День ампутации

ДЕНЬ АМПУТАЦИИ

«Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна», – Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, логик, математик, общественный деятель.

Чтение Конституции России, в частности Статьи 125 п.4, может привести читателя к мысли, что любое заявление гражданина России в Конституционный Суд о нарушении конституционных норм органами исполнительной и законодательной власти Законами Постановлениями и Указами, может быть принято и рассмотрено судьёй, а не чиновником.

Однако на практике получается, что Законы, Постановления и Указы, нарушающие нормы Конституции России, могут обжаловать только аффилиированые авторы или соавторы, инициировавшие выход в свет этих Законов, Постановлений и Указов.
На пути к судье заявление проходит фильтрацию в секретариате суда, где «согласуют» целесообразность отмены вредного для общества закона. Чиновник, правда, и так знает, к какой личной беде это согласование приведёт и сразу пишет казуистический отказ истцу, даже и, не пытаясь «согласовать» с помощью своего начальника отмену несправедливого закона с автором закона. Отказ может звучать так: «Разрешение вопроса невозможно, ввиду того, что Конституционный суд не уполномочен решать этот вопрос ввиду Статьи 125 Конституции (которая прямо указывает в п.4 на такие полномочия Конституционного суда) и ввиду Статьи 3 ФЗ «О Конституционном суде» (которая также прямо указывает на такие же полномочия Конституционного суда)».

В Конституционный суд России могут также обращаться Верховный суд России и Высший Арбитражный суд России, но никак не Общественная палата и не Уполномоченные по правам человека.

Иными словами, Путин уполномочен подать иск в Конституционный Суд на Миронова или Грызлова или Фрадкова, Миронов – на Путина или Грызлова или Фрадкова, Грызлов – на Путина или Миронова или Фрадкова, а Фрадков – на Путина или Грызлова или Миронова. В случае подобного иска чиновник наверняка и немедля (с большим для себя облегчением) передаст заявление судье, а потом с злорадным чувством будет наблюдать за разрешением подобного рассогласования.

Судя по всему, борьба за справедливость российских законов ограничивается гипотетической междоусобной борьбой квадриги.

День Конституции 12 декабря 1993 года (в значительной степени из-за практики применения основного закона трусливым чиновничеством) можно, таким образом, с полным основанием считать «Днём ампутации чиновничеством обратной связи* в управлении государством».

Воистину всё на Руси во власти Божьей да Государевой!

*Примечание.
• Обратная связь есть воздействие результатов функционирования объекта управления на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет — отрицательной.
• Положительная обратная связь обычно приводит к неустойчивой работе системы (она положена в основу работы генератора колебаний); отрицательная обратная связь стабилизирует функционирование системы, делает ее работу устойчивой.
• Отрицательная обратная связь применяется в системах автоматического управления техническими объектами, в системах управления обществом и в биологических системах. Наиболее эффективно отрицательная обратная связь работает в так называемых демократиях: республиках и в конституционных монархиях (если это не декоративные конструкции). Хотя обратная связь в какой-то степени работала и работает и в условиях абсолютной монархии или деспотии. Пишут, что российская императрица Екатерина II велела по утрам докладывать ей, почём сегодня хлеб в Санкт-Петербурге. Однако императрица сама не ходила в хлебную лавку, полагаясь на достоверность информации, получаемой от гонцов.
• Если объектом управления является общество, то органом управления – совокупность исполнительных, судебных и законодательных органов, источником «задания» системы управления явится цель, или поставленная гегемоном, возомнившим себя обладателем истины в последней инстанции, или реально стоящая перед нацией (например, национальная идея, сформулированная в конституции или своде законов, её заменяющем). Национальной идеей развивающихся наций, какой ныне является Россия, могли бы быть идеи, изложенные в международных актах (в которых участвует Россия) например, во Всеобщей декларации прав человека
(принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году) и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принятой в Риме в 1950 году). Тем более что 10 декабря по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается во всем мире как День прав человека.
• С датчика сравнения цели и полученного результата поступает сигнал рассогласования, который с помощью органов управления корректирует принятые законы или действия исполнительной власти с тем, чтобы получаемый результат соответствовал цели общества (снижение заболеваемости, инвалидности, безработицы и преступности, рост благосостояния или рождаемости, повышение обороноспособности и так далее и тому подобное). В случае с разумным обществом обратная связь может быть только отрицательной. Примером положительной обратной связи может быть бездействие власти в борьбе с ростом цен в условиях роста преступности и относительного обнищания масс. Положительная обратная связь сродни нажатию на педаль газа вместо педали тормоза при въезде автомобиля в глухой тупик.
• Информационная база (набор датчиков, с которых сигналы от общества поступают на датчик сравнения) формируется отзывами (откликами) граждан, их общественными организациями, запросами депутатов, реакцией предпринимателей или их объединений, голосованием во время выборов, результатами опроса общественного мнения и прочими сигналами, исходящими от общества. Естественно, для случаев, когда эти сигналы не искажаются намеренно или случайно и не отстают во времени от моментов, когда ещё можно что-либо исправить. Наиболее достоверным сигналом общества является иск, поданный в Конституционный суд (или иной суд) компанией или гражданином к правительству, в целях прекращения причинения (или возмещения причинённого) морального и материального вреда введением нового закона, ухудшающего положение компании или гражданина или устанавливающего дискриминацию одной группы по отношению к другой (что запрещено Конституцией).
• Для упрощения своей работы правительства могут полагаться на узкую информационную базу, то есть на информацию, получаемую от своих органов: Минздрав, МВД и так далее. Однако подобное ограничение информационной базы правительством, если оно состоялось, может привести к крупным ошибкам управления. Например, в борьбе с преступностью можно полагаться, как будто бы на одну милицию, но милиция может занижать показатели преступности (для уклонения от наказания за плохую работу), либо завышать показатели преступности (для обоснования требований о повышении заработной платы милиционерам). Иными словами, чем шире информационная база, сообщающая нам о функционировании системы, тем устойчивее система управления в целом.


Фома Заморский 9 марта 2007 г.


Рецензии