Красота - в глазах - смотрящего

 

О творчестве художника, Заслуженного Деятеля Искусств Азербайджана - Сары ханум Манафовой пишут и говорят достаточно часто и  достаточно много. Возможно потому, что ее творчество всегда притягивает внимание и всегда вызывает огромный интерес у всех, кто знакомится с ним.
 
 Восток. Линия судьбы.

Неожиданна! Ключевое слово к искусству Сары Манафовой. И еще - неповторима. Работы ее легко узнаваемы, их не спутаешь ни с - чьими. Великолепная школа, высочайшее мастерство, многолетний профессиональный опыт. И… - детская непосредственность! Во всех ее работах. Особая, присущая только ей манера письма, особый творческий почерк.
Техника? - Художнику подвластна любая техника, от живописи  до – графики.
В последние годы она работает в некоей синтезированной манере - на стыке живописи и графики, в манере - Сары Манафовой. Графические работы созданные рукой и мышлением живописца. Пастель на ее полотнах ложится масляными мазками, создавая впечатление полновесной монументальной живописи.
Стиль, в котором работает художник…? Безусловно,- Восток! Во всем, что бы она ни рисовала. Восток - будоражащий воображение, гипнотизирующий таинственностью созданных образов, многоцветный и многоликий. Сдержанный - до теплой «пастельности», открытый - до ярких, простых цветов. «Семь красавиц» на левкасе, триптих « Лейли и Меджнун», многочисленные портреты.
По мнению соратника Сары ханум по искусству - Беюк-Ага Мирза-заде, она признана  одним из лучших портретистов современного художественного Баку. "Автопортрет", "Портрет дочери", "Портрет Севды ханум", "Портрет писательницы Алии Али", портреты внуков и многие, многие другие. Целая галерея портретов в восточном стиле!
Многочисленные пейзажи. Ичери Шехер! Но, только не серый из древнего, со следами тысячелетий, - камня, каким мы его знаем. Цветной, яркий! Немного нереальный и очень притягательный. В цикле работ - «Линия судьбы».
Бесчисленные натюрморты - "Черная роза", "Двое в ночи", "Трое". Предметы в ее натюрмортах «живут» собственной жизнью, «эмоционируют» и уж, точно, не являют собой - «мертвую натуру». Ее «Увядшие розы» …печалятся!
Среди многочисленных жанровых работ - знаменитая «Баня». Где окутанные клубами пара, прикрытые по традиции - яркими фите,  парятся азербайджанские Венеры. Колорит картины, настроение, созданное некоторым налетом гротеска в прорисовке образов, подарили этой работе заслуженное признание и известность.

 Карабах - боль моя….


       Карабах - боль моя….(фрагмент из ст. «Красота в глазах смотрящего).
Весной 2003года комитетом по диаспоре была организована выставка, посвященная трагедии Ходжалы. Две работы Сары Манафовой под общим названием – « Крик» были удостоены первой премии по графике и впоследствии  подарены автором комитету. Что собой представляют эти работы? Первая картина построена на контрасте формы и содержания. Мягкость письма и  сюрреалистичная жесткость сюжета. Отделенная от туловища  человеческая голова на шесте – фетиш смерти - на первой картине и - плакальщица в черной чадре - на второй. Но, есть и еще два объекта на второй картине, делающие эту работу  наполненной глубокого таинственного смысла. Зажженная свеча с колеблющимся, словно, вот-вот погаснет, язычком пламени - на переднем плане картины и - Свет - яркий божественный Свет, будто из другого измерения, врывающийся в темноту фона картины с заднего ее плана. Свет - от старинной восточной лампы, пробуждающий  ассоциативно строчки из священного Корана, - «…И к Нему – возвращение…». Триптих - "Карабах - боль моя"  был представлен публике в день Геноцида Азербайджанского народа в музее им. Мустафаева. Эмоциональный накал сюжета картины захватывает зрителя, погружая в раздумья. Работа пропитана символикой. Черный креп на трехцветном флаге Азербайджанской Республики, свадебное фото теперь уже – легендарных  погибших в те черные январские дни, молодоженов. И - красные гвоздики, как капли крови. Центральная часть триптиха – беженцы. Женщины и дети. Глубоким трагизмом веет от этой картины. Почему? - Всматриваясь в нее, внезапно осознаешь, что изображенный на переднем плане картины младенец - мертв. "Гезмунджихи" - оберег на детской ручке, яблоко, протягиваемое мертвому младенцу мальчиком - постарше, истово молящаяся женщина - на заднем плане… Оберег, молитва, яблоко - символы жизни. Символы, оказавшиеся бессильными перед неумолимой смертью. Смертью не чего-то  старого, отжившего, а – только  явившегося в эту жизнь и не удержавшегося в ней. Третья часть триптиха – разоренная земля и… рыщущие шакалы. Работа помещена в музее им. Мустафаева.
      

