Что русским нравится во Владимире Путине

 Достоинства и недостатки правления второго Президента России (статья, Июль 2004 г.)

/опубликовано с изменениями и дополнениями в книге "Эпоха Возрождения души",
2008 г., изд-во "Антиква"/

I
Популярность В.В. Путина у россиян неоспорима. Этот факт подтверждается результатами всех выборов: двумя парламентскими, где поддерживаемая Путиным партия «Единая Россия», выигрывала за явным преимуществом, и двумя президентскими, последние из которых завершились ошеломляющим успехом действующего Президента.
Разговор о фальсификации итогов выборов, который нередко заводят западные СМИ, неуместен в данном случае. Во-первых, потому, что невозможно с неизменным успехом фальсифицировать выборы четыре раза (как говорил У.Черчилль «можно долго обманывать всех, но нельзя обманывать всех постоянно»). Во-вторых, ярким подтверждением безусловного доминирования Владимира Путина в политических рейтингах является тот факт, что все основные конкуренты (Жириновский, Зюганов, Явлинский) на последних президентских выборах отказались выдвигать свои кандидатуры. Причина?

Понимание бесперспективности своего участия с точки зрения результата – с одной стороны, и боязнь политической смерти в случае очень малого процента голосов – с другой, ибо никакая критика «антинародного» режима не могла на последних выборах принести какой-нибудь существенный успех. Поэтому в качестве конкурентов партиями были выставлены априорно непроходные кандидаты, которые, однако, выполнили свою функцию – показали участие партий в президентской кампании. Такой вариант конкурентного поля предопределил победу Путина в первом туре, хотя, возможно, в случае участия основных конкурентов, эта победа была бы не намного менее убедительной.
В-третьих, многочисленные наблюдатели, в том числе международные, не отметили значительных нарушений, что было бы неизбежным в случае массовых фальсификаций, - напротив, последние президентские выборы в России прошли весьма спокойно. В частности Президент США Буш, поздравив Путина с убедительной победой, признал тем самым ее правомочность. В-четвертых, общественные настроения россиян весьма точно отвечают результатам выборов. Нет подспутного протеста против действующей власти, не зреют революционные настроения, имеющие целью смену существующего режима. Напротив, многие родители дают своим детям имя Владимир в честь Президента. Появляются даже люди, меняющие свои имена и фамилии, с тем чтобы именоваться в дальнейшем Владимиром Владимировичем Путиным. Такого не было еще в новейшей российской истории.
Невозможно представить себе массовое движение под названием, скажем, «Россия без Путина», аналогичное весьма известному украинскому движению «Украина без Кучмы». Что же касается русских в странах СНГ, то они практически молятся на Путина, видя в нем единственный шанс на улучшение своего часто бесправного положения в некогда братских республиках. Менее популярен Владимир Владимирович у русских из дальнего зарубежья, что объясняется некоторой оторванностью последних от современных российских реалий, а также часто встречающейся затаенной обидой на Родину. Также можно отметить то, что причастность к делу государственной безопасности изначально весьма сильно очерняют человека в глазах определенной части избирателей. Однако, несмотря на все это, и в опросах русских эмигрантов, и по итогам выборов Президента РФ среди россиян за рубежом, Владимир Путин, пусть и не с таким ошеломляющим успехом, но неизменно занимал первое место.
В чем же кроется успех Владимира Путина на выборах? Ответ прост – действующий Президент очень популярен среди русских. Другой, уже более интересный для анализа вопрос, на чем основана эта популярность и что лежит в основе ее устойчивости? Сводится ли все к простому оглуплению масс с помощью пропаганды?
На наш взгдяд, нет. Накручивание рейтинга на пустом месте, действительно может иметь место в современной России, но это скорее исключение из правил, которое к тому же будет действовать весьма недолгое время. Так, раскрученный рейтинг Бориса Ельцина в рамках кампании «Голосуй сердцем», после выборов быстро вернулся к исходной весьма низкой отметке. Да и сделан был рейтинг Ельцина на противопоставлении его основному конкуренту-коммунисту Зюганову. Таким образом, многие избиратели были поставлены перед необходимостью выбирать из двух зол меньшее. В случае же с выборами Путина российскому избирателю не нужно было массированно рассказывать о «красных» или иных угрозах. Да и рейтинг Путина остается неизменно высоким, что до президентских выборов, что после них, колеблясь в пределах 70-75%, а значит в основе популярности второго российского Президента лежит нечто большее чем хороший пиар-менеджмент.
Успех партии власти «Единая Россия» на выборах обусловлен исключительно поддержкой Путина. Но это совсем не означает, что избиратели всегда готовы отдать предпочтение тем, кого поддерживает правящая верхушка. Достаточно вспомнить, что в прежние времена в роли партии власти выступал черномырдинский блок «Наш дом - Россия», который до высот «Единой России» никогда не добирался и близко. В связи с этим уместно вспомнить и украинский провал пропрезидентских партий «За единую Украину», «Женщины за будущее», «Озимое поколение», которым было обеспечено значительное финансирование и существенная поддержка всех украинских СМИ. Все дело в том, какой президент стоит за провластными блоками и партиями, и насколько высока именно его популярность в народе.
Безусловно, необходимо помнить о том, что правление Путина приходится на такое историческое время, когда страна, доведенная предыдущими правителями Горбачевым и Ельциным до катастрофического положения, с восторгом воспринимает любую деятельность, несущую позитивные преобразования. Однако, вместе с тем, отметим и то, что правителю послеельцинской эпохи еще необходимо было достигнуть этих позитивных преобразований, что не так-то и легко с учетом существующего положения дел на момент прихода Путина к власти.

