К урокам истории

 …Вы говорите об успехе «Бориса Годунова»: право, я не могу этому поверить…потребовалась смерть Александра (императора Александра I), неожиданная милость нынешнего императора (Николая I), его великодушие, его широкий и свободный взгляд на вещи, чтобы моя трагедия могла увидеть свет…
Из письма А.С. Пушкин Е.М. Хитрово. Около (не позднее) 9 февраля 1831. Из Москвы в Петербург.

Случайно ль это замечанье?
Нет. Что-то, видно, было в том,
Кто круто подавил восстанье
И правил более кнутом.

Характера не занимать,
Жаль, его сыну не хватало:
Он волю смог народу дать,
Но трон все более качало.

Чтоб власть в России удержать
И как-то двигаться вперед,
Царь должен твердость проявлять,
Слегка подтапливая лед.

В ней руку напрочь оторвут
(Приняв за слабость благостыню),
Что держит пряник, а не кнут.
Так, к сожалению, и ныне…
Комментарии:
1. На победителя восстания декабристов, предельно жесткого царя Николая I, прозванного Палкиным, не было ни одного покушения, хотя он свободно, почти без охраны, разъезжал верхом по обеим столицам, а то и между ними. На его сына, царя-освободителя Александра II, объявившего при восшествии на престол амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 г.г. и петрашевцам, было совершенно пять (!) покушений. По иронии судьбы, первое покушение на Александра II было совершено польским эмигрантом А. Березовским в Париже 25 мая 1867. В результате последнего покушения (1 марта 1881 года) самый либеральный царь за всю историю России был убит. (Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. М: Большая российская энциклопедия, 1994.)
2. Правление первого Президента России Б.Н. Ельцина, пришедшего к власти на волне демократии, считается либеральным, но в октябре 1993 года против него с оружием в руках восстала Государственная Дума, поддержанная толпами маргиналов на улицах, а все оставшееся после подавления этого восстания время над ним постоянно висела угроза импичмента.
3. Правление второго Президента России В.В. Путина вряд ли можно назвать либеральным. Но нет и волнений ни в Думе, ни на улицах!...


Рецензии