Лёша
Мы обменялись несколькими замечаниями по поводу сказки. Эти замечания или сама сказка по-новому осветили мою работу в области педагогической эвристики. Я открыла отпечатанный экземпляр работы и задумалась. Солнечные зайчики бродили по моей работе некоторое время, и я просияла:
-Моя структура обучения технологии эвристической деятельности - не годится! Извне – не привьется ни один эвристический прием, как бы тут у меня все ни было красиво разложено по полочкам.
Усилие должно быть внутри нас. Внутри тех, кто должен приемами овладевать…. Мысли должны ЗАРОЖДАТЬСЯ в головах учеников, а не переноситься туда всеми возможными способами, и не растворяться как леденцы во рту, и даже не распределяться как электроэнергия в сети. Думать бездумно невозможно! Вот она – суть майевтики! Роль учителя сравнима с ролью повивальной бабки, принимающей рождение мысли. Но каково! Я ли этого не знала? Знала. Я повторяла это много раз. Мне казалось, что эта мысль пронизывает мою работу, красной нитью проходит через все рассуждения. «Овладение эвристическими методами и приемами необходимое, но еще не достаточное условие развития творческого мышления» повторяют исследователи. И как я увлеклась рассмотрением приемов эвристических, их классификацией, продумала структуру спецкурса, забыв, что:
«Говорят, что если умыть кошку, то она потом никогда не будет умываться сама. Не знаю, правда это или нет, но несомненно одно: если человека чему-нибудь учить, он этому никогда не выучится».
Бернард Шоу
«Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне»
Николай Бердяев
Лёшино замечание: «Главное в майевтике не скрыть смысл вопроса от самого себя» вернуло меня в нужную точку исследования, обрадовав мыслью о сути того, над чем еще следует думать.
Свидетельство о публикации №207022200069
Ольга Суздальская 18.11.2014 15:00 Заявить о нарушении
Оля, у нетерпеливых деток, которым нужно "всё и сейчас" такта и терпения иногда много больше, чем у нас...в ожидании светлого нашего прозрения!
Ненавязчиво помогать - только это и правильно))) Оля, ВЫ психолог от Бога, и всё-всё понимаете!
С теплом и благодарностью,
Татьяна Кожухова 18.11.2014 17:23 Заявить о нарушении