О страждущих и блаженных

О СТРАЖДУЩИХ И БЛАЖЕННЫХ

Тишина на белом свете. Тишина.
Я иду и размышляю, неспеша.
То ли стать мне президентом США...

А у психов жизнь – так бы жил любой:
Хочешь – спать ложись, а хочешь – пестни пой...
Предоставленонам вроде литера...

А.А.ГАЛИЧ

История российской психиатрии, как особой области общественного призрения, где взаимосвязаны социология, медицина и юриспруденция, насчитывает всего лишь чуть более ста лет, хотя первые специализированные отделения при ряде клиник появились еще более 200 лет назад.

Исторически сложилось так, что положение душевнобольных в обществе во все времена было весьма плачевным. В средние века их попросту использовали на тяжелых работах при монастырях и, даже с появлением первых приютов, главной задачей их было не излечение, а изоляция больных, как вредных и опасных для остального общества. Условия их содержания мало чем отличались от тюремных, незначительные лечебные меры были жестокими. В обращении с такими пациентами нередко использовались цепи и кандалы, «каменные мешки» и карцеры. Нередки случаи, когда душевнобольных попросту сжигали, как еретиков или колдунов, наводивших порчу на людей, скот или урожаи. Неадекватное поведение самих больных тоже зачастую служило поводом к определенному к ним отношению.
В России первые серьезные организационные меры по отношению к душевнобольным, были приняты с подписанием Петром I 6 апреля 1723 года соответствующего Указа. «Понеже, как после высших, так и низших чинов людей, движимое и недвижимое имение дают в наследство детям их таковым дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся, а другие, несмотря на оных дочерей своих с свойственниц замуж, от которого доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно, к тому же и оное имение получа, беспутно расточают, а подданных бьют и мучат и смертные убийства чинят , и недвижимое в пустоту приводят: того ради повелеваем/.../ которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж идти не допускать, и венечных памятей не давать, и деревень наследных никаких за ними не справливать, а велеть ведать такие деревни по приказной записке, и их негодных с тех деревень кормить...». Как следует из Указа, и петровское законодательство касалось не столько помощи больным, сколько изоляции и удаления их от общества.
Лишь к середине XVIII века отношение к душевно больным стало постепенно меняться. Общественное мнение склонялось к позиции сострадания и заботы и них, «стремлению облегчить их участь и, по возможности, исцелить». Первая попытка создания специализированной организованной помощи таким больным была предпринята ПетромIII. Несмотря на свой недолгий срок пребывания у власти именно он успел многое сделать в благих намерениях, в том числе и для изменения отношения общества к умалишенным. Указом от 23 апреля 1762 года он повелевал: «Безумных, ежели родственники иметь оных у себя не пожелают, не в монастыри их определять, но построить на то нарочный дом, как то обыкновенно в иностранных государствах учреждены долггаузы; а деревни, им принадлежащие, и всякие движимые имения отдавать до смерти их, токмо в смотрение и порядочное содержание тем людям, кто по них к тому именно наследники быть имеют». ЕкатеринаII, отстранив императора от власти, тем не менее подтвердила его распоряжения о необходимости строительства специальных лечебных заведений для душевнобольных.
 В 1766 году вышло распоряжение о создании первого в России судебно-психиатрического учреждения. «Сосланных из бывшей тайной канцелярии для исправления в уме в разные монастыри колодников свести в Спасо-Евфимьев монастырь в Суздале, определив для смотрения за ними команду суздальской провинциальной канцелярии.
В 1776 году по Указу Екатерины при Екатерининской же больнице было открыто первое отделение для душевнобольных. Считается, что это было первое психиатрическое отделение в России. Хотя по мнению ряда историков и москвоведов и по сведениям А.Н.Алексеева, психиатрическое отделение в Московском госпитале было открыто значительно раньше, еще в 1756 году.
В 1805 году в Москве началось строительство первой специализированной психиатрической больницы. Она была построена на территории бывшей парусинной фабрики и начала работу в 1809 году под названием Московский долггауз. Первым главным врачом больницы стал И.Карасс, с 1811 по 1828 г.г. эту должность занимал И.Кибальчич. В 1828 главным врачом был назначен В.Ф.Саблер, проработавший здесь аж до 1870 года.. Именно с его именем связаны коренные перемены не только в самой больнице, но и во всей отечественной психиатрии того времени. Образованный, гуманный и энергичный человек, придерживавшийся самых прогрессивных взглядов, он провел в управлении больницы весьма радикальную реформу. Она получила название «Пребраженская психиатрическая больница», произошла значительная гуманизация в отношении к больным, был введен охранный режим, трудовая терапия, при больнице были организованы мастерские, появился сад, огород, впервые были введены «истории болезни», значительно улучшилось питание.
Общественные подъем в России после реформы 1861 годы вынудил власть провести и преобразования в области местного самоуправления. В 1870 г. были проведены земская и городская реформы. Развитие капитализма укрепило материальную базу для решения целого ряда социальных вопросов, в том числе и строительства больниц. К 1887 году московские психиатрические лечебницы насчитывали в общей сложности 670 коек, из них 370 только в Преображенской больнице. При численности населения более 750 тысяч, на тысячу жителей приходилось 0,9 койко-места, что, кстати было в два раза меньше, чем в Петербурге.
Были в разное время попытки оказания психиатрической помощи населения и путем организации частных лечебных заведений. В 1870 году исполняющему обязанности председательствующего в московской полицейской конторе Ф.И.Герцогу было разрешено открыть первую не только в Москве, но и во всей России частную психиатрическую больницу. Первоначально она располагалась на Красносельской ул. Со временем. Переходя т от одного владельца к другому, она оказалась под попечительством М.Ф.Беккера, который пригласил на должность главного врача известнейчего специальста С.С.Корсакова. Именно в это время в больнице работали крупнейшие российские психиатры А.А.Токарский, Н.Н.Баженов, С.А.Суханов.
В начале прошлого века больница перешла в собственность С.Л.Цетлина, который купил большойц участок земли на Донской ул.(д.д. 41-43). И вместе с Н.Н.Баженовым построил по проекту архитекторов Е.В.Щервинского и И.В.Жолтовского комплекс зданий, куда и перевел больницу с Красносельской улицы. Новые корпуса выли возведены в характерном для того времени стиле неоклассицизма с мотивами ампира. Больница была платной, причем, довольно дорогой, в связи с этим, лечение в ней стало доступно лишь хорошо обеспеченным и даже зажиточным людям. Стоимость пребывания в общей палате в то время составляла 100 рублей в месяц, в отдельной – 200 рублей. Больных обслуживали сестры милосердия.
Во время Первой Мировой войны здесь был открыт госпиталь Комитета помощи душевнобольным воинам, в 1918 году преобразованный в психиатрический госпиталь для бойцов Красной Армии. В 1920 году Главным санитарным управлением Красной Армии госпиталь был передан Московскому городскому здравотделу. С этого момента больница становится клиникой медицинского факультета 2-го Московского государственного университета, ее руководителем назначается В.А.Гиляровский, о годах работы которого здесь свидетельствует памятная мемориальная доска возле главных ворот клиники. После реорганизации системы высшего медицинского образования в 1930 году больница становится клинической базой 2-го Московского мединститута, позднее – базой медицинского факультета Университета Дружбы народов.
Сейчас в корпусах бывшей первой частной психиатрической больницы располагается известная во всей России и далеко за ее пределами Клиника неврозов им. Соловьева.
Андрей МАЛИНКИН
Фото автора
 


Рецензии