Сказание о российском отечестве. Часть первая

Россия! Как ты за свою самобытность боролась?
Читая это Сказание, твою историю можно познать.
Ты сильной духом и с особой статью родилась,
С тех пор зовешь свой народ свято их сохранять.
Часть 1
РОД РЮРИКА
Издревле славяне родами близ водоемов селились,
Прозвища и названия получали по среде обитания.
Для охоты и защиты от врагов в общины сходились.
Одна из них по реке Роси свое получила название.
Общине суждено прообразом государства нового стать,
Киевской Русью в истории нашей будут его называть.
Летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря,
Занавес над происхождением Древней Руси приоткрыл.
Поведал "откуда пошла... и как возникла Русская земля",
Как, поучая, апостол Андрей Первозванный ее посетил,
Как братья Кий, Щек и Хорив город на Днепре основали,
И как его Киевом по имени старшего брата назвали.
Северные славянские племена, как предание доносит,
В то же время свой главный город сообща основали
Там, где Волхов из озера Ильмень свои воды выносит.
В общении меж собой Новым городом его называли.
Киев с Новгородом стали Древнюю Русь возглавлять
И в отношениях с другими странами ее представлять.
Из-за лучших угодий и для своего утверждения
Воеводы племен часто враждовали между собой.
Люди от их насилия и грабежей искали спасения,
Лучшая человеческая участь становилась мечтой.
Чтобы положить предел междоусобной борьбе,
Славяне править иноземцев приглашали к себе.
Таким примером оказалось варягов правление
У северных соседей славян - финских племен,
Где правили без ощутимого насилия и угнетения
И брали посильную дань за княжение в обмен.
Варяжские князья дикие нравы племен укрощали,
Праведным судом между ними вражду погашали.
4
Послы славян отправились за море сказать:
"Земля наша обильна, а порядка в ней нет.
Идите к нам княжить и нами владеть!"
Такую власть варяги согласились принять.
Братья по имени Рюрик, Синеус и Трувор
С послами славян заключили о том уговор.
Ратный отряд норманнов на Руси появился.
Рюрик избрал Новгород, Белоозеро - Синеус,
А Трувор Изборском управлять согласился.
Клятвы прозвучали на вече из княжеских уст.
Вскоре Синеус и Трувор в иной мир отошли,
Свой последний приют в земле русской нашли.
Рюрик владения своих братьев присоединил,
Подчинил земли Полоцка, Мурома и Ростова.
Европейские порядки в вотчине своей заводил.
Новгородцы боготворили власть скандинава.
Рюрик стал у славян первым князем-иноземцем
И первым северной Руси самодержцем. (862-879)
Покоренные племена порядки чтить призывал,
Посильной данью их народ облагал натуральной,
Земли своим приближенным он в дар раздавал,
Тем положил на Руси начало системе удельной.
Незадолго до кончины о воле своей объявил:
Сына Игоря и Новгород родичу Олегу вручил (879-912)
Недовольные Рюриком иноземцы Аскольд и Дир
Направились в Константинополь счастья искать.
На этом пути Киев-городок их красотой покорил.
Без сопротивления горожан стали им управлять.
С ратью ходили на Византию неудачным походом,
Свою судьбу они связали со славянским народом.
5
Новгород новый князь не остался беречь -
К южным землям славян Олег устремился.
По пути он взял Смоленск и завоевал Любеч,
Под Киевом с Игорем и дружиной объявился.
Князья Дир и Аскольд стали жертвой обмана:
Пали от мечей убийц их единоземца-норманна.
Олег вошел в город, оглядевшись, сказал:
"Да будет Киев матерью городов русских!"
Племена древлян, северян, полян отвоевал -
Защитил их от набегов племен хазарских,
Земли Киева и Новгорода мечом "породнил",
Этим основание объединенной Руси заложил.
Двумя областями Древняя Русь представлялась:
Северная - управлялась Новгородом вольным,
Южная - дивным Киевом тогда возглавлялась.
Племена славян собирались под стягом единым.
Так русичи первое Отечество для себя обретали,
Лучшие из варяжских князей в том им помогали.
Олег отважным и мудрым князем предстал,
В схватках с врагами он не знал поражений.
За набеги на Русь хазарский каганат наказал:
Его кочевья пожег - всей Степи в назиданье.
Сам рать возглавлял в византийских походах,
Где щит водрузил на Цареградских воротах.
Сын Рюрика в молодости ловлей зверей увлекался.
Как-то, охотясь, он забрел в окрестности Пскова.
Заметив юношу, который по реке в лодке катался,
Попросил подвезти к лучшим угодьям для лова.
Но тот юноша оказался девицей, статной собой,
Пленившей князя Игоря разумностью и красотой.
6
Игорь о престольной власти не помышлял,
Видел в князе Олеге придворных любимца.
Встреченную псковитянку он в жены позвал,
Ее Ольгой нарек, именем опекуна-самодержца.
Славилась Ольга милостью, статью и красотой,
А Игорю оказалась преданной женой и вдовой.
По молве, знатно Прекрасы-Ольги происхождение,
Воеводе Гостомыслу правнучкой она доводилась,
Тому, кто призвал в Новгород варяг на княжение.
Легендарным своим прадедом Ольга гордилась.
Родители опекали Прекрасу и ей сумели внушить
Быть честной и в жизни семейные обычаи чтить.
Первым правил названный "Вещим" Олег на Руси,
За объединение городов славяне ему благодарны.
К величию и могуществу Руси обозначил пути.
Жизнь и кончина князя до сих пор легендарны:
"Смерть от коня своего" - еще на многих устах,
В Киеве на горе Щековице Олега покоится прах.
Самобытной рождалась Русь как государство,
Основой которого стало земельное хозяйство.
Смерды живность водили, пахали, сеяли, жали,
Пряли, ткали, выделывали кожи, железо ковали.
Подспорьем в их хозяйстве было звероловство,
Простое ремесло, бортничество и рыболовство.
Селились люди на Руси по родовым общинам,
В те времена поселения назывались миром.
Трудились смерды много, жили волей рока.
Для совместных встреч устраивали "игрища"
На погосте - месте собирания дани и оброка,
Знакомств, свадеб, торгов и общего кладбища.
7
Начальной Русью великий князь управлял.
Такой строй правления изначально сложился.
На уделы сыновей и ближних своих назначал,
В управлении ими на Совет дружин опирался:
Старшей, состоящей из князей, бояр и мужей,
И младшей - из гридней, отроков и детей.
Великий князь на Руси немалое войско имел
С дружиной личной для охранения и потехи.
Дружинник князя - отобранный воин на коне,
Владел мечом, копьем, имел защитные доспехи.
На случай больших кочевых орд вторжения
Из горожан и селян князь созывал ополчение.
Русь расширялась, крепла, дралась и мужала,
Совершенствовалась в отношениях мирских.
Собирала дань, в дорогу купцов снаряжала
По землям стран северных и причерноморских.
Торговала воском, мехом, поделками ремесла,
Шелковые ткани и пряности с Востока везла.
После Олега на престол князь Игорь вступил. (912-945)
В нраве и поступках не отличался благородством.
Два раза на Византию походом неудачным ходил,
С подвластных ему племен занимался поборством.
Древляне за неуемную алчность Игоря наказали:
Схватили в Коростене и на месте его растерзали.
Пережив несчастье, Ольга осталась вдовой
На руках с малолетним сыном Святославом.
Из ее характерных черт, дошедших с молвой:
Мудрость в Ольге сочеталась с коварством.
Она за убитого мужа жестоко древлян карала.
Первой на Руси княгиней-христианкою стала.
8
Вот как о том поведал летописец Нестор:
"Древляне победителями себя возомнили
И задумали посягнуть на ее Киевский стол:
Ольге их князя Мала женой стать предложили.
Княгиня долго размышляла как ей поступить,
За такую дерзость решила древлян проучить.
Ольга гонцов приняла, за внимание хвалила,
О любезной встрече посланцев их известила:
Приплывшую ладью на руках понесут киевляне.
Яму большую копали отроки меж тем на поляне.
Княгиня велела живыми послов в ладье закопать,
Более достойных посланцев просила прислать.
Древляне направили ей более важных послов.
Княгиня в приеме их особое проявила старание:
Гостей пригласили в баню, заперли на засов
И всех живыми сожгли - врагам в назидание.
О новой мести она в тереме своем помышляла,
К древлянам своих послов теперь направляла.
За дозволением княгиня обращается к Малу
По своему убиенному мужу тризну свершить:
Меду для поминок сварить, поправить могилу
И прах князя Игоря горькой слезой оросить.
Отроки княжьи на поминках древлян напоили,
Затем охмелевших мечами их всех порубили.
