О деятельности российского комитета xxi века

I

В июне 1997 г. президент России Б.Н.Ельцин выступил с инициативой создания двустороннего общественного российско-японского Комитета XXI века, который способствовал бы развитию отношений между Россией и Японией. Эта инициатива получила поддержку с японской стороны. В ноябре 1997 г. во время неформальной встречи “без галстуков” в Красноярске президент России Б.Н.Ельцин и премьер-министр Японии Р.Хасимото еще раз высказались за создание такого Комитета.

Общероссийская общественная организация содействия развитию российско-японских отношений «Российский Комитет XXI века» (далее – Комитет) был образован на учредительной Конференции 20 марта 1998 г., проведенной в здании Государственной Думы РФ. Председателем Комитета избран мэр Москвы Ю.М.Лужков, его первым заместителем – депутат ГД РФ, председатель Парламентской ассоциации российско-японской дружбы В.Н.Лопатин, заместителями – президент Общества “Россия-Япония” В.Н.Забелин, зам. министра иностранных дел РФ Г.Б.Карасин, ректор МГУ В.А.Садовничий и губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов. Председателем Контрольно-ревизионной комиссии Комитета стал депутат ГД РФ В.А.Буткеев.

Целью деятельности Комитета было заявлено содействие активному развитию взаимопонимания и взаимодействия между гражданами и организациями России и Японии и утверждению добрососедских отношений, подлинной дружбы двух народов и государств, гарантий плодотворного и крупномасштабного сотрудничества между ними во всех жизненных областях на вечные времена в интересах каждого из них и в их общих интересах [ст. 9 Устава].

В сентябре 1998 г. в Японии был учрежден «Форум японо-российской дружбы 21» (далее – Форум), который объединил 34 японские общественные организации и известных японских политических, общественных деятелей, представителей экономических организаций, деятелей культуры и искусства, занимающихся развитием японо-российских отношений. Президентом Форума избран авторитетный политический деятель, член правящей Либерально-демократической партии, депутат Палаты представителей парламента Японии, президент Ассоциации депутатов парламента Японии за дружбу с Россией [1] – Ё.Сакураути.

Предполагалось, что в дальнейшем Комитет и Форум объединяться в единую международную организацию «Российско-Японский Комитет XXI века», в котором каждая национальная структура будет сохранять свою самостоятельность.

13 ноября 1998 г. президентом России Б.Н.Ельциным и премьер-министром Японии К.Обути подписана “Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Японией и Российской Федерацией”, в п.7 которой сказано: Премьер-министр Японии и Президент Российской Федерации едины во мнении о том, что в обеспечении благоприятной атмосферы для дальнейшего поступательного развития японо-российских отношений ключевую роль будут играть широкие контакты по общественной линии. Руководители обеих стран приветствуют учреждение с указанными целями в Российской Федерации “Российского Комитета XXI века” и в Японии – “Форума японо-российской дружбы 21” и намерены оказывать их деятельности всяческую поддержку.

В ноябре 1998 г. в Японии делегация Комитета во главе с Ю.М.Лужковым подписала соглашение о сотрудничестве с Форумом. В соглашении, в частности, сказано: обе организации, обоюдно признав независимость каждой организации и сохраняя самостоятельность входящих в них организаций, устанавливают отношения сотрудничества и намерены в дальнейшем создать международную общественную организацию Российско-японский Комитет XXI века. При создании новой организации она будет считаться уникальной как международная общественная организация, не имеющая аналогов в отношениях России и Японии с другими странами мира. Это отражает отмеченную выше важность двусторонних отношений и предопределяет широкие перспективы сотрудничества [п.1 Соглашения (Создание двусторонней международной организации)].

В июне 1999 г. в здании мэрии Москвы прошла 1-я Конференция Комитета. Сразу по окончании Конференции состоялось Общее собрание Комитета и Форума под названием «Российско-Японский форум 99», на котором было подписано следующее заявление:

Совместное заявление
Российского Комитета XXI века (Россия) и
Форума японо-российской дружбы 21 (Япония)