II
Анализ основных причин народной любви к Владимиру Путину, позволяет разбить их совокупность на три основных блока: политический, экономический и социальный, личные качества, которые помогают осознать за счет каких именно отличий и достижений действующий Президент столь популярен.

Блок первый: Политика.
1. Территориальная целостность России.
Владимир Путин остановил процесс распада Российской Федерации, который уже активно начинался, подстегиваемый амбициозными региональными лидерами, которые уже подумывали отказываться перечислять средства в федеральный бюджет, что очень напоминало сценарий развала СССР, в бюджет которого перестали поступать отчисления из союзных республик. Сейчас сила федеральной власти значительно возросла, чему послужила в том числе и административная реформа с созданными надрегиональными федеральными округами, и по сути не один из региональных лидеров не может уже претендовать на роль полунезависимого князька.
В России прекращены все разговоры о возможности передачи Курильских островов Японии, хотя при Ельцине эта идея обретала уже чуть ли не реальные очертания. И хотя Япония не оставляет разговоры о передаче островов, но никаких официальных шагов навстречу не делается, и никаких разговоров о совместном использовании территории уже не ведется. Тезис о неделимости России затвержен наизусть и россияне успокоились насчет возможной потери этих спорных территорий, поскольку сейчас передача островов не более реальна, чем возвращение Аляски в состав России.
Главным козырем Владимира Путина, возможно, является победа во второй чеченской войне, которая позволила позитивно решить проблему Чечни в целом и фактически вернуть ее в состав Российской Федерации. Тяжелое поражение в первой войне и неуклюжие попытки ельцинской власти создать видимость контроля над ситуацией в регионе породили состояние фрустрации в русском обществе, боль и обиду за унижение, доставленное как российской армии, так и России в целом.
Поэтому решительные действия властей при вторжении боевиков в Дагестан и последующий общий военный триумф вызвали бурю восторга среди населения. Кроме того, российские власти полностью выиграли информационную войну, в том числе и на «западном фронте», достаточно вспомнить, что осуждающая резолюция ООН по Чечне, которую трижды пытались навязать США, каждый раз неизменно проваливалась. Конечно, существенную роль внесли бурные события на фронте всемирной борьбы с международным терроризмом, однако, так или иначе, досужие разговоры о нарушении прав человека в Чеченской Республике уменьшились на порядок. Даже международное сообщество осознало, что боевики-наемники однозначно отличаются от свободолюбивых партизан, образ которых раскручивался многими СМИ, когда речь заходила о Косово или Чечне. Безусловно россияне не забыли этих побед и образ Путина-победителя до сих пор находится в их умах.
2. Поддержка соотечественников за рубежом.
Лишь при Владимире Путине Россия вспомнила о своих соплеменниках в других странах и начала предпринимать активные попытки защитить их от шовинистической агрессии со стороны ультраправых сил в других странах. Обычно эту проблему старались не замечать или предпринимать разовые демонстративные акции как, например, признание Государственной Думой Севастополя российским городом. Такие акции в практическом смысле не только не решали проблему, но и напротив, – осложняли ее.
Методичное дипломатическое давление, в том числе и на самом высоком уровне, создание фондов поддержки соотечественников и ряд аналогичных шагов позволяют, с одной стороны, почувствовать реальную заботу русским за границей, а с другой стороны, - это не менее важно для самих россиян, которые уже осознают, что русский народ после распада СССР обладает самой значительной в мире диаспорой, и что консолидация русских в РФ и за ее пределами чрезвычайна важна для подъема авторитета державы в мире и позитивного развития страны в период новейшей истории.
3. Изгнание из власти «семьи» и борьба с олигархическими кланами.
Индикатором «качества» новоизбранного Президента для многих выступали его отношения с так называемой «семьей», которая выбрала Путина в качестве преемника одряхлевшему Ельцину. Подавляющее большинство жителей России, озлобленное тяжелыми условиями жизни, исповедовало простой принцип внутренней политики, который можно свести к фразе: «Березовский должен сидеть в тюрьме». Несмотря на всю сложность взаимоотношений с «семьей», чтобы быть истинно народным главой государства, Владимиру Путину было необходимо кардинально порвать с окружением «семьи» и окармливавшимися при ней олигархами, чьи интересы сам новый Президент призван был защищать по планам того же Бориса Березовского.
