Консолидирующая сила Санкт-Петербурга

Российская Академия Акмеологических Наук
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Академия прогнозирования РФ
Санкт-Петербургский Общественный Фонд «Наш Город»


Санкт-Петербургская городская конференция
«ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Санкт-Петербург, Россия
24-25 декабря 1999 года

Михаил Щелконогов

Санкт-Петербург
Россия


«Консолидирующая сила Санкт-Петербурга»


Ключевые понятия: реформы, переход, современная Россия, консолидирующая идея, философско-этическое Учение Солнечный Путь, универсализм, суперуниверсализм.

Аннотация:
Цель доклада – определить предназначение Санкт-Петербурга через призму духовного содержания его жизни на протяжении всей истории существования и показать, что сегодня так же, как и сто лет назад, городу нужна консолидирующая идея, дающая его жителям – гражданам России – особое мировоззрение, определяющее смысл и мотивы происходящего и пути дальнейшего развития. Предназначение Петербурга – стать духовной столицей всей России – городом, способным объединить разнополый и разнонациональный организм страны. Это город, в котором получит свое развитие новая общероссийская идея.

Введение.

Развитие Санкт-Петербурга, как и всего общества в целом, находится на переломном этапе. С одной стороны, огромная мучительная история со своими взлетами и падениями, катаклизмами, с другой – новый век, новое тысячелетие, неопределенное будущее. Перед всем прогрессивным человечеством, особенно научной элиты страны и нашего города, встает вопрос поиска единства и согласия, которое поможет нам определиться в главном – в признании того, что мы являемся непосредственными участниками процесса рождения принципиально новой духовной, политической, социальной и экономической реальности – государства России.









