О фильме Вавилон как эталоне постмодерна

Сообщение на форуме www.exler.ru

"Доброго вечера форуму.

Посмотрел "Вавилон" и отметил для себя весьма примечательный факт.

"Вавилон" отчетливо показал, что в настоящее время полностью сложились и закрепились "законы" "постмодернистского" искусства. Кроме того, фильм "Вавилон" я бы возвел в статус "высокого постмодернизма", т.е. периода, который уже выработал и утвердил все основные принципы стиля.

Кроме того, "Вавилон" показал, что постмодернизм - это действительно стиль, и он - эстетически и художественно может эксплуатироваться художниками.

Итак, особенности построения данного кино (в свете моего несколько вольного толкования терминов истории искусств):

1. Четкая, не скрываемая фрагментарность. Фильм построен строго фрагментарно. Разъяснять что и где - причин никаких нет, Вы все видите сами.Следует лишь заметить, что каждая из сюжетных линий фильма (фрагментов) является весьма самостоятельной, самодостаточной и вполне может позиционироваться как ранее известный Вам жанр новеллы (был в моде десятка два лет назад - примеры известны). Из этого "многообразия" фрагментов режиссер ткет общую ткань произведения, объединяя, по сути, необъединимое. Почему необъединимое? Объединение фрагментов по сути несущественно - судьбы слишком разделены. Так, можно было бы с одинаковой степенью убежденности утверждать, что все действие фильма проходило под "одним небом", что связь идет именно - через то, что люди дышат, а не через пресловутое "ружье". Обратите внимание, какой либо значимой связи между событиями - нет. Есть - "иллюзия" связи событий. Достигается это простыми и понятными художественными методами - включением предмета, связующего все "фрагменты" фильма. Большинство из Вас увидит движение этого "предмета" - ружья по фильму, как главуную черту фильма, его главную идею. Это заблуждение. Главное в фильме - "иллюзорная", "несущественная" связанность фрагментов (см. Гиперреальность).

2. Обилие подтекстов. Часть подтекстов Вы уже здесь обсуждали. В каждой из сюжетных линий Вы искали и мораль, и философию, и предложения к тому или иному способу поведения, и актуальные проблемы, ну, или позерство режиссера. В целом, я не хотел бы заниматься выяснением подтекстов, которые режиссер мог отчетливо не понимать и сам /я предпочитаю видеть в фильме только то, что я вижу - без сложных подтекстов - не Кафка, в конце концов, Гонсалес, хотя это, конечно же, пойдет вразрез с пожеланием самого режиссера - постмодерниста/.

3. Индивидуальность фрагментов. Жизнь культур (Восток, Европа, Япония), которые выведены во фрагементы, жестко противопоставлены. Кроме того, жизнь внутри каждого фрагмента представленно весьма концентрированно, как бы - реальность, насыщенная самой своей сущностью. Что имеется ввиду? Это значит, что нет такой Японии, как нет и подобного показанному в фильме Востока, как и нет такой, как показанная, Европы. Есть идеализация этих стран, их насыщение самими собой. Фрагменты индивидуализированны. Теперь их можно противопоставлять, сливая в единое.

4. Гиперреальность. О "едином разчлененном мире" говорится в заглавии. Нет сомнения, режиссер ставит себя на роль если не Бога, то творца с большой буквы Т. Его реальность - всеобъемлюща, но подконтрольна ему, насыщенна, иллюзорна и этим - строго едина. Собственно, в разобщении фрагментов уже заложено их единство - насыщенность иллюзорными эмоциями. Противопоставления в фильме - связывают. Связи внутри фильма - противопоставляют. Новая реальность - это микс из желаний самого режиссера. Согласитесь, режиссер как и бармен имеет право сам выбирать составляющие приготовляемого "напитка"?)

Итак, в чем главный смысл "Вавилона"?

Вашей реальности больше нет. Вас нет. Вы - часть разобщенного мира. Вы - игрушка режиссера, который утверждает, что Вы - даже не фрагмент, ибо Ваша реальность не столь насыщенна как его (Его) реальность. Вы - обыкновенная часть гиперреальности, которая будет расколота на множество частей этим кинофильмом - после его просмотра Вы ощутите скудость того, что Вы видите вокруг себя - ибо Вы помещены во фрагмент, но Вы - фрагмент фрагмента. Вы - больше не личность - Вы часть, но которая не живет без остальных частей. У Вас больше нет лица - Вы не существуете без ВСЕГО окружающего. Открытое информационное общество торжествует.

Амбициозная цель - и она блестяще реализована.

И, еще раз, что главное - фильм утверждает, - искусство "постмодернизма" - существует. Законы постмодернизма можно и нужно эксплуатировать. Кроме того, он показывает, что формулы постмодернизма могут вызывать эмоции и иметь эстетическую привлекательность.

Стиль сложился."

18 февраля 2007, 18:27


Рецензии
Александр, привет!

Фильм-то я не смотрела, но так интересно ты изложил реализованную режиссером идею, что захотелось поиграть зеркалами реальности виртуальной... Говорю о том, что происходит в построении сетевых ресурсов. Именно такая фрагментарная и целостная одновременно, благодаря автору каждого сайта или портала, картина и представляется взгляду гостя.

