Почему коммунистам стоит идти на союз с либералами?

Как известно, наивысшей целью революционных коммунистических партий является построение качественно нового социально-экономического строя, коммунизма, перед которым неизбежно должен следовать переходный от капитализма этап – социализм. Единственной возможностью осуществить переход от одной формации к другой является революция, восстание угнетаемого класса против господствующего. Конечно, были и такие теоретики марксизма, которые утверждали, что захват власти пролетариатом возможен и официальным, в частности, парламентарным путём. В частности, так утверждали (хотя и не упорствовали на этом) основоположники марксизма, Маркс и Энгельс, а также многие другие. Однако исторический опыт показывает, что те партии, которые позиционировали себя как коммунистические и которые пытались (зачастую удачно) придти к власти официальным путём, становились, в конце концов, либо оппортунистическими, либо социал-демократическими (в лучшем случае). И ко времени прихода к власти они уже настолько отдалялись от представляемого ими класса, что забывали обо всех революционных обещаниях (если они вообще были), которые они давали в начале своего существования, и, таким образом, мало чем отличались от буржуазных партий, разве что увеличениями социальных подачек населению. И какая же польза от подобной победы? Разве это смена формации? Естественно, нет. Смена формации подразумевает собой кардинальное изменение как экономической (прежде всего), так и социальной сфер жизни общества. Разве была смена рабовладельческой формации на феодальную мирной, законодательно обоснованной? А феодальной на капиталистическую? Нет, конечно! Подобная смена может происходить только снизу, путём поднятия подавляемого класса на борьбу, она никак не может быть проведена сверху.
Итак, если другого способа перейти к качественно новому способу производства, а, следовательно, и к новому социальному устройству, кроме как революция нет, значит, пролетарские партии должны ориентировать всю свою деятельность на революцию, естественно, не забывая при этом о разработке дальнейших, постреволюционных действий. Но чтобы осуществить революцию, необходимы следующие условия:
1) Высокая развитость капиталистических отношений как условие кризиса капитализма как системы;
2) Существование революционной партии, выражающей идеи пролетариата;
3) Возможность распространения революционных идей среди пролетариата партией.
Безусловно, можно было бы выделить ещё ряд условий, необходимых для революции, однако вышеперечисленные являются наиболее существенными и из них можно вывести все остальные. Важность же этих условий соответствует их порядковому расположению. И, безусловно, наиболее важным является развитость капитализма, так как именно она приводит ко всему остальному, она определяет все социальные, правовые, политические и т.д. условия жизни общества. Она является причиной, всё остальное есть следствие. Далее, при определённой степени развитости (не обязательно высокой) капиталистических отношений, появляется революционная партия как выразительница интересов пролетариата. Третье же условие осуществления революции, информационная свобода в распространении коммунистических идей, появляется далеко не всегда, только в тех государствах, где у власти стоят не консервативные, абсолютистские правительства и партии, а более либеральные. Несмотря на эти политические различия, эти правительства и партии всё равно остаются буржуазными по своей сути, то есть апологетами капитализма. Это важное замечание очень важно для дальнейших рассуждений.
Итак, третье условие осуществления революции, возможно не во всех государствах, а лишь в тех, где не просто номинально прописаны в законах, но и осуществляются (хотя и ограниченно, вследствие буржуазного характера) права и свободы граждан. Если же в государстве господствует абсолютистский политический строй, то революционные идеи могут распространяться лишь подпольно, а сама распространительница этих идей, партия, постоянно подвергается гонениям. Следовательно, в интересах коммунистической партии, чтобы к власти приходили либеральные партии, при правлении которых возможна свободная агитация за будущую революцию. Безусловно, этот союз должен быть временным, на время до прихода к власти либералов. И после этого, как новые власти дадут возможность свободного существования революционной партии и распространения идей, следует максимально использовать все новые права и свободы. Однако, естественно, в революционной агитации будут присутствовать антиправительственные лозунги, призывающие к свержению современного режима, что, собственно, в общем смысле, и представляет собой революция. Поэтому либеральное правительство, которое первоначально было союзником революционной партии, постепенно становится её врагом, она превращается в ту самую абсолютистскую власть, которой она первоначально противостояла. Казалось бы, получается замкнутый круг, из которого нет выхода, так как все буржуазные власти будут превращаться в абсолютистские. Это верно, однако тут стоит вспомнить об одном обстоятельстве, а именно о том, что в период между приходом к власти либералов и превращению их в абсолютистов революционная партия уже успела распространить в пролетарской массе коммунистические идеи, сформировать в них революционное сознание, а эти достижения уже не стереть гонениями на партию. Теперь коммунистические идеи распространились на гораздо большее число людей, на массы, уже сформировалось качественно новое сознание пролетариата. И никакие гонения уже не смогут повлиять на революционный процесс. Пролетариат осознает свою историческую роль и пойдёт на восстание, что и приведёт, в конечном итоге, к новой социально-экономической формации, а именно первоначально социализму, а затем и коммунизму. Власти не смогут контролировать гигантские массы угнетаемых классов и в конечном счёте падут, как это было и во время других революций.
Таким образом, в условиях абсолютистских политических режимов коммунистическим партиям не просто следует, а необходимо образовывать различные союзы, коалиции, объединения с либеральной оппозицией, используя при этом как легальные, так и нелегальные методы. Без этого невозможно формирование революционного сознания пролетариата в вышеописанных условиях.
Каким же образом всё вышеизложенное можно применить к сложившейся на сегодняшний день ситуации в России? А так, что сегодня в России господствует абсолютистский режим в своём чистом виде. Абсолютное большинство СМИ находятся под контролем проправительственных элементов, оппозиционные партии и движения подвергаются постоянным гонениям, свобода слова урезана донельзя. В таких условиях, безусловно, невозможно никакое действенное распространение революционных идей. Ситуация ещё более усугубляется тем, что капиталистические отношения развиты на данный момент ниже среднего уровня: предприятия стоят, малое и среднее предпринимательство в упадке, экономика всё больше становится подчинённой государству. Последнее обстоятельство, конечно, может показаться фактором положительным, однако не для капитализма, так как монополизация государством экономики при капитализме кардинально отлична от национализации при социализме, так как при капитализме она только тормозит его развитие, которое ведёт к революции, то есть последняя всё более и более отдаляется в будущее.
В подобных условиях всем оппозиционным партиям и движениям, в частности, коммунистическим, следует объединяться в единую коалицию, дабы свергнуть существующее абсолютистское правительство. И этот несомненно прогрессивный шаг уже сделан: большинство передовых оппозиционных структур объединились в организацию под названием "Другая Россия". Если следовать вышеизложенной трактовке поставленного вопроса, то главными революционными партиями являются НБП, АКМ, Трудовая Россия. Основными либеральными же являются РНДС и ОГФ. В "Другую Россию" входят также множество других, менее известных организаций, выражающих как коммунистические, так и либеральные идеи. Также туда входят профсоюзы, правозащитные организации, зелёные движения, журналистские организации, низовые общественные организации. Это объединение само по себе носит уникальный характер, так как в истории сложно найти подобную коалицию основных оппозиционных сил, тем более двух разных лагерей, левого и правого, да ещё и столь дифференцированную по типам входящих в неё структур.
И неизвестно, на что надеются те коммунисты, которые не одобряют подобных союзов, так как сами по себе они практически ни на что неспособны. Зачастую они критикуют "Другую Россию", называя её организаторов "оранжевыми", то есть теми, кто собирается устроить так называемую "цветную" революцию. Возможно, это и так. Но на данный момент – это не худший вариант, так как он в любом случае принесёт большие свободы и права гражданам, чем есть сейчас, а это залог успешности революции. Так что остаётся надеяться на то, что те оппозиционные организации, которые не присоединились к "Другой России" осознают свою ошибку и исправят её. Кончил.