Во времена великих исторических разломов, смены эпох, разрыва традиций, в полный рост встают исконно русские три вопроса: Что происходит, Кто виноват и Что делать? Но в эпоху научно-информационной революции (НИР) невозможно найти ответ на них без самого главного, дающего точку отчета, – Как должно быть? Именно ответу на данный вопрос посвящена наша работа, основанная на философско-этическом Учении Солнечный Путь (СП).
Различные веяния советского периода развития страны вынуждали часто переписывать историю, и это привело к тому, что мы стали страной, дающей различную трактовку прошлых событий. Как известно, прошлое формирует будущее. Сегодня перед нами открылся широкий спектр выбора путей развития страны, что вызвало подлинный ренессанс отечественной религиозно-философской традиции, в целом определяемой как Русская идея.
В России активизируются все виды и формы национального самосознания. Основной смысл Русской идеи заключается, с одной стороны, в поиске путей самопознания личности, с другой – в поиске самосознания всей нации.
Поэтому мы понимаем историю города и страны не как цепь кризисов, обусловленных эволюцией российского общества, а как преемственность форм и методов национальной идентичности, поиск путей развития в сторону общества современного типа.
Мы переходим границу, отделяющую «традиционную Россию» от «современной России». В этом процессе нам, с позиции идеи СП, необходимо выделить четыре краеугольных камня, определяющих самые значимые проблемы современного общества.
Первый из них - идеологический. В данный момент происходит грандиозная психологическая мутация, связанная со сменой идеалов. Это самая сложная проблема современности, так как ее нелегкое бремя ложится на уже устоявшуюся психику, на определенные духовные запросы личности , на привычные поведенческие реакции. Очевидно и то, что у того слоя российского общества, который принимает идею радикального реформирования, возникла насущная проблема появления принципиально новой интегрирующей идеологии, способной закрепить формирующуюся нетрадиционную идентичность, легитимировать новый тип власти, ответить в целом на вопрос, как должно быть. Особенно важно появление новой идеологии в тот момент, когда первичная радикально-реформаторская идеология, существующая до 1996 года, утрачивает объединяющий и смыслозадающий потенциал. Нынешний вакуум заполняется всевозможными идеологемами, далекими от истинной идеи. Именно это мы наблюдаем на политической арене в виде 28 политических и свыше 60000 общественных объединений и движений.
Отчетливо прослеживается сущность идеологии как примата политики. Базисные идеологии современного российского социума пронизаны (в разной степени) умонастроениями «реконкисты» и создают гипернапряжение во властных структурах. Эти явления не только не стабилизируют российский политический процесс, но и не дают возможности ему состояться как таковому. Особенно остро данная ситуация проявлена в Санкт-Петербурге как индикаторе состояния российского общества.
Модернизация страны проходит по опыту западных демократий. Вне процессов национального самопознания. Вне учета самобытности, идентификации реалий и закономерного хода российского исторического процесса. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга характеризуется отсутствием какой-либо консолидирующей силы, истинного народного представительства, способного оказывать эффективное воздействие на администрацию города. Факт, что исполнительная власть является инициатором социальной и экономической реформы и одновременно инстанцией, ответственной за их осуществление. Отсутствие контроля со стороны законодательной власти является мощным инерционным моментом в деле обновления государственной власти, на пути становления Петербурга как города, способного осуществить процесс консолидации всех сил Российского государства.
Любые изменения в политике и в экономике так или иначе сказываются на социальной стабильности страны. Особенно в таком мегаполисе как Санкт-Петербург, так как любые маломальские изменения в сжатые сроки приобретают массовый характер.
Кризис социальной системы развертывается рука об руку с резким ухудшением физического здоровья жителей Петербурга. Основные источники стресса – падение доходов, дефицит личной безопасности, преступность, страх перед будущим, конфликты на работе. Это следствие отсутствия «идеологии единства и согласия», а также последствия социальной конфронтации «партий принципов». Отсутствие идеологии развития общества приводит к деструктуризации страны.
Социальное, духовное нездоровье населения проявляется в катастрофическом росте таких аномалий, как алкоголизм, наркомания, суицид. Отсутствие духовных ориентиров чревато снижением качества человеческого потенциала всей нации вперед на длительную перспективу, что ставит под угрозу не только экономические реформы в целом, но и вызывает логичный вопрос целесообразности реформ вообще.
Самое страшное в том, что складывается парадоксальная ситуация, когда проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей и молодежи, что, как очевидно, противоречит естественным процессам. Происходит ухудшение здоровья каждого последующего поколения. Специальные расчеты свидетельствуют, что население России ежегодно теряет около 1 % своего потенциального здоровья.
Интегрирующая идеология создает социально справедливые реформы, которые становятся экономически эффективной мерой решения проблем в социальной сфере.
Мы видим, что в эпоху НИР идеология приобретает экономический статус. До недавних пор социально-экономическая эволюция человечества в целом двигалась самотеком как естественный исторический процесс, а не движение по избранному пути. Продолжение подобного хода событий стало смертельно опасным для человечества по причине колоссальной мощи созданных технических средств и организационных структур. Поэтому мы призываем к тщательному анализу, согласованию интересов множества лиц, объединений, структур.
Мы считаем, что консолидирующей силой Санкт-Петербурга способно стать общенациональное Учение Солнечный Путь. Родившись в Санкт-Петербурге, возникнув на стыке Востока и Запада, СП синтезировал культуры цивилизаций, сохранив русскую самоидентификацию, тяготеющую к универсализму, вселенству, соборности. Солнечный Путь - Русская идея сегодня – не декларативный набор умозрительных лозунгов, а реалистическая стратегия скорейшего преодоления кризиса идентичности. СП позволит разрешить глобальные проблемы и перейти к устойчивому развитию, при котором удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения обеспечивается при сохранении, мало того, увеличении подобной возможности для следующих поколений.
Мы все - творцы России!