Ольга хитростью наказала ненавистных врагов,
Но еще силой дружины древлян не покорила.
Войско собрала с подвластных весей и городов,
При нем Свенельда воеводой стать пригласила.
Копье, брошенное в стан врага рукой Святослава,
Разгрома древлян киевлянами положило начало.
9
Остатки войска древлян в Коростене укрылись
И предложили Ольге дары: мед и кожи зверей.
От них она отказалась, но только бы согласились
От каждого двора ей по паре прислать голубей.
Отроки птицам по труту с огнем прикрепили.
Вернувшись на гнезда, они весь город спалили.
На том закончились месть и хитрости Ольги.
У были и сказки бывают часто сходны дороги.
О них в Повести... поведал Нестор-летописец,
Но сам монах не был событий тех очевидец.
Быль это была или сказка - не будем гадать,
Но должное монаху Нестору надо воздать.
Хитростью и силой Ольга врагов покорила,
Объехав их земли, данью затем обложила.
Мщением за мужа иль мудрым правлением
Она завоевала у древлян к себе уважение.
Все те места, где княгиня с сыном бывали,
Долгое время святыми древляне считали.
Ольга не столь воевала, сколь управляла
Племенами славян объединенной Руси.
Киев и двор на сына оставила Святослава, (957-972)
Чтобы владения познать на нелегком пути.
Манил ее отчий кров, который был на селе
В родных местах, что на Псковской земле.
Она на волости земли делила, дань учреждала,
Ссоры и усобицы разрешала в духе гуманном,
Народ свой от воров и злодеев судом защищала,
Утверждая лад и порядок в княжении обширном.
Вернувшись под Киев, от княжеских дел отошла,
Заслуженной любовью народа, признанием жила.
10
Княгиня Ольга пребывала уже в возрасте том,
Когда вера в бога для нее становилась опорой.
Обладая по природе здравым и пытливым умом,
Княгиня пленилась святостью веры Христовой.
Посетив с визитом столицу Византии - Царьград,
Ольга там приняла у патриарха крещения обряд.
После возвращения княгиня полна намерения
Заставить сына язычество вредным признать.
Но юный Святослав отверг матери наставление:
Не мог без своей дружины крещения принять.
Ветер новой веры языческим умам досаждал -
Христианской веры на Руси канун наступал.
Мужал Святослав, в ратном деле творил,
Он первым на Руси был князем славянским.
"Иду на Вы!" - недругам своим говорил,
Став первым воином - рыцарем русским.
Не прихоти ради князь с дружиной метался,
За утверждение Руси он в походах сражался.
Не походил Святослав на иноземных царей,
Употреблял конину и мясо диких зверей,
Спал на земле только под небом свободным,
Седло и попона ему служили ложем походным.
В воинском деле князь оказался провидцем,
Первым из русских он стал полководцем.
Отвагой и смелостью князь врага повергал,
Под стать ему воины оказались в дружине.
Ходил на торков, косогов, волжских булгар,
Хазар разгромил он на придонской равнине.
Земли Хазарии княжеством русским назвал
И крепость у моря Тмутаракань основал.
11
Не сидел Святослав на великом престоле,
Воевал с Византией, свою Русь прославляя,
Дрался вместе с дружиной у стен Доростола,
Погиб при возвращении в низовьях Дуная.
Святослава "оценили" враги в истории нашей
Сделанной из черепа его позолоченной чашей.
Введя на Руси впервые по наследству княжение,
Святослав ее земли меж своих сынов поделил:
Олегу дал древлян, Ярополку - Киев во владение, (972-980)
А младшего Владимира на Новгород определил.
На вече, по совету Добрыни, его князем избрали.
Величие Владимира горожане лишь потом осознали.
Удельное правление нередко бедою чревато:
Интриги, зависть - разве мало бывает причин.
На этот раз брат пошел против родного брата,
Жертвой Ярополка оказался Олег от древлян.
Когда Владимир о гибели своего брата узнал,
Он из Новгорода за помощью к варягам бежал.
Владимир в молодости себя не сразу нашел:
Распутством, злодейством весь двор удивил.
При поддержке варягов он на Киев пришел,
Ярополка убил и великий престол захватил. (980-1015)
Утверждение во власти пошло ему впрок -
Владимир извлек из ошибок должный урок.
Князь не только предавался любовной утехе,
Прославил он себя и во многих ратных делах:
Земли отвоевал, отнятые при Ярополке, Олеге
От Балтики до поселений в Карпатских горах.
Наказал за набеги радимичей, волжских булгар,
Греческий Корсунь захватил, печенегов прогнал.
12
Древней Руси в жизни удел достался таков:
Степные кочевники на нее не раз нападали.
Набеги печенегов, торков и потом кипчаков
Спокойно людям работать и жить не давали.
Князья, разобщенные междоусобной борьбой,
Не могли сообща пресекать кочевников разбой.
Дикость, невежество - пороки изначальной Руси.
В просвещении народа Владимир увидел спасение.
Но по какому в будущем Руси устремиться пути,
Чтоб избавить княжество от пороков и разобщения.
Лучшую из предложенных религий князь выбирал,
Для языческой Руси веру в Христа единой избрал.
Как победитель, унижением он для себя посчитал
Просить Византию о совершении обряда крещения.
После захвата Корсуня императорам вызов послал:
Отдать в супруги их сестру Анну без промедления.
В случае отказа Константинополь грозил захватить
И с помощью силы священный обряд совершить.
Византия с условиями Владимира согласилась.
В Корсуне торжественный ритуал состоялся,
Где следом за князем его дружина крестилась.
Здесь же Владимир с царевной Анной венчался.
Освященный крестом, спешил он в Киев отбыть,
Чтоб светом крещения русский народ озарить.
Приготовление началось с истребления кумиров:
Одни были изрублены, другие просто сжигались.
В Днепр сброшен Перун - главный из истуканов.
Люди погрому идолов сопротивляться пытались.
О крещении народа Руси великий князь объявил, (988)
Сам в водах Днепра насильно киевлян окрестил.
13
Накануне глашатаи, как о том доносила молва,
Оповестили горожан о крещении в Днепре.
Громко и внятно Владимира передавали слова:
"Если кто из киевлян не придет завтра к реке,
Будь то знатный, богатый, бедный или раб,
Тот будет по вере мне пожизненный враг!"
Киевляне с таким обрядом встречались впервые.
"Они вошли в воду и в ней в одежде стояли,
Одни по шею, другие по грудь, по пояс иные,
Некоторые на руках своих младенцев держали.
Заморские попы пели молитву "...иже еси...".
Так летописец описал начало крещенья Руси.
Для искоренения язычества мало мер принуждения.
У Владимира замысел о просвещении народа возник.
Прежде всего он требовал божественных книг изучения,
Переведенных Кириллом и Мефодием на славянский язык.
С целью обучения отроков Владимир училища заводил,
Он первым основы просвещения на Руси заложил.
Тем Владимир путь проложил духовный, незримый
Устремления отсталой Руси к просвещенной стране,
Чтобы зазвучал культурно в свете голос родимый,
С голосами других просвещенных стран наравне.
Впервые за существование изведал русский народ
Нравственный в своих душах крутой поворот.
Многих сыновей светлый князь Владимир имел,
Еще при жизни своей уделами их всех наделил:
Вышеславу дал Новгород, Святополк в Турове сел,
Изяслав - в Полоцке, Ростов он Ярославу вручил,
Мстиславу - Тмутаракань, Смоленск - Святославу,
А Псков отдал своему больному сыну Судиславу.
14
Новгород княжеством по значению за Киевом шел.
По обычаю семьи со смертью старшего Вышеслава
Следующий за ним брат править должен был в нем,
Но приемного сына Святополка постигла опала:
За его непочтительность и необузданность нрава
В Новгород княжить Владимир послал Ярослава.
Имелось у светлого князя еще двое сынов,
Самые младшие, и оба были его любимцы.
Муром он отписал Глебу, Борису - Ростов,
Чтобы Русь защищать у восточной границы.
Жили там люди со старой языческой верой
И нуждались во власти осторожной, умелой.
Еще при жизни великого князя ходила молва,
Будто сына Бориса Владимир наделит престолом.
Незавидная участь честолюбивого Ярослава ждала:
У младшего из своих братьев ходить под началом.
Потому Новгород Киеву дань отказался платить,
Во гневе старый князь Ярослава решил проучить.
Hо у Владимира дружины не нашлось под рукой,
Он с Борисом послал ее на печенегов походом.
Бывает, к больному смерть медлит с приходом.
А тут будто поторопилась и предстала собой.
Князь в родовом Берестове внезапно скончался,
Великий престол его волей никому не достался.
