Я пришла в балет случайно очерки о современниках

В гостях у балерины, балетмейстера, Тамилы Ширалиевой.



 Юбилей! Награда! Орден «Слава» от Республики!
 Чествования, поздравления, дары... Шум. Суетность. И совершенно отстраненный от всего этого - взгляд орденоносной балерины.
 Словно, в этот момент она не здесь, а где-то... Может быть, там, на сцене, где прожила большую часть своей жизни? Двадцать пять лет в танце! Одетта, Одилия, Айша, Китри, Шехерезада. А потом ученики. Целая плеяда учеников! Многие из них уже Заслуженные Артисты. Нет, этим заслуженным артистам от силы, по двадцать пять. Рано? А в балете все начинается и заканчивается рано. Специфика профессии. Самые молодые пенсионеры в искусстве.
А может, мысленно в будущем, еще не реализованном спектакле? В работе над хореографией, над образами, которые создадут ее подопечные? Придумывает новые па? Бесконечные - плиэ, тан дю, фон дю, батман? Французские слова, - азбука движений. Лексика танца. Пальцы рук едва заметно двигаются. Профессиональная привычка,- на пальцах показывать рисунок будущего танца. Словно, азбука для не слышащих. Азбука для - посвященных, для - балетных. Так и есть,- работает. Даже сейчас.
 
 Украдкой рассматриваю балерину. Легкая, юношеская походка. - Неудивительно,- балерина,- объясняю я себе. Маленькая хрупкая женщина. И почему она вначале показалась мне высокой? Осанка…! – осеняет меня. А может, не в осанке дело? Но, тогда, в чем? Что заставляет нас воспринимать людей большими или маленькими,- независимо, от их роста и комплекции? Их - значительность? Хрупкая женщина,- значительна…? А может, дело в чем-то, другом? Энергетика..? Огромная энергетика, которой на несколько человек хватило бы, а досталась одной ей - женщине с комплекцией ребенка. Короткая челка на лоб. Уставшее, почти, без мимики, лицо. Необычное.… Глаза! Вместилища души,- огромные, яркие, немного насмешливые…. - Вот, где спрятана жизнь! Глаза живут… своей собственной жизнью. Отдельной от лица. Жизнью души…