3 марта 2007 года


Рецензии
Замечательная статья
и цели определяет вроде бы правильные.
Но!
В стране отсутствует рабочий класс, который в 90-х выступил собственным могильщиком.
Чтобы появился организованный, мощный рабочий класс необходима передовая промышленность.
А затем понадобится длительное время на формирование классового самосознания пролетариата.
Поэтому-то и не спешат создавать собственные производительные силы ни нынешняя власть, ни либералы, рвущиеся к власти. Для них безопаснее вывозить капитал из России на Запад, создавать стаб- и др. фонды, а не вкладывать средства в развитие отечественной экономики, которая в своем чреве выносит силу, способную разрушить нинешнее государство (не страну!).

C уважением,

Демьян Островной   18.04.2007 20:17     Заявить о нарушении
Смею вас разочаровать: рабочий класс может существовать и без промышленности. В стране наоборот избыток пролетариата, но как раз мелкий и средний бизнес тормозят.

Аллен Клар   18.04.2007 23:40   Заявить о нарушении
Аллен, это не пролетариат, а люмпен, простите.

Демьян Островной   19.04.2007 00:30   Заявить о нарушении
"Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда" - Ф. Энгельс. Думаю, и без комментариев понятно, что пролетариев у нас в стране более чем хватает. Другое дело, что у него нет классового самосознания. Но это дело времени.

Антон -Кобыла -Вагин   28.08.2007 13:38   Заявить о нарушении