Князь Владимир в истории прозван Великим,
И это название оправдано и заслужено им:
Он отважился изменить на язычество взгляд
И первым ввел на Руси христианский обряд.
Русь при нем становилась сильной, вольготной,
Простой люд в нем не чаял души благородной.
15
Со смертью Владимира Святополк осмелел:
Киевский престол без промедления занял. (1015-1019)
С целью подчинения всех отцовских земель
О коварном злодействе он теперь помышлял.
Съезжались из уделов сыны на поминки отца,
Но никто из них не предвидел рокового конца.
Первой его жертвой стал Борис из Ростова,
За ним последовал его брат Глеб из Мурома.
Убийцы настигают бежавшего Святослава,
Степью "закрылся" Святополк от Мстислава.
Свободным от претендентов престол оказался.
Опасным лишь один князь Ярослав оставался.
Не ведал Владимир, когда в домовину ложился,
Чем обернутся из-за престола сыновьи раздоры.
Сам-то он славно на благо Руси потрудился
С верой в Христа, со своей душевной опорой.
Отец в приемном сыне злодея не распознал,
Народ метко Святополка "окаянным" прозвал.
Новгород братоубийцу признать отказался.
В нем князем наместным Ярослав оставался.
От дани престольной князь горожан оградил,
Новгород Ярослава большим войском снабдил.
Грозные облака по осеннему небу неслись,
Братьев полки у Любеча на битву сошлись.
Князья долго стояли, начать не решаясь,
Каждый пытался удачный момент угадать.
Заждавшиеся новгородцы роптали, сердясь:
"Негоже, княже, нам хлеб зазря проедать!"
Первым решился рискнуть князь Ярослав,
Ночью к сражению его призыв прозвучал.
16
Степь сторону князя Святополка держала.
Дерзким и хитрым оказался план Ярослава:
Он частью сил печенегов отсек и прогнал,
Сам же с дружиной на Святополка напал.
На рассвете решилось, кто из них прав:
Своего сводного брата победил Ярослав.
Бежал Святополк к тестю - королю Болеславу,
Для возвращения престола поддержки просил.
Польша и Степь отозвались отмстить Ярославу,
Но братоубийства Святополку народ не простил.
Гонимый презрением, он за границей скитался,
В одной из Богемских пустынь изгоем скончался.
Новгород Ярослава на великий престол посадил. (1019-1054)
Киевлянами он достойным князем был признан.
Победой на Альте печенегов набег прекратил,
"Мудрым" в народе Ярослав заслуженно назван.
По разделу земель Руси братьев обиды остались,
Взаимные недоверия и усобицы не прекращались.
Сидевший на псковском уделе его брат Судислав
Из-за болезни от притязаний на престол уклонился.
Далекою Тмутараканью правил отважный Мстислав,
Легендарным своим дедом Святославом гордился.
Мстислав князя косогов одолел в поединке на поле,
Но от Ярослава потребовал свою наследную долю.
На Киев он шел с разноплеменной дружиной,
Чтоб земли Руси поделить с Ярославом силой.
Народ не вмешивался, держался от них стороной:
"Пусть братья сами разбираются между собой".
Под градом Лиственом их дружины сразились.
Но, померившись силой, князья помирились.
17
Случилось так, как и предлагал брату Мстислав.
Земли Руси по Днепру им пришлось разделить:
Правобережье и Киев оставлял за собой Ярослав,
Брату левобережную сторону пришлось уступить.
В нужное время князья благоразумие проявили:
На время согласье и мир на Руси воцарили.
Казалось, ничто не предвещало худого конца:
Для здоровья Мстислава сам бог постарался,
Но смерть, по-своему рассудив, послала гонца,
В Чернигове молодым от лихорадки скончался.
Своих близких Мстислав перед смертью собрал,
Слушать брата Ярослава им во всем завещал.
Объединясь при Ярославе под началом единым,
Русь крестилась, обустраивалась и расширялась:
На Север, Восток - к природным угодьям богатым,
Куда земля славянских родов еще простиралась.
Великий князь новый город на Волге поставил,
Ярославлем нарек, навеки о себе память оставил.
Новгородцам памятно место, где люд собирался,
Получившее в обиходе название "Двор Ярослава".
В памяти киевлян великий князь навечно остался
Постройкой "Золотых ворот" и Софийского храма.
Соплеменникам повезло с великим правлением его,
Он земли Руси приумножил, как никто до него.
Ярослав Мудрый на редкость даровито прожил:
Строил храмы, возводил города и ставил границы,
С династиями иностранцев приближенных роднил,
Свода законов "Русская правда" правил страницы,
До смерти трудился, скончался в преклонных летах.
В киевском храме Софии Ярослава покоится прах.
18
Еще при жизни, чтоб не повторить ошибку отцову,
Ярослав престолом и уделами сыновей наделил:
Киев с Новгородом отписал старшему Изяславу, (1054-1077)
Святослава на Чернигов с Тмутараканью определил,
Всеволоду дал Переяславль, Смоленск - Вячеславу,
Игорю Владимир на Волыни предназначил в управу.
Меж тем смутная пора на Русь надвигалась.
Смена князей на уделах порождала усобицу.
У восточных границ вновь Степь оживлялась.
Среди сынов не было достойной замены отцу.
Русь отбивалась от набегов кочевых племен,
Но рознью князей такой отпор был осложнен.
В набегах на Русь кочевников орды менялись,
Печенегам на смену их родичи - торки пришли.
Три Ярославича Степь "почистить" собрались,
В том одобрение и помощь у народа нашли.
Торков разбила Ярославичей совместная рать.
Эти кочевники прекратили на Русь нападать.
Русь с самого рождения окружалась врагами,
С Востока и Запада завоевать ее земли хотели.
Воевала на Востоке - Запад рубил спину мечами,
Поворачивалась на Запад - стрелы в спину летели.
Новые кочевники на границы Руси надвигались,
Они кипчаками на Востоке тогда назывались.
Кипчаков половцами русский народ окрестил.
Это было сильное, свирепое и опасное племя.
Кони у них быстры, сами выносливы, смелы,
Свирепость их норова не исправило время:
Налет, грабеж, насилие, одним словом, разбой,
Был этим славен в набегах кочевник лихой.
19
С трудом от набегов князья отбивались.
Всеволод первым на себе познал нападение:
Ворота Переяславля от стрел накалялись,
Ярославичи на Альте проиграли сражение.
Не было согласия средь братьев в походе,
Их поражение встречено гневом в народе.
В Полоцке правил Всеслав, внук Изяслава.
А пока Ярославичи со Степью сражались,
Решил подчинить земли Новгорода и Пскова.
Псков не уступил, новгородцы не покорились.
Ярославичи за вероломство Всеслава судили:
Под охраной в киевский поруб его заточили.
Неудачи Ярославичей князя Всеслава спасли.
Горожане, восстав, из Киева Изяслава изгнали,
Перебив стражу, в ярости поруб они разнесли,
Вызволив Всеслава, на престол его посадили.
Впервые на Руси народ своего князя изгнал,
А князя-изгоя на великое княжение избрал.
Всеслав посчитал себя князем наследным,
Как правнук Владимира в родственном деле.
По рассказам был алчным и кровожадным,
Не мог удержаться такой князь на престоле.
Из Польши Изяслав ко двору возвратился,
В Полоцк родовой князь Всеслав удалился.
Изяслав приятен лицом, величественен станом,
Малодушен в поступках, мягкосердечен в делах.
Престолом владеть хотел, но правил с изъяном,
Больше преуспевал в христианских мольбах.
По смерти брату Всеволоду престол завещал,
Который был ему предан и во всем угождал.
20
Всеволод по характеру мало чем отличался
В правлении престольном от Изяслава. (1078-1093)
Любил покой, тишину, в советах нуждался,
А власть между тем из его рук ускользала.
Похоронен он был, как указано в завещании,
Вместе с отцом Ярославом в храме Софии.
В сильном князе киевляне неотложно нуждались,
В чем-то походившем на отважного Святослава,
О котором легенды еще при его жизни слагались,
На Владимира-Крестителя или Мудрого Ярослава.
И вот появился князь Владимир у всех на устах -
Сын Всеволода Ярославича, по матери Мономах.
Владимир на великий престол должен был сесть,
Самый разумный и деловой из удельных князей.
Однако, видя в интригах зависть, козни и месть,
Владимир честью не захотел поступиться своей:
Право на великое княжение Мономах уступил,
Святополк Изяславич на престол заступил. (1093-1113)
Великим князем его провозгласили на вече,
Но любимцем народа все же стал Мономах.
Съезд князей впервые созвал он в Любече:
"Как преодолеть удельные распри и страх?"
Участники в дружбе клялись, крест целовали,
Русскую землю от Степи защищать обещали.
