Глава 19 Музыка стиха

Глава 19



Как быстро промелькнуло время, на носу уже весна, а ведь только что справляли Новый год и на тебе, птицы чирикают под окном спасу нет, и настроение улучшилось.
Вчера был такой хороший день, Любава готовилась к отъезду на дачу (громко сказано). Она договорилась с Ники, что они с Асей приедут в 10 часов утра, увезут часть вещей и там помогут деду, дом опять вскрывали, и кое-что надо было починить. Люша же оставалась пока дома, они с Динкой собирались уехать на следующей неделе.
Она приготовила для них бутерброды, чтобы смогли там перекусить. Ребята собирались поехать, ещё куда-то и по пути завезти Максима домой.
Возвратившись, принесли в дом запах сада и для неё огромный букет нарциссов.
Любава никому не рассказывала, что у них с Максимом не всё ладно и ей приходилось вести себя как будто бы ничего не случилось и не показывать вида. Давалось ей это тяжело, но она не могла себе позволить испортить всем настроение. Ребята были улыбчивыми, отдохнувшими на свежем воздухе она их расцеловала, поблагодарив за помощь, и порадовалась их хорошим отношением друг к другу.
Макс старательно ездил работать на садовом участке словно ничего не случилось, а Любава не находила себе места она не любила неопределённости.
Ник с Асенькой убежали, и на неё опять накатила тоска, и, чтобы не думать ни о чём она села за компьютер.
Любава понимала, если она всё будет делать как прежде, то Макса это вполне устроит, и когда пыталась об этом поговорить с ним, он делал вид, что не понимает, чего же она от него хочет: - Точно между ними ничего и не произошло – ей, же оставалось только недоумевать. Правда сегодня она по настоящему вдруг испугалась: она попросила Никиту по дороге на дачу заехать и купить газонокосилку (старую украли, когда вскрыли дом). На следующий день Максим поехал на дачу один, чтобы попробовать покосить и вдруг позвонил ей оттуда и сказал: «Я наладил косилку, но не знаю, как её включить». Электрическими вопросами всегда занималась Любава, и очень этому удивилась ведь Макс, стриг газоны много лет и знал, что и куда включать. Она почувствовала растерянность в его голосе и, постаралась, как можно мягче объяснить, что ему нужно сделать. - Не может быть, чтобы он это забыл, конечно, кое-что он забывал, у всех это бывает, но чтобы забыть то, что он делал много лет подряд – неужели действительно есть проблемы?
Ей стало его жалко, и она подумала: «Может быть, плюнуть на всё ведь столько лет вместе, да и старые уже, чтобы что-то менять».
Любаве не хотелось в это верить: он же физически ещё очень крепкий. Неужели всё так плохо? - ей самой стало дурно от этих мыслей.
 Ей уже давно нужно бы было перебраться на дачу, но погода всё не налаживалась. Весна припозднилась, но май был на удивление тёплым. Женщины расцветали как подснежники: многие сделали свежие стрижки, и, раньше срока приоделись в лёгкие одежды и оттого ходили простуженные – организм не успевал перестроиться.
В прежние годы уже к Девятому мая Люша перебиралась на дачу, а теперь вёсны стали более холодными и затяжными, а осень, наоборот, во всю облагораживалась и продолжалась даже в ноябре – в природе происходили какие-то изменения, и не заметить это было невозможно. Зато осенью стихи выливались как ручей из многоцветного источника.
Любава не могла не отзываться на такие позывы и разродилась целой статьёй – это были её небольшие зарисовки:
«Что такое стихи? На мой взгляд, это музыка души; когда композитор пишет вальс, он может быть лучше или хуже, но это вальс. Вы не спутаете его с танго. Каждому танцу присущи свои особенные движения, движения тела. Стихи – это движения души.
Представьте, что вы пишете стихотворение ямбом. Оно, может оказаться написанным и посредственно, и прекрасно, и гениально, но вы отличите его от хорея.
Ритм стиха несёт в себе определённый размер: изменяется настроение – меняется соответственно и ритм и размер – это музыка вашего сердца.
Определённый ритм укладывается в размер, а не наоборот. В одном стихотворении могут встретиться разные размеры, но если это не нарушает мелодию стиха, то почему бы и нет!? Иногда аккорд, законченный в другом ритме, только усиливает содержание и трогает душу гораздо сильнее, чем вылощенные до правильности стихи.
Так же как многообразна музыка, так же и мелодия стиха многообразна и если, читая стихотворение, вы слышите музыку, значит - это ваша музыка…….
