ВДВ Крылья

             ВДВ. Крылья.
  Первому, да и вообще любому, прыжку с парашютом в армии предшествует огромный труд.
  Двухнедельная первичная подготовка: теория, изучение материальной части, тренировки на ВДК (воздушно-десантный комплекс), рассказы, парочка укладок учебных, то, да сё. И, наконец, укладка на «боевую».
  Укладка купола, самое минимальное, полдня времени. По нормативам, конечно, сорок пять минут, но в жизни все намного сложнее. Купола укладывал много раз и почти всегда в разных условиях: взять хоть диапазон температуры окружающей среды от -25 до + 40, но есть ещё множество всевозможных факторов: скорость и направление ветра, помещение или улица, рельеф и свойства ландшафта, с кем укладываешь, кто проводит укладку, собственное состояние и ещё много-много всего. Но все это должно привести только к одному результату: правильной укладке основного и запасного парашюта – от этого, в дальнейшем, будут зависеть твоя жизнь и ещё чьи-то судьбы.
  Но сейчас про первый прыжок.
  Вот назначенный судьбой день.
  На прыжки выводят, как раньше на расстрел, перед рассветом. Есть в этом какая -то своя прелесть. Благодаря прыжкам я много рассветов встретил…
  Часов пять утра, непоздняя ещё осень, зеленая трава инеем к земле прибита, как седая. На аэродроме стройными рядами по десять парашютистов несколько сот человек: десантников и тех, кто ими ещё только станет. Все уже в куполах (Д-6 за спиной и З-5 на животе) и шлемах. Основной парашют с подвесной системой и запаской 17 килограммов весит – тяжелы крылья. От неподвижности и груза стоять устаешь достаточно быстро, но деться уже некуда: стой и жди. А впереди ещё несколько линий проверок. Хорошо хоть перворазников – тех, которые совершают прыжок впервые, пропускают вперед. И вот уже преодолевая тугой воздушный поток от винта, мы грузимся в АН-2 – рабочую лошадку, а точнее бессменного педагога, выпестовавшую каждого воина ВДВ в отдельности и все Воздушно-десантные войска со всей их отвагою, боеспособностью и всемирной славой.
  Так вот этот неприметный самолетик, взяв на борт десять парашютистов, начинает набор высоты. Вот ведь ёлки, ещё и укачивает. Выше, выше, разворот над древним Псковом. Купол Троицкого собора, виден с любой точки города, вторым солнышком, а тут далеко под нами, золотым яичком. Внизу дома-коробочки и люди-точечки.
Эх, блин, занесло же, думаю. А вдруг парашют не раскроется. Ведь бывает же такое? Бывает. Очень редко, но бывает. Очень маленькая вероятность, к нулю близкая… Вот все так думают, а вдруг у меня? Сейчас? Зачем вообще ввязался в прыжки эти. Кому это надо? Не пошел бы в ВДВ, не сидел бы сейчас среди этих бледноликих придурков, с безумными глазами, на высоте 800 метров, перед прыжко-о-ом!!! Зачем я вообще в эту армию пошёл!!! Придумали ведь армию!!! Придумали ведь какие-то гады войны!!! Ээ-эх, был бы мир на земле, не сидел бы сейчас в этом древнем самолете… Люди!!! Я за мир!!! Слышите, за мир!!! А-ааа-а!!! это я все про себя и заканчиваю свои мысленные восклицания, уже сделав шаг в карту, развернувшуюся передо мной, почти сразу вырвав кольцо основного парашюта и отпустив его на все четыре стороны, вопреки всем инструкциям. Аа-а!!! Шлеп. Уже на земле. Ничего не понял со страху.
  Но прыжок был. И это факт.
  А ведь бывает и такое: приземляется АН-2 и с его борта начинают выгружаться десантники. Сначала, понурив голову один. Через определенный промежуток еще несколько. Они идут к регистратору на линию старта, под пристальным вниманием всех присутствующих на аэродроме. Особенно тот, первый. Он следует в некотором отрыве от остальных, как под конвоем, бледен и растерян, держит обеими руками лямки подвесной системы, как рюкзак. Остальные нарочно немного отстают, дескать, вот герой, им и любуйтесь, а мы сами потерпевшие.
  Тот первый – отказник. Запрещено на борту применять силу. И как только кто-то, в строгом порядке, отказывается покинуть борт, дверь выпускающим закрывается, и все остальные приземляются вместе с самолетом. А отказник, на какое-то время, становится неуважаемым человеком: кому крылья даны, с того за полет спросится.
  Самое сложное было преодолеть себя в первый раз. И это была победа!
  Потом сразу же на аэродром и второй прыжок. Уже на уровне коры головного мозга – осознанный. Лечу! Лечу! Вот, как в песне, на белых крыльях! Лечу! Вот это обзор! Вот это высота птичьего полета! Красотища-то, вокруг какая! Жаль, что только вниз. Линия горизонта сужается быстро. Теперь ноги плотно вместе и немного вперед, потому что «на тебя движется земля». В высокую, сочную, с хрустом под тобой ломающуюся, влажную еще от росы и все ещё цветущую какими-то фиолетово-белыми, неувядающими цветами, высокую траву… шлеп.