Санкт-Петербург – город, который стоит того, чтобы писать о нем, о том, что с ним происходит. Удивительная, особая судьба, глубокая духовность. Многие поколения людей в своем сознании искали ответ на вопрос, в чем заключается связь между Петербургом и Россией. Каждое новое поколение выдвигает на историческую сцену свой лик Петербурга, свое понимание его предназначения, ибо всегда и во всех свершениях открытой раной остается без ответа все тот же вопрос: В чем предназначение Петербурга?
На Петербург петровской эпохи лег грех насильственного руководства историческим процессом. Санкт-Петербург был городом без корней. Он создавался в обстановке уже развитой и сложной культуры, вызванный к бытию общегосударственными потребностями. Перед нами город, возникший в эпоху зарождающегося империализма, в эпоху, когда разрывались традиционные путы замкнутого национального бытия. Нация выходит на арену всемирной истории, влекомая волею к жизни и к власти. Да, это город без корней, но – устремленный.
Петербург стал городом, непосредственно выходящим в чужие земли, городом, открытым вовне. Санкт-Петербург потребовал много жертв для своего рождения. Петр был жестоким правителем. С самого начала он вызвал у народа по отношению к государству внутреннюю «оппозицию души». Внутренняя, тайная болезнь подрывала силы столицы. Великие поэты, рожденные Петербургом, чувствовали трагичность этого города. С одной стороны, Санкт-Петербург – это связь с миром, залог единения России с европейскими народами, выход на мировую арену, а с другой – это деспотичная полицейско-бюрократическая система Николая I.
Санкт-Петербург - город борьбы и напряженного труда, постоянного поиска новых идей. Устремленность в грядущий день. Идеи христианства и служения Царю и Отечеству постепенно стали изживать себя. Нужна была новая, консолидирующая сила, дающая смысл жизни и направленность в будущее. Начался раскол между властью и обществом.
«Суета сует и томление духа» – вот определяющие характеристики жизни Петербурга XIX века. Миф о благостной жизни народа при царе развеялся после революции 1905 года и аграрной реформы 1906-1909 годов. Народу противостоял самодержавный аппарат с ратью бюрократии. Идеология службы государю и отечеству не могла существовать дальше. Она потеряла власть над народом, исчерпав свою интегрирующую функцию.
 Новая эра наступила очень быстро. Вековое противостояние народа и власти взорвалось народным бунтом, «бессмысленным и беспощадным», против любого, даже чисто внешнего проявления барства и социального превосходства.
Город принимает иной облик. Исчезла суета сует. В городе – пустыри. Вековых наследственных традиций, а следовательно, и духовных культурных корней новая власть не имела. Поэтому она рассчитывала только на авторитет силы, военно-политическое и идеологическое насилие.
Петербург – Петроград – Ленинград подвергся массовым репрессиям, уничтожалось свободомыслие и вместе с ним опасность для режима. И опять в обществе – уход в подполье, политическая, интеллектуальная и духовная оппозиция. Город без корней и без цели. Великий город – без величия. Осколок былой идеи.
Далее – опустошительная война и победа вопреки существующему режиму. Эта война стала первым признаком духовного выздоровления нации и началом конца тоталитарного режима (этим объясняется новый всплеск репрессий в конце 40-х годов).

Власть руководствовалась искусственной идеологией, народ жил по законам своего возрождающего духа до тех пор, пока не обнажился антагонизм целей и средств, слова и дела. В Ленинграде более чем где-либо к середине 80-х годов становится очевидной бесперспективность пути, по которому развивалась страна.
Сегодня опять складывается ситуация неопределенности. Все больший круг проблем нашего настоящего и перспектив развития связан с мировоззрением, идеалами - всем тем, что определяет смысл и мотивы поведения отдельных людей, коллективов и больших социальных групп.
Вся история России вела к созданию общемировой идеи. Россия шла к этому всю свою долгую, блистательную и мучительную историю. Она вбирала в себя опыт власти религии, философии. Она объединила огромные территории, вбирая в себя народы, ассимилируя их культуры. Россия все время мучительно искала себя, решаясь в этом поиске на радикальные изменения. В то время как Запад в последние двести лет лишь приспосабливал и совершенствовал социально-экономический строй, Россия в одном только XX веке вот уже во второй раз меняет его самым кардинальным образом.
России необходимо было создать собственную идею, способную увлечь все человечество. Идея СП зародилась именно в нашем великом городе и способна превратить его в духовную столицу России. Санкт-Петербургу суждено стать столицей не искусственной, не выдуманной, а подлинным узлом, связующим разнородный организм России.
Идея – это Генеральный план строительства государства, которому должны быть подчинены все структуры общества. Он определяет смену общественно-экономических формаций. На его основе разрабатывается система ценностей, понятная каждому члену общества. Это - конкурентоспособность государства на мировой арене, любого российского предприятия и каждой личности в отдельности. Генплан СП возник потому, что в рамках существующей системы принципов, по которым развивалось общество, нельзя было ответить на вопросы, поставленные научно-технической и научно-информационной революцией.
Это реалистическая стратегия, преодолевающая кризис идентичности. Она направлена на раскрытие возможностей самореализации России, ее человеческих, природных и духовных потенций.
Для развития новой идеи, для ее практической реализации нужны ресурсы. У нашей страны есть запас сил и энергии, который раскрывается в периоды крайней необходимости. За один век Россия прошла через испытания пяти революций и трех масштабных войн со значительными последствиями. Ни одна страна в мире не способна выстоять в таких условиях. На долю России выпадали испытания, грозившие погубить ее. Но страна всегда отличалась особой стойкостью и мужеством. В России заложен огромный духовный потенциал. Это великая сила, глубоко утаенная и, во многом, невостребованная сегодня.
Россия – богатейшая страна, но в официальной статистике находит отражение не более пятнадцати процентов всего богатства, которым на самом деле располагает наша страна. Не учитывается вовсе ее интеллектуальная собственность.
Есть еще природный и человеческий капитал. Богатство все более становится не только выражением некоего запаса вещных благ, но и олицетворением уровня развития самой человеческой природы. Человеческий фактор развития получает качественно новое измерение как итог накопления знаний, навыков физической, нравственной, психологической готовности к труду. Возникают такие понятия, как образовательный и квалификационный потенциал, творческие ресурсы.

