Исправленному верить. Эволюция игр полная версия
Кабинет детсадовского психолога. Белые стены, обритый на лысо потолок. Точками, а точнее дырками в сером бетоне – яркие игрушки, количество которых можно точно посчитать, один раз обернувшись назад. В кабинете мама с ребенком. Пока отсутствуют официальные лица мать разглядывает обстановку и одновременно следит за тем, что бы ребенок не нанес вред казенному имуществу. Ребенок тянется к карандашам на столике. Карандаши пока под запретом. В кабинет стремительно заходит женщина в распахнутом белом халате. Они с матерью лучшие подруги, но не виделись несколько лет. Короткий ознакомительный обмен вопросами вестибюле. Проникновение в кабинет без очереди. Короткий миг возни и все занимают свои места. Ребенок немного напуган, мать сложила руки на коленях как нашкодившая школьница, женщина в халате слегка наклонилась вперед и напряжена как стрела. За окном внезапно сработала автомобильная сигнализация.
Мать: Мы несколько лет в разводе. Сын просыпается по ночам и зовет отца. Когда он не приходит, кусает ногти на руках
Ребенок: А когда придет папа?
Доктор: Это проективная методика – обращается к мальчику – нарисуй дерево, которое тебе нравится.
Ребенок: мы будем играть??
Мальчик черным маркером изображает дерево – толстый ствол, ветви словно руки тянутся вверх. Мать смотрит на рисунок и вскрикивает. Доктор смотрит ей прямо в глаза. Мальчик бросает маркер. Он крутится по бумаге и указывает на мать. Доктор резко встает. «Пойдем возьмем еще бумаги и нарисуем маму», - говорит мальчику и берет его за руку. Проходит мимо матери и шепчет «сука», так чтобы слышала только она. Выходят во двор.
Ребенок : Тетя, мы куда?
Доктор: бумага это целлюлоза, результат развития органической жизни. Нужно убить дерево, что бы появился лист бумаги, на котором ты смог бы рисовать. Я знаю неподалеку одно место.
Она ведет его в парк и подводит к дереву, широкому в несколько охватов.
«Дай руку», говорит она и набрасывает на запястье веревочную петлю. «Вот твой отец». Привязывает вторую руку к другому дереву. «Вот твоя мать». Уходит по аллее обратно. Ребенок тянет к ней связанные руки. «Перестанет грызть ногти»,- шепчет она и улыбается.
В кабинете она и мать плачут, обнявшись. Ведь они подруги, которые не виделись несколько лет.
Акт второй.
Прокуренная комната. Круглый стол посередине. Где то на дальней стенке орет телевизор, настроенный на спортивный канал. Четверо друзей играют в покер. Женщина, жена человека, который сидит спиной, перемещается по комнате, поправляет занавески, приносит пиво, вытряхивает пепельницу. Чаевые – редкие взгляды мужа и движение ладони от пояснице ниже. На женщине красное платье с белыми запятыми. Запятые преобладают в ее речи. Она дышит через запятые, в паузах между вдохом и выдохом – вопросительные знаки. Над столом висит лампа. Круг света разделяет сидящих на две части - вертикально – подвижные лица и мертвый затылок. Костюмы у всех в одинаковую полоску. У мужчины, сидящего задом левое плечо пиджака запачкано известкой, именно в это место чаще всего опускается рука женщины, когда она проходит мимо.
- Нам необходимо поговорить о Боге, сказал первый.
- Почему же необходимо? Не к месту говорить о Боге за картами
- Нет такого места и времени, в котором говорить о Боге было бы неуместно и несвоевременно. Представь, что ты останавливаешь машину у обочины. Высовываешься из окна и тебя тошнит. Это продолжается не больше пяти минут. Поговорить обо всем, кроме как о Боге, тебе хватит времени твоей жизни.
- Мы еще живы
- Мы должны разговаривать скороговорками на тот случай, если кто то внезапно умрет и тогда о смысле можно будет догадаться по последним звукам
- Если ты умрешь на середине фразы, остальные слова придется сказать Богу
- Ему будет неинтересно
- Невыразимо скучно
- Говорить от лица жизни, которой он не жил
- Поэтому давайте разговаривать о Боге
- Говорить про самого себя приятно, на тот случай, если ты скончаешься
- В нашей лаборатории закончено изучение образа Бога и составлена его картина с точки зрения фундаментальных физических, химических, этических и прочих характеристик.
- Любопытно.
- Отнюдь. Если выводить результат из формул, Бог представляет собой шар. Ничего особенного.
- Это давно и хорошо известно
- Суть не в этом. Теперь мы знаем не какой он, а каким образом.