Российский Комитет XXI века (Россия) и Форум японо-российской дружбы 21 (Япония), проведя в июне 1999 г. в Москве Общее собрание Комитета и Форума, заявляют о следующем.
1. России и Японии предстоит в XXI веке сыграть важную роль в развитии международных отношений в глобальных масштабах, что требует от них хорошо налаженного взаимодействия. Такое взаимодействие возможно только при активном участии в нем широких слоев общества обеих стран и представляющих их общественных организаций.
2. Обе организации поддерживают такие формы сотрудничества, как Общее собрание Комитета и Форума и непосредственные контакты членов Форума с региональными отделениями Комитета. Деятельность Комитета и Форума и их взаимодействие оправдали себя, были полезны для развития двусторонних отношений и должны быть продолжены и развиты.
3. Согласовано, что основную часть деятельности Комитета и Форума составляют мероприятия входящих в них организаций, а главная функция Комитета и Форума состоит в том, что они составляют обобщенную картину двусторонних отношений, выявляют успехи и отставания, определяют приоритеты и дают необходимые рекомендации организациям-участницам, оказывают содействие в их работе, проводят, при необходимости, собственные мероприятия и поддерживают взаимодействие между Комитетом и Форумом.
4. Комитет и Форум подчеркивают важное значение двусторонних связей в экономике, политике, культуре, науке, образовании, религии, экологии и других областях, высоко оценивают накопленный в этой области положительный опыт и выражают намерение активно развивать названные связи.
5. Комитет и Форум считают, что мнения некоторой части общества России и Японии о том, должно ли развитие экономических отношений между двумя странами предшествовать решению политических проблем или наоборот, непродуктивны, а перспективным может быть только комплексное развитие всех сфер отношений.
6. В ходе дискуссий Комитет и Форум дали высокую оценку Токийской декларации октября 1993 г. и Московской декларации ноября 1998 г., в которых были подведены итоги переговоров глав обеих стран, и считают, что подписание мирного договора между Россией и Японией на основе этих деклараций является важнейшей задачей для коренного улучшения двусторонних отношений.
7. Комитет и Форум договорились провести следующее Общее собрание осенью 2000 г. в Японии.
Настоящее Заявление сделано в г. Москве 23 июня 1999 г. на русском и японском языках и имеет одинаковую силу.

Председатель
Российского Комитета XXI века
Ю.М. Лужков

Председатель
Форума японо-российской дружбы 21
Ё. Сакураути

В ноябре 2000 г. состоялась вторая поездка делегации Комитета в Японию, в результате которой на Общем собрании Комитета и Форума было подписано следующее заявление:

Заявление Второго общего собрания
«Российского Комитета XXI века» и «Форума японо-российской дружбы-21»

15 ноября 2000 года, Токио

«Российский комитет XXI века» и «Форум японо-российской дружбы-21» (далее именуемые «Стороны») провели 14-15 ноября 2000 года в Токио Второе общее собрание. В нем приняли участие: с российской стороны – делегация в составе 75 человек во главе с Председателем «Российского Комитета XXI века» Ю.М. Лужковым; с японской стороны – делегация в составе 130 человек во главе с Президентом «Форума японо-российской дружбы-21» Ё. Сакураути.
На открытии собрания с приветствиями выступили Ю.М.Лужков и Ё.Сакураути, были зачитаны приветственные послания Президента Российской Федерации В.В.Путина, Премьер-Министра Японии Ё.Мори и Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова.
Министр иностранных дел Японии Ё.Коно приветствовал визит в Японию российской делегации и в своём выступлении выразил надежду на то, что в результате усилий обеих сторон российско-японские отношения получат дальнейшее развитие.
Участники собрания с обеих сторон провели углубленную дискуссию на пленарных заседаниях, а также в трех секциях: «Политика», «Экономика и охрана окружающей среды», «Культура и наука», и согласились о нижеследующем.
1. Россия и Япония разделяют общие ценности, основывающиеся на принципах демократии и рыночной экономики, и поддерживают дружественные отношения в духе взаимной выгоды. Стороны считают это фактором, имеющим большое значение не только для обеих стран, но и для мира во всём мире и развития в наступающем XXI веке.
Стороны высказываются за содействие обеспечению на прочной и долговременной основе подлинного добрососедства и партнерства между обеими странами, отвечающего стратегическим национальным интересам России и Японии.
2. Стороны исходят из того, что важнейшей задачей является содействие заключению мирного договора между Россией и Японией в соответствии с «Заявлением Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора» от 5 сентября 2000 г., предусматривающим в том числе решение территориального вопроса.
3. Стороны высоко оценивают последовательное продолжение и наращивание темпов осуществляемого в духе искренности политического диалога между лидерами двух стран.
4. Стороны констатируют, что в обеих странах происходит оживление экономической конъюнктуры, и что при этом нынешнее состояние двусторонних экономических связей не соответствует их потенциальным возможностям. В ходе собрания стороны высказались за активное наращивание экономических взаимоотношений, в том числе инвестиций между двумя странами, а также подчеркнули важность дальнейшего ускорения проводимой в России в настоящее время работы по совершенствованию инвестиционного климата.
5. В последние годы наряду с осуществлением политического диалога на высшем уровне активно развиваются обмены между организациями и регионами двух стран в сферах политики, экономики, охраны окружающей среды, науки, культуры и др. Вместе с тем взаимопонимание между народами России и Японии еще не является достаточно полным, в связи с чем обе стороны будут прилагать дальнейшие усилия для расширения связей в указанных областях и проведения разъяснительной работы с целью формирования благоприятного общественного мнения для реализации этой задачи.
Ю.М.Лужков от имени «Российского комитета XXI века» выразил глубокую признательность японской стороне за организацию настоящего общего собрания и пригласил делегацию «Форума японо-российской дружбы-21» посетить Россию в 2001 г. для проведения Третьего общего собрания. Ё. Сакураути с благодарностью принял приглашение. Время и место проведения общего собрания будет уточнено сторонами дополнительно в текущем году.