Поэтому, когда Гусинскому и Березовскому пришлось спасаться бегством из страны, когда Березовский уже из-за границы кричал, что его «развели, кинули», и что все это «гэбуха», - народ России торжествовал. Выполнив свои обязательства в части обеспечения спокойной старости первого русского президента, Владимир Путин повел жесткий курс относительно олигархов и бывшего ельцинского окружения. Одним пришлось уйти за границу и утратить свое влияние в России, другие попали под уголовное преследование на Родине, третьи просто тихо ушли на покой, отступившись от того куска, который им достался по итогам приватизации в смутные времена. Остальным олигархам пришлось принять новые правила игры. С одной стороны, Путин заявил, что пересмотра итогов приватизации в России не будет, но вместе с тем отметил, что в рамках конкретных уголовных дел возможны некоторые корректировки существующего положения дел.
Примечательно, что последняя встреча с представителями крупного бизнеса в середине 2004 года, ознаменовалась тем, что все бизнесмены усердно открещивались от губительного в современной России клейма олигарха, и именовали себя не иначе как промышленники и предприниматели. Олигархический порядок в сознании россиян прочно ассоциируется с бандитским беспределом, поэтому жесткая позиция властей по отношению, скажем, к Ходорковскому и налоговым долгам его компании «Юкос», находят одобрение. При этом сам Путин всегда так или иначе отрицает свою роль в делах с олигархами, отвечая фразой о том, что он «не вмешивается в дела хозяйствующих субъектов».
Руководство системой государственной власти было бы значительно затруднено для Президента при условии, что ключевые посты продолжали бы занимать люди ельцинской эпохи. Поэтому за время своего правления Владимир Владимирович произвел прямо или способствовал своим авторитетом существенной ротации верхних эшелонов власти, начиная с замены некоторых региональных лидеров (например, Матвиенко в Санкт-Петербурге) и введению института представителей Президента в федеральных округах, и заканчивая такими постами как спикер Государственной Думы (Грызлов вместо Селезнева), председатель Совета Федерации (Миронов вместо Строева), да и большинство ключевых министров подверглось ротации. Апофеозом реконструкции власти стали замены Главы Администрации Президента (Медведев вместо Волошина) и смена Председателя Правительства (Фрадков вместо Касьянова). По сути из старой ельцинской команды при власти остался только Чубайс. Таким образом, вся полнота власти и контроль за исполнительной вертикалью находится безусловно в руках Президента и теперь ничто не должно мешать ему осуществлять управление страной и осуществлять реформы на основе принципов единоначалия, что является достаточно важным условием успешного развития такой страны как Россия.
4. Поднятие международного авторитета России
При Путине мировое сообщество стало с большим уважением относиться к России. Кроме уже упомянутого снижения обвинений по поводу угнетения прав человека, необходимо выделить признание России страной с рыночной экономикой Европейским Союзом, развитие переговорных процессов вступления РФ в ВТО, что безусловно имеет сугубо политический контекст, а с экономикой сопряжено в меньшей степени. Достаточно вспомнить, что членами ВТО являются такие страны как Молдова и Грузия, экономические системы которых никак не назовешь даже хорошими относительно, скажем, России и Украины, чтобы понять насколько политизированы переговорные процессы о вступлении в данную организацию.
Владимир Путин по сути первым в мире поднял знамя борьбы с международным терроризмом, под которое после 11 сентября 2001 встали практически все ведущие мировые державы. По многим вопросам внешней и внутренней политики Россия заняла четкие принципиальные позиции, что безусловно импонировало населению, уставшему от беспринципных уступок российских внешнеполитических функционеров, которые берут начало еще со времен Горбачева и Козырева. В отличие от Украины, РФ не была втянута в иракский конфликт.

