Глава 11 Черновицы

Глава 11


Это был последний год, когда они съездили в отпуск совместно. Впоследствии Любава предпочитала ездить с сыном или с подругой. Ей не хотелось своё время тратить на бесплодное просиживание в зале в ожидании, когда Максим освободится. Баскетбола в её жизни оказывалось слишком много, её больше интересовали места, в которые они приезжали.
Любава не помнила, откуда Максим приезжал, но встреча у них была назначена во Львове и дальше они должны были продолжить путешествие совместно.
Макс получил международную категорию. Настроение у него было отменное, его настроения всегда очень зависели от положения дел на баскетболе – это была его священная корова.

Во Львов Любава приехала в пять часов утра. Город ещё спал, и она пошла от вокзала пешком к центру, где они договорились встретиться с Максимом на центральном бульваре. Шла по улицам совершенно одна, не зная города, но оказалось, что она шла правильно, и по пути, где-то в парке, спускавшемся полого вдоль улицы, причесалась, привела себя в порядок и неожиданно вышла в самый центр к оперному театру.
Театр удивительно напоминал Мариинский (названный так по имени жены Александра II Марии) и ещё театр в Одессе. В нём она посмотрела «Спящую красавицу» когда гостила там у друзей.
Уровень артистов одесского театра был далёк от «Мариинки», но музыку, закрыв глаза, она послушала с удовольствием. Сидя в первом ряду, (днём посетителей было мало) Любаве было видно, как не всегда хорошо танцевали балерины, и ей их было почему-то очень жалко, а их согнутые колени вызывали у неё внутреннею неловкость. С того времени, когда она занималась спортивной гимнастикой прямые колени и оттянутые носочки были для неё обязательными.
Эти три театра* были построены по проекту одного архитектора – А. К. Кавоса., но может быть, она и ошибалась.
У Любавы с Максом было оговорено точное время для встречи (надо сказать, у него это лихо получалось), но было ещё очень рано, и она пошла, бродить по городу. Город больше походил на западные города, и кое-где проглядывали готические ансамбли. Устав Любушка уселась на лавочку, стоящую на бульваре и тут же к ней подсел мужчина. Сейчас бы, наверное, она этого испугалась, но тогда время было много спокойнее и они разговорились: он узнал, что она из Ленинграда, а она узнала то, что его беспокоит: оказывается хохлушки такие толстые, оттого что едят много сала.
Лучшей темы для разговора он не нашёл, но делать было нечего она, не могла уйти, и пришлось слушать. Макс приехал точно, как всегда и это в нём было достойно уважения.
____________________________________________________
*Мариинский театр в период с 1883 – 1896гг. был значительно реконструирован под руководством архитектора В.А.Шреттера в, реконструированном театре и были поставлены спектакли, прославившие русский балет, - «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Более полувека руководил балетом балетмейстер М.Петипа.
Большую роль в развитии русской хореографии сыграли Л.Иванов и М.Фокин.
В историю русского балета вошли имена А.Истоминой, П.Гердта, А.Павловой, Т.Красавиной, О.Преображенской, В.Нежинского, О.Спесивцевой и многих-многих других.


