Баира Жамсуева, округу обязательно должны быть предоставлены достаточные финансовые возможности для продолжения на прежнем уровне действующих социальных и экономических программ, сохранения системы поддержки сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и малого предпринимательства».

По моему, именно в последних словах руководителя Агинского округа заключена «вся правда жизни». Жамсуев недвусмысленно дал понять, что только при выполнении определенных достаточно жестких условий, агинчане могут гарантировать, что в Агинском Бурятском автономном округе референдум состоится. Восток дело тонкое!


Рецензии