Россия богата последними двумя видами капитала. Если рассматривать только природно-ресурсную обеспеченность России, наша страна располагает крупными, а в ряде случаев, крупнейшими запасами различных полезных ископаемых (редкое сочетание масштабности и разнообразия богатств недр). Хорошо обеспечена водными ресурсами, обладает значительным земельно-ресурсным потенциалом. Кроме того, Россия – это крупная лесная держава, главный обладатель лесных ресурсов на планете.
Но основное содержание национального богатства страны – это ее интеллектуальный, научно-технический потенциал, основной фактор ее экономического роста. Специалисты подсчитали, что в денежном выражении величина интеллектуального потенциала России составляет 400 млрд. долларов.
В последнее время наметились потери этого потенциала из-за нарушения связи между поколениями. Эта связь обеспечивала преемственность знаний. Отсюда инерционность передачи опыта от старшего поколения к младшему. Необходимо остановить этот разрушающий процесс и сохранить способности профессионалов для страны. Фактор времени приобрел критическую значимость. Кроме того, научное знание должно развиваться во взаимодействии с другими формами освоения мира для уяснения его гуманистических, жизненно-практических основ и человеческого предназначения. Для этого необходимо внедрение идеи СП в образование, воспитание, в социальную практику.
Научно-технический потенциал представляет собой важный стратегический ресурс, который наша страна обязана сохранить, вступая в XXI век – век высоких и высочайших технологий. Во многом, место и роль России в мировом сообществе будет определяться уровнем ее научно-технического развития, ее способностью создавать передовые технологии.
Обратимся к Санкт-Петербургу. Если говорить об экономике, то Петербург входит в группу наиболее экономически развитых городов России. По объему валового регионального продукта город занимает четвертое место среди регионов страны, уступая Москве, Ханты-Мансийскому АО и Свердловской области. В структуре промышленности города наиболее важное место занимают отрасли, имеющие конкурентные преимущества перед иностранными компаниями. Это выгодно отличает его от большинства экспортно-ориентированных регионов.
Благодаря выходу к Балтийскому морю и наличию развитой транспортной сети Санкт-Петербург обеспечивает сообщение России со странами Северной и Западной Европы.
Транзитом через Санкт-Петербург проходят значительные экспортно-импортные грузопотоки. Благоприятное положение города и увеличение степени открытости экономики создают объективные перспективы для его развития. Здесь нужны эффективные инвестиционные программы, привлекающие как внешние, так и внутренние средства.
По степени концентрации капитала, Санкт-Петербург является вторым после Москвы финансовым центром страны. В городе насчитывается около 100 банковских институтов, действует три биржи и более 100 компаний – профессиональных участников рынка ценных бумаг. Наличие развитой городской инфраструктуры и выгодное географическое положение города создают основу инвестиционного потенциала города.
Но, как говорится в послании губернатора, «основной капитал города – это люди».
Ведущая, определяющая роль человека обуславливает необходимость его опережающего развития. Изменить качество общественных отношений, осуществить реформирование устоев общества можно лишь изменяя людей, преобразуя их деятельность, всесторонне развивая их способности и дарования. СП выражает такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют людей в общности любого типа: семью, коллектив, нацию, государство, общество в целом.
Развитие цивилизации немыслимо без системы знаний о человеке и обществе.
Каким качествам должна соответствовать идея, способная предложить эффективные методы российского реформаторства? Этот вопрос постоянно прорабатывается учеными, политиками, социологами и психологами. Ответим на поставленный вопрос.

