Раритет Библиотека

С. Маршак. Сказка об умном мышонке. Библиотечка «Весёлых картинок».
Унесла мышонка кошка
И поёт: - Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!

Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
- В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть...

С. А. Есенин. Черёмуха. «Детская литература», М., 1970. Рисунки С. Прусова.
Берёза
Белая брёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой...

Н. В. Гоголь. Шинель. «Детская литература», М., 1978. Рисунки Г. Бедарева.
В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным все общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе...

Л. Н. Толстой. После бала. «Детская литература», М., 1977. Рисунки И. Астапова.
- Вот вы говрите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди...

Н. А. Некрасов. Зелёный шум. «Детская литература», М., 1969.
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено –
И воздух и вода!..

М. Ю. Лермонтов. Демон. Чечено – Ингушское книжное издательство, Грозный, 1975. Рисунки М. Врубеля.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним...

М. Ю. Лермонтов. Стихи. Сказка «Ашик-Кериб». «Детская литература», М., 1969. Обложка и титул В. Самойлова. На фронтисписе автопортрет М. Ю. Лермонтова. Гравюра М. Пикова.
***
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.

А. И. Герцен. Сорока – воровка. «Детская литература», М., 1975. Рисунки В. Панова.
- Заметили ли вы, - сказал молодой человек, остриженный под гребенку, продолжая начатый разговор о театре, - заметили ли вы, что у нас хотя и редки хорошие актеры, но бывают, а хороших актрис почти совсем нет, и только в предании сохранилось имя Семеновой; не без причины же это...

Вера Панова. Сказание об Ольге. «Детская литература», Ленинград, 1975. Рисунки
Т. Горб.
Молодость. Замужество
Был перевоз на реке Великой у Выбутской веси, близ города Пскова. Много лодок и при лодках гребцы, дюжие мужики на жалованье, и жалованье хорошее. Над гребцами начальник, поставленный князьями. У начальника дочка была, небольшая девочка Ольга. Летом и осенью она жила с родителями при перевозе, на берегу. Когда становилась Великая, семья перебиралась во Псков, в зимний дом...

А. П. Чехов. Вишневый сад. «Детская литература», М., 1978. Рисунки Л. Селизарова.
Комедия в четырех действиях
Действующие лица:
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
Действие происходит в имении Л. А. Раневской.

Былины. «Художник РСФСР», Ленинград, 1973. Рисунки В. М. Конашевича. Пересказала для детей Н. П. Колпакова.
Вольга и Микула
В стародавние времена землёй русской правили князья киевские. Собирали они с народа дань-подати: и меха брали, и холсты, и рыбу, и деньги, и мёд. Посылали за всем этим по деревням своих слуг доверенных. И поехал однажды за данью по княжому приказу молодой Вольга Святославович со своим войском-дружиною. Едут они чистым полем. Видят: пашет землю крестьянин – добрый молодец, силы непомерной: где ни пройдёт с сохой – огромные камни в кучу валит, пеньё-кореньё из земли выворачивает...

В. А. Жуковский. Стихотворения и баллады. «Детская литература», М., 1976. Рисунки Ю, Ракутина. Составление, предисловие и примечания К. В. Пигарева.
Вечер
Элегия
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишся ты в реку!
Приди, о Муза, благодатна,

В венке из юных роз с цевницею златой
Склонись на пенистые воды
И, звуки оживив, туманный вечер пой
На лоне дремлющей природы...

А. Фет. Золотое ку-ку. Верхне – Волжское книжное издательство, Ярославль, 1971. Составитель П. Голосов. Художник С. Куприянов.
***
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны...

Ф. Тютчев, А. Фет. Весенняя гроза. «Детская литература», М., 1976. Рисунки П. Багина.
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»...

Времена года. «Детская литература», М., 1971. Рисунки К. Высоцкой.
Рыбка
Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.

Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком,-
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком...

Н. А. Некрасов. Русские женщины. «Детская литература», М., 1969. Рисунки
К. Клементьевой.
Княгиня Трубецкая
Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два
Его поробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрегли,
Фонарь внутри его зажгли...

