А Борман у него не получился...

А БОРМАН У НЕГО НЕ ПОЛУЧИЛСЯ...

Шестидесятилетию Ю.ВИЗБОРА и очередному показу сериала “Семнадцать мгновений весны” посвящается.
Недавно мы отмечали день рождения Юрия Визбора. Шестьдесят лет исполнилось бы этому замечательному и многообразно одаренному человеку. Поэт, композитор, автор и исполнитель своих песен, художник, журналист, кинодокументалист, артист, спортсмен...
Все это и многое другое, органично сошедшееся в его натуре, не принесло ему славы Леонардо да Винчи. Но в любой области, за какую бы он ни взялся, неизменно оставался его, пусть не всегда значительный, но неповторимый, истинно визборовский след, который не замели метели прошедшего без него десятилетия...
То ли специально к юбилею, то ли по счастливому совпадению, в дни памяти Визбора телевидение опять побаловало нас показом легендарного фильма “Семнадцать мгновений весны”. Кем только не изруганная и не осмеянная картина эта продолжала жить — на радость зрителям и на удивление критикам. В этом фильме — множество актерских удач, на фоне которых рейхсляйтер Борман в исполнении Юрия Визбора несколько меркнет. Однако, именно эта роль принесла ему широчайшую популярность среди той категории зрителей, которые никогда не ходили в походы и не слышали его песен.
Тем же, кто его знал, до сих пор невозможно понять, как это режиссер “Семнадцати мгновений...” Татьяна Лиознова умудрилась увидеть в добродушном, мешковатом, улыбчивом Визборе черты фашистского злодея? Это было так же нелепо, как если бы Мюллера играл Евгений Леонов, а Гиммлера — Георгий Вицин.
Однако, Визбор любил эту свою роль. Даже гордился ею. Соратник Визбора по песенному цеху Александр Городницкий вспоминает, как однажды на Грушинском фестивале они услышали спор двух девушек. “Смотри, Борман!” — воскликнула одна, показывая на Юрия Иосифовича. “Да что ты, совсем не похож!”, — откликнулась другая. “Вот дуры! — обиделся Визбор — Почему это я не похож на Бормана?”... Рассказывают также, что когда Визбор снимал документальный фильм о Ставропольском крае, случилось ему решать какой-то вопрос с первым секретарем крайкома партии Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Увидев, кто к нему пришел, Горбачев, подражая голосу Копеляна за кадром, произнес что-то вроде: “Борман идет по коридору!” После чего оба чрезвычайно прониклись друг к другу, и вопрос был решен положительно...
Чтобы Борман утратил природные визборовские черты, надо было поработать основательно. Но ни свойственный Визброу дар перевоплощения, ни измененный до монотонной неузнаваемости мягкий насмешливый его голос с привычным хохотом, — ничто не помогло. Все равно перед нами был Юрий Визбор — непривычно хмурый, уставший, раздосадованный какими-то неприятностями и интригами на работе. Так и казалось: вот он придет домой, скинет дурацкий серый мундир, возьмет гитару и споет что-нибудь знакомое и давно любимое, от чего на душе станет светло и безмятежно...
Нет, что ни говорите, а не шла Визбору роль фашистского главаря, никак не шла! Так же, впрочем, как не подходила для его песен сцена в концертном зале “Россия”, где отмечался нынешний юбилей... Визбору противопоказаны выспренность, монументальность, гранит. Вспоминать бы нам почаще его усмешку — может быть, и застраховались бы от дурного вкуса...
И все-таки Борман стал визитной карточкой Визбора. Но, как говорится в известном анекдоте, мы его любим не только за это. Ну, а все-таки, за что?
За то, наверно, что он помог сразу нескольким поколениям обрести свой голос и свои песни. За то, что научил нас смотреть на мир чистым взглядом, любить, мечтать и работать. Да-да, и работать тоже! Его главной темой был человек труда, о котором до того писали с фальшивой и слащавой интонацией, а после того — забыли вообще, что такой существует. Ну, да Визбор никогда за модой и не гнался: его песни не попадают в хит-парады, они всего-то растворены в воздухе, которым мы дышали. Но разве этого мало?..

Михаил РЯБОВ
Газета “Солидарность” № 14, 1994


Рецензии