 Мучаясь неуместностью заранее заготовленных мною вопросов, пытаюсь начать разговор. В глубине души догадываясь, что разговор не будет простым. Непросто будет говорить с балериной сейчас, обыденностью вопросов врываясь в запредельную гармонию внутреннего состояния балерины. Непросто будет добыть то, ради чего я пришла - факты творческой биографии. А, главное,- добыть искру вдохновения для написания по этим фактам материала. И, вопреки журналистской интуиции, которая вопиет обо всем этом, задаю первый вопрос. Задавая, испытываю смущение, словно спрашиваю о чем-то неприличном. А спрашиваю о званиях, регалиях. Надо же уточнить.  Односложные ответы на вопрос и холодный взгляд балерины. Нет, не почудилось, глубоко в зрачках - насмешливые искорки. Приехали…! Так и знала, вопрос - невпопад. Вот и не верь собственной интуиции! Нить разговора обрывается, так и не успев завязаться во что-то путное, что смогло бы стать стержнем для будущего интервью. Интервью? А может,- очерка? Односложные ответы, словно, речь идет не о творчестве выдающейся балерины, а о чем-то, малозначительном. Закрыта. За семью печатями. Балерине не интересно, балерина скучает. Устала? Девятый час вечера. Позади рабочий день. В отличие от моего. Мой - еще продолжается.
Ворчливо отметив про себя,- Да, уж, непростая у нас, у журналистов работа, - возобновляю попытку - продолжить разговор.
- Как пришли в балет?
- Случайно.
-А можно, поподробней?- с надеждой задаю очередной вопрос.
 -Да…, ничего интересного. Сейчас уже и не вспомнить… Пауза.
- Ну и…?
- Да, собственно,- все, как у всех. И тут… балерина снисходит. Теплеют глаза.
 - В 55-м году поступила в училище. Училась у прекрасных педагогов, у Черниковой и у Гямяр Алмас-заде.
- Первое выступление на сцене?
-Во втором классе училища. В «Щелкунчике». В этом балете много детских ролей. Потом,- «Красный мак» - Лауренсия, ну, а потом,- все остальное.
 - А когда состоялся ваш настоящий дебют на сцене? Тот, с которого начинается творческая биография?
- «Чернушка». Я танцевала тогда во втором составе театра. Роль в спектакле должна была исполнять Лейла Векилова. Но, случилось непредвиденное,  на премьере она подвернула ногу. И вторую премьеру танцевала я. Вот так и состоялся дебют.
- Успешный?
- Наверное. А потом… - Гюльянаг в «Девичьей башне», Китри в «Дон Кихоте», Айша в «Семи красавицах», Шехерезада в «Тысяча и одной ночи». «Читра», « Лебединое», «Легенда о любви». За двадцать пять лет много ролей перетанцевала. Почти все, что ставилось в театре.
-А кто были вашими партнерами?
-О, со многими танцевала. Плетнев, Баташов, Зейналов, Гавриков, Уткин. Сейчас они все в Москве.
-Знаю, что за « Тысячу и одну ночь» Вы получили Госпремию…
-Да, Госпремия СССР в 1980году. Но, тогда ее получила не только я. Ее получили все. И создатели, и исполнители.
- Вспомнила выражение,- артисту нужна дорога. Наверное, много поездили? Было много гастролей?
-Да, действительно, очень много. В те времена это было принято. Каждое лето театр выезжал на гастроли по союзу,- Ленинград, Москва, Тбилиси. Были и зарубежные поездки.
- Какие, - наиболее памятные?
- Франция, в 69-м . Фестиваль танца. Танцевала в «Комеди франсез», на шанс Елизее. Это было прекрасно. Там особая публика. И еще одна поездка. Тогда мы показывали «Читру» в Индии, Непале, Бирме, на Цейлоне. Это балет Ниязи по повести индийского писателя - Рабиндраната Тагора.
- И чем же памятной оказалась поездка?
-Страшно волновались, как примут.
 -Ну и - приняли?
- Да, очень тепло приняли. Говорили, - Как похоже на нас. Судя по всему, они не знали этого сюжета, а, возможно, что и не были знакомы с творчеством Рабиндраната Тагора. Было немного забавно.
- Советский человек оказался - более сведущим в области индийской культуры, чем сами индусы?
- Выходит так.
 -А где еще побывали?
 - Ой, много ездили. Германия, Италия, с союзной группой, Польша, Марокко.
- И что возили?
- Ну, В Европу, в основном,- концертную программу.
-Сейчас вы не танцуете. Но, я знаю, что вы занимаетесь преподавательской деятельностью.
-Да. - С 77 года - преподавательская работа в училище. И уже восьмой год,- балетмейстер-постановщик в театре и репетитор-педагог труппы.
Есть талантливые ученики?
- Есть. И немало. Так же, ездим на гастроли, хоть теперь это происходит гораздо реже.
 Восемь лет назад возили в Турцию «Тысячу и одну ночь», были в Петербурге, Москве. Отметились на днях Азербайджанской культуры в Москве.
- А чем отметились?
- Возили спектакль Полада Бюль Бюля,- «Любовь и смерть».
- А над чем работаете сейчас? Как постановщик...?
- А приходите завтра в театр. Завтра будет идти «Раст» в моей постановке.
Только начали работу над новым балетом Тофика Бакиханова «Добро и Зло».
-Работа занимает бОльшую часть вашей жизни?
- Нет, не большую, а всю жизнь.
-Ну, а чем еще живет Тамила Ширалиева вне работы?
- Есть дом, есть любимый сын, невестка. Есть друзья, книги.
-Что читаете?
- Ой, много чего. Нравится Лобсанг Рампа, увлеклась ведической литературой.

Заканчивая интервью, я, почему-то, решила еще раз спросить у Тамиллы - ханум,
- Так как же, все-таки, вы пришли в балет?
– …Я пришла в балет… случайно,- на секунду задумавшись, ответила орденоносная балерина.

 
С 1970г – Заслуженная Артистка Азербайджанской Республики.
С 1978г - Народная Артистка Азербайджанской Республики.
В 1987 г - была представлена к званию Народной Артистки СССР, но, это государство перестало существовать.
 Лауреат множества премий.
В их числе,- Госпремия СССР 1980г.- за исполнение роли Шехерезады в балете «Тысяча и одна ночь».
Автор хореографии огромного множества балетных постановок.
2007г – орден «Слава» Азербайджанской Республики.


Рецензии
))))))))))))))))))))))))))
Лейла, с наступающим Вас!

Всё, что желаете себе - пусть сбудется!!

Шая Вайсбух   07.03.2008 09:52     Заявить о нарушении
Спасибо!

Лейла Сабзали   09.03.2008 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.