Ни за какие деньги

Спасибо, что прочли.

НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ…

Длилась эта история, кажется, семь месяцев?!

В один из вечеров, к нам домой, по телефону позвонила
родственница моей жены. В короткой беседе просила встретиться
со мной и обсудить интересное предложение.
Не откладывая в долгий ящик, я заторопился на деловое свидание.
Путь был недалёк и, учитывая современные средства передвижения, а
именно - мои Жигули, я не заставил себя долго ждать…

После продолжительной беседы и обсуждения всевозможных
вариантов я так возбудился, что не припомню,
как возвратился к себе домой!..
Дело в том, что пару месяцев назад родственница
смотрела по телевизору передачу, которую транслировали
из Франции на Русском языке.
Рассказ шел о небольшой уникальной иконке,
писанной три столетия тому назад(?) и,
ценой в один миллион Американских долларов.
Существует всего три экземпляра, - одна в Москве,
другая во Франции, а третья по предположительным данным
находится на Украине!..
Родственница пожелала рассказать мне все мельчайшие подробности,
что касается этой дорогостоящей предполагаемой иконы, - хранящейся
у неё в доме. В конце концов, удалившись на несколько минут
и вернувшись со свёртком в руках, родственница предложила мне
взглянуть на иконку в один миллион…
Рассказала о том, как ей пришлось пережить это время,
и сколько появилось у неё неприятностей из–за этой иконы.
Пожаловалась на собственное здоровье, которое подорвалось с того
дня после просмотра телевизионной передачи. А именно, рассказала,
как ей кто–то из "иконознатоков" присоветовал методы хранения
старинных икон, - натирала подсолнечным маслом, смывала
темные пятна мыльным раствором хозяйственного мыла, - и чуть было,
не загубив Образ...
Пряча каждый раз в разные места иконку от посторонних глаз,
- забывала. Приходилось несколько дней вести поиски,
перевернув весь дом с ног на голову…
В конце концов, измучившись от кошмарных снов и доведённая
до изнеможения, решила родственница покончить со всем этим,
а именно: предложила мне взять на себя обязанности
продавца этой иконки, - пожелав удачи в поисках богатенького Буратино
и при этом пообещав вознаграждение в виде процентов от продажи.
А почему бы и нет? Риск - благородное дело!.. Вот только бы не
влететь с этой иконой куда не следует?!

… Рассматривая иконку под увеличительным стеклом у себя в комнате,
я мысленно строил планы на будущее. Что необходимо сделать в
первую очередь, что во вторую. Постепенно план действия
вырисовывался у меня в голове. Не скажу, что очень переживал за
сохранность или надёжность хранения, но меры предосторожности
проявить было необходимо. Лишний раз мне незачем её
показывать кому-попадя…

Для начала я зарядил в фотоаппарат слайдовскую плёнку и
отправился на природу, чтобы отснять несколько изначальных
кадриков. Затем, отсняв «драгоценную» иконку,
вновь фотографировал природу, - приднепровские кручи,
купола соборов, витражи у входа в церковь,
картины со Святыми, церковных прихожан и многое-многое другое.
Вторую, обычную плёнку всецело потратил для того,
чтобы иметь всегда под рукой фотографию с изображением иконки.
Делал я это с целью секретности, как говорится, чтобы не "светиться".
Три – четыре кадра с иконкой можно не заметить на всей
тридцатидвухкадриковой плёнке.
Начало было положено. Проявив плёнку со слайдами, а с другой,
заполучив в натуральную величину фотоснимки отснятой иконки,
я, как говорится, "не отходя от кассы" - отправился в места, где,
по моему мнению, можно было проконсультироваться и возможно,
заполучить информацию, касающуюся иконки, - а именно:
- Имя Святого, к какому ряду святых относится изображение, -
возможные места, где могли видеть подобно этой иконе, -
примерный год написания и тому подобное. Ну,
а при надобности показать Образ!..
Не углубляясь в подробности, скажу…
- В Киеве за месяц я обошел все выставочные залы,
пересмотрел множество картинных галерей, побывал практически
во всех музеях. Просмотрел множество альбомов и иллюстраций
в библиотеке при Университете Шевченко. Посвятил несколько
вечеров публичной библиотеки при Компартии Украины,
Обошел десятка три действующих Церквей. Бывал в запасниках
при монастыре в Киево-Печерской лавре. Я уж и не припомню всех
моих посещений на то время. Скажу одно,
я за всю свою жизнь не смог столько увидеть и услышать,
сколько в течение одного месяца.

… Там, где я работал, в Ансамбле танца, в ближайшее время
предстояли гастроли по Украине. Мне, как никогда, хотелось
быстрее выехать на гастроли.
С каждым днём усиливалось моё желание новых поисков.
Нет, не потому, что цена на неё была фантастической,
на этот счёт я был спокоен, интерес проявлялся в том,
что куда бы я ни пошел, где бы я ни побывал,
с кем бы ни разговаривал, ответ был один и тот же! –
Образ Святого с посохом в руке никто не знал, и в церквях
не видели такой иконы, ну и т. п.