Очень понравились твои слова:
"...Противопоставления в фильме - связывают. Связи внутри фильма - противопоставляют. Новая реальность - это микс из желаний самого режиссера. Согласитесь, режиссер как и бармен имеет право сам выбирать составляющие приготовляемого "напитка"?)..."

Пожалуй, ты выразил очень емко и просто суть современного творчества.
Не поняла, как можно и нужно эксплуатировать законы постмодернизма...

Главная ценность, имхо, время жизни.
И, поскольку оно ограничено, то главным в ускоряющемся его потоке становится личный выбор того, на что направляем мы внимание и чему дарим себя, свои мысли, эмоции, энергию. Без компаса и маяка в этом море разнообразной и интересной информации трудно достичь своей цели. А реализовывать чужую, быть игрушкай в руках неведомого режиссера... зачем?

Проект Галактический Ковчег, опять же, на мой взгляд, являет такую возможность - быть самонаводящимся его участниками Маяком.
Жду тебя на палубе в твоей теме:)

Феана   23.02.2007 11:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Феана, спасибо. Меня смущает то, что я не могу что-либо, тем более, кого-либо вести - сам пока только ищу, ищу и продолжаю искать.

Я пока только определяю для себя, что есть верно, а что- есть заблуждение. Меньше всего я хотел бы повлиять на мир, сам заблуждаясь. Хотя, конечно, сам поиск тоже имеет ценность...

Обязательно загляну к Вам! Спасибо.

Александр

Александр Михайлович Бобров   23.02.2007 15:57   Заявить о нарушении
Александр мы все, причем постоянно, влияем на мир... своим уникальным вос-приятием мира. Не бывает правильного или неправильного восприятия или влияния, зато бывает движение к Гармонии в себе при умении отзываться на Красоту.
Это так просто, что я все время удивляюсь, откуда появляется столько заумных теорий и искусственных, краткоживущих построений в умах людей...

Феана   25.02.2007 10:36   Заявить о нарушении
Позавчера записал в дневник, не знаю, верно ли:

"Все истины, что могут быть Вам нужны, уже давно сказаны. Всё остальное - лишь новые и новые танцы вокруг них. И это не постмодернизм, это - самое убедительное из доказательств существования Бога."

Спасибо, Феана, Вы очень правы. Мысль схожая с той, которую, я помню здесь - "Не думай, что для того, чтобы стать поэтом, тебе еще что-то нужно. Ты уже поэт.")...

С другой стороны, я не хотел бы играть в полный фатализм - это, как мне кажется, есть одна из граней действительного. Хочется плыть по течению, когда это нужно, и действовать - когда это нужно... Пока я для себя не решил проблему деяния/недеяния, я копошусь возле нее...

Почему одни - мудрые - только лишь созерцают.

А другие, не менее мудрые - днями и ночами служат людям, делают, делают и еще раз делают.

Непонятно.

И еще непонятно - где начинается твоя, только твоя воля, а где - твоя воля, которая соответствует воле всего окружающего тебя, ну, или - Бога...

Непонятно...

Александр

Александр Михайлович Бобров   25.02.2007 18:44   Заявить о нарушении
И еще вот, непонятно, Феана. Если все, что нам нужно - это у нас уже есть (а осознание это сердцем влечет замечательную легкость и гармоничное созерцание мира) - не если ли подобное созерцание одна из форм гедонизма? Только, не телесная форма гедонизма, а духовная. Можно ли жизнь в Боге трактовать как духовный гедонизм? Тогда, чем он отличен от телесного, плотского гедонизма?

Скорее, все же - реализация утверждения "все есть" - все же, не есть соединение с божественным, не есть вера. Соответствено, реализация подобного ведет к иным результатам, нежели принятие в себе веры?

Александр

p.s. Феана, так хорошо было бы наши беседы к Вам на форум перенести - не знаю, правда, как это делается. Вот, хорошо, чтобы наши беседы по мере возникновения здесь появлялись бы и там! Хотя, не знаю, могут ли они быть Вам полезны в Вашем проекте...

Александр Михайлович Бобров   25.02.2007 18:53   Заявить о нарушении
Александр, открыла тему на Галактическом Ковчеге, а в будущем сам можешь открывать.
Давай там и продолжим, ведь удобнее
- http://kovcheg.ucoz.ru/forum/10-49-1#746

С теплом,

Феана   01.03.2007 19:09   Заявить о нарушении
Александр, ты хорошие вопросы ставишь:
"...Почему одни - мудрые - только лишь созерцают.
А другие, не менее мудрые - днями и ночами служат людям, делают, делают и еще раз делают.
Непонятно.
И еще непонятно - где начинается твоя, только твоя воля, а где - твоя воля, которая соответствует воле всего окружающего тебя, ну, или - Бога..."

Вопрос твой уже содержит ответ, причем готовый, посмотри сам:

...только лишь созерцают... - ...только твоя воля...

...делают и еще раз делают... - ...воля, которая соответствует воле всего...

С теплом,



Непонятно...

Феана   03.03.2007 11:47   Заявить о нарушении