Генуэзская конференция
Одесса и Генуя – породненные города. Породненные, а не побратимы. Этого никак не могут понять кандидаты на поездку в Италию на конференцию породненных городов. Вроде бы грамотные люди, инженеры, врачи, преподаватели, сами учат чему-то студентов, а такой ерунды не могут осилить, путаются. Наш куратор от Горисполкома –решительная, энергичная женщина, она же переводчик, она же гид - еще и еще раз втолковывает нам, какое огромное различие между этими двумя определениями. Побратимами могут быть только города братских социалистических стран: Варна, Сегед. Города же капиталистических стран- Марсель, Генуя могут быть только и только породненными. Путать недопустимо: вы совершаете грубую политическую ошибку.
Но бестолковые кандидаты на поездку все время сбиваются и норовят назвать Геную побратимом Одессы. Им так кажется правильнее.
И привычнее. И дружелюбнее. За окном 1982 год.
В Горисполкоме проводятся занятия с предварительно отобранным составом для поездки на неделю в Италию. Рассказывают, где нам предстоит побывать, как себя там надо вести, какие могут случится непредвиденные ситуации.
Наставления, наставления, наставления. Стены имеют уши. Поэтому все разговоры и споры вести на улице. Не в гостинице. А лучше вообще их не вести, потерпеть до дома. На улицах надо быть осторожным: Италия – это не Одесса. Могут вырвать из рук покупки, портфель, сумочку и умчаться на мотоцикле.
А я, наверное, пролечу мимо поездки, «как фанера над Парижем».
Дело в том, что меня в дни самой интенсивной учебы призвали на военную переподготовку или так называемые «скачки» и я вынужден каждый день ездить за город на полигон и пропускать все собрания, беседы, лекции.
Нет, конечно, меня «задробят». Масса информации пролетела мимо,
Совершенно случайно мне стало известно, что заполнять анкеты необходимо чернилами, лучше фиолетовыми, но ни в коем случае не шариковой ручкой. Ерунда, но из-за этого анкеты даже не рассматриваются. Знать все подобные нюансы, находясь на скачках, невозможно. Да, вероятнее всего, «задробят». Некоторых уже «задробили».
Поездка на грани фантастики: командировка, но за свой счет. Здесь тоже есть нюанс: три дня читаем, обсуждаем и слушаем доклады, а три дня занимаемся туризмом, знакомимся с Пизой, Римом и, наконец, с коммунистической ячейкой городка Чензано, известного своим вином.
Вот только Берлингауэр подвел, лучше бы не встречаться с этой ячейкой, а то глядишь, пойдут дискуссии о злободневных делах и все может вылиться в международный скандал. Последнее особенно волнует куратора. Эти туристы всегда такие непредсказуемые. От них всего можно ждать. А тебе потом ни за что, ни про что закроют визу в капстраны и поминай как звали.
Мои опасения были напрасны. В списки делегатов моя фамилия попала.
В Риме мы шли с вещами по аэропорту «Да Винчи», ожидая неминуемой проверки багажа, да так и очутились на улице. Никому не было никакого дела до нашей клади.
И вот уже автобус мчит нас в Геную. Мелькают городки, поля, лесочки и автомобильные свалки. Последние производят на нас сильное впечатление: с виду новые авто стоят в шесть этажей друг на дружке в ожидании утилизации. Пронеслись мимо старинных акведуков, «сработанных еще рабами Рима» и, как нам сообщили, используемых даже сейчас.
Автобус по дороге попал в каменную ловушку. При подъезде к Генуе появились многочисленные тоннели, короткие и длинные. В одном из таких тоннелей автобус остановился – впереди стояли машины. Сзади подошли новые машины и теперь мы были блокированы. Стоим, ждем.
Оказалось, что впереди авария, столкнулось шесть машин и теперь надо ждать, пока их растащат аварийные тягачи. Ждем. Водители машин не глушат двигатели, значит сейчас тронемся. Проходит 10 минут, 20 минут, пол часа. В горле начинает першить от отработанных газов.
