Ночь во Флоренции
По дороге из Генуи в Рим мы на одну ночь остановились во Флоренции. Поселили нас в скромной гостинице напротив школы карабинеров, так что из нашего окна был виден скучающий часовой-карабинер. До конца дня мы собирались осмотреть город и побывать в двух музеях, а пока вышли на величественную площадь Синьории и рассматривали издали грандиозную мраморную статую Давида. Гид сообщил, что с недавних пор оригинал статуи перенесен в закрытое помещение Галереи Академии для защиты от разрушающего действия атмосферы, пропитанной бензиновыми выхлопами, а видим мы точную копию. Статуя после этого несколько поблекла в наших глазах, улетучилось волшебство присутствия Микеланджело. Хотя в том, что копия точная мы не сомневались. И внушительной она была тоже. Но вот ауру каждый носит с собой.
Площадь Синьории великолепна. Над площадью нависает Палаццо Веккио –средневековая городская ратуша с высокой зубчатой башней. Справа от нее находится Лоджия Синьории или Лоджия Ланци, в которой расположена масса замечательных скульптур. Поражает бронзовая статуя Персея с головой Медузы-Горгоны скульптора Бенвенуто Челлини. Гид просит не расходиться, пока он в центре площади не перечислит основные ее достопримечательности. А нам хочется подойти поближе к Давиду, побродить в Лоджии Ланца, обойти конную статую Козимо 1 Медичи, постоять возле Фонтана Нептуна с беломраморным богом на колеснице, запряженной четверкой морских коней. Но мы послушно ждем окончания речи гида, поглядывая издали на все великолепия.
В это время к гиду подходит итальянец и о чем-то оживленно говорит ему, видимо очень важное, относящееся к нам. Замечаем, что гид ошеломлен. Он хватает за рукав уже уходящего итальянца и начинает уточнять какие-то детали.
-Передано экстренное сообщение, - говорит нам гид, -Только что убит на Сицилии мафией прогрессивный политик Ла Торре. Будут акции протеста. Объявлена забастовка. Еще не ясно, присоединятся ли к ней музейные работники. По-видимому, музеи будут сегодня закрыты.
Мы потрясены. Подобное можно было услышать лишь в выпусках московского радио. К общечеловеческой трагедии убийства нам неизвестного до сего времени Ла Торре примешивалось сожаление, что мы так и не прикоснемся к здешним сокровищам культуры. Гид ушел звонить в турагентство, получать указания. Наша группа уже не разбредалась, а столпившись на площади обсуждала события.
Появился гид. Выяснилось, что музеи сегодня действительно не работают, но, учитывая интересы туристов, галерея Уффици и галерея дворца Питти будут открыты для них один час. Это даст нам сомнительное право утверждать, что мы в них все-таки были. Эффект присутствия –великая вещь.
А пока нам предоставляется огромный музей под открытым небом с дивным именем Флоренция и его соборы, пилоны, статуи.
Знакомимся с собором Санта Мария дель Фьоре –творением многих мастеров, завершившимся созданием архитектором Брунеллески грандиозного 91-метрового купола, в то же время создающего впечатление легкости и воздушности.
Шедевры, сокровища, опять шедевры. Долго не хотелось покидать Новую Санскристию с саркофагами Джулиано и Лоренцо Медичи работы Микеланджело. Вот они –всемирно известные фигуры аллегорий День и Ночь, а также Вечер и Утро. Мы их знали по репродукциям, а теперь вот они перед нами, можно сказать, живьем. С трещинками, с потертостями.
Автобус подвез нас к Пьяццале Микеланджело, где мы вновь встретились с Давидом и четырьмя аллегориями, украшающими гробницы великих герцогов Медичи. Скульптурная группа представляет бронзовые копии произведений Микеланджело.