Князья разъезжались, казалось, без явных обид.
Союз был вскоре нарушен поступком позорным:
Брат Святополка Изяславича Волынский Давид
Оклеветал князя Василько с умыслом злобным.
В Киев Василько Святополком был завлечен,
А затем вывезен в Белгород и там ослеплен.
21
Узнав о злодействе, Мономах в ярость пришел:
"Нельзя гнусность без наказания оставить!"
Подвластное ополчение собрал, на Киев пошел,
Ответ держать на сходе Святополка заставить.
Этот призыв был другими князьями поддержан,
Теми, кто клятве на съезде оказался привержен.
В Киев вступала князей объединенная рать.
Святополк испугался и уже собирался бежать.
Народ всполошился, город охватило смятение,
Митрополит и мать Мономаха уняли волнение.
Воззвали ко всем князьям с просьбой, мольбой
Не усугублять на Руси раздоры, распри, разбой.
Владимир послушался, знал Руси положение:
Усобицы князей и на уделах их частая смена
Подрывали в народе к ним доверие и уважение,
Рождали непослушание, преступления, измену.
Новгород сыну Святополка в доверии отказал,
Княжить сына Владимира - Мстислава призвал.
Степные набеги, распри, пожары и голод
Приходилось переносить Руси молодой.
Эту "ношу" несли и кто стар, и кто молод
По неизвестной дороге во тьме вековой.
Спасение Руси - только в единстве князей!-
Поучал Владимир Мономах своих сыновей.
Народ изнемогал от половецких набегов.
Владимир чаще к совету князей прибегал.
Очередной съезд после громких споров
Половцев скорее наказать решение принял.
Горожане его одобрили, а смерды ворчали,
Ведь всех их лошадей на войну забирали.
22
В схватке силы сошлись у местечка Сутень.
Русичи, обозлившись, жестоко сражались.
Драться начали в ночь, перешли и на день,
Пока половецкие орды не разбежались.
Победа была полной и такой знаменитой:
Двадцать ханов погибло одних именитых.
Народ правлением Святополка обманулся:
Был он сильно набожен, вероломен, надменен.
Заслугами Мономаха на престоле держался,
Своими деяниями не был для истории ценен.
"Славен" только тем, что в правление его
Нестор великое летописание закончил свое.
Киев на правление князя Мономаха призвал. (1113-1125)
Владимир занять престол вновь отказался.
"Другого не надо!" - люд недовольный роптал.
Воле киевлян благородный князь подчинился.
В Киеве встретили с почестями и ликованием.
Был он заслуженно достоин такого внимания.
Заступив на престол, князь Владимир спешил
Русь обезопасить и укрепить за время правления:
Удельных князей помирил, простой люд защитил,
Земли мечом оградил от набегов и разорения.
На престоле Мономах мало по времени правил,
Но дела своих предков он достойно прославил.
Мономах свою жизнь посвятил единству Руси,
Богатый опыт князь обобщил в "Поучениях":
Это зеркало Владимира прекрасной души,
Они и теперь достойны пристального изучения.
Корона, цепь и бармы ему от деда достались,
В них потом наследники на царство венчались.
23
Раньше мощи святых Бориса и Глеба переместил
Из ветхой церкви Вышгорода в каменный храм.
Уже больным и немощным Владимир его посетил,
Где, помолившись, достойно пред богом предстал.
Объятые горем дети в Киев тело отца перевезли,
Где как деда в храме Софийском его погребли.
Мономах наследие среди сынов расписал:
Великое княжение возложил на Мстислава, (1125-1132)
Ярополку - Переяславль, Юрию Суздаль дал,
Андрею отдал Владимир, Туров - Вячеславу.
Внукам своим от старшего сына Мстислава:
Курск дал Изяславу, Смоленск - Ростиславу.
Мстислав от отца унаследовал его добродетель:
Умен, мужествен, твердость он сочетал с умилением.
Был страстным поборником единства русских земель.
Киевлянами принят по достоинству и с благоговением.
Внешне и делами походил на Мономаха - отца своего,
Но к несчастью кратковременно было княжение его.
В правление Мстислава страшный голод случился
В Новгороде и в прилегающих к городу областях.
Народ в поисках пропитания привидением скитался,
Падал от истощения в поле, на дорогах и площадях.
Городской воздух запахом пропитался тлетворным,
Новгород Великий становился кладбищем народным.
Русь при Мстиславе еще в единстве держалась,
Но враждою князей общности был уготован конец:
На независимые удельные княжения она распадалась,
Как с болью и горечью повествовал о том летописец.
Не ведали еще тогда князья междоусобиц несчастья.
Ведь враг не прощал Руси ни бед, ни безвластья.
24
Каждый князь жаждал величия и славы добиться,
Побольше, чем соседи, иметь подвластной земли,
Или ради удали с врагами в одиночку сразиться.
Эти стремления крепить единство Руси не могли.
Распри и зависть князей на части Русь раздирали,
Княжества перед Степью разобщенно предстали.
Так и случилось с князем Северским славным.
Игорь один на половцев безрассудно пошел.
Храбро сражался, но бой оказался неравным,
Дружина погибла, сам он взят был в полон.
"Слово о полку Игореве" - об этом походе,
Сказание автора о древнерусском народе.
Распад Киевской Руси - пример характерный,
Когда центру отказались князья подчиняться.
Голод, разбои, пожары, гнет воевод непомерный
Вынуждали на север и восток народ подаваться.
Киев как "мать городов" терял свое назначение,
Центр Руси перемещался в другое княжение.
Ростово-Суздальское княжество достигло размаха
В правление Юрия - сына Владимира Мономаха. (1154-1157)
К дальним землям протягивал он "долгие руки",
За что в обиходе и был прозван "Долгоруким".
На земле Суздаля пограничный городок основал,
Его Москвою нарек и усердно обустраивать стал. (1147)
Юрий оказался князем властным, но беспечным.
С Киевом и Новгородом враждовал за главенство.
Князь очаровался краем Руси северо-восточным.
Распространял христианство, поощрял духовенство.
Честолюбие свое Долгорукий ставил превыше всего.
Не весь народ скорбел, когда узнал о кончине его.
25
Сын Долгорукого Андрей Суздаль в удел получил,
Где народ не изъявлял своего мятежного нрава:
Выбирая князей, он их не прогонял и не судил,
Жили люди мирно, спокойно, без розней и страха.
Князь Андрей, проявляя особую к богу любовь,
Воздвиг на реке Клязьме новый град Боголюбов.
Андрей Боголюбский в деда Мономаха пошел, (1157-1174)
Только внук отличался более суровым нравом.
Бояр не особо жаловал, им на уступки не шел,
Не любил поступаться великокняжеским правом.
Из Ростова во Владимир князь свой двор перенес,
Чем кровную обиду ростовским боярам нанес.
За ум Боголюбский прозван вторым Соломоном,
Был он одним из мудрейших славянских князей.
Пленился тоже северо-восточным краем, народом,
Потому не замечал проявления боярских козней.
Дочь боярина Кучки Андрею в жены досталась,
Усадьба его тестя тогда Москвой называлась.
Владимиро-Суздальское княжество Андрей основал.
Видел его образующим на всей территории русской.
Киев он в расчет из-за усобиц и раздоров не брал,
Не мыслил сильной Руси без земли Новгородской.
Боголюбский заслуженной славой города подчинял.
Новгород наместником сына князя Андрея принял.
В южной Руси за престол проходили сраженья,
Правил в Киеве тот, кто был дружиной сильней.
После сына Мономаха - Мстислава княжения
Не нашлось для упоминания достойных князей.
Средь сынов Мономаха раздор не прекращался.
Киев в город рядовой на Руси превращался.
26
Новгород киевский князь тогда еще опекал.
Настала пора покончить с таким подчинением.
С подвластных земель Андрей ополчение собрал,
На Киев пошел, овладев им, занялся ограблением.
Андрея на вече решили великим князем назвать,
А город Владимир на Руси стольным считать.
Обустройством столицы Боголюбский занялся,
За возведением храмов князь усердно следил.
Собор Успения Богородицы красотою удался.
Икону Божией Матери на иконостас поместил.
Эта икона в прошлом Киев от бед охраняла,
Теперь града Владимира заступницей стала.
Смирить непокорных бояр Боголюбский пытался:
Изгонял их из своего княжения и вотчин лишал.
Новгород в замыслах присоединить порывался,
Но заговора кучки бояр он вскоре жертвою пал.
В схватке погиб, не поступившись своим правом,
В столичном храме был погребен Златоглавом.
Скорбный люд на соборную площадь пришел,
Чтоб нового князя избрать на великий престол.