Чтобы понять и почувствовать стихотворение… его нужно насытить своим содержанием, близким вам по духу.
Каждый человек индивидуален и несёт в себе свою особую информацию (вибрацию). И так же, как различны отпечатки пальцев и линии на руке, также и стихи не могут быть одинаковы, поскольку мысли наши различны.
Одну и ту же тему каждый видит по-разному, конечно, иногда бывает, что заимствуются фразы, ставшие уже летучими, но когда-то они уже были произнесены поэтом: - Его уж нет, а мысли с нами – мы обедняем себя и, общество лишая его поэзии.
Душа, она не правильна или неправильна – она не познана и необычна. Кто может знать её!? Она не видна и непривычна…. Её не включишь и не выключишь, не заморозишь и не выкинешь – она различна!
Почему же нас всегда стремятся выстроить по ранжиру, убивая настоящее творчество.
Творчество – это самое цельное, самое чистое чувство, которое рвётся наружу, а мы пытаемся загнать его в рамки, у него уже есть свои рамки – это гармония (золотое сечение).
И если сейчас, (когда многие раскрепостились, порой даже чересчур) кому-то хочется писать пошлость, а кому-то хочется её читать и слушать, значит, она была загнана внутрь. Им, другое не интересно, ну и пусть, пресытятся этим, до такой степени, что станет, наконец-то самим противно. Может быть, тогда и захочется чего-то более высокого и чистого. Жизнь как маятник, не опустившись беспредельно вниз, ты не достигнешь невозможного – того, что много выше тебя: «Без теней и свет наскучит».
Я часто размышляю о женщинах: в погоне за мужским вниманием они так разоблачились, что в них исчезла тайна, которую всегда хотелось познавать и стали такими доступными, что у мужчин исчезло это желание .
Зачем утруждать себя ухаживаниями, любовными изысками, когда можно просто удовлетворить…
Мы стали для них тёлками, а зачем тёлкам писать или читать стихи?
Самые лучшие стихи были написаны для женщин, а не стройкам коммунизма, и может быть, потому не стало хороших стихов, что не для кого стало их писать?
К хорошим стихам и музыка была соответственная, а сейчас что: - Женщина тёлка, на эстраде – попса, шутки – плоские – поистине кривое зеркало, а, может быть, это души наши покривели?
Я так не думаю. Душа вечна – это те духовные гены, которые мы передаём по наследству, а русские гены заложены в нашей культуре и хотим мы или нет, мы их впитываем с кровью наших прародителей.
       Можно, конечно, задать вечный вопрос: - Что делать? – но вряд ли кто-то ответит.
Не зря говорят: - время лечит – всё, что загоняется внутрь, рано или поздно, выйдет наружу, но в более извращённом виде, и мы должны это пережить.
Всё, в конце концов, зависит от нас самих. Надо работать над собой, а не загонять проблемы вовнутрь. Читайте стихи, слушайте хорошую музыку, ведь наверняка многие замечали, как музыка меняет настроение. Стихи – это та же музыка.
Если вы почувствуете ритм стиха, для начала даже не вникая в смысл, просто почувствуете музыку, и вам самим захочется вникнуть в содержание. Настоящий поэт лучше всего пишет по вдохновению, а не по заказу. По вдохновению творит душа – то, что у нас внутри. Поэт не должен опускаться до низов, он должен поднимать до себя – поэты часто опережают время и бывают не поняты современниками.
Английский поэт Уильям Блейк только через сто лет был признан англичанами как классик.
Но прежде попробуйте услышать музыку в себе и насытить её собственными переживаниями, и только тогда они лягут вам на душу, когда совпадут с вашими мыслями и с вашими чувствами. Может быть, они вас, и не затронут или останутся непонятыми тогда, отложите их и вернитесь через некоторое время. Жизнь идёт, всё меняется; сегодня – нет, а завтра – да. И завтра, кто знает…, может быть, станут, созвучны и вам.
Именно в стихах творческая личность имеет самое сильное выражение, даже если кто-то творит в другой области, он, как правило, всегда немножечко пишет, потому что творчество – это состояние души.
Душа, как мне кажется, это вообще что-то невысказанно восторженное, поэтическое (настроение тоже может быть поэтическим) и близкое к вечности несущее в себе глубинное знание об этом и оттого немного грустное. Никто не знает в чём причина этой грусти, но именно в музыке и в стихах эти нотки грусти нас и задевают сильнее всего».
Любава закончила писать и подумала, что последние годы, невзирая на все перипетии, её не покидает это восторженное состояние и, сказала себе: «Надо жить. Я слышу музыку стиха и слышу Мир – они без дна!»


Рецензии