  Росой мокрый, счастливый, купол на спину и по, все утолщающейся, паутине тропинок на пункт сбора, другим уже человеком.
 Все, я – настоящий десантник!
  Оказалось, нет – парашютист. Десантником становится воин, совершивший прыжок с оружием, с летательного аппарата военно-транспортной авиации. Например, с ИЛ-76.
Первый прыжок с Ил-76 не припоминается мне, ни в каком году он состоялся, зимой ли он был, или летом? Достаточно много их было. Прыжок с ИЛа всегда масса впечатлений, перемешалось как-то…
  Очень долго ждешь в куполе на аэродроме (несколько часов), потом долго грузишься, ждешь в самолете, 30-40 минут летишь… Затем, за минуты перед выброской открывается рампа – это такие огромные створки сзади у ИЛа, куда КАМАЗ с фургоном заехать может… и вот, глядя в такое окошечко, с высоты 800 метров да на скорости 360 км в час (вид неповторимейший), понимаешь, что ощущения эти незабываемые. А все самое интересное еще даже не начиналось.
   Выпускающий дает команду, жестом – подъем. Двадцать человек с одного борта и двадцать с другого встают, стараясь сохранить равновесие, поднимают седушки. Открываются боковые двери, тоже с двух сторон. К вою двигателей добавляет децибел ветер, теперь все не сводят глаз с выпускающего, а первого десантника от кошмара за бортом отделяет только заслоночка с запрещающим значком. И кажется, что шаг вперед – это безумие. Но все побежали за первым, вырванным из поля зрения стеной встречного воздуха, и исчезают, исчезают в ненасытном проеме люди один за другим. Вот, перед тобой уже оттолкнулся человек в бездну и тут же исчез, чудовищной силой назад влекомый. И теперь твоя очередь и ты не струсишь и не задержишься: конечно чтобы не подвести товарищей и потому, что ты настоящий десантник… Но глядя правде в глаза, отмечаю: отказников на ИЛах вообще не бывает, так как подается сигнал, не подчиниться которому просто нельзя: когда включается сирена («пошел!!!»), то рев двигателей начинает казаться приветливым урчанием мотора хорошей иномарки, а воющие завихрения потоков воздуха шелестом летнего ветерка, и любой слышащий человек (а я подозреваю, что и глухой тоже) с радостью поменяет просчитанное инженерами нутро железной птицы на бездонную неизвестность, лишь бы поскорее покинуть зону действия этого акустического оружия.
  Толчок от порога и все же не шелест, а свист тебя, рвущегося сквозь стену ветра. А вверху, все дальше, плюющееся в две стороны людьми, стальное тело дракона Ил-76. Пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три … что-то долго прибор не срабатывает, пятьсот четыре… ага наконец-то, вверху дернул купол и… тишина.
  Тишина. Тишина. Невыразимый контраст. Но тишина, здесь, не синоним покоя.
Вокруг тебя перемешиваемые восходящими и нисходящими, встречными и поперечными потоками болтаются в стропах, с выпученными глазами, еще сорок таких же, как ты, отважных ребят. И задача у всех одна: приземлиться на собственном куполе. А законы аэродинамики, не то чтобы противятся этому, но дают понять, что они несколько сложнее наших представлений о них.
  И потому: Тишина. Тишина напряженной работы и сжатых зубов. Время замедлилось, почти остановилось и земля не приближается совсем… А вот этот, м-му… десантник с крейсерской скоростью летит прямо тебе в стро-о-пы!!! Какую там команду надо подавать? Да какую команду!? Ээ-ээй!!! бляя-яяя!!! Но не хватает дыхалки, потому что сам вцепился в «свободные концы», судорожно пытаешься тянуть «то, что нужно» и видишь, близко-близко, как на фотографии его озабоченное лицо – он тоже тянет «то, что нужно» и потому лишь качнувшись, сминает ногами кромку моего купола и отваливает назад и вниз, в пространство. До дембеля. А по свершению оного, с сумкой уже, подходит сержант:
- Товарищ старший лейтенант, помните схождение?
- Да кто ж такое забывает.
- Это я Вам в купол влетел.
- Что ж раньше не подошел?
- Да, боялся… почему-то…
  Сколько их потом всяких было. Прыжков… и зимой, и весной, и летом, и осенью. И с АН-ов, и с ИЛ-ов, и с оружием, и без оружия, и выпускающим был и выпускаемым.
И по заснеженной пашне со скоростью семь метров в секунду ветром тащило: снег, с землей перемешанный, даже из ушей, выковыривал. И в облака, как в вату и через них от солнышка и голубого неба в сумрак пасмурного безветренного дня…
  Романтика.
  Десантник – орел две минуты.
  Все остальное время он лошадь.
  Тяжелы крылья.


