Мышление и личность

I
В сущности диалектика не оставляет секретов в тенденциях развития природы и общества. Лишь вопрос законов мышления продолжает меня интересовать, как и прежде.
Дело не только в том, что отсутствует тщательно разработанная диалектико-материалистическая Логика, или Диалектическая Логика, какой хотели ее видеть советские философы до "перестройки". Занимаясь поэтическим творчеством, общаясь по этому поводу с разными людьми, невольно приходится сталкиваться с проблемами мышления. Я уже не говорю об общественно-политической ситуации в России, которая непосредственно влияет на нас, причем влияние это болезненно, а возможно и смертельно.
Так вот по поводу так называемого хода вещей в мыслящей голове.
Что происходит в мозгу в процессе мышления? Давайте договоримся, что речевое мышление, независимо от того, зафиксирована ли речь на бумаге, произносится ли в беседе, ситуативно. (То есть речь несет на себе признаки действительного мышления независимо от того, производится ли она спонтанно или выучена наизусть.)
По-моему здесь становится ясно, что ход действительного мышления, да и само мышление нужно прослеживать по внешней речи. Предварительную работу мозга, проведенную над отделкой терминов, понятий и категорий, можно оценить только приблизительно. Главным является результат мышления, заключающийся в новом сочетании понятий, которое более соответствует ходу вещей, нежели сочетание прежде известное и который можно "изречь" (оформить вербально).
Короче говоря, мышление сводится к привязанной к ходу вещей обработке известных речений.
Мышление, направленное на предмет заведомо удаленный от хода вещей бестолково, неконкретно, недостойно нашего внимания.
Инструментом мышления является мыслящая голова, средствами мышления являются понимание, суждение, умозаключение, изложение. Целью мышления является освоение действительности путем создания понятий о ней. Мышление отчуждает от действительности ее научное отражение, ее теоретический облик, вид, смысл, делает его доступным пониманию.
Обмен, круговорот понятий — вот что происходит в мыслящей голове. Однако понятия не могут быть выделены, обменены друг на друга непосредственно. Понятие — категория абстрактная. Обмен понятиями происходит в так называемой внутренней речи, в процессе обмена речевых единиц, несущих в себе понятийное значение. Грубо говоря, в действительности обмен понятиями есть обмен словами, несущими в себе возможность понятия.
Природа, люди, душевные порывы, соответствующие природе, истории, человеку, слова, отражающие их (вещи, людей, движения души) — вот материал мышления.
Теперь, когда определен материал мышления, названы его инструмент и средства, можно перейти к развитию этого материала, действиям с этим материалом, которые может осуществить человек.
Понимание тесно связано с определением. Понять можно только нечто определенное. Большую роль в определении понятий играют толковые и иные словари, запас слов, которым обладает человек.
Суждение — суть выбор предпочтительного среди понятий или группы понятий, постановка понятий в определенные отношения друг к другу, нахождение подлежащих осмыслению моментов, подведение основания под последующее умозаключение.
Умозаключение — проведение операции создания обоснованного в рамках ситуации понятия, введение нового понятия в круг уже существующих.
Желание утвердить новое понятие, новый ход мысли, вновь открытую закономерность, вызывает к жизни изложение, ибо мысль осуществляется в процессе высказывания. Хотя мысль изреченная есть ложь не только для того, кто не является единомышленником. Ложью является она и вне контекста, вне связи с предметом осмысления. Но во всех остальных случаях именно изречение мысли является ее истинным рождением.
Мысль изреченная есть свет!
Вне речи пониманья нет.
О том вещали нам в веках
Творцы на разных языках,
Но там, где речь невнятна,
Взамен понятий — пятна.
Что касается поэтического творческого мышления, то в нем происходит создание не понятия, а представления, добывается оно на том же материале, но другими средствами и с иной целью. Целью поэзии является освоение действительности путем утверждения родства с ней благодаря синтезу представлений. Поэзия придает действительности человеческие черты, краски свойственные человеческому сердцу и душе. Она очеловечивает ход вещей в природе, обществе, дает возможность прочувствовать и осмыслить психику другого человека. Средствами поэзии являются инверсия, аллитерация, ритм, рифма, тропы и фигуры. Поэзия делает действительность человечески представимой. Она позволяет увидеть мир в свете поэтического разума, что является подготовительной ступенью к ее философскому осмыслению либо иному виду научного познания. Она просто-напросто радует нас.