- Каким образом он становится тем, чем он есть.
- Теперь зная, как он устроен, мы можем поменять то, что нас в нем не устраивает
- Он недостаточно великодушен
- Он всегда где-то там, а не рядом
- Он мужского рода (женский голос)
- Он бесконечен, и поэтому неазартен
Сидящий задом: «Сдаю». Он раздал слева направо по пять карт и остался на банке. «Твое слово»,- обратился он к человеку, сидящему слева. «Одну ее»,- первый слева кидает фишку в круг и тянется за картой. Второй и третий повторяют то же самое слово в слово. «Ставка?», - обращается к сидящему слева. «Одна»
Второй: Одна и одна
Третий: Одна и одна
Когда круг замыкается, человек, сидящий задом решает вскрываться.
«Пас», говорит первый, сидящий слева и сдвигает карты в центра, не поднимая. «Пас, пас», повторяют второй и третий. У человека сидящего задом на руках три карты. Он поднимает их рубашкой вниз. На них – фотографии соперников. Оглядывается назад и видит лежащий на полу прямоугольный портрет в красных тонах с белыми запятыми. У соперников напряженный взгляд, как будто они смотрят на шулера. Он проводит рукой по карманам в поисках карты и натыкается на шероховатую поверхность картона. В середине прямоугольника проступает нарисованный черным маркером круг. «Полный покер, ты выиграл». Издалека слышится шум монет, выпадающих из игрового автомата. Надпись «Конец» под занавес.
Акт третий.
Небольшая комната в светлых тонах. Когда поднимается занавес, неоновые лампы стробоскопически приветствуют сетчатку. В комнате четыре человека – три мальчика и одна девочка. Перед каждым стоит стол, на котором шахматная доска с фигурами в дебютном варианте. Складывается впечатление, что секунду назад все спали, упершись локтями в свой столик, а сейчас медленно просыпаются и разглядывают окружающее пространство. На лицах недоумение и растерянность. Помещение напоминает подвал. Где то капает вода. В отличие от подвала сверху не слышно шагов. Помещение полностью изолировано от мира стенами, от стен – краской, от краски – кислородом. Столики расставлены симметрично, строгим ромбом. Из за гендерной уникальности девочка кажется лидером.
- Мне кажется, нам придется сражаться, сказала она
- Интересно, с кем, я не вижу противников
- Если не с кем, тогда это сеанс одновременной игры. С этим местом
- Победитель выбирается наружу?
- Боюсь что победитель остается здесь навсегда. Боюсь, что это место и есть прошлый победитель
- Откуда ты знаешь?
- Ниоткуда не знаю. Это традиция. Оставаться на вершине пока тебя не сменит лучший.
- Я не хочу играть
- И я не хочу
- Тогда ты все равно останешься здесь. Мы все останемся здесь, если не будем ничего делать.
- Тогда противник это все кто не я, с одной стороны, я против всех. А с другой лучший то может быть только один, поэтому мы все против кого-то одного.
- А как ты поймешь, что лучший не ты? Если ты ошибаешься, тебе ведь придется играть против самого себя.
- Получается противник – это мы сами. Лучший выигрыш – проиграть самому себе.
- Это не игра это выбор
- Выбор по сути безальтернативный – тот кто выйдет отсюда, перестанет быть собой
- Что станет с этим местом когда придет новый победитель??
- Скорее всего, то что его наполняет, исчезнет, уступая место
- То есть, так или иначе, мы умрем, и умрем мы или так или эдак
- А если не играть, просто сдохнем… от жажды или голода, что впрочем тоже не противоречит предыдущему оратору
- Мне кажется, мы зашли в тупик. Ни у одного из нас нет оснований сделать выбор в пользу той или иной возможности. В пределах собственного ума.
В этот момент фигура на доске девочки делает первый ход. Остальные смотрят на нее. Она пожимает плечами. «Нет никакой разницы, - говорит она, - пусть это будет хотя бы интересно. Я и так обречена». Протянув руку к доске, совершает ответный ход.
Фигуры начинают двигаться и на других досках. Остальные участники тоже включаются в игру. Происходит обмен несколькими ходами, слева направо.
- Интересно, что будет, если мы проиграем все.. Например, будем поддаваться? Партия будет бесконечной?
- По сути это уже не важно. Мы вступили в игру, понимая, что это бессмысленно.
- Все остальные действия будут так же иррациональны.
- Тогда игра не старается выявить победителя.
- Это и так понятно. В этой игре выигрыша не существует как понятия.
- Тогда почему мы это продолжаем??
- Потому что мы в игре и игра это мы. Если остановишься – погибнешь. Возможно участие – это выигрыш. Мы просто вступили в другую фазу.