"Любовь". "Распятие любви". "Положение во гроб".
       Любовь". "Распятие любви". "Положение во гроб"(фрагменты из статьи – «Крас. в гл. см.»).
Наиболее значительной работой последнего творческого периода художницы, на мой взгляд, стал триптих "Лейли и Меджнун" (премия "Хумай"). Работа - своеобразная - сублимация духовной энергии мастера. Работа - излучающая необычайно сильную и светлую энергетику. По рассказам художников, присутствовавших на открытии выставки, где  она впервые была представлена, в зале воцарилась благоговейная тишина. И на вопрос художницы, - почему все замолчали, - ей ответили, - когда в помещение вносят икону, оно становится храмом. А в храме не принято шуметь… Почему, - икона? Возможно потому, что образ Меджнуна на этих полотнах, как бы, мистически перевоплощается в образ Иисуса Христа и, отождествляясь с ним, создает ощущение некой иллюзии. Наталкивая зрителя на мысль - общности миссии обоих, выраженной в страдании и гибели во имя Любви. В первом случае - во имя любви к женщине, во втором – Любви - всеобъемлющей, Божественной, ко всему сущему. Подводя зрителя к пониманию незыблемости евангельского постулата - "Бог есть любовь"."Любовь", "Распятие любви", "Положение во- гроб"… - названия  составляющих  триптих, навеянные Евангелием. Откуда такое видение? На мой вопрос ответа не последовало. Очевидно, художник и сама точно не знала, откуда это пришло. Идея этой работы представляет собой некий феномен, где переплетаются философия Физули с постулатами христианства

 Эпатаж «Татуажа».

 
 
Сара Манафова живет в одном с нами временном пространстве. Обостренная интуиция, чувствование новых веяний жизни помогают ей находить темы для новых работ. На мой вопрос, - Чем она руководствуется в выборе тем,- художник ответила, Искусство, как и любовь - великое таинство. И художник пребывает в вечном, мучительном поиске. Темой для меня может стать все, что угодно. Лишь бы меня это захватывало.
Огромный ажиотаж вызвала серия ее работ под общим названием - "Эпатаж Татуажа".
Правда, мнения зрителей по поводу этой серии, - оказались несколько противоречивыми. Вероятно потому, что неоднозначность и необычность этих работ - очевидна. А может еще и потому, что художник в этой серии показала себя с новой, неожиданной стороны?
Странные обнаженные существа. Иногда, - двуликие, иногда, - двуполые. Растатуированные лица и тела, украшенные пирсингом, амулетами. Что бы это значило?
Тату и пирсинг - искусство древнее, как мир. С давних времен человек выражал собственное - я, украшая себя ими. Посредством символов, нарисованных на теле, обозначал свой статус в первых человеческих сообществах, обращался к символам, как к своеобразным магическим знакам - оберегам. Возможно, разрисовывая свое лицо и тело, надевая талисманы, человек - сегодняшний неосознанно пытается потрафить дремлющему в нем рудиментарному мистическому инстинкту? Пытается защититься от чего-то, в нашем непредсказуемом мире? -Почему, - эта тема?- интересуюсь я.
- Художник иногда рисует то, что видит. Я видела на улицах Мюнхена толпу людей разукрашенных подобным образом. Тогда это произвело на меня сильное впечатление. Как человека меня, конечно, заинтересовала не столько атрибутика этого явления, сколько, - психология этих людей. А вот, как художника…- Красочно! Необычно! И - страшно… Я рисовала эту серию, не вкладывая в нее какого-то, определенного смысла. Что - из этого получилось? - судить зрителю. Убедительно, - не правда, ли? Но, - не лукавит ли художник? Двуполость, двуликость, символы… И  странное ощущение тревоги при виде этих работ. Нет, не только о разукрашенной толпе на улицах Мюнхена хотела поведать художник. - Подтекст? Но, - какой? Спонтанная попытка - рассказать о человеке - вообще? А может - не  спонтанная? О человеке - сегодняшнем, потерявшем привычные ориентиры? О подмене - истинного и вечного на сиюминутное и ошибочное? Атрибутика… - чего? Мистического страха перед Матерью-природой? Без надежды на защиту Бога? Неверие…? Слабость человеческая перед грехом? Необратимые изменения в психологии представителей рода человеческого, пытающихся возродить новые Содом и Гоморру? Предчувствие грядущего апокалипсиса? Автор картин, загадочно улыбнувшись моим домыслам, своей идеи так и не раскрыла. Вот уж, поистине, - Эпатаж! По роду своей деятельности, мне часто приходится общаться с людьми, наделенными тем, что принято называть - талантом. Что же такое - талант? Особое видение, чувствование мира, просветленность? Особенное знание, через которое человек, наделенный им, не только воспринимает мир, но и творит в нем? Энергетика…?
Красота - в глазах - смотрящего, - сказала вдруг, Сара ханум. И добавила, - Используй эту фразу, - дарю…

