А хочется, чтобы Россия была и единой, и справедливой

Политпространство
…А хочется, чтобы Россия была и единой, и справедливой
В преддверии думской избирательной кампании партии пробуют силы в регионах
К сегодняшнему дню формирование политической системы страны почти завершено. Силы «несистемных игроков» разобщены. На левой фланге утверждается прокремлевская «Справедливая Россия» (созданная на базе трех партий — «Родины», Российской партии пенсионеров и Российской партии жизни), электоральное поле правого фланга сужено до предела — и «Яблоко», и СПС практически исчезли с политической арены.
Главные оппоненты действующей российской власти (яблочники и эспээсники), отнимающие друг у друга драгоценные несколько процентов, не смогли себя проявить ничем существенным. На выборах в региональные парламенты, там, где они прошли регистрацию, результаты были более чем скромные. На Алтае яблочники не набрали и одного процента, в Кировской области они взяли планку в 1,5 процента. СПС из почти 20 выборов в областные и республиканские законодательные собрания в 2006 году может похвастать только результатами в Пермском крае (20 процентов — по партспискам) — единственном регионе, где правые прошли в парламент.
Воодушевленные эффектом от утверждения во главе регионального списка лидера партии Никиты Белых, эспээсовцы решили тем же манером действовать на мартовских выборах 2007 года в законодательные органы в 13 из 14 регионов (кроме Мурманской области), в которых проводятся выборы. В девяти они оформили право участвовать (отказали в регистрации в Дагестане, Вологодской, Псковской и Тюменской областях). Это хоть какие-то достижения партии после двухгодичной спячки. Чем они обернутся на выборах — посмотрим.
Острая борьба ожидается на левом фланге. Пользующаяся здесь авторитетом Компартия РФ постепенно вытесняется «справороссами». От выборов к выборам их успехи становятся более заметными. Если на мартовских выборах 2006 года вошедшие в «Справедливую Россию» (партии в сумме набрали более 15 процентов голосов) в четырех регионах (максимум на Алтае — 22,5 процента), то уже на октябрьских выборах — в семи регионах (более 30 процентов в Карелии, Туве и Свердловской области). В пяти регионах их общий результат составил более 20 процентов (в Карелии — 32 процента, в Свердловской области — 30,2 процента). А количество регионов, в которых они набрали больше голосов, чем КПРФ, увеличивается с трех в марте до семи в октябре 2006 года.
Завидны и «личные» достижения партий. Так, на мартовских выборах партия жизни более семи процентов набрала в двух регионах (максимум на Алтае — 8,83 процента), а на октябрьских — в трех (максимум в Туве — более 30 процентов). В отличии от весенних выборов осенью в трех регионах партия жизни уже обогнала коммунистов, расположившись вслед за единороссами, чего прежде не было. Число регионов, в которых партия пенсионеров набрала более девяти процентов, увеличилось с трех до четырех (наилучший результат был в Свердловской области — 18,7 процента). С помощью тройственного союза объединенная партия рассчитывает набрать не меньше голосов, чем «Единая Россия».
Анализ результатов выборов в региональные парламенты показал, что основной силой, способной противостоять «Единой России», являются левые и левоцентристские силы. От выборов к выборам их мощь растет. Так, если в марте 2006 года партии левого толка в среднем набирали около 35 процентов (Липецкая, Астраханская, Свердловская области, Тува), то в октябре того же года доля голосов, аккумулированных этой силой, превысила 40 процентов. Правда, постепенно голоса переходят от компартии к «Справедливой России».
Однако и единороссы не дремлют. Если весной 2006 года они более 40 процентов голосов набрали только в половине регионов (по партспискам), где проходили выборы (на Алтае и в Кировской области не дотянули даже до 30 процентов), то осенью только в Астраханской области единороссы не преодолели 40-процентный рубеж (38,61 процента). На выборах в нынешнем году они ставят перед собой планку в 45 и более процентов.