Горожане, собравшись, шумели, судили, рядили,
Брата Андрея - Михаила на престол посадили.
Править Михаил Юрьевич усердно старался,
Но княжил лишь год и внезапно скончался.
Следующий брат Всеволод III на престол заступил, (1176-1212)
"Большим гнездом" его за многодетность прозвали.
За время правления Киев, Чернигов, Рязань подчинил,
Казалось, для княжества лучшие времена наступали.
Со смертью Всеволода распри сыновей разразились,
Рокового раскола Руси главной причиной явились.
27
Вольностью Новгород Великий выделялся своей,
От княжеств других был устройством отличен.
Правили в нем наместники от великих князей
Под контролем посадника, избираемого на вече.
Славен вечевым колоколом, собором Софийским,
Смелым вольнодумством и укладом житейским.
Когда князья Киеву дань платить отказались,
Стали возрождаться княжества Волыни и Галича.
В Галицко-Волынское княжество объединились
Волей потомка Мономаха - Романа Мстиславича, (1170-1205)
Дрался с половцами, непокорных бояр усмирял,
От степных набегов он юго-запад Руси защищал.
Князь Роман погиб, против поляков сражаясь.
В Галиче бунт недовольных бояр разразился.
Народ, вторжения поляков и мадьяр опасаясь,
Под защиту сильного князя Даниила просился.
Даниила "Галицким" люди в обиходе прозвали. (1238-1264)
Опасные и смутные времена для Руси наступали.
Русь на три независимых образования распалась:
Владимиро-Суздальское на востоке ее охраняло,
Новгородская Республика на западе оборонялась,
Галицко-Волынское на юго-западе ее защищало.
Русь перед лютым врагом разобщенной предстала,
Жестокая борьба за выживание ей еще предстояла.
*
* *
Ни внутренние распри, ни постоянные разбои Степи
Не остановили начальной Руси вперед продвижения.
На избранном и выстраданном ею христианском пути
Свои, отечественные пробивались ростки достижений:
В торговле, искусстве, ремеслах, в освоении природы
Потом и кровью наши предки преодолевали невзгоды.
28
Купцы для торговли предпочитали путь водный:
Легендарный днепровский "из варяг в греки",
И еще волжский - для Руси северо-восточной,
Использовали они и другие полноводные реки.
Не ведала Русь такого обилия товаров потока,
Торгуя со странами Юга, Запада и Востока.
Для постройки дворцов, храмов и монастырей
Ею привлекались знатные мастера-иноземцы.
Прилежно перенимая опыт заморских учителей,
Появлялись на Руси свои зодчие и живописцы.
Так Алимпий - монах лавры Киево-Печерской
Первым стал живописцем в школе российской.
С новой верой людей нравы и привычки менялись:
Утверждались набожность, покорность, терпимость.
Князья и воеводы у пастырей стыдиться учились
Проявлять страсти, украшавшие языческую дикость.
Русичи любили застолье, игрища, шутки, веселье,
Музыку, пляски, хороводы и раздольное пенье.
При Боголюбском дружина двором называлась,
Состояла из бояр, отроков и княжеских мечников.
Ратная служба по-прежнему важнейшей считалась,
Вопреки миролюбивым мольбам проповедников.
Княжеские сыновья в седле сызмальства сидели,
Усердие и лихость проявляли в воинском деле.
Начальная Русь свою не выбирала судьбу,
Немало бед и неурядиц на ее долю пришлось.
Набеги кочевников и междоусобную борьбу
За короткое существование пережить удалось.
С Русью враги изначально поступали жестоко,
Теперь "рысьи глаза" засветились с Востока.
* *
*
29
Вдоль рек Забайкалья, что в монгольских степях,
Издавна орды большие монгол и татар кочевали.
Состязались в скачках на низкорослых конях,
Водили табуны лошадей и меж собой враждовали.
Не смог силой хан Езукай те племена усмирить,
Сын же его Темучин Вселенную мечтал покорить.
На южной стороне гор Монгольского Алтая,
Где разбег вод Черного Иртыша начинался,
В степи посреди юрт, пестревших без края,
Чингиз-хана желтый шатер выделялся. (1185-1227)
Хозяин дюжего вида, с неуклюжей походкой,
Высоким лбом, редкой и длинной бородкой.
Раньше сразу, как ложился, каган засыпал.
Теперь думы о прошлом уснуть не давали:
О детстве далеком, и как в рабстве бывал,
Где на шее в деревянной колодке держали,
Как только жив то остался, бог знает один,
И как потом воевал бывший раб Темучин.
Как своих не жалел и врагов не щадил,
Проявляя повсюду свирепость, жестокость,
Как волю нойонов воле своей подчинил
И мог жизни лишить их за непокорность.
Как на курултае затем был избран каганом,
Где повелел себя величать Чингиз-ханом.
Вспоминал времена, когда был еще молод,
Как жадность ханов и кочевников голод
Вынуждали друг друга грабить и убивать,
А степные племена меж собой враждовать.
Как он решился на первый дальний поход,
Чтоб избежать распрей кровавый исход.
30
Как он багатуров и нойонов созвал на совет,
Извещая их о предстоящем далеком походе
Туда, где восходит с Востока солнечный свет,
И что каждый его участник не будет в накладе.
Как древний Китай стал его первой добычей,
И как разбой возвел в повседневный обычай.
Уже три года прошло, как он Китай покорил,
Награбленные припасы у войска его иссякали,
Вновь голод кочевников черной смертью косил,
В племенах кровавые распри опять возникали.
С думой о походе на Запад его сон одолел,
Когда на Востоке уже рассвет дня заалел.
Чингиз-хан всего одиннадцать туменов набрал,
Одних только конных по десять тысяч каждый.
Караван снарядил и посланцев с товаром послал
В Отрар, шаху Хорезма Мухаммеду подвластный.
Мусульмане лазутчиков в купцах татар опознали,
У послов изъяли товар, а самих смерти предали.
Шаху письмо сочинить приближенных созвал:
Не мог каган от Мухаммеда обиды стерпеть.
Шесть слов ханский писец всего написал:
"Ты хотел войны - ее будешь иметь".
"Кху-Кху-Кху!" - боевой клич прозвучал,
На Запад Чингиз-хан свой поход начинал.
Богат, всемогущ и грозен был шах Хорезма,
Все имел для защиты процветавшего царства:
Войско большое и городов оборона надежна,
Не учел только шах Чингиз-хана коварства.
Каган, в подтверждение своего "красноречия",
Бросил орды на грабеж городов Семиречья.
31
Шах Мухаммед созвал чрезвычайный совет
Военачальников, беков и седобородых имамов.
Только один от них он хотел услышать ответ:
Как надо бороться против татарских туменов?
Нукер Тимур-Мелик и сын дерзкий Джелаль
В открытом поле с врагом сразиться желали.
Шах предпочел мнения другого держаться:
Имея гарнизоны и мощные стены крепостные,
Каждый город в состоянии сам защищаться,
Изматывая и уничтожая дикие орды степные.
Сам Мухаммед под видом неутешного горя
Укрылся на острове Абескунского моря.
Вторжение на земли Хорезма степных дикарей
Уподоблялось нападению голодной стаи зверей.
Впереди мчался властелин на саврасом коне
Под девятихвостым знаменем их бога Сульдэ,
Позади его тьма воинов на монгольских конях
С гиканьем и воем, на определенных местах.
Сожженный город Отрар уже дымил позади.
Чингиз-хан стремился вперед, покоя не зная.
Тремя отрядами его войско находилось в пути
Под властью Бугураджина, Джебе и Субудая.
Впереди - богатые города Бухара, Самарканд
И столица Хорезма - неприступный Гургандж.
Однажды, проснувшись, жители со стен Бухары
На горизонте желтый шатер в степи увидали.
Всадники каких-то пришельцев, мелькая в пыли,
Город пестрящей толпой мусульман окружали.
Коварным приемом пользовался хитрый каган:
Город штурмовать руками плененных селян.
32
Пять тысяч всадников - стражей бухарских
Вырваться из вражеской блокады пытались.
Конным напором прорвав заслон татарский,
Подумали, что в безопасной степи оказались.
Не ведал отряд мусульман, что уже обречен:
Он в засаде татарами был весь истреблен.
Город Бухара без главной защиты остался,
"Доблестные" его воины презренно бежали.
Народ у главной городской мечети собрался.
Имамы долго молились, совещались, решали:
От главных ворот городских посланцы святые
Сами Чингиз-хану поднесли ключи золотые.
Как только Бухара без сопротивления сдалась,
Последовал нойонам высочайший хана приказ:
"Изгнать жителей из города и в поле собрать,
Мастеров и красивых женщин из них отобрать!"
