Самолёт со всеми удобствами
Однако я вовсе не собираюсь сейчас заниматься критикой.
Просто за долгое время исследований данной проблемы мне довелось увидеть не мало курьёзного, чем и хочу поделиться хоть с кем-нибудь...
Душ для лётчика
Длительное время в нашей стране при разработке самолётов почти не заботились о создании комфорта для экипажа. Я познакомился с этой проблемой на первый же год работы в нашем ОКБ. В тот период мой будущий близкий друг (а тогда ещё приятель) Валерий Фролов вёл разработку оригинального алгоритма «директорного» управления взлётом. Был уже изготовлен и соответствующий прибор. Ведущие летчики-испытатели фирмы Эдуард Елян, Василий Борисов, и другие лётчики дали высокую оценку этому алгоритму и прибору, полетав на стенде-тренажёре. Было ясно, что пора перейти к лётным испытаниям. Вопрос решался у Озерова (заместителя Туполева). И был получен отказ. Фролов описывал этот процесс так.
Озеров: «У американцев такой прибор есть? Нет! Они, что, дураки? Нет! Спрашивается – кому этот прибор нужен?»
Фролов: «Лётчикам нужен, ведь этот прибор лётчики просят!»
Озеров: «Мало ли, что они просят! А если они душ попросят установить, так ты и душ в самолёте установишь?..»
Вот такой разговор. А я, грешным делом, уже тогда подумал, «А почему бы и не установить в самолёте душ? Мы уже тогда знали, что тот же ТУ-95 пилит по 20 часов... поэтому (в моём представлении) совсем не плохо в середине пути членам экипажа освежиться, приняв душ. Ведь выходят же они в туалет!..» Я и не знал тогда, что на бомбёрах нет туалета...
…А спустя двадцать лет, я опять подумал о душе, когда Климентий Анатольевич Сеньков рассказывал мне о его патрульных полётах на ТУ-95. Военный лётчик Сеньков служил в дальней авиации, был командиром стратегического ракетоносца. Бывало, что полёт ТУ-95 с бомбами и ракетами на борту длился свыше тридцати часов при двух дозаправках в воздухе! Рекорд – сорок часов!
Так вот, Сеньков сказал (и я ему верю), что после таких полётов его тельняшка была мокрой, словно лётчик прямо в ней только что принял душ. А его жена, смеясь, добавила: «Очень вонючий душ, ведь стирать твою тельняшку можно было только в противогазе!»
Но до душевой в самолёте мы до сих пор не дожили: «мало ли, что попросит экипаж?» Да что душ! У нас даже с ассенизационными устройствами для экипажа не всегда решался вопрос в пользу экипажа. На том же Ту-95 для "большой нужды" предназначалась элементарная "параша"!
Иногда доходило до и курьёзов. Например, однажды, при проведении эргономической экспертизы нового изделия (из семейства МИГ) понадобилось мне в туалет. Я в этот критический момент находился в кабине проверяемого изделия, а данное изделие стояло в ангаре, где я раньше не бывал и места нахождения туалета не знал. Вот и спрашиваю у представителя фирмы (ведущего испытания этого изделия): «А где можно справить нужду?» Товарищ меня не так понял. Он решил, что я интересуюсь, а как же лётчику обеспечена возможность справить естественные надобности в полёте. Ведь это «изделие», хоть и «лёгкое», было рассчитано на длительный полёт, и с учётом возможности дозаправки в воздухе должно было продолжать полёт восемь-десять часов.
Вот тут мне представитель фирмы и объяснил: «На этом изделии устройства ассенизации вообще нет, т.к. лётчик будет летать в скафандре, а это очень осложняет конструкцию устройства. Какие нам только не предлагали – все очень неудачные. Один, с вакуумным отсосом, чуть не оторвал «мужской предмет» у испытателя… В результате сам генерал N (представитель ВВС) сказал, что примет изделие и без этого устройства, так как сам он вполне может обходиться без “этого” в течении восьми и более часов...» И добавил, что в войну лётчики дальней авиации, летавшие бомбить Берлин, и не знали, что такое туалет в самолёте. Терпели и всё.
Конечно, физиологические способности генерала не могут не порадовать нас: побольше бы таких генералов! Но надо ли заставлять лётчиков терпеть «эту нужду», при выполнении боевой задачи?
Терпеть даже «малую нужду» в течении десяти часов, да ещё на боевом самолёте, может не каждый. Да и вредно это!
Свидетельство о публикации №207030700309
Владимир Островитянин 31.05.2015 23:01 Заявить о нарушении
Тема бесконечная...
Виктор Свиридов 01.06.2015 12:09 Заявить о нарушении