Рецензии
Вряд ли в разведшколе, где Путин прыгал с парашютом могли "наплевательски" относиться к укладке парашютов. И, вряд ли резидентов КГБ учили десантированию с Анов и Илов?
Я извиняюсь за столь затянувшуюся рецензию (хотя это просто приятные воспоминания "по поводу")но не могу описать своих ощущений, испытанных после того, как парашют раскрылся и ты висишь над землей. Картинка не меняется, под тобой ландшафт, похожий на тот, что видишь при приземлении на самолете. Топографическая карта, поля, лес, дороги, мелкие строения, ползущие как муравьи машины. Все это длится секунд30, но после 100 метров эта идиллическая картинка резко и быстро начинается надвигаться на тебя, начинаешь различать отдельные деревья а не просто лес, трава и кустарник впечатываются в твои ноги, а купол или накрывает тебя и ты начинаешь в нем кувыркаться, либо надувшись ветром валит тебя на землю и ты быстреньо начинаешь накручивать на локоть нижние стропы, чтобы его "загасить". Уровень адреналина в крови начинает постепенно снижаться, эйфория уходит и ты ждешь очередного прыжка.
Спасибо!

Александр Плетнев   01.08.2020 16:19     Заявить о нарушении
Добрый день.
Наверное учить совершать прыжки можно со спортивных самолетов и вертолетов. А вот с Ил-а... это во-первых "высший пилотаж", во-вторых прерогатива военных, хотя сейчас возможно всё (но это будет очень-очень дорого: Ил при взлете ест несколько тонн топлива не считая других нюансов).
К укладке же парашюта, в армии, можно отноится по разному, но многоуровневый контроль ответственных людей не допустит иного результата чем раскрытие купола)))
Спасибо за рецензию и за Ваши впечатления от прыжков!
С уважением,

Савельев Михаил   01.08.2020 16:37   Заявить о нарушении
Я перед этим текстом прислал еще два, обширных, но они почему-то не сохранились. Жаль. Попытаюсь восстановить, если не выдохнусь.

Александр Плетнев   01.08.2020 17:39   Заявить о нарушении
Как раз об укладке парашютов я и писал подробно. Уложить парашют в армии неправильно исключено. Укладка разделяется на несколько этапов. После каждого из них все выстраиваются у столов а зам. по парпшютно-десантной службе проходит и проверяет правильность выполнения укладки на этом этапе. Затем дает команду - приступить к следующему этапу. Все допущенные ошибки тут же устраняются. Все эти формальности, с какой стороны ты законтрил замок чехла, или каким концом вытяжного фала закрыл ранец парашюта отработаны на крови парашютистов.
Таким образом все эти легенды о нераскрывшемся парашюте могут рассказывать только люди, видевшие парашют в кинохронике.

Александр Плетнев   01.08.2020 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.