После город насилию и ограблению подвергся,
Затем, подожженный, он в костер превратился.
Войско татар теперь на Самарканд повернуло.
Город имел крепостные неприступные стены,
Съестных припасов и сил для отпора хватало,
Но старейшины его предпочли защите измену.
Так знатные лица Самарканда город предали,
Наивной своей доверчивости жертвою стали.
Почти весь Мавераннахр Чингиз-хан покорил,
Теперь черед наведения в нем порядка настал:
В городах гарнизоны татарские он установил,
А монгольских наместников на них назначал.
Штурм столицы Хорезма прославить победою
Поручает сынам Джучи, Джагатаю и Угедэю.
33
Неудержимо катились войска Чингиз-хана,
Ему помогали коварство, покорность, измена.
Только султан Джалиль бросил вызов кагану:
Сражение их произошло у местечка Первана.
Конники Джалиля стойко и отважно сражались,
Впервые татары без обычной победы остались.
Кочевники к Гурганджу со всех сторон подошли.
Перед татарами предстали неприступные стены.
Уроки Самарканда мусульмане при обороне учли,
Монголы впервые для осады применили машины.
Жители яростно и стойко от врага отбивались,
По трупам убитых на стены татары взбирались.
Три сына кагана между собой враждовали,
Каждый первым хотел Гургандж захватить.
Завистливого брата Джагатая мысли терзали:
Столицу старшему Джучи не хотел уступить.
Разрушить плотину реки Джагатай приказал,
Затопленный город существовать перестал.
Чингиз-хан ранней весной в год Дракона (1220)
К себе двух надежных полководцев призвал:
Старшего Субудай-багатура и Джебе-нойона,
Шаха Хорезма непременно сыскать приказал.
"Гнаться вам за ним - такова моя воля -
Пока не дойдете до "Последнего моря"!"
По горной тропе, словно две пятнистые змеи
На Запад упорно отряды татар продвигались.
Иран, Азербайджан и Грузию маршем прошли,
Затем в неизвестной стране аланов оказались.
Пастись коням негде, повсюду ущелья да горы -
Орды жаждали вырваться на степные просторы.
34
Кипчаки и черкесы за аланов сражались,
Силы равными с татарами у них оказались.
Противостоянию, казалось, не будет конца,
Джебе к хану Котяну направляет гонца:
"Татары и кипчаки - люди единого рода,
Берите наши дары и убирайтесь отсюда!"
Богатыми дарами кипчаки соблазнились,
Покинув аланов, в свой улус удалились.
Татары аланов с черкесами разбили легко
И разграбили стойбища кипчаков заодно.
Субудай и Джебе к Лукоморью прибыли,
На Калке-реке для войска лагерь разбили.
Внезапно у переправы на Днепре появились
Во главе с Котяном испуганные кипчаки
Паром захватили, сами на него погрузились,
Спешили перебраться на правый берег реки.
Кипчакам бежать с Дикого поля пришлось:
Племя до того неизвестное за ними гналось.
С собой кипчаки принесли вести ужасные:
"С Востока пришел страшного вида народ,
Носы у них плоские, лица безбородые,
От Гоги и Магоги ведет он свой род".
Хана Котяна свирепый вид татар устрашил,
У киевского князя Мстислава защиты просил.
В Киеве славянских князей собрался совет:
Решали просьбу о помощи половецкого хана.
Одни соглашались, другие ворчали в ответ:
"Нельзя доверять! Половцы - это измена!"
Спорили, пререкались, уже на крик перешли,
Но так к единому мнению князья не пришли.
35
Не было согласья средь знатных князей,
А враг-то был всеобщим и очень опасным.
Порешили на том: "Русью выступить всей,
Но каждому князю быть неподвластным.
И кто первым с врагом удачно сразится,
Тот должен добычей с другим поделиться".
Субудай своих тысячных созвал на совет.
Старый, хитрый лис говорил им, рассуждая:
"Урусов много, но Чингиз-хана-то у них нет!
Нет у них и такого багатура Субудая,
Который нойона Джебе вперед выдвигает,
Его поддерживает и всегда выручает".
Замысел Субудая сложности не представлял,
Природная хитрость по-прежнему его отличала:
Отряд с Джебе на разведку к Днепру направлял,
Русских выследить, а потом увлечь для начала.
Рано утром Джебе с отрядом на Запад помчался,
Субудай с главным войском на Калке остался.
На Днепре у Хортицы собиралось ополчение
Отрядов киевлян, черниговцев, смолян, курян,
Шли полки от трубчан, волынцев и галичан,
Прибыли и половцы с ними на соединение.
Только князья Северной Руси все выжидали,
В своей поддержке Южной Руси отказали.
Двинулась в Степь на супостата сборная рать
Отдельными отрядами на тропах и дорогах.
Долгий путь ей до Калки предстояло держать,
Отбиваясь от татар, подстерегавших в оврагах.
Впервые русичи с ними в стычках встречались.
А получив отпор, татары тут же скрывались.
36
Первой появилась у Калки передовая дружина
Знатного Галицкого князя Удалого Мстислава.
Вслед прискакал конный отряд воеводы Яруна
Из половецкого войска его тестя хана Котяна.
Все удивились, видя татарами брошенный стан:
"Что это - трусость или хитрого Субудая обман?"
Мстислав зятя Даниила в разведку послал,
За ним последовало и половецкое войско.
Вскоре от них с известием гонец прискакал:
"Татары все здесь! Татары совсем близко!"
"Мертвые сраму не имут", - Мстислав сказал
И, крестясь, с дружиной на врага поскакал.
Тут перед князем предстала такая картина:
Половцы, обезумев, ему навстречу неслись,
Конь уносил тяжело раненого князя Даниила,
А за ним с дикими воплями татары гнались.
Все, что случилось, словами нельзя описать,
Бегством спасалась вся посрамленная рать.
Киевский князь Мстислав в пути находился
С большим обозом, уже предвкушая победу.
Мечтал ратной славы в одиночку добиться,
Не знал, что авангард их попался в засаду.
Конный отряд татар на него внезапно напал.
Опасность своей позиции Мстислав осознал.
Князю пришлось круговую оборону занять.
Киевляне щитами и повозками ограждались.
Со словами: "Здесь будем на смерть стоять!"
Они стойко три дня от татар отбивались.
Одноглазый Субудай от злости стал выть -
Татарам русских силой в бою не сломить.
37
Тогда хитрый Субудай на посулы пошел:
"В случае, если оружие русские сложат,
Невредимыми он отпустить их прикажет".
Князь Мстислав оружие сдать предпочел.
Когда киевляне домой к Днепру отходили,
Татары их догоняли и беззащитных рубили.
После битвы на Калке, в ее самых низовьях
Монголы своего бога Сульдэ прославляли.
На помосте, устланном на русских князьях,
С чашей кумыса они веселились и пировали.
Проклятья и стоны пленниками издавались,
Но они ревом и песнями татар заглушались.
Закончилось знаменитое на Калке сражение,
Для татарской орды оно оказалось победным.
Для Руси это крупное позорное поражение
Стало великой скорбью и горем народным.
К Субудаю от Чингиз-хана гонец прискакал,
Возвратиться в Хорезм его приказ передал.
Как внезапно татары на Руси появились,
Также внезапно за ее пределами скрылись.
Народ успокаивался, становился беспечным,
Ему минувшее горе уже казалось конечным.
С войском в Хорезме Чингиз-хан оставался,
Древнюю Индию теперь покорить порывался.
Болезнь молодой жены и его младшего сына,
Ощущение близкой кончины и по дому тоска
В шедший год Обезьяны побудили Чингиз-хана (1224)
Вернуть в монгольские степи обратно войска.
Здесь, на реке Керулене, он "Ясу" написал -
Ею на "Путь разума" свой народ наставлял.
38
Чингиз-хан в одном из своих дальних походов
Как-то Тангутское царство испепелить обещал.
Ради достойного конца "повелителя народов"
Как воин в сражении умереть теперь пожелал.
Тогда же семейный совет последний собрался,
Но старший Джучи на него прибыть отказался.
Джагатай к Джучи братских чувств не питал,
Нелестно отозвался о нем на семейном совете.
Старый каган неповиновения никому не прощал:
"Быть Джучи перед отцом за дерзость в ответе!"
Улусы своим сыновьям Чингиз-хан обозначил,
Наследовать Великое ханство Угедэя назначил.
О гибели Джучи узнал на ложе предсмертном.
Лицо кагана тогда исказилось, он прошептал:
"Кто заменит? Кто станет править Хорезмом?"
"Твой юный внук Бату!" - ответ ему прозвучал.
Чингиз-хан, пытаясь мысль с трудом удержать,
Писцу свое главное завещание стал диктовать.
