Майкл Крайтон - Стрела Времени

Майкл Крайтон
«Стрела Времени»

Книги Крайтона сейчас известны практически во всём мире. Это и легендарные «Пожиратели мёртвых» (литературная основа известного фильма «13 воин»), и «Затерянный мир» («Парк Юрского Периода», который стал отправной точкой в карьере Стивена Спилберга), и «Государство страха», множество столь же громких рассказов и повестей…словом, список можно продолжать очень долго.
 Все его произведения настолько фантастичны, но в тоже время как-то обыденны, что для них не нашлось привычного литературного жанра. Поэтому Майклу пришлось создать свой – «технотриллер». С одной стороны, это альтернатива – попытка с помощью известных фактов разогнать тёмную пелену над прошлым или приоткрыть окошко в будущее, - но с другой – это целое научное исследование, с, различного рода, предостережениями и гипотезами дальнейшего развития событий. Это инструкция под названием «Что будет, если мы будем делать именно так...»
 «Стрела времени» не исключение. Книга – целое исследование на тему квантовых компьютеров: их зарождения, попыток приблизиться к этой мечте вплотную и, естественно, созданию. Компьютер, основанный на квантовых технологиях, в тысячи и десятки тысяч раз превосходит даже самые быстрые из существующих на данный момент машин. Представляете, какое огромное пространство для дальнейших исследований открывает нам развитие квантовой физики?
 Роберт Дониджер – один из главных героев романа – смог себе это представить. И не только представить, а почти что обуздать всю ставшую доступной квантовую мощь. Результатом всего этого явилась машина, позволяющая переместить любое вещество в какой угодно отрезок времени. Но это не банальная машина времени – во время «транспортировки» вещество в прямом смысле погибает. Но на его месте восстанавливается перемещённого предмета. Правда, из-за банальных ошибок «транскрипции», копия может получиться не очень точной…а, как окажется в последствии, совсем не точной.
 Но даже эти ошибки не мешают главным героям использовать машину в целях реставрации двух старинных – английской и французской – крепостей, разрушенных ещё в XIV веке. Правда здесь, лишний раз доказывается что история несовершенна и что мы знали о том времени – лишь сказки про добрых рыцарей и монахов.
 На мой взгляд, самый главный плюс Майкла в том, что он не сделал из своих героев, попавших в средневековый Кастельгард настоящих «Суперменов». Их мутит от одного только вида трапезы в замке, оружие держат неуверенно, впрочем, как и обращаются с лошадьми. Словом, автор мастерски развевает «сказку о добреньких рыцарях и прекрасных временах».
 Конечно, не обошлось и без промахов – в некоторых эпизодах с лёгкостью можно предположить, что сделает той или иной герой в данной ситуации, но к концу отрицательные мысли (у меня, например, их было на удивление мало) уходят, освобождая место по-своему счастливому «хэппи энду».

Аркадий Соловьёв


Рецензии