М. Горький. Детство. «Детская литература», М., 1969. Иллюстации Б. А. Дехтерева.
В полутемной тесной комнате, на полу, под окном, лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног странно растопырены, пальцы ласковых рук, смирно положенных на грудь, тоже кривые; его глаза плотно прикрыты черными кружками медных монет, доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами. Мать полуголая, в красной юбке, стоит на коленях, зачесывая длинные, мягкие волосы отца со лба на затылок черной гребенкой, которой я любил перепиливать корки арбузов; мать непрерывно говорит что-то густым, хрипящим голосом, ее серые глаза опухли и словно тают, стекая крупными каплями слез...

Г. Скребицкий. Четыре художника. «Малыш», 1974. Художник Н. Устинов.
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас». Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-зима...

Русские народные сказки. Гослитиздат, 1954.
Сказка о Василисе Премудрой
Посеял мужик рожь, и уродилась она на диво: едва мог с поля собрать. Вот перевез он снопы домой, смолотил и насыпал зерном полнехонек амбар; насыпал и думает: «Теперь-то стану жить не тужить». Повадились к мужику в амбар мышь да воробей; каждый божий день раз по пяти слазяют, наедятся – и назад: мышь юркнет в свою конурку, а воробей улетит в свое гнездо. Жили они вдвоем так-то дружно целые три года; все зерно приели, остается в закроме самая малость, с четверик – не больше. Видит мышь, что запас к концу подходит, и ну ухитрятся, как бы воробья обмануть да всем остальным добром одной завладеть. И таки ухитрилась...

Л. Космодемьянская. Повесть о Зое и Шуре. Лениздат, 1974. Литературная запись Ф. Вигдоровой. Художник В. Кустов.
Осиновые Гаи
На севере Тамбовской области есть село Осиновые Гаи. «Осиновый гай» значит «осиновый лес». Старики рассказывали, что когда-то здесь и вправду росли дремучие леса. Но в пору моего детства лесов уже не было и в помине. Кругом далеко-далеко расстилались поля, засеянные рожью, овсом, просом. А у самого села земля была изрезана оврагами; с каждым годом их становилдось все больше, и казалось – крайние избы вот-вот сползут на дно по крутому, неровному откосу. В детстве я побаивалась зимними вечерами выходить из дому: все холодно, неподвижно, всюду снег, снег без конца и края, и далекий волчий вой – то ли он слышится на самом деле, то ли мерещится настороженному детскому слуху...

В. Г. Короленко. Дети подземелья. Слепой музыкант. Лениздат, 1970. Художник
А. И. Векслер.
Развалины
Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-Городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов Юго-западного края...

Алексей Кожевников. Парень с большим именем. «Детская литература», М., 1966. Составление и вступительная статья В. И, Семенова. Художник И. Годин.
Продавец счастья
Яшка проснулся. Первый солнечный луч краешком задевал окно подвала и световой стрелкой ложился на грязный пролусгнивший пол. По углам была серая тьма, мокрая, как туман, и вонючая. На деревянной кровати среди грязного трепья лежала мать с открытыми красными глазами. «Не спит, опять ревела», - подумал Яшка. Рядом с матерью сидел трехлетний Ганька, сучил ногами и кричал, закинув назад взъерошенную голову. Он просил есть. Но есть было нечего. Мать начала уговаривать Ганьку не кричать попусту, подождать немного, но Ганька не унимался...

Любовь Воронкова. Старшая сестра. Личное счастье. «Детская литература», М., 1972. Рисунки Ю. Реброва.
Ветка дуба
Зина шла по лесу и молча любовалась деревьями, тронутыми красками сентября. Конец лета был дождливым и холодным, поэтому не пожухли еловые лапы и трава на лесных полянах зеленела свежо и ярко. И от этой яркой зелени еще жарче пылали красные осинки и еще желтее казались листья берез, а белые стволы их с темными чечевичками словно светились под солнцем. Зина придет домой и непременно нарисует вот эту семейку тонких плакучих березок с золотой россыпью листьев у подножия, на зеленой траве. Зина очень любила рисовать и по рисованию была первая ученица в классе. Но сама она никогда не была довольна своими рисунками...

А. С. Серафимович. Железный поток. Рассказы. Лениздат, 1977.
В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей. Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржанье, лязг железа, детский плач, густая матерная брань, бабьи переклики, охриплые забубенные песни под пьяную гармонику. Как будто громадный невиданный улей, потерявший матку, разноголосорастерянно гудит нестройным больным гудом. Эта безграничная муть поглотила и стпь до самых ветряков на кургане, - и там несмолкаемо тысячеголосое царство...