Блок второй: Экономика и социальная сфера.
1. Произведено погашение федеральных задолженностей по зарплатам и пенсиям и проведена «работа», чтобы эти долги не появлялись вновь. И уже даже позабылись знаменитые рейды шахтеров в столицу, перекрытие бастующими железнодорожного сообщения и другие подобные печальные страницы новейшей российской истории.
2. Перманентно происходит увеличение социальных выплат (пособий, пенсий) и зарплат темпами, опережающими инфляцию, что безусловно содействует росту благосостояния россиян. Благодаря осознанной экономической политике действующей власти, сейчас можно с уверенностью говорить, что россияне получают большие доходы, нежели жители остальных бывших республик СССР, за исключением стран Балтии. Это подверждается и тем фактом, что именно в Россию на заработки отправляется огромное количество граждан из соседних государств.
3. Прекращена практика финансирования экономики за счет международных организаций, которая по сути своей несла только вред, закладывая мину замедленного действия под экономическую систему страны. Отказ от внешних заимствований ознаменовал собой финансовую самостоятельность российской экономики. К тому же весьма стабильно происходит погашение наиболее процентоемких задоженностей, что постепенно уменьшает внешний долг.
4. Удалось остановить процесс хищнической приватизации газовой отрасли, который олигархические кланы были не прочь провести по сценарию отработанному на нефтянном рынке. Благодаря тому, что большая часть российской нефти практически за бесценок оказалась в руках частных компаний, государство может по сути получать доходы исключительно от взимания экспортных пошлин. Если бы такая же ситуация сложилась на газовом рынке, это поставило бы российскую экономику в крайне тяжелую ситуацию, осложняющуюся огромным числом потребителей газа на внутреннем рынке, неспособных покупать данный товар по мировым ценам.
5. За время работы Владимира Путина страной накоплен значительный потенциал для экономического роста, который выражается прежде всего в достижении макроэкономической стабильности и накоплении золотовалютных резервов, что позволяет контролировать процессы на финансовом рынке и обеспечивать стабильность рубля, который в настоящий момент является одной из самых стабильных валют мира. Сейчас уже трудно представить себе ситуацию 1998 года, когда незначительность золотовалютных резервов Центробанка, слабость российского финансового рынка и преступные пирамиды с государственными обязательствами на первичном рынке привели к печальному дефолту.
6. Налицо весьма определенный экономический рост в России, который подкрепляется не только цифрами из статистических отчетов, но и реальным ростом российских компаний и банков, реализацией проектов, например, при Путине был, наконец, завершен знаменитый советский БАМ, увеличением финансирования армии и космических программ.
7. Россия становится привлекательным для иностранных инвесторов рынком, поскольку ее экономика динамично развивается и дает возможность получать существенные доходы. Это выливается в неуклонный рост иностранных инвестиций в экономику страны. С другой стороны, налицо уменьшение оттока капитала из России, что означает повышение привлекательности российской экономики для самих россиян. Если за 2000 год из стран было вывезено около 24 млрд.долл., то в 2003 году – около 10,5. Следовательно, экономика получает импульс к росту, который в значительной степени обусловлен установлением четкого контроля за финансовыми потоками и препятствование теневым операциям. Россия не только исключена из черных списков FATF, но и стала членом этой организации.
8. Путин стал первым крупным политиком решившим реализовать на практике реформирование российской экономики путем ее структурной перестройки. Необходимо осуществить не только увеличение ВВП, но и его качественное изменение с тем, чтобы российская продукция содержала значительно больше прибавочной стоимости, без чего экономике невозможно избавиться от доминирования сырьевого сектора.
Замена Председателя Правительства во многом обусловлена нежеланием Касьянова реформировать экономику путем ее качественной перестройки. Представляя интересы крупных нефтяных компаний, Касьянов прямо или косвенно препятствовал тем революционным изменениям экономики, которые Путин требует осуществить от правительства РФ.
9. Осуществлены серьезные шаги по увеличению влияния российского капитала в странах СНГ, в том числе и за счет усиление интеграционных процессов и создания ЕЭП. Реализация данного проекта принесет экономические выгоды всем участникам и позволит России вернуть себе статус мировой державы в качестве лидера интеграционной группировки.