Город тангутов татары кругом обложили.
Их послы мир и богатые дары предложили.
Дары монголы отвергли, на мир не пошли,
Горожан всех истребили, а город сожгли.
Здесь и скончался "потрясатель вселенной",
Как сам и мечтал, в обстановке военной.
Однажды Чингиз-хан после охоты в горах
Под кедром могучим отдыхал от утомления.
Здесь-то и прозвучало у него на устах:
"Приличное место для моего упокоения".
Верные кагану нукеры тот кедр отыскали,
Под ним земле его тело тайно предали.
39
Поход Субудай-багатура и Джебе-нойона
К Днепру являлся преднамеренной пробой
Выполнения поэтапного плана Чингиз-хана:
Покорить Среднюю Азию и овладеть Европой.
Первый этап свирепо автор сам претворил,
Для второго нужен был молодой джиганхир.
Прошло десять лет после кончины кагана.
На площади города Сыгнак в толпе ревущей
Глашатаи читали завещание Чингиз-хана:
"Повелителем всех войск, на Запад идущих,
Внука моего Бату, сына Джучи, назначаю,
А при нем советником быть ... Субудаю..."
Ранней осенью, когда шел год Обезьяны,
Татары внезапно на реке Итиль появились
Под водительством молодого Бату-хана. (1236-1255)
Мнением о переправе чингизиды делились:
"Это не Онон и даже не Керулен-река,
Вброд не перейдешь - глубока и широка".
"Лодки и бурдюки для переправы годятся
Воинов, скота и походных припасов,
Кони сами будут вплавь добираться",-
Получали наставление в форме приказов.
Трое суток кочевники из сил выбивались,
Пока на правом берегу реки оказались.
Татары шли на Север фронтом широким,
Каждому тумену своя полоса назначалась.
Приказ на поход был по-азиатски жестоким:
Задержка в продвижении смертью каралась.
Половцев покорили, собирали с них дань,
На пути из русских оказался город Рязань.
40
На вече народ набатом колокол созывал,
Толпы людей на соборную площадь валили.
Каждый горожанин, вопрошая, недоумевал:
"Чем же бога сегодня мы прогневили?"
Князь Юрий Рязанский им поведал о горе:
"Татары захватили уже Дикое поле".
Весь ужас опасности Юрий представил:
"Город своими силами не оборонить..."
Гонцов в соседние княжения направил
О беде рассказать и подмоги просить.
Дружинника Евпатия в Чернигов послал,
Сына Федора к хану послом направлял.
Рязанских послов сам Батый принимал,
Надменно, стремился русских унизить.
Федор все это понял, достойно сказал:
"Рабами нас стать никто не принудит!"
На ухо хан Батый прошептал Субудаю:
"Послов всех изрубить тебе поручаю".
Князь Юрий воевод на совещание позвал:
"Как город спасти и честь свою отстоять?"
Говорили, спорили, совет каждый давал.
Решили предложение Ратибора принять:
"Ударить ополчением по крыльям татар,
Иначе они нанесут всей силой удар".
К дружине князь обратился у бранного поля:
"Враг перед вами сильный, хитрый, коварный.
С ним драться нам выпала нелегкая доля,
Пусть каждый из вас будет чести достойный".
Воины рубились с татарами, как только могли,
На поле верные клятве все как один полегли.
41
Город Рязань крепостью надежной казался:
Вокруг него земляной вал с тыном дубовым,
Крутые его скаты покрыты настом ледовым.
Народ своего города на защиту поднялся.
Горожане скорбели о князе и о дружине,
Погибших в битве на приокской равнине.
Осаду Рязани сам Бату-хан возглавлял.
Селения в округе уже кострами пылали.
Первыми пленных на штурм стен посылал.
Татары тараном городские ворота ломали.
Шесть суток город геройски сражался,
Пока из живых его никто не остался.
Чингизиды собрались у церкви соборной,
Упорства горожан "плоды" пожинали:
На костре, будто на жаровне огромной,
Трупы "непобедимых" штабелями лежали.
Сколько их? Кто считал? Откуда родом?
Лишь пламя считало пеплом и смрадом.
Юрий Всеволодович во Владимире княжил, (1219-1238)
В стольном граде Руси Северо-Восточной.
Самолюбивый, взаимностью он не дорожил,
С соседями связи не поддерживал прочной.
Оказать помощь Рязани в беде отказался,
Сам теперь в срочной подмоге нуждался.
Великий князь воевод в столицу созвал.
Перекрестившись на образ, стал говорить:
"Старшего сына с полком в Коломну послал,
Младшего сына на Москву решил снарядить,
Сам пойду в леса из беженцев рать собирать,
Чтобы из Руси татарские орды изгнать".
42
Бату-хан первым рвался Москву захватить,
Склады иноземных купцов его привлекали.
Другие чингизиды пытались его опередить.
Кочевников в городе так быстро не ждали.
Пять суток татары Москву штурмом брали,
Город жгли, горожан насиловали и убивали.
Хан Кюлькан, последний сын Чингиз-хана,
Упорно Коломну с туменом своим осаждал.
Был честолюбив и внешне похож на кагана,
Дерзость и жестокость он в боях проявлял.
Жизнь Кюлькана пролетела будто мельком:
Убит был в сражении русским стрелком.
Батый гибель дяди принял без сожаления.
Через гонцов требование велел объявить:
"Коломну взять до моего там появления,
Иначе прикажу всех как собак перебить".
Через день он с Субудаем у стен оказался,
Но бой за город все еще продолжался.
Третьи сутки татары Коломну штурмовали.
С появлением Батыя на штурм вновь пошли.
Татар со стен кипятком и смолой поливали.
Многие кочевники смерть в Коломне нашли.
Только по трупам враги в город ворвались,
У костра с убитым Кюльканом прощались.
Покончив с Коломной, Бату-хан заспешил
К самой столице Руси Северо-Восточной.
В пути на Суздаль часть своих сил отрядил,
Батый жаждал над Русью победы досрочной.
К Владимиру внезапно орды татар подошли,
Город кругом обложили и костры разожгли.
43
Действия кочевников выдали их намерения:
Несли они русским только смерть или плен.
На их требование сдаться без сопротивления
"Умрем, но не покоримся!" - отвечали со стен.
К отражению врагов готовились и стар, и мал,
Каждый определенное место на валу занимал.
Таранные и метательные тащили машины,
Подвозили камни, глыбы замерзшей земли,
Леса возводили, чтоб взбираться на стены,
Повсюду пришельцы сновали как муравьи.
На жителя приходилось по двадцать врагов,
Но каждый сражаться был насмерть готов.
Мерно по городским воротам таран ударял,
Сверху летели камни, стрелы, бочки пустые.
Злой Бату-хан бесновался и недоумевал:
"Когда поднесут от города ключи золотые?
Так было в Китае, Бухаре, Самарканде.
Почему же урусуты молчат о пощаде?"
"Тем хуже для них!" - Субудай проговорил.
"Тем хуже для них!" - Бату-хан повторил:
"Пусть кровь каждого урусута прольется,
Пусть тлен Кюлькана их кровью напьется".
Людей враги убивали, как на скотной бойне,
Но они, не покорившись, умирали достойно.
Остатки горожан в главной церкви укрылись,
Здание ее татары вокруг обложили костром.
От ужаса лица безвинных людей исказились,
Пламя охватывало соборную церковь кругом.
Крики и стоны обреченных вскоре затихли.
Последние жители в адских муках погибли.
44
Один из татарских отрядов на Суздаль напал.
Каждый горожанин за кров свой неистово дрался.
Два дня город стойко от врагов оборону держал,
В пепел и прах от огня на глазах превращался.
Татары одних монахинь уводили в плен молодых -
Все, что от населения города осталось в живых.
Из Чернигова в Рязань Евпатий вернулся
С отборной дружиной в железных кольчугах.
Город родной оглядел и увиденному ужаснулся:
Повсюду лежали трупы людей на валу и дорогах.
Каким-то чудом воевода Ратибор остался живой.
Вместе они поклялись татарам мстить за разбой.
По русским городам и весям прокатилась молва,
Будто бы погибшей Рязани колокола зазвонили,
Что даже мертвых людей земля на татар подняла.
Из лесов и тайников уцелевшие мужи выходили.
Евпатий боевые отряды из тех людей создавал,
Назначал на них атаманов и свои советы давал.
О Батые расспрашивали всех бежавших подряд.
Однажды поведал монах, осенившись крестом:
"Близ Суздаля бесчинствует татарский отряд,
При знамени и многие знатные ханы при нем".
"Да это сам Батыга!" - Евпатий воскликнул,
Ночью Рязань он со своим отрядом покинул.