Девочка делает ход и нажимает кнопку шахматных часов. Она остается вдавленной, возможно ее заклинило. Все отрывают головы от своих досок и наблюдают. Кнопка остается на месте.
- Ты походила так, что заставила задуматься
- Я думаю наоборот. Мы должны сделать ход, что бы игра продолжалась.
- Мы играем по кругу, я не могу сдвинуть свою фигуру.
- И я
- А я не могу пойти, потому что два раза подряд не ходят.
- Тогда как нам возобновить игру?
- Это передышка, что бы принять правильное решение?
- Если решение и будет правильным, оно будет не наше.
- Как решение может быть принято, если мы ничего не делаем и не можем сделать??
- Игра тоже началась не сразу.
- То есть нас подталкивают к выбору
- Вернемся к началу.. Мы можем сделать выбор?
- исходя из того, что мы имеем – нет
- Я думаю это мы должны изменить
- Мне кажется, то что партия остановилась – это сигнал
- Мой конь под ударом, но его пока не съели. Итак, кому из нас придется быть конем? (девочка)
- Ну и дела
- Отлично.
- В любого из вас я могу ткнуть пальцем
- Это ответственность
- Кто ее со мной поделит?
- Я
- И я
- Я тоже
- Один слишком мало. Двое слишком много. Трое – слишком очевидно, срубить моего коня смогли бы и без вас
- Тогда решай. По моему, если ты не выберешь, удар будет направлен на тебя
- Это точно. Ни у кого не возникает вопрос, почему мне разрешили искать заменяющую фигуру?
- Ты девочка
- Ты хуже всех играешь
- Ты не сможешь сделать выбор и поэтому происходящее пустая формальность
- Я не буду жертвовать собой только потому, что без меня вы в конец перегрызетесь
- Ты удовлетворена ответами?
- Нет. Дело не в том, что я слишком ценная фигура. Мне кажется мы не исчерпали возможности движения в плоскости этого выбора…
- Движение?? Это хорошая мысль.. почему бы нам не поменяться местами?
- Я могу сесть на твое место, а остальные сдвинутся правее
Игроки меняются местами. Каждый ерзает на стуле, приспосабливая его поверхность под свои собственные ягодицы. Девочка напряженно смотрит на доску игрока, который сидел левее.
- Ха.. Я могу походить на этой доске и на всех остальных. То есть по крайней мере свести разнообразие возможностей к единому знаменателю. Нет возражений?
- Есть. Одно. Каждый будет под ударом и каждый получит право указать фигуру для уничтожения? Это апокалипсис. Мы сможем сделать это одновременно и тогда мы выберем исход, не запрограммированный партией
- Точно. Вопрос о выживании уже не ставиться. Мы покажем нос самой игре.
- А может быть от нас это и требуется. Может быть игра зашла в тупик и ждет своего разрешения любым способом?
- Тогда получается, своей смертью мы не продолжаем игру, но способствуем ей??
- Тогда получается, мы начинаем мыслить категориями игры, потому что лично для нас исход одинаков в любом случае
- Боюсь, что мы выходим из игры
- Боюсь, что игра становится нами
- Что то мне подсказывает, что это нужно остановить
- Поздно
На двух оставшихся досках фигуры сделали ход и замерли в ожидании.
- Теперь нас двое на двое. Мы все таки разделились.
- Мы по прежнему вместе
- Уже нет. Два смертельных хода, сделанные руками против двух ходов, сделанных игрой.
- Это подтверждает старый тезис о том, что кто именно станет первой жертвой, не имеет значения.
Девочка обращается к человеку сидящему за первой, её, доской.
- Теперь вместе мы. Ты можешь выбрать одного из них, кто будет исключен.
- Несмотря на то, что нас четверо, мы играем одну партию… Значит..
- Значит, ты фигура, подставленная под ответный удар. На кого бы ты не походил, это будет твой последний ход.
- Значит, ты выберешь оставшегося и автоматически становишься победителем.
Девочка обращается к двоим напротив.
- Может быть кто то хочет быть первым? Вы все равно умрете но первооткрыватель попадает в историю.
- Ты станешь победителем только потому, что попала на то место, где сидела.
- Это был случайный расклад.
- Теперь нам это ясно
- Я хочу тебя убить, хоть ты ни в чем невиновата
- И я
- И я тоже
Обращается к первому.
- Если ты пропустишь ход против наших противников, что бы убить меня, за тебя походит игра. Потом она срубит тебя. Потом будет мой ход. Вы до меня не доберетесь.
- Возникла концепция второго хода
- Подробнее
- Второго хода не существует для того, кто его делает. Второй ход для того, кто его принимает.