Блок третий: Личные качества.
1. Владимир Путин безусловно умен, спокоен и может толково говорить без бумажек. Его речь внятна и не растянута. Второй Президент молод и симпатичен, что безусловно импонирует большей части населения, которая устала видеть на экране либо людей, измученных болезнями, либо многословных болтунов, которые не могут отвечать за свои слова. В отличие от многих Путин весьма деловит, и работает по многу часов в сутки, совершает многочисленные деловые визиты не только за рубеж, но и внутри России, периодически оставаясь в тревожащем его регионе по нескольку дней. Слова Президента не расходятся с делом, он не дает пустых обещаний.
2. Президент уважаем всеми главами государств, о чем те не устают утверждать на совместных пресс-конференциях. Путина «допускают» к встрече с Римским Папой и английской королевой, к встречам, носящим исключительно имиджевый характер, поднимающий статус их участников. Более того у Владимира Путина много высокопоставленных знакомых, таких как Блэр, Буш, Берлускони, которые открыто заявляют о личной дружбе с российским лидером, что, возможно, обусловлено его хорошим знанием иностранных языков и профессиональным умением устанавливать контакты.
3. Впервые за долгое время россиянам не бывает стыдно за своего лидера. Путин не падает с моста, не дирижирует оркестрами, не спотыкается на приемах, не пресмыкается перед западными лидерами и т.д. Он по-настоящему подтянут, спортивен, может кататься на горных лыжах и летать на боевом истребителе. Он разительно отличается от Ельцина, который был неуклюж и отвратительно смотрелся на теннисном корте. В конце концов, Путин практически не болеет, и стране не приходится напряженно ожидать когда же Президент начнет «работать с документами».
4. Второй Президент решителен, что положительно его выделяет из целой череды остальных политиков. Приход Путина на пост Председателя Правительства показал резкий контраст между его решительными действиями по наведению конституционного порядка на Кавказе (обещанием бандитов «мочить в сортирах») и бесполезностью его предшественника Степашина, который после рабочей поездки на Кавказ, вернулся насмерть испуганный и произнес свое знаменитое «мы можем потерять Дагестан».
Особенно ярко решительность Путина проявилась при действиях властей во второй чеченской войне и событиях «Норд-Оста». Приказ о штурме Норд-Оста безусловно мог отдать только Президент, поскольку ни один промежуточный руководитель не рискнул бы взять на себя такие полномочия, да и ответственность за результат все равно была на Президенте.
Путин занял четкую позицию – не вступать ни в какие соглашения с преступниками, и дал свободу действиям силовых структур в вопросах ликвидации угрозы со стороны террористов. Он не струсил, он не повторил печальный опыт переговорщика-Черномырдина, который пытался личным общением с Басаевым решить проблемы с заложниками в Кизляре и Буденновске. Расчетливость и разумный риск Путина всегда давали позитивный импульс российским армии и спецподразделениям, которые справлялись с поставленными задачами, уверенные, что власть не предаст их. Норд-Ост был взят и, несмотря на потери, это была победа, причем чрезвычайно важная для мирового сообщества, ибо, в случае успеха террористов, Норд-Осты стали бы возникать по всему миру.
Подводя итог анализу достоинств второго Президента России, необходимо сказать, что, пожалуй, главным его достижением стало поднятие национальной гордости и усиление пассионарности русского народа, что является необходимым условием для прогрессивного развития страны. У граждан России впервые за долгое время пропало ощущение пустоты и бесцельности действий власти, и, рядом с верой в лучшее, в сердцах поселилась надежда на на него, которая вскоре может перерасти в долгожданную уверенность в завтрашнем дне.