Председатель
«Российского Комитета XXI века»
Ю.М. Лужков

Председатель
«Форума японо-российской дружбы-21»
Ё. Сакураути

В августе 2001 г. в здании мэрии Москвы была проведена 2-я Конференция Комитета. На Конференции председатель Комитета Ю.М.Лужков зачитал доклад о работе Комитета за отчетный период. Затем были выступления членов Комитета и гостей: директора 2-го Департамента Азии МИД РФ М.М.Белого, президента Общества “Россия-Япония” В.Н.Забелина и др. На Конференции был переизбран президиум Комитета. Председателем Комитета вновь избран мэр Москвы Ю.М.Лужков, его первым заместителем избран депутат ГД РФ Г.В.Боос, а заместителями председателя – президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.И.Вольский, президент Общества “Россия-Япония” В.Н.Забелин, зам. министра иностранных дел РФ А.П.Лосюков, ректор МГУ В.А.Садовничий и губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов. В состав президиума вошли представители государственных, общественных и коммерческих структур, в том числе депутаты ГД РФ – члены Депутатской группы по связям с парламентом Японии: М.В.Баржанова (зам. координатора), А.К.Веретено, Е.Н.Галичанин, М.М.Задорнов (координатор), Е.В.Кондакова, А.В.Митрофанов, Т.В.Плетнева, В.Н.Плотников. Председателем Контрольно-ревизионной комиссии Комитета остается депутат ГД РФ, зам. координатора Депутатской группы по связям с парламентом Японии В.А.Буткеев.

В свою очередь, следующее Общее собрание Комитета и Форума предполагается провести в Санкт-Петербурге в конце 2001 г., однако окончательная дата Общего собрания еще не согласована [2].

II

В связи с тем, что Комитет – это единственная в России общественная организация, в уставные задачи которой входит задача способствования заключению мирного договора с Японией, представляется целесообразным отдельно остановиться на проблеме заключения мирного договора с Японией и деятельности Комитета в этом направлении.

Исторически сложилось так, что Комитет и Форум были созданы на волне ожиданий японской стороны скорого заключения мирного договора с решением территориальной проблемы – демаркации российско-японской границы, которое подогревалось красноярской инициативой президента Б.Н.Ельцина «приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году», и это положение было зафиксировано в Московской декларации 1998 г. Именно в контексте данной проблематики возник интерес японской стороны к образованной в стенах Государственной Думы 20 марта 1998 г. новой общественной организации.

Комитет и Форум указали в своих учредительных документах в качестве одной из задач – задачу способствования заключения мирного договора между странами. Одной из основных уставных задач Комитета заявлено: содействовать в установленном законом порядке заключению двустороннего мирного договора и других отвечающих уставной цели Комитета письменных и устных соглашений различного назначения и на различных уровнях [ст.10-а Устава]. В Соглашении о сотрудничестве Комитета и Форума также, в частности, сказано: стороны прилагают всевозможные усилия к развертыванию в своих странах просветительной деятельности, направленной на то, чтобы продвинуть вперед отношения между обеими странами и как можно скорее открыть возможность заключения договора о мире между Россией и Японией, устраняя препятствующие этому факторы [п.3-3 Соглашения (Содержание деятельности)].