 

 Краткие данные творческой биографии
Манафова Сара Мамед- Ага гызы.

Родилась - 19 октября (год рождения - по понятным причинам, не обнародуется, однако, художник сообщила, что родилась в год – Обезьяны), в гор. Баку.
1956 г. - Окончила Аз. Гос. Художественное училище им. А.Азимзаде.
1964 г. - Окончила Аз. Гос. Университет ( факультет филологии).
1965 г. - Окончила Тбилисскую Академию Художеств.
 С 1962 г. – Участник художественных выставок на всем пространстве СССР.
1968г. – Работа, на тему о спорте под названием -"Юность" с огромным успехом экспонировалась на всесоюзной выставке в Москве. Другая, под названием - «Лучница»- на международной олимпийской выставке в Мюнхене. После чего, становятся культовыми работами, печатаясь в журналах, на открытках, панно, становятся моделью для стенной росписи в спортивных дворцах на всем советском пространстве.
 С 1969 г.- Член Союза Художников СССР.
1970г. - Работа на тему войны во Вьетнаме, триптих -"Памяти жителей деревни Сонгми" – становится международным хитом. А автор картины – всемирно известным художником. Триптих экспонировался во многих странах мира. В данный момент, частично, находится в музее Восточных Культур в Москве, частично - в музее им. Мустафаева, в Баку.
1985г – работа «Азербайджан. Весна 1982г.» экспонируется на всемирной выставке в Японии.
1987г. - Персональная выставка в Москве
1989г. - Персональная выставка в Польше
 1990г – Премия за работу -"Черная роза", посвященную событиям 20-го января в Баку.
1993 г. – Член Международной Ассоциации художников ЮНЕСКО.
1994г.- Лауреат международной выставки «Миниатюра-1994».
1996г - философский триптих на тему бессмертной поэмы Физули "Лейли и Меджнун" на выставке, посвященной 500-летию со дня рождения Физули(премия "Хумай").
2000г – эпатирующая серия - "Татуаж"
2003г - первая премия по графике за две работы под общим названием "Трагедия Ходжалы. Крик" (Премия комитета по диаспоре).
В промежутках - огромное количество полотен в различных жанрах, стилях и технике.
Ее картины экспонировались на выставках Советского изобразительного искусства в Тунисе, Марокко, Алжире, ГДР, Болгарии, Италии, Норвегии, Финляндии. Во Вьетнаме, Японии, Турции, Иране, Германии, Кубе, Дании, Польше, Франции. Входят в собрания музеев и галерей - Музей Искусств Народов Востока (Россия - Москва), Узбекский Государственный Музей Изобразительного Искусства (г.Ташкент). Галерея Искусств( Алтай), Галерея Искусств( Сумгаит), Азербайджанский Государственный Музей Изобразительного Искусства (г.Баку), Галерея Искусств Министерства Культуры и Туризма(Баку).
А также, вошли в частные собрания коллекционеров по всему миру.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.