В Черновцы (или как их ещё называют Черновицы) они приехали вовремя как раз к началу путёвки.
Об этом путешествии у Любавы остался шрам на руке.
В тот период они были молоды и вели довольно активную жизнь. Однажды к ним из Москвы приехал в гости на три дня судья, как и Макс. Они встретили его в аэропорту и не заезжая домой, отправились к кому-то на день рождения. На следующий день встав, в пять утра, все вместе, взяв с собой Митю, поехали в лес за грибами. Был период лосиных вшей, и надо было плотнее одеться, наш бедный гость всю обратную дорогу, только и делал, что вылавливал их из волос, кажется, это стало его самым сильным впечатлением.
Но это было ещё не всё, приехав, домой и, помывшись, они повезли его в ресторан «Метрополь» на свадьбу, на которую были приглашены, а оттуда обратно в аэропорт и в Москву.
Это для гостя было уже слишком, прощаясь, он сказал: «Спасибо, друзья, но жить в таком ритме мне не под силу».
       И в тот раз, прежде чем ехать в отпуск они побывали в Риге на соревнованиях. Дни были жаркими, и после одной игры, Люша не подумав, влезла под холодный душ, ей это сослужило плохую службу. Она, ещё не успев уехать в отпуск, обратила внимание, что на руке появился маленький прыщик (видимо застудилась), а всё остальное появилось уже в Черновцах.
Черновцы – небольшой городок на реке Прут недалеко от румынской границы, имеющий прекрасный университет, расположенный в великолепном здании восточного стиля.
На автобусе добрались до туристической базы, разместившейся прямо на берегу Днестра. Место очень самобытное и незабываемое. Турбаза обосновалась почти у самого обрыва, стоя на котором ты видел под собою пропасть, более пятисот метров вертикально вниз. Смотреть сверху было жутко и страшно, кружилась голова.
Внизу бурлил постоянно беспокойный гневливый Днестр с жёлто-мутной водой, несущейся с гор с огромной скоростью, и о купании в нём не могло быть и речи.
Купаться все ездили на Прут, это было недалеко. По сравнению с Днестром Прут был тихим и благопристойным.
Зато противоположный берег Днестра был абсолютно пологим, и на нём стоял небольшой уютный городишко Залещики, где когда-то находилась дача Пилсудского.
Любаву почему-то больше донимала мысль о том, как это река на повороте не выплёскивается и не заливает городок полностью? Весной, когда в горах тают снега, это ей казалось невозможным.
С одной стороны, высоченный берег, разница колоссальная, но река прижимается отчего-то именно к нему? Вот и подумаешь, что реки действительно текут по магнитным линиям, доказательство было наглядным.
Отдых был бы хорош, если бы не напомнил о себе тот самый прыщик. Руку раздуло, поднялась температура, и пришлось ехать в Черновцы вскрывать фурункул, с тех пор на руке остался крестообразный шрам.
Днём все собрались поиграть в волейбол, но после операции для Люшы это стало невозможным, да ещё, к тому же на глазу появился «ячмень» - простуда давала о себе знать.
По вечерам у них в палатке собиралась компания поиграть в картишки, в тот раз тоже собрались, увидев Люшу в таком виде, сосед Володя подсказал ей: - Перед сном ты должна сказать: «Пупиш – пупиш, вот те кукиш», и у тебя всё пройдёт.
- Ну, смотри, я скажу! – и сказала! Утром встала уже с двумя чудовищами, ну, а что стало с нашим соседом, догадайтесь сами.
К нашей радости (Любава много слышала об этих пещерах) нас повезли в сталактитовые пещеры, в которых, как говорили, во времена войны укрывались бандеровцы. Пещеры тянулись на 18км. Вход в них находился на высоте около пятисот метров, и к нему была пристроена деревянная лестница.
В начале пути шли при электрическом освещении, но большую часть пришлось идти при свечах! Это было даже лучше. Нас предупредили, чтобы не отклонялись в сторону, дабы не заблудиться, и попросили не ковырять стены, сказав, что есть специальный зал для желающих отбить кусочек на память. Любава оказалась желающей…
К этому залу шли довольно долго, желание что-то отломать было трудно удержать, при свете свечей пещеры казались сказочными: стены искрили звёздочками, кругом висели необыкновенные искрящиеся сосульки в разных образах. Целое подземное царство гномов (вспоминался мультфильм о семи гномах) мы были чем-то похожи. В одном из залов сталактиты слепили великолепную лошадиную голову, а напротив оказался и зал для желающих. Любава сделала это, отбив приличный кусок.
Приехав, домой нашла пластину чёрного эбонита, отполировала её (трудилась долго), приклеила к ней искрящееся чудо, отгравировала название местечка, где находятся пещеры, время и год посещения, и долго им любовалась. Время шло, и однажды она обнаружила, что изделия-то и нет, пропали и семь маленьких верблюдов из слоновой кости, идущих по тропе (бабушкина память). В доме было множество сувениров, которые Макс привозил из поездок, оттого она сразу и не хватилась. Людей к ним приходило множество и видно кому-то они сильно приглянулись, но слоники были действительно ценны, а вот для кого-то оказалось ценным и Любушкино изделие, даже неожиданно, значит, хорошо получилось.
На следующий день на автобусах отправились к небольшому городку Бендеры, живущему своей обывательской жизнью. На каждом углу стояли квасные бочки с молдавским вином – приходи и бери, сколько хочешь. Ну, не бери, конечно, а покупай!
Переночевав в гостинице, утром уехали в Одессу, не забыв набрать полные канистры с вином, кое-что удалось довезти и до дома.
Ещё один день провели в Кишинёве, встретившись там со знакомым, с которым не виделись много лет.Поистине мир тесен!
Это была их последняя совместная поездка с Максом.

____________________________________________________
*Известно, что в прошлые века средневековая архитектура и искусство Молдавии развивались под влиянием византийской школы, имевшей в ту пору широкое распространение в России, Армении, Болгарии и Сербии; определённое влияние оказали также романский, готический и барочный стили. Они дошли и до горы Афон, и до Киева, и до Львова.
В круговерти многих событий, суровых времён и опустошительных войн изрядная доля духовного богатства исчезла навсегда….
Но и то малое, что досталось в наследство, может рассказать, сколь богата была мысль и сколь искусны были руки народных мастеров, которые вопреки недобрым временам не прекращали прилаживать камень к камню, возводя крепости, храмы и жилища.


Рецензии