К сожалению, работа Комитета в направлении “просветительной деятельности” ограничилась вышеуказанными встречей в 1998 г. в Японии и Общими собраниями в 1999 г. в Москве и в 2000 г. в Японии, а до работы с широкими слоями общественности дело так и не дошло.

В Иркутском заявлении от 25 марта 2001 г. президент России и премьер-министр Японии подтвердили важность реализации подписанного 16 января 2001 года в Москве министрами иностранных дел И.С.Ивановым и Ё.Коно Меморандума о новом издании Совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией и деятельности по разъяснению общественности важности заключения мирного договора.

Из Меморандума следует, что президент и правительство дают “зеленый свет” проведению мероприятий, направленных на разъяснение общественности необходимости и важности дружбы и сотрудничества между Россией и Японией, а также заключения мирного договора путем: телевизионных обращений лидеров стран к народам России и Японии; показа телекомпаниями двух стран серии телепередач о политической, экономической, социальной и культурной жизни России и Японии; проведения симпозиумов с участием российских и японских экспертов, имеющих целью углубление понимания народами двух стран важности дружественных российско-японских отношений и заключения мирного договора; осуществления обменов, включая контакты по линии Японо-Российского центра молодежных обменов; эффективного освещения таких обменов через СМИ обеих стран.

В итоге сложилась знаменательная ситуация, когда власти России поставлены перед необходимостью воздействовать на общественность с целью формирования союзника в решении важнейшей межгосударственной проблемы – заключению мирного договора с Японией, включающего разрешение территориального спора. Т.е. в высших эшелонах российской номенклатуры, похоже, созрело понимание того, что следует не только укреплять вертикаль государственной власти, но и развивать горизонталь общественных связей в обществе, и опираться на социально активных членов общества, формирующих гражданскую позицию россиян, культурный и моральный климат в стране и, в итоге, таким образом определяющих демократическое будущее России. Впрочем, возможно все прозаичнее: переговоры о заключении мирного договора уперлись в невозможность на сегодняшний день разрешения территориального спора и российская власть решила взять тайм-аут и перевести стрелки на “общественное мнение”.

Так или иначе, но сам по себе факт включения общественности в процесс принятия важнейшего государственного решения, пусть даже и в качестве объекта пропагандистского воздействия, является признаком реальной, а не только декларируемой демократизации российского общества, что, в свою очередь, возлагает большую ответственность на те общественные организации и объединения, которые будут участвовать в решении проблемы мирного договора и способствовать его заключению.

Однако готовы ли сами общественные организации в России взять на себя ответственность за пропаганду государственной позиции по территориальной проблеме? И здесь возникают многочисленные сомнения разного порядка.

Во-первых, большинство организаций, традиционно занимающихся связями с Японией, всегда избегали затрагивать территориальную тему на официальных мероприятиях с японскими коллегами. Позиции стран по разрешению территориального спора были различны, а высказывание советскими, а позже и российскими гражданами мнений, отличных от официального в России, было наказуемо и для граждан, и для общественных организаций. С другой стороны, денежно бедным российским общественным организациям приходится считаться с фактором их неравноправного материального положения по отношению к более обеспеченным японским партнерам, получающим, в частности, государственные субсидии на развитие отношений с Россией в контексте решения территориальной проблемы.

Во-вторых, сложившиеся десятилетиями в период “холодной войны” стереотипы в понимании того, как должна разрешаться территориальная проблема, весьма устойчивы и труднопреодолимы. Прежде всего это касается популярной в народе позиции “ни пяди”, которая периодически в том или ином виде звучит из уст высокопоставленных чиновников, государственных и общественных деятелей, сознательно (пытаясь решать свои сиюминутные политические задачи) или по незнанию игнорирующих п.9 Совместной декларации 1956 г. Диаметральная позиция безусловного принятия претензий японской стороны на возвращение Японии всех южных Курильских островов хотя в России и существует, но малопопулярна [3]. При обсуждении проблемы спорных островов часто используется стереотипная постановка вопроса, дискредитирующая саму идею обсуждения проблемы, – “отдавать или не отдавать?”, – как будто кроме “черного” и “белого” никаких других цветов в политической и правовой палитре не существует.