Выключайте зажигание! – командует кто-то снаружи и двигатели машин мало-помалу замолкают. Но тоннель уже загазован, голова идет кругом. Ждем.
Наконец через час завелись машины и мы двинулись к выходу из тоннеля. Медленно проезжали мимо стянутых на обочину побитых машин. Хорошо, что серьезно пострадавших, как нам сообщили, не было. А воздух свежий очень вкусный!
Наша переводчица раздала нам паспорта, многократно напоминая о необходимости особо бережного к ним отношения. Нашу жалкую валюту – в переводе что-то порядка 15 рублей – она не смогла нам выдать из-за отсутствия мелкой купюры. Получим позже.
Вот и Генуя. Автобус останавливается возле скромненькой гостиницы в непритязательном районе вокзала. Выгружаемся, разбираем свои вещи и направляемся в гостиницу на противоположной стороне улицы.
Впереди шествует наша переводчица- гид, а за ней колонна туристов с вещами. Наша процессия уже пересекла две трети дороги, когда вдруг произошло непредвиденное.
Откуда-то взявшийся молодой парень вырвал из рук нашей переводчицы сумочку и бросился наутек. Шедшие впереди ринулись за ним и уже настигали его, когда он прыгнул в подвальный лаз и исчез в черной тьме.
Догонявшие остановились и не рискнули преследовать грабителя в темноте. К тому же слоняющиеся вокруг подростки кидали весьма заинтересованные взгляды на брошенные нами во время погони чемоданы.
Из гостиницы переводчица звонит в полицию. Мы все взволнованно стоим вокруг и ждем результата.
-У вас кого-то убили, ранили, захватили? – уточняют из полиции. Переводчица говорит, что нет, но вырвали сумочку с документами и деньгами.
-Мелочами мы не занимаемся, - отвечают из полиции. На этом полиция свое участие в инциденте завершила. Мы в унынии. Наша жалкая валютная сумма украдена. Мы не можем ни выпить стакан воды, ни пойти в кино, ни купить сувениры для оставшихся в Одессе родных. Все соблазны становятся недостижимыми.
Наши печали вытесняет конференция. Генуэзская. Кстати в том самом здании, где проходила и знаменитая Генуэзская конференция. Нам придана лучшая переводчица Италии, которая выполняла так мастерски синхронный перевод, что языковый барьер переставал существовать. Не успевал очередной итальянец закончить вопрос, а мы уже слышали в наушниках русский перевод. Синхронно.
Перед открытием конференции итальянцы заявили, что у них не принято читать доклады по бумажкам. Это считается дурным тоном.
Мне пришлось читать свой и, что труднее, чужой доклады по памяти, но справился. Было задано много вопросов, главным образом не по теме докладов. Итальянцев очень интересовала жизнь в Союзе, экологическая обстановка, проблемы атомных электростанций и т.п.
Забегая вперед, скажу, что когда через два года итальянцы приехали на ответную конференцию в Одессу, то, к нашему удивлению, свои доклады они уныло читали, уткнувшись в бумажки.
В последний день пребывания в Генуе муниципалитет сделал красивый жест и выдал нам деньги в количестве украденной суммы.
Знатоки сказали, что если мы хотим купить какие-нибудь подарки домой, то делать это следует только здесь, в Генуе, поскольку дальше на наши деньги купить не удастся ничего. И это была правда.
На следующее утро автобус умчал нас из Генуи. Впереди были Пиза, Флоренция, Рим. Итальянские мгновенья продолжались.
26.03.2002
Свидетельство о публикации №207022000086
Я бы могла красочно расписать, как в Неаполе, где несколько часов стояло наше судно, нашему пассажиру продали кирпич вместо магнитофона: в красивой коробке лежал кирпич, сверху накрытый панелью магнитофона.
Вот такие ловкачи. Порадовало только то, что не только у нас полно жуликов.
Фауст-Эль 13.04.2007 11:54 Заявить о нарушении
А радость Ваша вполне понятна и закономерна.
Всего Вам доброго.
С уважением.
Николай Константинович Шапарев 16.04.2007 21:22 Заявить о нарушении