II
Мудрость заключается в том, чтобы следовать законам природы. Нужно, однако, понимать, что так называемое "нарушение законов природы" происходит не иначе, как по тем же самым законам. Строго говоря, нарушение законов природы кем-либо в принципе исключено. Следовательно, мудрость заключается в человеческой деятельности любого рода и характера, включая момент отсутствия какой-либо деятельности. В этом смысле "Умри, но не давай другим жизни", либо "Живи, и жить давай другим" — абсолютно равноправные лозунги.
Мудрость, по-видимому, так же как и истина, обладает свойством конкретности. Иначе говоря, она личностная, семейная, коллективная, корпоративная, партийная или народная, то есть несет на себе безусловное авторское начало. Мудрость безымянная и безличная не является мудростью как таковой. Просто мудрость — не только оксюморон, но чистой воды бессмыслица.
Поскольку человеческое мышление происходит неосознанно, ход его следует законам природы, и мыслить уже само по себе мудро. Мудро так же следовать искреннему чувству и первому порыву.
Стихийное движение мысли начинает в какой-то мере подчиняться законам человеческого общества (также движущегося по законам природы) с тех времен, когда слово получает закрепление в письменной речи и получает характер операций с понятиями. Дописьменная речь отражает ход вещей непосредственно и действенно (поэтично, творчески), то есть оперирует не столько с понятиями, сколько с представлениями. Пытаться размышлять осознанно, значит сосредоточиваться на процессе мышления, использовать мысли знатоков, авторитетных лиц, мысли изложенные в книгах, запечатленные в образах произведений искусства.
Диалектика учит тому, что итог мысли в любом случае будет сходен. Наивное мышление дикаря, увидевшего поразительный сон, и выкладки ученого, согласно законам природы, приводят к одному и тому же.
Главная мысль всех времен и народов заключается в том, что мир един. Отсюда пантеизм язычников, нащупывающий подход к этой истине, монотеизм во вселенной-Боге, познавший единство мира, ужаснувшийся его грандиозности, и павший перед этой идеей ниц, и, в конце концов, атеизм, отражающий действительную причину единства мира, которая заключается всего-навсего в его материальности.
Да, мир материален, потому и един. На чем иначе основывалось бы его единство? Мудрость многих веков и народов текстуальна, то есть, зафиксирована в различного рода книгах, рукописях и других источниках информации. Человек, читающий мудрые книги, невольно делается более мудрым.
Иногда это происходит настолько неосознанно, что читатель не замечает в себе перемен и приписывает собственный мудрый поступок или мудрое решение озарению, вдохновению, прозрению, воздействию "высших", либо "потусторонних" сил. Но поскольку таковых сил, как мы пытаемся доказать, не существует, то ясно, что здесь имеет место быть случай припоминания чьего-либо уже осуществленного ранее поступка или решения. По-моему чрезвычайно редко возможен случай самостоятельного исторжения мудрости, хотя это и не исключено. Чаще всего новая мудрость является повторением или подражанием уже существующей, но подзабытой чужой мудрости.
Следование природе, вроде бы, заставляет смириться с таким ее законом, как победа сильнейшего в борьбе за выживание и продолжение рода. Тем не менее, препоны в виде религиозных и моральных установок, которые ставит на пути этого закона цивилизация, человечны, следовательно, так же следуют законам природы. Не стоит пренебрегать моралью, двигаясь по течению жизни. Мораль — это тоже сила, только иного порядка, чем чисто физические данные.

Эпилог
Умеренность — удел счастливых людей. "Вперед не забегай, сзади не отставай, в середине не мешайся, сбоку не ошивайся", — говорят в народе, намекая на эту очевидную истину. Быть равным среди равных, избегая крайностей — вот мудрость жизни. Вне умеренности бессильна даже мудрость.


Рецензии
Заметки интересные, но слишком краткие. По этой причине, наверное, изложение ведется в виде неких тезисов. В этом нет ничего плохого, но вот изложение столь обширного материала столь кратко ведет, как мне кажется, к какой-то вульгарности. Я не буду оспаривать положения первой части, так как она есть просто изложение некоторого учения. А что толку спорить с ним, ведь это просто выбор автора. Укажу только, впрочем, на сколько я знаю, что внутренняя речь может состоять из «кодов», не сводящихся к понятиям или словам. В ней присутствуют не предметы, а действия.
А вот вторая часть содержит в себе некоторые внутренние противоречия, как мне кажется. Не буду останавливать на понятии «ИСТИНА». Автор, как я понимаю, перепутал истину с правдой, в таком народном ее понимании. Или же, автор является последователем «экзистенциализма» (Хайдегер, Сартр, ну и все их последователи, которых так не любили советские философы), в чем я, однако, сомневаюсь. А вот о мудрости автор говорит много. Это мне и бросилось сразу в глаза. «Мудрость заключается в том, чтобы следовать законам природы» - автор явно дает некое новое определение мудрости. А далее «Следовательно, мудрость заключается в человеческой деятельности любого рода и характера, включая момент отсутствия какой-либо деятельности. В этом смысле "Умри, но не давай другим жизни", либо "Живи, и жить давай другим" — абсолютно равноправные лозунги». Поскольку понятия, как говорит автор, можно найти в разных словарях, то я не поленился и поискал понятие «мудрость». Но ничего подобного не нашел. Это, однако, не страшно. В научной среде говорят: «что определил, то и изучаю». Автор дал определение этому понятию – и все. Однако в конце тезисов находим следующие интересные записи. «Человек, читающий мудрые книги, невольно делается более мудрым» - а что это за мудрые книги, позвольте спросить. Из определения самого же автора вытекает, что любая книга мудра (выкладки очень просты, см. выше). А вот что значит стать еще более мудрым – вот вопрос. Опять из определения автора вытекает, что чтобы человек ни делал – это мудро. Человек, который делает все мудро – наверное, и есть мудрый человек. А вот что значит стать еще более мудрым – абсолютно не понятно. Ну и дальше «Иногда это происходит настолько неосознанно, что читатель не замечает в себе перемен и приписывает собственный мудрый поступок или мудрое решение озарению, вдохновению, прозрению, воздействию "высших", либо "потусторонних" сил». Ну, если все поступки мудры, то чтож тут удивляться то? Нет, я, конечно, подозреваю, откуда взялись эти странные противоречия. Просто есть некоторые житейские примитивные догмы, которые автор подхватил, не обратив внимание на то, что они противоречат его же собственной теории, да и известным философским учениям.

Прохор Скабичевский   19.07.2011 18:00     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв. Очень рад попытке серьёзного понимания текста. Собственная теория - сказано чересчур громко. Здесь просто доморощенное изложение диалектического материализма. Наивное, но достаточное для нужд авторской версификации. На лавры первооткрывателя философских истин не претендую.

С уважением

Сергей Сметанин   19.07.2011 21:51   Заявить о нарушении
Я понимаю, но поскольку текст опубликован и интересен, то он требует рецензии.

Прохор Скабичевский   20.07.2011 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.