Идея СП универсальна:

• обращена непосредственно к каждому человеку, определяет его отношение к себе, обществу и миру. Акцент делается на разнообразные роли человека в обществе с его индивидуальностью и полноценностью, с его уникальными, качественными характеристиками, с его неисчерпаемыми возможностями саморазвития.
• учитывает триединство человека.
• предоставляет каждому человеку возможности самопознания, самоопределения, самореализации, что, как следствие, решает многие проблемы, в том числе, и материальные.
• позволяет качественно применять полученные знания во всех сферах человеческой деятельности, обеспечивая многовариантность трудовой деятельности человека, снижая уровень безработицы и социального напряжения в обществе.
• обеспечивает рост благосостояния страны, так как определяет пути взаимного труда и творчества людей.

Идея СП суперуниверсальна:

• способна охватить всю совокупность политических, экономических, правовых, идеологических, культурных отношений между народами различных национальностей и конфессиями, что позволяет создать максимально благоприятные условия развития России.
• учитывает смену предпочтений человека в течение жизни, связанную с ростом образовательного уровня, общественной значимости, с карьерным ростом и с ростом материального благосостояния.
• методики рассчитаны на любой уровень образования, возраст, пол.
• содействует развитию гражданского общества, способствует инициативности каждого гражданина, поскольку дает осознание, что судьба России – это наша жизнь в настоящем и будущем. СП воспитывает человека с высокими этическими принципами, сочетающими в себе свободу воли и чувство гражданского долга
• способствует развитию новой этичной личности, уважающей свои силы и время, осознающей причины всех своих поступков и несущей за них ответственность. Это личность, обладающая здравым реализмом, грамотной оценкой ситуаций, готовая к сотрудничеству и сотворчеству с окружающим миром.
• повышает роль семьи в гражданском обществе как необходимой морально-этической базы для воспитания качественно иного поколения, способного трудиться и творить.
• определяет задачи образования и воспитания, ориентируя на поиск призвания, развитие умений и потенциальных возможностей человека, на грамотную постановку цели в жизни.
• определяет меру владения собственностью. Размер собственности определяется нуждами человека (или семьи) и его материальными возможностями в данный момент. При этом гражданин сам определяет, в какой вид собственности и в какой момент ему нужно вложить свои материальные, интеллектуальные и иные средства, согласуясь с жизненными приоритетами и задачами карьерного роста. Каждый человек должен быть не богат, но обеспечен.
• определяет роль государственной власти в России, первоочередными задачами которой должны стать благосостояние общества и обеспечение порядка в стране. Важной функцией власти является всесторонняя помощь бедным, малоимущим, больным людям, которые временно не могут внести свой вклад в развитие государства в силу своего состояния, а также пожилым людям, которые утратили свое активное, лидирующее положение в обществе, но способны передать свой жизненный опыт молодым людям, сохраняя и приумножая тем самым преемственность поколений.
• определяет место, время и качество труда каждого человека в сообществе в целях максимизации результатов труда.
• гармонично объединяет внутренний и внешний мир личности.

Заключение.

Анализ современных тенденций развития общественных отношений становится источником представлений о духовной и нравственной безыдейности современного общества. В целом, все устремления нацелены на материальное обогащение, на беспредельное накопление богатства, что стало основой соперничества между людьми. Постоянный процесс передела собственности внутренне разъединяет людей, предоставляя им лишь зыбкую, нестабильную и некачественную основу для сотрудничества с множеством переменных. Объединение людей происходит по принципу взаимной материальной выгоды, и не более того. Без общей, консолидирующей идеи развития, основанной на морально-нравственных принципах, не будет эффективного сотрудничества.
Реформы дают возможность изменить будущее – человека, общества, страны. В том смысле, что современная ситуация в нашей стране – благо. Ибо заставляет нас задуматься о том, что мы делаем, как и во имя чего.
В природе все уравновешено. История учит нас, что наряду с задачей существует путь решения. И путь нам дан. Учение Солнечный Путь способно стать консолидирующей силой Петербурга.
Мы, жители Санкт-Петербурга, ответственны перед лицом всей России. Нужно «поднимать» наш город, раскрывать его значимость. Город есть плод замыслов и деяний человеческих, это итог непрерывного творчества каждого из живущих в нем людей, это материализованный творческий порыв. Не мы выбираем город, а он – нас. Нас выбирает Россия…

Литература:
1. Щелконогов М.Н. «Начало», 1997.
2. Щелконогов М.Н. «Основной вопрос Человечества», 1997.
3. «Путь в XXI век», РАН, 1999.
4. Термин в книге Лихачева Д. «Книга беспокойств», М., «Новости», 1991, с. 226.
5. «Финансовые известия», 18 декабря, 1997.


Рецензии