III
Вместе с тем, любой анализ достоинств предусматривает необходимость проведения аналогичной операции с недостатками, и без него является неполным и недостаточно объективным, ибо недостатки могут перевешивать и затмевать достоинства. Безусловно, деятельность Владимира Путина можно подвергать критике, ибо и она имеет свои недостатки, которые условно можно разделить на два блока: неоправданные ожидания и издержки правления.

Блок первый: Неоправданные ожидания.
Учитывая тот факт, что Владимир Путин имеет еще достаточно возможностей для реализации своих планов в области управления государством, необходимо говорить о неоправданных ожиданиях как о том, что может быть исправлено с течением времени. Кроме того, надо сказать о том, что поскольку Путин является весьма перспективным руководителем, то и ожидания россиян от его деятельности были, возможно, несколько завышены. Тем не менее, можно выделить следующие на настоящий момент не решенные проблемы.
1. Отсутствие существенных шагов по структурной перестройке экономики. Несмотря на то, что Президент определил структурную перестройку в качестве важнейшего направления экономического развития, Россия по большому счету до сих пор остается страной-экспортером стратегического сырья и не более того. Значительного роста инновационных технологий и макроэкономического эффекта от их внедрения пока не наблюдается.
2. Отсутствие долгосрочной программы развития РФ. К сожалению, пока не обеспечена преемственность идей и действий нынешней власти. Часто создается ощущение, что все слишком сильно зависит от одного человека, и что позитивные начинания в его деятельности могут быть забыты с его уходом.
3. Не налажена четкая работа государственного аппарата. Идеи верховной власти недостаточно четко претворяются в жизнь, когда речь заходит о конкретных исполнителях на местах, что порождает тупиковую ситуацию, когда верхи не могут осуществить задуманное, потому что низы этого не хотят. Достаточно сильна еще бюрократизированность властей, не чувстввуется общей тенденции в действиях государственной машины, которая должна быть нацелена на развитие страны.
4. Не решена проблема коррупции, и прежде всего именно в государственной системе. Многие вопросы продолжают решаться именно коррупционным путем, тогда как это явление обязано быть изжитым из общественной жизни страны, которая надеется на существенный прогресс. Решение проблемы коррупции – очень трудная задача, возможно, требующая в том числе и корректировки сознания граждан, однако, без решения этой задачи нельзя рассчитывать на эффективность предпринимаемых властью шагов в деле обеспечения устойчивого развития России.
5. Существенное различие в экономическом развитии центра и периферии. Безусловный экономический и социальный подъем ведущих регионов РФ сильно контрастирует с убогой отсталостью отдаленных регионов страны, особенно тех, которые лишены богатых месторождений нефти и газа, способных дать существенный импульс для экономического роста. Проблема диспропорций в региональном развитии была всегда, и надо отметить, что она до сих пор не решена.
6. Несмотря на очевидное желание народов Белоруси и России, не предпринято существенных шагов по объединению двух государств, хотя само это объединение являлось одним из знаковых действий для власти. Все разговоры о создании одного государства, пусть даже на основе конфедеративного устройства, плавно затихли. Более того, ожидаемое ранее введение рубля в качестве единой валюты для двух стран также затормозилось. Что обсуждается и какие существенные решения принимаются межгосударственными органами – непонятно.
