Dum spiro spero?

 


Что является необходимым условием для интеллектуального развития отдельного индивидуума...? Правильно, - образование. А для интеллектуального развития нации? Верно, - система образования.
Что можно сказать о нынешней отечественной системе образования, кроме того, что она стала «притчей во языцех» наших сограждан? И говорят о ней много разного-интересного, но, при этом -  ничего комплиментарного?
 Что все наше образование( включая и обязательное-бесплатное, и необязательное- бесплатное, да и платное тоже) давным-давно, еще в прошлом столетии   морально устарело. То есть система, по которой обучается наша младая поросль, дала сбой, тормознула и… "почила в бозе"( отбросила коньки, дала дуба, откинулась, ну, дальше сами придумайте). Но, тем не менее - продолжает быть! Этакий - монстр. Живой труп! Вампир!
 Парадокс? Вы спросите,- Почему она не реформируется? Вопрос конечно  интересный. Ответ на который хотелось бы получить не только вам - уважаемые господа - желающие получить хорошее образование, но и мне - вашей покорной слуге, к счастью успевшей его получить в лучшие образовательные времена.
Очевидно есть во всем этом некий смысл или  бессмыслица, ведомые только тем, кто так старательно реанимирует благополучно усопшую систему.
Вы спросите, - почему усопшую? Извольте. Начнем с самого начала. То есть с начала образовательного процесса, с начальной школы (простите автору эту троекратную тавтологию, но, так уж вышло).
 Устаревшие методики преподавания, устаревшие учебники по большей части предметов выпуска - все того же - века минувшего. Некоторые правда, наспех переписаны. Ей Богу, уж лучше бы их не переписывали! Про странных представителей китовых из республиканских учебников зоологии наверное, вся республика уже в курсе? Да-да, я о той галиматье, написанной для учащихся неясно, с какой целью. То ли - напугать подрастающее учащееся поколение, то ли - автор учебника просто был в состоянии полной... неадекватности в момент написания некоторых глав учебника.
Хочется воздать должное и уровню профессиональной подготовки педагогического состава многих школ. Здесь - без комментариев! И не потому, что это является «тайной за семью печатями». Тайны здесь как раз никакой и нет. Как нет и достаточных знаний у многих из тех, кто сегодня образовывает интеллекты будущего нашей нации. О высокой эрудиции, так необходимой тем, кто зовется учителем и говорить не приходится. В большинстве случаев - нет знания преподаваемого предмета, а потому - нет слов...
 И еще очень многих качеств - нет, так необходимых тем, кто призван не только  обучать, но, еще и воспитывать подрастающее поколение. А воспитывают, как известно, на личном примере. Каким примером может служить педагог с примитивными мещанскими взглядами на жизнь? Да еще и с неугомонным, я бы даже употребила слово – гипертрофированным стремлением к  вымогательству? О каком авторитете этой профессии можно говорить, и чему захочет научиться воспитанник у воспитателя потерявшего свое лицо? Учителя, занявшего место в пытливом детском сознании где-то - между попрошайкой и кровососом, прикрывающимся высокими идеалами. Вот вам и двойной стандарт, о котором нынче так модно говорить. И который вполне может стать актуальным не только в наши смутные демократические времена, но и стать идеологией в идеализируемом нами - грядущем нации. Иными словами, - Кого вырастим?!
Можно, конечно, при желании найти оправдания существующему положению вещей, сославшись, например, на мизерные педагогические оклады. Но будем все же до конца последовательными и вспомним о том, что профессия педагога - больше – призвание, чем - ремесло. И есть в этой профессии нечто – сродни духовному наставничеству. А потому может и не стоит идти в нее тем, кто призвания - Свыше – учить - не услышал.
 Об институте директоров школ даже и говорить неинтересно. Все то же самое, только гораздо более утрировано. Кто из родителей выпускников школ не проходил через директорский кабинет, где ему точно называли сумму, в которую обойдутся выпускные экзамены его чада, независимо от уровня знаний обозначенного чада?
Так что бесплатное наше образование в большинстве республиканских школ,  во-первых,  не бесплатное, а во-вторых - не образование.
И хоть в СМИ частым и приятным явлением стали сообщения о сдаче новых объектов под школы и реставрировании - старых с навороченными компьютеризированными классами, информатику и вычислительную технику в новых классах изучают по учебникам 1976(!) года.
 Теперь о вузах. Кто из студентов бесплатного вуза сегодня бесплатно сдал хоть одну из сессий? И чтоб ему при этом поставили адекватные его знаниям оценки? И для кого является секретом, что многие студенты специально работают, чтобы оплачивать свои сессии? То есть по сути дела, работают на – взятки (!) (тоже, красивый воспитательный момент для юношества). А еще одна из статей приработка к небольшим педагогическим окладам преподавателей вузов - переход в магистратуру. Конечно, все это не имеет отношения к тем, кто честно исполняет свой педагогический долг, и кого я никак обидеть не стремилась. Но, разговор все же идет об общем явлении, а не об уникальных частных случаях. Многим из студентов так и не удается закончить магистратуру из-за непосильных расходов на этот самый переход. И все бы ничего, если бы затраченные усилия и средства стоили цели, то есть - качества образования. Но, общеизвестно, что как раз качества- то и - нет. И в результате всех этих затрат и лишений - неконкурентоспособный диплом, а точнее - бумажка, не подкрепленная добротными знаниями. Думаю, что последствия этого в расшифровывании не нуждаются? И всем сразу стало ясно, что  некачественное образование - некачественные специалисты.
 Что же касается платных вузов, подобно грибам после дождя выросших на постперестроечной почве в нашей республике, то и там много интересного. На самом деле, в большинстве случаев это не ВУЗЫ, а - профанация образования. Дочка моих знакомых, доучиваясь на последнем курсе медицинского факультета одного из таких вузов, однажды заявила, что хочет стать патологоанатомом. Родители, придя в ужас от такого решения своей дочери, попросили меня побеседовать с ней и переубедить ее. В результате беседы выяснилось, что дело не в некрофильских наклонностях молодой особы.  "Нас там ничему не научили, чтоб можно было подпустить к живым людям. И никакие мы, в итоге, - не врачи. Некоторые из нас даже уколов так и не научились делать, давление измерить правильно не могут". Ну хорошо, что у этой девушки хватило честности признать свою несостоятельность как врача, но ведь есть и другие. И их - большинство. И они пополняют армию наших медработников. А вот это уже - не смешно. И как ни стараются «сверху» проконтролировать образовательный процесс, он все равно в итоге - неконтролируем. И такая крамола лезет в голову…! Думаю,- не здания нужно менять. Нужно менять систему образования по принципу  старого, известного всем анекдота,- "Девочек надо менять, а не – койки"! (да простит мне уважаемый читатель эту фривольность!).
Как выяснилось, с сегодняшним уровнем подготовки в школах без репетиторов по всем предметам поступить на конкурсной основе в вузы, вне нашей республики - нереально. Отстаем, как минимум, лет на тридцать, а то и  больше.
Не будем апеллировать к нашему темному социалистическому прошлому, где все же образованию придавалось достаточно большое значение. И не будем цитировать по этому поводу известного русского классика, что - «мы все учились понемногу чему-нибудь и  как-нибудь». А тем более,  перефразировать его, мол, «образованьем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть». То поколение хорошо образованных наших граждан пока еще, слава Богу,- существует. Но, вот когда последний из них уйдет на заслуженный отдых на небеса,  кто же придет им на смену? Хороший вопрос, не правда, ли?
 Что же касается  реформ... По этому поводу могу рассказать почти анекдот. Как-то, наткнулась на интересный сайт в Интернете. И не просто интересный, а интригующий и я бы даже сказала - эпатирующий. Первая его страница представляет собой титульный лист, где обозначено имя хозяина сайта. А хозяин - Министерство Народного Образования нашей республики. А вот следующая,  обозначенная на баннере под словом - "реформы" заинтересовала меня. И я ее открыла. В чем же эпатаж? – спросите вы. А эпатаж и заключается в том, что кроме этого слова на данной страничке больше ничего и не оказалось. Пусто! Хотя, если не считать ну совсем интригующей фразы. Сказать, - какой?   - "Скоро увидите!" Вот так.
И опять таки - все бы  ничего, если бы на кону не стояло будущее целой нации в виде  интеллектуальной отсталости  в масштабе страны. А это – отсталая культура, неразвитая наука, отсталая экономика, медицина и.т.д. (впрочем, кое-что из этого мы уже имеем и сегодня). И конечно же - еще более  худшая - система образования!
Вот вам и замкнутый или порочный круг. И все же, как говорили древние, - "Dum spiro – spero"! Что в переводе означает, – Пока дышу, - надеюсь.