Николай Бирюков. Чайка. Воениздат, М., 1970.
Осень 1935 года выдалась на редкость хмурая. С начала октября - пятый день кряду – над Певском ни разу не проглянуло солнце. Время едва перевалило за полдень, а от серого, низко опустившегося неба не улицах города было сумрачно. Дождь глухо стучал по крыше двухэтажного Дома Советов, мелкой рябью тревожил лужу, разлившуюся от парадного крыльца до середины улицы, капал с голых сучьев тополей. Окна райкома партии смотрели на восток – в сторону старой водокачки, видневшейся далеко на окраине, и капли дождя, разбиваясь о стекла, сползали вниз светлыми полосами. Зимин сидел у себя в кабинете...

А. Фадеев. Разгром. Ордена «Знак почета» издательство ДОСААФ СССР, 1976. Рисунки О. Г. Верейского.
Морозка
Бренча по ступенькам избитой японской шашкой, Левинсон вышел во двор. С полей тянуло гречишным медом. В жаркой бело-розовой пене плавало над головой июльское солнце. Ординарец Морозка, отгоняя плетью осатаневших цесарок, сушил на брезенте овес.
- Свезешь в отряд Шалдыбы, - сказал Левинсон, протягивая пакет. – На словах передай... впрочем, не надо – там все написано.
Морозка недовольно отвернул голову, заиград плеткой – ехать не хотелось. Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего – нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо...

Борис Сергуненков. Мой лес. Советский писатель Ленинградское отделение, 1981. Художник Геннадий Губанов.
В лес я пришел с флота и два года жил на кордоне со своим напарником Иваном Прокоповичем Леоновым. Это был славный старик, бывший крестьянин с Витебщины, бывший рабочий, бывший солдат, в трудную минуту он спас меня от смерти, он показал мне пример бескорыстного, радетелного отношения к лесу, он помог мне обжиться, научил видеть лес, слышать, понимать, он поделился со мной чайником – своего у меня не было, - и я буду благодарен ему за все до конца своих дней. Весной старик заболел и его вместе с немногочисленным барахлом увезли в Белоостров к родным. Я остался один...

Жан де Лабрюйер. Характеры. «Художественная литература», Москва – Ленинград, 1964. Перевод с французского Э. Линецкой и Ю. Конеева.
О творениях человеческого разума
1
Все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди. Урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений над человеческими нравами снят, и нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников.
2
Пусть каждый старается думать и говрить разумно, но откажется от попыток убедить других в непогрешимости своих вкусов и чувств: это слишком трудная затея.
3
Писатель должен быть таким же мастером своего дела, как, скажем, часовщик. Одним умом тут не обойдешься. Некий судья отличался незаурядными достоинствами, был и проницателен и опытен, но напечатал книгу о морали – и она оказалась редкостным сочинением благоглупостей.
4
Труднее составить себе имя превосходным сочинением, нежели прославить сочинение посредственное, если имя уже создано...

А. А. Никифорова. Повесть о борьбе и дружбе. Лениздат, 1967. Художник О. И. Маслаков.
Военную форму я надела 23 июня, на второй день войны. Родилась и училась в Ленинграде, окончила медицинский институт и работала в родном городе врачом одной из больших больниц. Война заставила проститься с Ленинградом. Я получила назначение в стационарный военно-морской госпиталь на острове Саарема (Эзель) в Балтийском море. После тяжелых боев остров был захвачен немецко-фашистской армией. Эвакуироваться мы не имели возможности. В госпитале лежало много раненых и больных моряков. Вместе с госпиталем я в октябре 1941 года попала в плен...

Василий Великанов. Приключения укротителя. Верхне – Волжское книжное издательство, Ярославль, 1976. Художник А. Голубев.
Случай в Торопце
Стоял погожий осенний день. С поля тянул ветерок и нес на город длинные шелковистые паутинки – верный признак доброго бабьего лета. На обширной утоптанной площади раскинулась сельскохозяйственная выставка-ярмарка: в дощатых ларьках и на длинных столах стояли туго перевязанные снопы ржи, пшеницы, овса, ячменя и льна-долгунца; большими кучами была навалена капуста, и упругие, сизоватые кочаны блестели так, будто бы только что их обмыл дождь; тут же рядками стояли раскрытые мешки, наполненные картошкой, свеклой и морковью; в стороне, у свежеструганных коновязей, стояли привязанные коровы и лошади; на подводах, в корзинах, сидели присмиревшие куры, утки и гуси. Много понаехало в уездный городок крестьян, рабочих и красноармейцев. С криком и звонким смехом бегали по площади вездесущие ребятишки, без которых, как известно, нигде ничего не обходится. На середине площади вертелась красочно убранная карусель...