А между тем, именно объединение двух стран является важнейшим этапом в деле развития интеграционных процессов в странах СНГ. К объединенному государству могли потянуться многие страны, в том числе и такие как Армения, Украина, Казахстан, Молдова. Пока же Союз России и Беларуси плавно перешел в плоскость ЕЭП, позитивные экономические процессы в котором, несмотря на удовлетворенность работой группировки президентов стран, не столь очевидны для субъектов экономического поля и граждан государств, входящих в ЕЭП. Недостаточно интенсивная деятельность в рамках ЕЭП не позволяет поднять авторитет России на должный уровень и погасить или существенно снизить антирусскую пропаганду и русофобские настроения во многих регионах стран СНГ.
7. Наконец, не решена окончательно проблема Чечни, которая уже контролируется федеральной властью. В том числе, не обезврежены ведущие боевики (Басаев, Масхадов и другие), продолжающие не без успеха действовать, что не позволяет пока говорить об окончательной победе федерального порядка в Чеченской Республике.

Блок второй: Издержки правления.
Данные недостатки проявились именнов период правления второго Президента и могут быть объяснены неизбежными процессами и объективными причинами. И тем не менее.
1. Снижение уровня безопасности простых граждан из-за повысившейся угрозы совершения террактов. Сейчас никто в России не может быть абсоютно спокоен за свою жизнь, поскольку события начинают разворачиваться по израильскому варианту. Периодически вспыхивающие конфликты и проведение террактов уже в самых разных городах России говорит о том, что эта проблема, возможно, с течением времени будет все более актуализироваться. Такой сценарий развития событий является неприятным следствием активных действий власти по решению проблем незаконных военизированных формирований. Видимо, все же недостаточно активных.
2. Усиление влияния силовых структур на гражданское общество. Хотя этот пункт непосредственно связан с предыдущим и вытекает из него логически, необходимо отметить, что в последние годы российские силовые ведомства чувствуют себя слишком вольготно в обращении с простыми гражданами, которых нельзя заподозрить в связях с террористами. Сотрудники правоохранительных органов часто ведут себя беспардонно и совершенно безнаказанно совершают силовые акции против граждан. Вместе с тем, данный недостаток можно представлять как обратную сторону усиления федеральной власти и работу по наведению элементарного порядка в стране.
3. Ущемление свободы слова. Так называемые, «демократические», то есть критикующие власть, СМИ действительно испытывают на себе давление властей, несмотря на то, что особой едкой и резкой критики действия властей в России нет с ельцинских времен. И это закономерно: улучшилась власть – уменьшилась критика. Однако, только в последнее время, скажем, на НТВ были закрыты три передачи: Намедни, Свобода слова, Красная стрела, которые могли высказывать критические замечания в адрес властей. И данные решения весьма характерны для нынешней России. Это, безусловно, отрицательное явление, поскольку критика властей является необходимым условием их качественной работы. Особенно с учетом того, что оголтелости и надуманности критики времен передачи «Итоги» с Киселевым уже давно нет.
Возможно, что нападки на СМИ – дело рук излишне ретивых чиновников, а не осмысленная политика Президента, однако, в современной России все слишком сильно замыкается на первое лицо, и любую значительную тенденцию в общественной жизни принято увязывать именно с ним.

