Литературный марафон Контакт как торжество рецепции

Эпиграф: Литература пишется для читателя (Ганс Роберт Яусс)




Представьте себе ситуацию: русская деревня среднего достатка. У всех огороды. Конец сезона. Деревенские копают картошку, чистят, варят и... наперебой предлагают друг другу попробовать.

Между тем, в ближайших, да и не только, городах люди покупают импортную (например, мексиканскую) картошку или вездесущие чипсы. Продукты, за экологическую чистоту которых может поручиться только хорошо оплаченная реклама.

Абсурд?

Но в современной русской литературе дела обстоят именно так. Писатели, «не вошедшие в обойму», пишут друг для друга, читают друг другу, рецензируют друг друга. А люди, обделённые причастностью к писательскому хозяйству, поглощают кто переводные бестселлеры, кто бульварную литературу.

Случается, впрочем, читателям ознакомиться и с широко рекламируемыми книгами отечественных авторов (что в нашей метафоре могут быть уподоблены крупным, богатым картофелеводческим хозяйствам с непрозрачным для потребителя производством).

Верно ли, что импортная и выращенная в крупных хозяйствах картошка качеством лучше частной? Вероятно, всякий, кто пробовал, скажет: нет, неверно.

Так почему же частный товар не доходит до потребителя?

Потому, что этот первый очень трудно и дорого собрать и доставить последнему. Картофель, собранный «с миру по нитке» по крестьянским дворам, становится дороже чёрной икры.

Давайте представим любопытное развитие ситуации. Среди деревенских есть люди, выращивающие уникальный картофель и готовые продавать его не в пищу, а как семенной материал. Этих людей можно вместе с их урожаем свезти на ярмарку — и продукт оправдает стоимость доставки.

Такие авторы в современной русской литературе есть. Они не раскручены, в них не вложены деньги, их не успели распознать крупные издательства. Причина тому проста — они опережают своё время. Их творчество нельзя «продавать в пищу». Скорее оно — «семенной материал», то, что взойдёт в произведениях авторов будущего и в жизнях будущих читателей.

Вероятно, в мозгу, породившем идею литературного марафона «Контакт», бродили вовсе не такие мысли. Но по мере оформления идеи в концепцию, а затем и в основополагающие документы марафона, становилось ясно: он нужен для того, чтобы донести качественную некоммерческую литературу дотуда, где её не хватает.

Зачем это нужно читателю и слушателю?

Кто-то из великих древних сказал: человек есть то, что он ест. В каком-то смысле едок чипсов сам становится чипсами; в том же самом смысле читатель бульварной литературы становится мертвечиной. Тот же, кто впустил в себя написанное кровью, выросшее из нутра писателя, пережитое им — такой читатель имеет шанс остаться живым.

Кровью и нутром писали классики. Но впустить их в себя — очень большой труд; условием такого труда является способность стать человеком прошлого, может быть даже — самому стать классиком. Не всякий к этому готов.

Воспринимать живое творчество современных авторов — труд меньший. Но результат для читателя вполне сравним с итогом настоящего, вдумчивого и честного чтения классиков. Кровь — она и сейчас кровь.

Разговор о читательском труде, о восприятии текстов классических и современных авторов, о РЕЦЕПЦИИ зашёл здесь не зря. Дело в том, что литература, как о том разными словами, но в один голос заявляют теоретики разных школ конца XX в., — это то, что появляется после текста. «Сложный граф, образованный совокупностью следов... практики письма», по Барту, или «...рецепция и последующая слава произведения», по Яуссу, — всё это именно о том, что происходит с читателем.

Выходит, именно донося тексты до читателей — до читателей, а не до других писателей, — доносящие способствуют появлению литературы.

Литературный марафон «Контакт» задуман именно как способ донести тексты до читателей — точнее, до слушателей (стихи и проза на мероприятиях в рамках марафона будут читаться авторами вслух). Конкретный способ, которым собираются делать это марафонцы, — литературные чтения в московских вузах. Слушателями станут студенты институтов, университетов и академий столицы.

Таким образом, «Контакт» будет способствовать выходу писателей за пределы текстов — в Литературу.

И рождает эту литературу — читатель и слушатель.

Подробнее о литературном марафоне «Контакт» можно узнать по адресам http://www.cntct.ru и http://community.livejournal.com/cntct


Рецензии
Ув. Сергей!
Выражаю сочувствие, соболезнование и скорбь по поводу исчезновения текста. Что касается Ваших мыслей о выступлениях - есть определённая специфика эстрады. Не думаю, что интеллектуальная литература легка для восприятия на слух. Косвенным индикаторам могла бы стать продажа текстов - это проделывали в своё время на Арбате, впрочем, всё угасло. Хотя - желаю вам всяческих успехов!

Сергей Лузан   20.04.2007 00:48     Заявить о нарушении
Я тоже выражаю сочуствие.
Была прекольна :)

Ардалион Куц   20.04.2007 00:56   Заявить о нарушении
Гы. сочувствие


Ардалион Куц   20.04.2007 00:57   Заявить о нарушении
Сергей, спасибо.

Интеллектуальность и лёгкость на слух, имхо, два независимых параметра. Т.е. литература может быть интеллектуальной и лёгкой на слух, либо интеллектуальной и тяжёлой на слух, либо тупой и лёгкой, либо тупой и тяжёлой, как выдумавшая такую литературу голова.

Примите мои респекты.

Сергей Алхутов   20.04.2007 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.