В-третьих, содержание Иркутского заявления из-за его лаконичности может интерпретироваться по разному. Сторонники позиции “ни пяди” полагают (или хотят полагать), что Иркутское заявление подтверждает их позицию. Те, кто надеется именно на разрешение территориальной проблемы между странами в обозримом будущем, понимают Иркутское заявление прежде всего как подтверждение сторонами действенности Совместной декларации 1956 г., в которой вариант разрешения территориального спора уже указан и ранее согласован между правительствами и парламентами стран. Похоже, что Иркутское заявление являет собой некий обоюдоприемлемый в дипломатическом смысле сбалансированный документ, сила и слабость которого заключены в отсутствии четких формулировок по решению территориального спора.

В-четвертых, не стоит сбрасывать со счетов укоренившиеся со времен моноидеологического государства – СССР – опасения другого рода. Проблема заключается в том, что даже обсуждение в России территориальных тем в пользу иностранного государства чревато неприятностями, поскольку вопрос о территориальной целостности является краеугольным камнем института государственности. В основе конституционного строя России лежит «целостность и неприкосновенность ее территории, и президент России принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности» [ст.4-2, ст.80-2 Конституции России]. Обсуждение любых предложений, приводящих к изменению сложившихся границ, вполне может быть расценено заинтересованными лицами как нарушение конституционных норм с вытекающими отсюда последствиями. В федеральном законе "Об общественных объединениях" введен запрет «на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены... на нарушение целостности Российской Федерации» [ст.16 Закона]. При этом понятие "нарушение целостности" может быть применено не только к сепаратизму внутри страны, но и к проблеме демаркации государственных границ. Поэтому общественным организациям приходится задумываться о возможных правовых последствиях пропаганды в России позиции, выходящей за рамки расплывчатых официальных формулировок, помятуя об уже ставшей притчей во языцах политизированности органов прокуратуры, зависимости судебной власти от государственных и коммерческих финансовых структур, а также запутанности российского законодательства.

Исходя из объективно сложившейся ситуации необходимо признать, что вместо популистского вопроса “отдавать или не отдавать Японии южные Курильские острова?” необходимо переходить к рассмотрению правового вопроса – “следовать ли России своим международным обязательствам или нет? А если нет, то по каким основаниям?”. В этом смысле Иркутское заявление указывает на то, что стороны «договорились вести дальнейшие переговоры о заключении мирного договора на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 года, Совместное советско-японское заявление 1973 года, Совместное советско-японское заявление 1991 года, Токийскую декларацию о российско-японских отношениях 1993 года, Московскую декларацию об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией 1998 года, Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года и настоящее Заявление». Недавняя попытка России под какими-либо предлогами временно отказаться от выплат по своим международным долгам показала бесполезность и вредность такой практики ведения дел. Если берешь в долг – изволь отдавать, иначе тебе не место в сообществе цивилизованных государств. То же касается и международных договоров: подписал – изволь следовать своим обязательствам, желаешь ты этого или тебе это не по вкусу.

Таким образом, перед общественными организациями, которые проявят волю и смелость и в тесном взаимодействии с государственными структурами возьмут на себя бремя ответственности за разъяснение необходимости заключения мирного договора с Японией, встает ряд непростых задач:
• выработка четкого понимания того, как должен разрешиться территориальный спор в результате подписания мирного договора;
• определение сроков возможного заключения мирного договора – осуществиться ли это в среднесрочной перспективе или проблема достанется следующим поколениям;
• на основе предложения по демаркации российско-японской границы и сроков заключения мирного договора формирование стратегии и тактики ведения разъяснительной работы о необходимости заключения мирного договора в России и в Японии;
• проведение грамотных пропагандистских мероприятий, разъясняющих четко сформулированную позицию по разрешению территориального спора в России и в Японии, причем с активным вовлечением в этот процесс всех заинтересованных лиц и организаций, ученых и общественных деятелей, через публикации в прессе и электронные СМИ, преследуя единую цель – нахождение взаимоприемлемого выхода из политического тупика, в котором Россия и Япония оказались в результате сложной и трагической истории российско-японских взаимоотношений.