IV
Подводя итог проделанному анализу достоинств и недостатков работы Владимира Путина на посту Президента России, который позволяет осознать причины всенародной любви россиян к своему лидеру, необходимо отметить, что достоинства все же однозначно перевешивают.
В настоящий период времени, во многом под воздействием объективных причин, благодаря воле избирателей, Владимир Путин приобрел столь значительную власть, что сейчас невозможно говорить об эффективности системы сдержек и противовесов ветвей власти в современной России, поскольку Государственная Дума находится под полным контролем пропрезидентской фракции «Единая Россия», причем настолько, что может легко изменить Конституцию, обеспечив Путину право идти на третий президентский срок. Пока второй Президент приносит значительно больше пользы, такая ситуация с ветвями власти только способствует его деятельности и положительно сказывается на российской жизни. Важно, чтобы Путин не вылился в авторитарность власти в будущем.
Если мы вспомним таких президентов как Михаил Горбачев и Борис Ельцин, то они также в начале своей деятельности были чрезвычайно популярны в народе и прогрессивны. Однако, с течением времени, они выродились как позитивные политики и принесли значительный вред своей стране. Если бы они имели такую полноту власти, которой обладает сейчас Путин, то тяжесть последствий трудно даже представить. Будем надеяться, что Владимир Путин не повторит печальный опыт своих предшественников и до конца останется достойным лидером России.
 


Рецензии
Какое-то время назад уже познакомился с этой Вашей публикацией. А вот сейчас вновь захотелось к ней вернуться... В последнее время начинаю себе всё чаще задавать вопрос, который, очевидно, актуален и для многих других: «Почему президент в расцвете своих сил, на пике популярности, активно и целенаправленно возвращающий России её прежний статус мировой державы должен уйти?

Кому это нужно и кому это очень выгодно?

Александр Попов   19.08.2007 19:07     Заявить о нарушении
спасибо за рецензию
у меня есть еще две статьи на эту тему, но их я здесь не выставляю, ибо рассчитываю их разместить в печати
а эта статья была написана в 2004 году, кажется, когда я вел интернет дискуссию, которая здесь частично представлена под названием "Защита России"
теперь отвечу на ваш вопрос:
1-я не считаю, что Путин фактически уйдет из власти
2-весьма вероятно его возвращение через 4 года
3-его уход требует Конституция, и если он не уйдет, то авторитарное клеймо с него смыть не удастся
эти западные люди очень любят двойные стандарты :)
и Франклину Д.Рузвельту в США можно было три срока быть Президентом США, а русскому Президенту этого делать, конечно, нельзя :)

мне кажется, что Путин, решаясь уйти с поста, делает правильно,
если оставляет за собой в значительной степени контроль над ситуацией
а, будучи вне президентства, какое-то время, он сможет окинуть страну и перспективы развития свежим взглядом, незамутненным
и управлять Россией - это очень трудное дело
это большая ответственность и большая возможность
Путин сделал очень много
быть может, ему значительно видней, чем нам с вами, как сделать еще больше

Андрей Скрипцов   19.08.2007 23:06   Заявить о нарушении