- Считайте, что вы уже походили.
- Тогда в игре остаешься только ты.
- Дополнение к концепции. Принимающий второй ход, принимает его не от тебя, потому что тебя в игре уже нет.
- Значит, игра не при чем?
- Это значит что я сейчас буду ходит против себя. А то, против чего я хожу, будет ходить против меня. Это последний ход в этой игре.
Девочка поднимает фигуру, проводит рукой над шахматной доской и задерживает ее над нужным квадратом.
- Я бы еще пожила…, говорит она, до тех пор, пока не устанет рука.
- Я готов поддержать твою руку
- И я
- И я тоже
Фигура на доске сдвигается. Пешка в руке начинает вибрировать и тяжелеть. Три пары рук бросаются на помощь. Словно смазанная маслом пешка вываливается из пальцев и падает на доску. Три пары глаз смотрят в одну. Везде немой вопрос. Пешка проваливается сквозь шахматную доску и летит куда то вниз, постепенно исчезая в черно-белой воронке. Медленно, сообразно скорости падения, гаснет свет.
Титры:
Вы бы хотели знать, что стало с ними дальше*?? (занавес)
* (да или нет - они бы тоже)
Свет загорается опять. Сначала он как будто бы осторожно нащупывает себе дорогу, а потом загорается ярче и увереннее. Четверо человек трут глаза.
- Что это было?
- На какое то мгновение, я подумал, что это конец
- Я раньше никогда не умирал, но почему то это было похоже на смерть
- Считайте это концом. Концом фигуры, которую срубили.
Разговаривают двое, сидящих друг напротив друга
- Я думаю, у меня получится. Я не хотел очутиться здесь снова, когда он наступал
- Мы все были согласны на такой финал когда он наступил, но результат игры не соотносится с согласованностью
- Ты знала, что так будет?
- Нет, но если бы и знала, он бы наступил, и мое знание только бы мешало, освещая ему дорогу
- Мы не можем вернуться обратно
- Там были логика и так называемый смысл. Сейчас мы лежим в коробке и ждем, когда нас снова расставят.
- Я бы не делала таких выводов. У нас есть еще одна секунда, до того, как нас срубят по настоящему
- Что это значит?
- Остаться фигурой, которой ты был
- Зачем?
- Неужели ты не понял?
- Я не хочу быть фигурой
- Это не проблема выбора, это проблема принятия выбора, который сделан за тебя
- Мне кажется, мы дрейфуем. Мне кажется, автор, который пишет эту ерунду, чем то раздражен и зол. Мне кажется, он не может расправиться с нами так, как бы ему хотелось, и поэтому он все чаще прикладывается к бутылке и думает, что мы сможем подсказать ему выход. Мне даже кажется, что я пишу жизнь автора в подлиннике, а он только меняет местами существительные и глаголы.
- Вот тупица. В рамках литературного произведения ты первый идиот, который сказал что он литературное произведение. Кстати, ты слышишь голоса??
Звучат голоса
- Если мы вышли из игры, кто будет играть?
- Какой из фигур мы пожертвовали? Мной, тобой или тобой?
- Игра это универсум выборов, которые мы расчленяем на две неравнозначные части и в этом кроется сакральный смысл бытийности как компонента отказа от того, что до этого времени расценивалось как способность его опередить, обезвредить, предать
Он обращается к ней
- Играть, проигрывать, побеждать
- Черта с два. Я хочу ее закончить.
- Я буду ходить против тебя, ты знаешь, чем это может грозить?
- Ничем – для меня. Если ты не выберешь другого противника.
- Пока – только с тобой. Кстати, поговорим о призе.
- Приз это я?
- Приз это то, что сосредотачивает. Как ты думаешь, если мы с тобой закончим эту игру, мы сможем быть вместе?
- Нет – до тех пор пока игра продолжается
- Сейчас я с тобой. Я не хочу заканчивать играть.
- Стоп. Как бы это не звучало, но других противников нет.
- Я выиграю, если ты не будешь мешать
- Мы всего лишь фигуры, которые вступили в диалог накануне того момента, когда одна из нас падет
- Мы можем говорить вечно
- Ты или я походят
- Я бы предпочел, что бы срубили меня
- Я бы тоже
- Я бы предпочел не знать.
Свет опять меркнет, только очень быстро, словно боясь пространства в котором видят слова. Мелькают кадры старой пленки. Появляется надпись «Это еще не конец». Но для тех, кто смотрит снаружи, это неправда. Это конец. Конец их участию в нашей маленькой истории. Все остальное будет происходить без них. Хронологический конец.
Свидетельство о публикации №207022800224