Для достижения этой цели они прилагают огромные усилия. В частности, пока шла борьба за право быть второй пропрезидентской партией, пока происходил раскол в политических движениях левого и правого толка, единороссы попытались реформировать избирательное право «под себя». Частично им это удалось сделать: отменена графа «против всех», введена норма, не стимулирующая, мягко говоря, выход из партии, от которой баллотировался кандидат в законодательные органы власти. Некоторые поправки, играющие на руку единороссам, подготовил Центризбирком России, в частности, введение пропорциональной системы выборов (избираться депутаты будут только по партийным спискам), увеличение проходного барьера для партий с пяти до семи процентов, ликвидация предвыборных блоков.
Однако это не остановило «медведей». Они, как в сказке о золотой рыбке, хотят большего. Недавно у них возникла идея внедрения в России «итальянской» системы подсчета голосов, при которой, например, на выборах в Санкт-Петербурге партия-лидер может получить на три мандата больше, чем при нынешней. Предполагается, что эта система может быть применена на выборах в Санкт-Петербурге, Самаре и Омске. Еще одна новация касается уже формирования ЦИК России. Единороссы предлагают ее формировать по пропорциональному признаку, то есть пропорционально представительству в парламенте, а не по одному делегату от каждого депутатского объединения, как сейчас. Это означает, что нынешняя Госдума РФ сможет делегировать в Центризбирком России только «медведей».
«Единая Россия» и «Справедливая Россия» со временем становятся все больше похожими друг на друга. Даже методы воздействия на электорат используют одинаковые. Оба объединения пытаются привлечь в свои партсписки влиятельных людей (губернаторов, мэров, крупных бизнесменов, известных спортсменов), приглашают к сотрудничеству общественные организации (ЕР — «Деловую Россию», СР — Федеральную нотариальную палату), предлагают реализовать меры социально-экономического характера (поднять уровень пенсии по отношению к зарплате).
Конечно, в более выигрышном положении находится «Единая Россия», которой не нужно проводить объединительных конференций в регионах. При слиянии партий в «Справедливую Россию» обиженных находится немало («пенсионеры» — в Псковской, Калининградской областях, родинцы — во Владимирской области). В Чувашии на объединительной конференции отсутствовали представители «Родины» и Российской партии жизни, в Нижегородской области она была сорвана, в Томской области был отменен ее первоначальный результат. В Мурманской области «пенсионеры», не согласные с образованием новой партии, перешли в «Единую Россию». Основная причина лежит на поверхности — лидеры партий утрачивают свои руководящие должности. Так, глава иркутского отделения партии пенсионеров Валерий Курочкин, не получив руководящий пост в новом объединении, отказался выйти из фракции «Единой России», благодаря которой он получил мандат депутата Заксобрания Красноярского края.
Избирательная кампания, предваряющая мартовские выборы в региональные парламенты, уже получила широкий резонанс в связи с бескомпромиссностью борьбы в отдельных регионах. В Самарской области произошел погром в офисе «Справедливой России», в Ставропольском крае была сорвана встреча лидера «эсеров», мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина с избирателями (дело дошло до Генпрокуратуры). В Дагестане была предпринята попытка заставить коммунистов отозвать свои кандидатуры из партсписка в двух районах республики. В этом же регионе без вести пропал лидер списка СПС по Кизлярскому району, его сгоревшая машина была найдена в лесу.
Еще одной особенностью предстоящих выборов стало установление высокой величины залога (не прошедшие в Госдуму РФ партии вынуждены либо собрать нужное количество подписей, либо заплатить залог для участия в выборах): в Санкт-Петербурге — 90 миллионов рублей (на выборах в российский парламент в 2003 году он составлял 60 миллионов рублей), в Московской области — 15 миллионов рублей, в Дагестане — полтора миллиона рублей (минимальный залог среди всех регионов — участников нынешних выборов). Это ограничило возможности небольших партий участвовать сразу в нескольких региональных избирательных кампаниях. Такое под силу разве что «Справедливой России», которая по величине избирательного фонда обогнала единороссов (229 против 194 миллионов рублей).
Мартовские выборы являются последней репетицией перед думскими. Есть еще время навести порядок в регионах, то есть вернуть ситуацию в правовое поле и пообрубать криминальные корни, опутывающие выборный процесс. У партий есть время нарастить мускулы (в том числе и финансовые) и подумать о том, какими легитимными методами можно обеспечить максимальный результат.
Владимир ШАКИЕВ, газета «Республика Башкортостан», №43, 06.03.2007.


Рецензии