Евпатий на лагерь этой орды внезапно напал.
Монголы после попойки сном крепким уснули.
Самого Батыя с Субудаем он в лагере не застал,
Они заранее со свитой от суда ускользнули.
Русичи врагов рубили молча, не зная пощады,
Лишь одни трупы остались на месте отряда.
45
Хан Батый гонцов во все концы разослал,
На помощь все орды татарские созывая.
При движении применять охват приказал,
Всех встреченных лиц на середину сгоняя.
Хан ловушку готовил - нетрудно понять.
Кольцо боем Евпатий решил прорывать.
Словно огромная стая голодных волков
Кочевники на русский отряд налетали.
Русичи рубились, превозмогали врагов,
Но отряды "неверных" все прибывали.
Гибли лучшие воины монгольской орды,
Но и русского войска быстро редели ряды.
Особо два витязя в том бою выделялись:
Молодой Евпатий и в уже летах Ратибор.
В полный рост они по-русски сражались,
Смертный супостатам вынося приговор.
Трупы врагов этих богатырей окружали,
Такого монголы еще никогда не видали.
От увиденного хан Батый будто оторопел,
Не мог он в стойкость русских поверить.
Машины для метания подкатить повелел,
Град камней на "бородатых" обрушить.
Так погибали богатыри, страха не зная,
Отвагой и мужеством врагов поражая.
В лесах, на берегу небольшой реки Сити
Великий князь Юрий войско свое собирал
Из пришлых и остатков владимирской рати,
Но Батый врасплох его нападением застал.
Бой был коротким, для монголов победным,
Для Юрия и войска он оказался последним.
46
На Новгород орды татар устремлялись.
Весна торопилась свои права заявить:
Дороги и тропы ею в топь превращались,
Кочевников на конях она могла погубить.
Рисковать своим войском Батый не стал,
В Половецкие степи повернуть приказал.
Орды татарские двинулись на юго-восток,
По пути грабили, убивали, в плен уводили.
Разрушили города Торжок, Тверь и Волок,
Затем сторожевой пост Козельск окружили.
Эту крепость хан пятьдесят дней осаждал,
Ее "Городом злым" он за стойкость прозвал.
*
* *
На Итиле хан Батый второй год пребывал,
Готовился исполнить своего деда заветы.
Уединился, о покорении вселенной мечтал,
Не любил слушать приближенных советы.
Сам принимал послов, допрашивал пленных,
Незаурядность в делах проявляя военных.
Однажды чингизидов позвал на малый совет
В канун великого татаро-монголов похода.
Здесь и поведал он своего уединения секрет:
"Я стану покорителем вселенной и ее народа.
Выступить вам на Запад - такова моя воля,
Передышка в Киеве и у "Последнего моря"..."
После долгих плясок, заклинаний в мольбе
День начала похода определили шаманы.
Пять больших орд, издержавшись в гульбе,
Двинулись в дорогу на "вечерние страны".
Татары шли и мечтали о богатстве и славе,
Батый о днепровской помышлял переправе.
47
Народ Киева увиденным был поражен:
Вереницы людей путь куда-то держали,
Пешие, конные, разных кочевых племен
Они из Дикого Поля от монголов бежали.
Надежда спастись у людей стала теплиться:
За Карпатами мечтали от погони укрыться.
Из разведки воевода Дмитро прискакал,
Поведать Даниилу о степной обстановке.
Силу монгол не понаслышке князь знал:
Помнил о позорном сражении на Калке.
Защиту Киева князь на Дмитра возложил,
К венграм за подмогой сам спешно отбыл.
Набатом вечевой колокол киевлян собирал
На главную площадь святой Софии собора.
Где воевода Дмитро к горожанам воззвал:
Оборонить Киев от разбоя, грабежа и позора.
Горожане, крестясь, клялись себя не жалеть,
Киев непременно отстоять и татар одолеть.
Поздней осенью Батый к Днепру подошел,
Расставив шатры, ожидал на реке ледостава.
Из киевлян пощады просить никто не пришел.
Дорого обошлась хану через Днепр переправа.
Покорной сдачи Киева не пришлось ожидать,
Тогда Батый решил город приступом брать.
Мощные тараны кованые проломили ворота.
Татары ринулись внутрь стены городской.
Грабеж, разбой, насилие - их обычай, работа -
Страх насаждали повсюду кровью людской.
Киевляне отбивались, хоронились в домах,
На всех лицах смятение и ужас в глазах.
48
Чингизиды сражение с колоколен смотрели:
Отчаянность русских, на смерть обреченных,
Как ломались копья, мечи и стрелы летели,
Как сжимали татары кольцо окруженных.
Аркан набросили на шею воеводы Дмитро,
Воинство города Киева почти все полегло.
Разрушены Печерская лавра, храмы, ограды.
Не было от врагов Киеву за стойкость пощады.
Грабеж венчали поруганием священных могил.
Половину своей орды Батый за разбой погубил.
Не удался по его жертвам костер поминальный,
Весь Киев полыхал, как костер погребальный.
На Венгрию свои орды хан Батый устремил,
Где южной Руси многие князья укрывались.
Галицко-Волынское княжество в пути разорил,
Теперь земли русские у него в тылу оставались.
Так Киев сокрушила диких кочевников рать,
А живые люди молились, чтоб мертвыми стать.
Даниил Галицкий в столице мадьяр появился,
Войском срочно помочь короля Белу просил.
В нападении татар на Венгрию тот усомнился,
Но Батый приюта князей королю не простил.
Невероятные слухи плодились и страхи росли
С подходом татар к границе мадьярской земли.
В странах Европы еще царила беспечность:
От кочевников полагали Русью прикрыться.
Только хан половецкий предвидел опасность,
Знал, что страшная беда в Европу стучится.
Как лазутчик татар венграми Котян обвинен,
Был схвачен в Буде и с сыновьями казнен.
49
В сражениях Батыя, в европейской странице,
Первым состоялся бой у местечка Легница.
Поляки, чехи, германцы в тяжелых доспехах
Встретили кочевников на дорогах, в засадах.
Татары отступлением в ловушку их заманили,
А затем в окружении они европейцев разбили.
Теперь смятение охватило европейский народ.
Хан Батый неудержимо рвался только вперед.
Польшу, Германию, Венгрию маршем прошел,
Но до "Последнего моря" он пока не дошел.
Италия и Франция были у Батыя еще впереди,
Когда сомнения возникли о дальнейшем пути.
Завоевание вселенной - заветная цель -
И стремление дойти до "Последнего моря"
Грозили потерей уже покоренных земель,
Стали для чингизидов причиной раздора.
Бату-хану поход стал казаться напрасным,
И князь Новгородский становился опасным.
Потому хан Батый созвал последний совет,
Чингизидов послушать и решение принять.
Одни из них жаждали дальнейших побед,
Другие призывали, наконец, разуму внять.
Год Тигра тогда на календаре пребывал, (1242)
Хан к Итилю коней повернуть приказал.
Из покорных племен Золотую Орду основал,
Город Сарай на реке Итиле столицей нарек.
Опасную Русь включать в улус свой не стал,
Но на поборную дань ее все же силой обрек.
Иго татаро-монголов на Руси закрепилось,
Но народное сознание с ним не смирилось.
. 50
В Орду каждый русский князь явиться обязан,
Чтоб рабскую покорность хану свою доказать.
Этот ритуал в поучении Чингиз-хана указан,
Требующий ханскую власть всевышней считать.
Первым поклониться Батыю Ярослав поспешил,
На великое правление князь ярлык получил. (1238-1246)
С гибелью Юрия Ярослав во Владимир явился.
Ему только развалины в наследство достались.
Прежде город от трупов очистить распорядился.
Порядка и покоя люди, наконец-то, дождались.
Уцелевший народ за спасение бога благодарил
И своего князя Ярослава за правление хвалил.
* * *
Бедственным и печальным было Руси состояние,
Словно разрушительный ураган пронесся по ней.
Но чем измерить пережитое народом страдание?
Незавидная участь постигла и русских князей:
Одни погибли, другие - еще храбро сражались,
Третьи - в чуждых землях от Батыя спасались.
Только Новгород за судьбу свою богу молился,
Своим князем молодым Александром гордился.
Был он сыном Ярослава из "Большого гнезда".
В плеяде полководцев Руси восходила звезда.
Высок, статен, разумен, но и нравом крутой -
Был Александр Ярославич по преданию такой.
Когда Русь одолевали разорение и страх,
Шведы северные земли отторгнуть пытались.
Воины ярла Биргера на многих военных судах
Вверх по Неве до впадения Ижоры поднялись.
При слиянии рек шведы свой лагерь разбили,
О походе на Новгород меж собой говорили.


Рецензии