Время течет, а вернее уносится. И вот мы уже входим в Палантинскую галерею дворца Питти. А время начинает отсчет минут, отведенных нам на эту галерею, впереди еще посещение Уффици. Проходим бодрым шагом Палантинскую галерею на втором этаже дворца, бегло осматриваем Галерею современного искусства, а на Музей серебра и Музей карет ничего уже не остается. Все, музей Питти осмотрен.
Снова автобус везет нас на площадь Сеньории в галерею Уффици. Здесь, о ужас, нам необходимо стать в хвост длинной очереди. Люди стоят здесь уже 3-4 часа, а пускать в галерею начали только лишь сейчас. Движется очередь медленно, возникает опасение, что сегодня в галерею мы не попадем. Наш гид ушел на переговоры с дирекцией. Черепашьим шагом двигаемся через бесчисленные турникеты и рассматриваем красивые входные билеты, розданные нам и заставляющие верить, что все-таки успеем побывать в галерее.
Появляется гид. Нет, к сожалению, переговоры с дирекцией не увенчались успехом, и нашу группу не пустят через служебный вход. Но шанс успеть все же есть. Начало ощущаться движение очереди. Наконец, проходим контроль –и мы в галерее! Каждый намечает себе стратегию осмотра. У нас на все есть только 45 минут. Сразу же поднимаемся на третий этаж галереи с ее 45 залами. На каждый зал по минуте? Начинаю идти по залам, скользя взглядом по бесчисленным шедеврам. В зале Ботичелли –остановка. Его знаменитая картина «Рождение Венеры» была внимательно осмотрена и даже сфотографирована на слайд. Не верится, что этой картине пять веков. Свежесть красок поражает. Рядом три грации на картине «Весна», тут же мифологическая «Паллада и Кентавр». Но взгляд притягивает Венера, беззащитная, нежная, непорочная. И за ней пять веков. А сколько впереди?
Надо покидать Уффици, наше время истекло. Все выходят из галереи молча. Прикоснулись к прекрасному, вечному. У каждого свое видение промелькнувшего.
После легкого ужина в ближайшей траттории валимся в номере гостиницы на кровати и на четверть часа отключаемся от всего. Вечерело. Наступал первый и последний наш вечер и ночь во Флоренции. Отдыхать и спать сейчас –это преступление. Решаем с Володей Семенюком спокойно пройтись еще раз по местам, мимо которых пробежали днем или промчались на автобусе. Впереди ночь, великолепная ночь Флоренции -города, настроенного дружественно к туристам и, как нам сказали, позволяющего разгуливать по нему, чувствуя себя в полной безопасности.
Идем по улицам вечерней Флоренции, мимо впечатляющего бронзового кабана, застывшего перед броском вперед прямо на тротуаре. Осматриваем витрины ювелирных лавок на мосту Понте Веккио через реку Арно. Среди десяти мостов Флоренции этот наиболее живописен и представляет легкую и изящную конструкцию из трех арок, застроенную рядом зданий. Над строениями возведен Коридор Вазари для беспрепятственного перехода Великого Герцога из Палаццо Веккио во Дворец Питти. В центре моста здания расступаются, открывается вид на реку Арно и другие мосты. Мост Понте Веккио выглядит уютным, надежным, спокойным и домашним. Нам он полюбился и мы пользовались исключительно им.
Всю ночь мы пробродили с Володей по улицам и площадям Флоренции. Средневековые домики, соборы, колокольни, мосты, статуи, освещенные светильниками и луной с чередующимися светлыми бликами и глубокими тенями выглядели таинственно и загадочно. Еще раз мы побывали на Площади Сеньории, на Пьяццале Микеланджело. Постояли возле базилики Санта Кроче, где находятся могилы Микеланджело, Данте, Галилея, Россини и других великих итальянцев. Мы смогли лишь прикоснуться к малой части того, что представляет великое искусство Флоренции. Только под утро мы добрались до нашей гостиницы. Надо было хоть немного поспать: рано утром автобус унесет нас к Риму.
Свидетельство о публикации №207022000088