Рецензии
Добавлю от себя следующее:

Непродуманные реформы подрывают систему образования даже еще больше, чем их отсутствие (а НЕпродуманные ли?). Настоящей трагедией для нашей науки явилось введение института магистратуры. Дело в том, что сейчас в этой сфере образовательная система вошла в вопиющее противоречие с системой научных званий.

Первая представляет собой типичный продукт советской системы, где диссертацию "пищут" (во всем мире ее "делают"). Плюс - сохранена степень кандидата биологических наук...

В результате: молодой человек (женщина) должен поступить в вуз, отучиться четыре года в бакалавриате, потом два года - в магистратуре. Потом защитить кандидатскую. И лишь после всего этого можно приступать к защите докторской. Если это помножить на нулевое финансирование, "зряплату-стипендию" в пятьдесят-шестьдесят манат, отсутствие оборудования и, зачастую, желания у развращенной этой системой молодежи что-то делать и чему-то учиться (я ее полностью извиняю) - картина вырисовывается совершенно определенная.

(Самое странное - ведь делают же! Многие делают, вопроки всему! Все же нашим ребятам нужно ставить памятники, поверьте моему слову...)

Защитивший кандидатскую получает "крутую" зарплату в сто двадцать-сто сорок манат. Она у меня заканчивается обычно через неделю.

И еще одно добавление, к написанному вами: к нам в институт пришло двое девочек. На вопрос директора, а где же представители сильного пола, одна из них застенчиво призналась, что все они работают официантами в ресторанах. И ничего, один из них себе на эти деньги даже компьютер купил...

В общем, система образования гниет. Ни то, ни её. Боюсь только, как бы она не перешла полностью в систему "мозаичную". Это будет катастрофа...

С уважением.

Мехти Али   18.10.2007 15:24     Заявить о нарушении
Увы, Мехти,- увы.
Лейла

Лейла Сабзали   18.10.2007 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.