Б. Холстед. Опасные морские животные. Гидрометеоиздат, 1970. Перевод с английского канд. биол. Наук Е. П. Рутенберга. Художник А. И. Векслер.
Изобретение акваланга великим французским водолазом Жаком-Ивом Кусто и его сотрудниками открыло для человечества новую область деятельности – погружение под воду. Перед человеком открылась новая среда, которую Кусто назвал «миром безмолвия». Действительно, этот мир кажется безмолвным, окутанным тайной, интригующим и неописуемо прекрасным. Тропические рифы – это подводный мир красок, дрожащих и сверкающих. Но слишком часто красота форм, грациозность осанки, щедрость окраски таят угрозу болезни и даже смерти. В изящных лентовидных плавниках прекрасной крылатки (Pterois) скрыты похожие на полые иглы шипы, несущие смертельный яд. Некоторые морские животные настолько опасны, что надо знать, чем грозит контакт с ними...

Н. Островский. Как закалялась сталь. ОГИЗ, государственное издательство художественной литературы, Ленинград, 1942.
- Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать урок – встаньте!
Обрюзглый человек в рясе, с тяжелым крестом на шее угрожающе посмотрел на учеников. Маленькие злые глазки точно прокалывали всех шестерых, поднявшихся со скамеек, - четрех мальчиков и двух девочек. Дети боязливо посматривали на человека в рясе.
- Вы садитесь, - махнул он в сторону девочек.
Те быстро сели, облегченно вздохнув. Глазки отца Василия сосредоточились на четырех фигурках.
- Идите-ка сюда, голубчики!
Отец Василий поднялся, отодвинул стул и подошел вплотную к сбившимся в кучку ребятам.
- Кто из вас, подлецов, курит?..

Константин Болдин. Так это было. Верхне – Волжское книжное издательство, Ярославль, 1968.
29 июня 1941 года
Наконец-то едем! Позади пять почти бессонных ночей. Вчера выбрался на полтора часа домой. Успел повидать жену и дочурку, вымыться в ванной, побриться, поужинать, выпить на прощанье с братом по рюмке коньяку. Мой ирландский сеттер Гейм ничего не понимал в происходящем. Сейчас это все позади. Сейчас – грохот моторов двадцати машин в небольшом дворике института, клубы отработанного газа, суматоха, затемненные улицы... Прощай, любимый город!.. Мелькают станции, леса, поля, домики железнодорожников с аккуратными грядками огородов, на которых копаются женщины. Такой мирный-мирный пейзаж! ...Мимо вагонной двери проплывают автомашины на платформах, зенитные пулеметы на паровозах; возникают, а затем глохнут звуки гармошки: все двигается туда, на запад. Все понимают, что это не прогулка, что многие уже не вернуться домой, и однако спокойно курят, смеются, шутят, «дошибают» суп из котелка, лихо заломив на затылке пилотки...

Театральный календарь на 1964 год. «Искусство», Ленинград – Москва, 1963.
Январь
1 1829 г. Родился Томмазо Сальвини, итальянский трагический актер, активный участник национально-освободительной борьбы итальянского народа. Мировая слава приходит к Сальвини после исполнения им роли Отелло в трагедии В. Шекспира. С 1857 г. Сальвини гастролировал по странам Европы, Америки, с успехом выступал в России. Трагический актер огромной реалистической глубины, Сальвини сочетал в своем исполнении романтическую приподнятость и героический пафос с умением раскрыть внутренний мир, психологию героя. Искусство Сальвини высоко ценил К. С. Станиславский. Выступал Сальвини преимущественно в Шекспировском репертуаре. Среди лучших его ролей - Лир, Гамлет, Макбет, Ромео. (Умер в 1915 г.)...


Продолжение следует


Рецензии