Да! - В самом деле, было так!

Двадцать пять дней, проведённых в поисках иконки
во время гастролей Ансамбля по Украине, - также
результатов не дали. Образ Святого с посохом в руке
оставался неузнаваемым. Не теряя надежды, а тем более времени,
отпечатав несколько личных семейных фотографий, так,
чтобы на фоне, невзначай, хорошо можно было разглядеть иконку,
я отправил конверт с фотками и с коротеньким
письмом моим друзьям во Францию. (Мы много лет
переписывались и были неоднократно друг у друга в гостях…)
… Там, в предместьях Санса, в ста километров от Парижа,
несколько лет подряд для российских и украинских художников –
миниатюрщиков французская семья организовывала
выставки и помогала с оборудованием салонов с миниатюрной
живописью, в том числе и иконописью. Да и лично эту семью
могла заинтересовать иконка, - Жан–Жак по профессии был археолог,
а Жанет интересовалась живописью прошлых столетий!.

Сказано – сделано!..
Спустя некоторое время Ансамбль танца представлял
Украину на Фестивале Народного Творчества в Москве.
Пятнадцать дней, проведённых в столице, были потрачены
на репетиции, а в свободное время - на хождение по церквям и соборам.
Наконец я выяснил, кто был изображён на иконке, - Имя Святого
с посохом в руке и примерный год (?) писания образа.
- Это уже что-то!..


В очередной раз, спустя некоторое время, Ансамблю танца
предстояло выехать с концертами в Париж. Радовало то,
что несколько концертов запланировано в Конгресс – холле,
а значит, что будет больше свободного времени!..
По прибытию в Париж я встретился с французскими друзьями и
рассказал подробности об уникальной иконке, - а в придачу
показал им «святой образ» (я провёз её без проблем).
Через 5-6 дней со стороны моих французских друзей поступило
предложение; - Иконку желают купить за 2, 5 миллиона
французских франков, - с учётом процентов от сделки!..
Меня волновало одно?! Речь шла не о ценности, - она того стоила!..
- Куда переслать деньги, – минуя нашу банковскую
государственную систему!

Моя доля, в процентном отношении! - Я просил моих друзей высылать
отдельно частями через Western Union.

Следующие получасовые переговоры я вёл с Киевом, - с хозяйкой иконки!..
- Иконка, размерами 13 на 18 см., - могла
продаться за "пол - лимона Америки"!
В непродолжительной беседе, узнав стоимость иконки
(мои 10 процентов, минус 250000 франков, то есть,
минус 62500 Американских долларов) - родственница моей жены
пожелала, чтобы я ей вернул этого Святого!..

… Концерты в Конгресс-холле проходили на Ура!
Мы все были счастливы.
Нам выдавали суточные а, поднакопив за несколько дней
приличную сумму франков, спешили их потратить, - бегая по магазинам
в поисках товара...
Так незаметно пролетело ещё несколько дней нашего пребывания в Париже.
Мы должны были возвращаться домой на Украину…

… Я было подумал, что можно приехать и без иконки - могли ведь
забрать и на границе, да мало ли причин, по которым можно было
вернуться без «святого?..

… Возвратившись в Киев и, пройдя таможенную проверку в аэропорту
Борисполь, я почему – то сравнил себя с «бараном», пожалел,
что не оставил на хранение «Образ» у моих французских друзей.
Мне показалось, что такой случай выпадает раз в 500 лет!..



… Со временем, уже в Киеве, при очередном показе
специалисту – реставратору, выясняется подлинность этого произведения…
... Икона писалась 100-110 лет назад. Дереву примерно 115-120 лет.
Это оригинальная единственная копия ни есть копия,
это есть – произведение искусства!..
Потому, как только 100 лет (чуть больше) тому назад в писании
миниатюрных картин церковного предназначения и не только с
изображением Святых, стали применять глазурь, обрамлённую в позолоту.
 
Впоследствии я узнал от своей жены:
- Предоставив справку от реставратора и заплатив
за услуги эксперта, - пятьдесят Американских долларов, - хозяйка,
всё та же «родственница» моей жены, несколько месяцев
пыталась продать эту иконку через комиссионный магазин, -
стоимостью в 200 долларов Америки. Но, пролежав на прилавке больше
положенного срока, иконка была взята хозяйкой обратно.

P.S.

Я бывал у неё в доме. Иконка стоит на прикроватной тумбочке.
- Хватит ей «путешествовать»! - уходя, подумал я…
 Пусть стоит и "взирает" на наши лики потому,
как мы не Святые, а Грешные люди!..

* * *
В. Онищенко
Торонто
4.03.07г.


Рецензии