В свете вышеизложенного, вектор деятельности общероссийской общественной организации содействия развитию российско-японских отношений «Российский Комитет XXI века», похоже, указывает иное направление. В частности, по поводу дискуссии о спорных островах на Общем собрании в ноябре 2000 г. в Японии в отчетном докладе председателя Комитета Ю.М.Лужкова на 2-й Конференции было сказано следующее [цитируется по стенограмме с несущественной правкой]: «Была очень острая дискуссия, были очень острые обсуждения... И возникли даже крайние состояния в наших обсуждениях, которые нам удалось преодолеть. Хотя дело доходило до опасности такого разрыва, который мог бы означать даже и конец нашим взаимоотношениям двух общественных организаций. Нам удалось отстоять свою позицию и заключительное коммюнике этой встречи было, я считаю, абсолютно сбалансированным и не сводилось к проблематике островов, а было посвящено самым различным аспектам нашего сотрудничества... Специфичный период иллюзий закончился. Я не думаю, что вся эта проблематика ушла в прошлое и канула безвозвратно. Этот вопрос в любом случае всегда будет будироваться с японской стороны, но я уверен в другом – что наше взаимодействие Комитета XXI века и Форума 21 было существенным образом отрегулировано на нашей совместной встрече и не будет, уже совершенно точно, в будущем сводиться к монообсуждению проблемы островов. И японская сторона, а мы это хотели и добились, поняла, что нужно говорить о нашем взаимодействии, о формировании условий – я их называю “условий взаимозависимости” – для мощного развития торгово-экономических связей, связей в области бизнеса, культуры, науки, образования, и только через эти усилия в последующем можно говорить об обсуждении каких-то других вопросов. Если этого движения не будет – не будет никаких решений. И мне, честно могу сказать, было очень комфортно отслеживать встречи Владимира Владимировича Путина, а до этого у меня были с ним обсуждения этой проблематики, по совершенно ясной позиции, которую он изложил по территориальному вопросу, встречаясь с премьер-министром Японии Ё.Мори... В этом смысле, мне кажется, что наша позиция и наши цели, которые были ясными для нас, сейчас стали более ясными для нашего партнера – Форума 21-го века».

У Комитета, в отличие от многих других общественных организаций, действующих на японском направлении, имеются организационные и определенные финансовые возможности для ведения такого рода разъяснительной работы, включая партнерскую организацию в Японии – «Форум японо-российской дружбы 21». Но вопрос опять-же сводится к другому: захочет ли Комитет заниматься решением данной проблемы. Складывается впечатление, что до сих пор согласованной позиции членов Комитета по территориальной проблеме не существовало, и все сводилось к высказываниям отдельными членами Комитета своих личных или групповых мнений. Возможно, что новый состав исполнительных органов Комитета, избранный на 2-й Конференции, в скором времени определится с характером своей дальнейшей деятельности и даст понять российской общественности, от имени которой Комитет выступает: будет ли Комитет проявлять активность в выполнении своей уставной задачи способствования заключению мирного договора с Японией и следовать прежним договоренностям с Форумом, или же, следуя шаблону эпохи “развитого социализма”, ограничится констатацией того, что “вопроса нет” и “тема закрыта”. В этом плане роль депутатов Государственной Думы, которые вошли в новый состав президиума Комитета и которые несут определенную долю ответственности за деятельность организации, учрежденной в стенах Государственной Думы при непосредственной поддержке Парламентской ассоциации российско-японской дружбы, может оказаться ключевой в определении дальнейшей политики Комитета в отношении проблемы заключения мирного договора с Японией.

[1] В настоящее время председателем Ассоциации депутатов парламента Японии за дружбу с Россией (Нитиро юко гиин рэммэй) является Хироси Мицудзука, депутат Палаты представителей парламента Японии, член ЛДП(Я), а также президент Общества “Япония-Россия” (Нитиро кёкай).

[2] В 2001 году Общее собрание так и не состоялось. Не состоялось оно в 2002 и 2003 годах.

[3] См., например, статью В. Рамзеса “Не хватит ли мучиться дурью?” в журнале “Знакомьтесь – Япония” №30, 2000 г., с.29-33.


Опубликовано: Информационно-аналитический бюллетень Депутатской группы Государственной Думы III созыва по связям с парламентом Японии, №9, май 2001 г.


Рецензии